Художественно- эстетическое воспитание дошкольников.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный,
систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития
у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать
ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание
эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту,
искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и
своеобразно,что оно выделяется из общей системы эстетического
воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства
составляет предмет художественного воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе
ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в
различные виды художественно- эстетической деятельности. Оно направлено
на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и
материальной культуры.
Актуальная проблема определяется тем, что художественно – эстетическое
развитие важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует
обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на
познание нравственной стороны действительности, повышает и
познавательную активность. Составляющей этого процесса становится
художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих
знаний.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира
детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное
творчество,живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возвраста
эмоционально- творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным
воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором
человеческих взаимоотношений.
Ведущая педагогическая идея художественно – эстетического воспитания-
создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности
через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую
музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Основная цель:
Создание системы работы по художественно- эстетическому воспитанию,
обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой
базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для
его самореализации.
Художественно- эстетическое направление развития ребенка.
Младший дошкольный возраст: Художественная литература ( развивать
способность слушать литературные произведения различных жанров и
тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведений;
обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности)
Изобразительное искусство ( формировать умение экспериментировать и
создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче
образов предметов).
Музыка ( развивать умение внимательно слушать музыкальные
произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в
разных видах деятельности и т.д.)
Старший дошкольный возвраст: Художественная литература ( продолжить
приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию
запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.)
Изобразительное искусство: ( продолжить развивать способность к
изобразительной деятельности, воображение и творчество).
Художественно- декоративная деятельность: ( воспитывать эстетическое
отношение к окружению и дизайну своего быта).
Музыка: ( продолжить формировать запас музыкальных впечатлений,
использовать их в разных видах деятельности).
Художественно- эстетическое воспитание дошкольников в летний период.
Художественно – эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его
рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали
эффективное воздействие на художественно- эстетическое развитие
личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным,
необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.
В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании
является красота природы, детская деятельность, организованная на участке
детского сада и за его пределами.
Реализация задач художественного- эстетического воспитания наиболее
оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
- максимальный учет возврастных и индивидуальных особенностей детей;
- основой художественно- эстетического воспитания является искусство и
окружающая жизнь.
- взаимосвязь художественно- творческой деятельности самих детей с
воспитательно- образовательной работой, дающей разнообразную пищу для
развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
- интеграция различных видов искусства и разнообразных видов
художественно- творческой деятельности , способствующая более глубокому
эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного
художественного творчества ; формированию образных представлений,
образного, ассоциативного мышления и воображения.
- уважительное отношение к результатам творчества детей , широкого
включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного
учреждения;
- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др;
- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам
изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не
только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с
простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь
более высокого уровня физического, умственного и художественно-
эстетического развития детей.
При правильном воспитании в дошкольном возврасте наиболее интенсивно
развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное
мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное
отношение к окружающим, сочуствие к их нуждам и переживаниям. Задача
педагогов- с учетом возврастных особенностей и возможностей дошкольника
воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как
способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять
ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве,
ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязаностям,
эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им
в случае необходимости.
При организации работы по художественно- эстетическому воспитанию
необходимо рационально использовать среду детского сада.
Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника Оборудование
помещений дошкольного учреждения должно быть безопасными, здоровье
сберегающим , эстетически привлекательным и развивающим.
В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату; где хранится
множество театральных костюмов для детей и взрослых . Они используются
при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом
помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой
деятельности дошкольников.
Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых
ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах,
картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возврастом
усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные
наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о
красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если
разумно потрудиться над ней.
Детей раннего возвраста не выводят на экскурсию за пределы территории.
Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить
клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и
наблюдения. На участках различные виды деревьев и кустарников. Дети
могут наблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами,
растениями. Все это обобщить в развлечениях( например «Теремок») на
которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами,
созревающими летом.
Для детей старшего возвраста дошкольного возможна организация похода в
ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо
пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и
головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и
птиц в разное время года ( см. «В лес за ландышами», «Собака – лучший
друг»)
В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны
быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая
обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие,
способствующая формированию умения занимать себя.
Практическая деятельность детей имеет важное значение для их
эстетического развития. И особое место занимает художественная
деятельность.
Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и
педагогами стоит непростой вопрос- как сделать жизнь ребенка радостной,
счастливой, и уберечь ее от опасностей.
В течении всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать
устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его
необходимостии ценности , уважение к труду и таланту мастеров. В
представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета»б
«Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День
рождения», дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями
русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют
русские народные песни, играют в народные игры.
Воспитатель Г.А.Махмудова.