Автор: Алексеева Ольга Геннадьевна
Должность: учитель истории, обществознания, права
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 16
Населённый пункт: г.Карпинск, Свердловская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование УУД на уроках истории и обществознания.
Раздел: среднее образование
1.ГОСТИ ВХОДЯТ В КЛАСС, Я ПОГРУЖАЮ ИХ В СИТУАЦИЮ.
Универсальные
учебные
действия
тесно
связаны
с
достижением
метапредметных
результатов,
то
есть
таких
способов
действия,
когда
учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного
процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня,
когда
от
выпускника
школы
требуются
мобильность,
креативность,
способность
применять
свои
знания
на
практике,
умение
мыслить
нестандартно.
Вот и мы с вами сегодня представим себя в роли наших учеников и
попытаемся приобрести новые знания, а так же понять в какой области мы
сможем их применить. Но части из нас выпадет роль посмотреть на это
критически с точки зрения эксперта.
2. ДЕЛЕНИЕ ГОСТЕЙ СЕМИНАРА НА ГРУППЫ: УЧЕНИКИ – ЭКСПЕРТЫ.
Так
как
игровая
тема
нашего
занятия «Культура
и
повседневный
быт
Древнерусского государства», то и разделиться по группам я предлагаю вам следующим
образом: мы будем тянуть жребий ( из мешочка вытаскиваем кубик (кубики сделаны из
глины) – если круг – ученик, если квадрат – эксперт).
3.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО МЕСТАМ.
4.НАЗВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОГРУЖЕНИЕ В СИТУАЦИЮ.
(СЛАЙД Тема урока)
Самым доступным материалом для письма была береста,
вот и вы сегодня получаете свои «Берестяные грамоты».Давайте
посмотрим, что они скрывают.
5.Выполнение задания 1, инструктаж
Давайте определим территорию проживания наших предков.
Выберите
цвет,
соответствующий
территории,
где
было
основано
Древнерусское государство. Запишите ответ. Ответ___________________
6.Выполнение задания 2, инструктаж
А теперь давайте поработаем с датами…
Перед вами цифровая цепочка 8628829881113.
Разделите её на исторические даты, и назови соответствующие события.
У
вас
есть
подсказка -
адаптированные отрывки
из
исторического
источника «Повести временных лет» созданной в 1113году. Ответ
запишите в виде таблицы. Даты записывайте в порядке возрастания,
начиная с наименьшего числа, согласно цифровой цепочке.
Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но
вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на
ся». В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и
финно-угры со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да
поидете
княжить
и
володеть
нами»
решили
обратиться
к
соседям-варягам,
называвшимися
русью,
и
их
князю
-
Рюрику,
с
братьями
Синеусом
и
Трувором.
Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в
Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882
году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и
Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские
племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде,
произошло образование русского государства.
Много славных дел было, а в 988 году
«…Вернувшись в Киев из Херсонеса,
Владимир
повелел
уничтожить
языческих
идолов,
…
Статую
Перуна
привязали
к
конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду...» Князь стремился
продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять
за себя «…после разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян
в христианство… Пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей
Киева в Днепре…»
6.Выполнение задания 3, инструктаж
А теперь я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Клад в
3 шага».
Для Древней Руси (и не только) клады являются неоценимыми
историческим источником. Наши сведения о той эпохе удивительно
бедны. А по предметам, обнаруженным в кладах, мы можем судить
о
древнерусском
искусстве,
истории
одежды,
перемещениях
населения, торговле и ремёслах… Давайте и мы поищем клад.
Возьмите
свои
«Берестяные
грамоты»
и
пройдите
к
этим
столам.
Прочитайте условия игры (алгоритм действий):
Шаг 1.
1) в
сундуке
спрятан
клад
–
описание
предмета,
связанного
с
культурой или традициями восточных славян;
2) открой сундук и прочитай описание клада;
3) задача кладоискателя: угадать по описанию, что там находится;
4) каждый выполняет (угадывает) по 1 предмету;
5) отгадай предмет, объясни, почему назван именно этот предмет
(возможно, тебе подсказали какие – то слова из описания).
Ты можешь проверить свою отгадку, перевернув листок под
сундуком.
Шаг 2.
Назови: в процессе угадывания, что явилось способом, а что
результатом? Напиши букву, выбранного варианта ответа.
А- Результат – выполнить задание, способ – помощь зала.
Б - Результат – оценка, способ - угадать
В- Результат – назвать предмет, способ – выделить существенный
признак.
Г- Результат – важна не победа, способ – участие.
Шаг 3. Для выполнения этого задания объединись в группу с
любыми учениками. По своему желанию – загадай свой предмет в
группе.
Запиши ответ:
1) отгаданный предмет
_______________________________________________
2) если можешь - поясни почему, ты так решил
____________________________
3) буква варианта ответа
_______________________________________________
7.Самооценка (слайд)
Работаем с таблицей результатов выполнения заданий