Автор: Шулепина Вера Дмитриевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ " Школа№182"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта к практической работе по химии
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока по химии
1.
Класс: 7а Дата: Предмет химия ( учитель Шулепина В.Д.)
2. Тема урока:Практическая работа «Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества»
3. Место и роль урока в изучаемой теме: : данный урок проводится как практическая работа в рамках пропедевтического курса
изучения химии.
Цель деятельности учителя
(цель урока)
Познакомить учеников с навыками и правилами приготовления растворов,
стимулировать
развитие
интереса
к
химии, сформировать
у
учащихся
осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в
растворе», используя межпредметные связи.
Тип урока (см. таблицу 1)
практическая работа ( урок- практикум)
Планируемые
образовательные
результаты
(есть в раб. программе)
Предметные
: Научится: Оперировать понятиями раствор, растворитель,
концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа,
нахождение числа по его части, строить логическую цепочку рассуждений,
сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Доказывать и опровергать с помощью конкретных примеров утверждения.
Ученик получит возможность повторить и откорректировать знания по
теме: «Решение задач на растворы».
Углубить и развить представления о решении задач на растворы.
Исследовать новые простейшие, необычные представления о числовых
закономерностях в решении задач.
Метапредметные : Познавательные:
- Выдвижение гипотез и их обоснование;
- Умение составлять схемы и уравнения к текстовым задачам.
- Поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: Коррекция; Целеполагание
Коммуникативные: Эффективно
сотрудничать
и
с по с об с т воват ь
продуктивной кооперации
Личностные : Развитие логического мышления, внимания;
-Развитие математической и химической речи;
-Развитие интереса к предмету;
Методы и формы обучения
(см. таблицу 1)
Форма обучения: индивидуальная, парная, групповая ; Методы обучения:
наблюдение,частично-поисковый, исследовательсткий
Образовательные
ресурсы
(адреса
сайтов,
ссылки
на
источники)
учебник
(О.С.
Габриелян,
И.Г.
Остроумов,
А.К.
Ахлебинин.
Химия
вводный курс. 7 класс. М.; дрофа, 2015);
оборудование для проведения
учебного эксперимента
Оборудование (см. таблицу 1)
1)
весы
и
разновесы,
2)
химический
стакан,
3)
мерный
цилиндр,
4)
стеклянная палочка, 5) ложечка для насыпания твердых веществ, 6) стакан
с водой, 7) поваренная соль.
О с н о в н ы е
п о н я т и я
( п о
предмету)
раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, нахождение
процента от числа, нахождение числа по его части, построение логической
цепочки рассуждений, сопоставление полученного результата с условием
задачи.
Организационная структура урока
Этапы урока
З а д а н и я
д л я
учащихся,
выполнение
которых
приведет
к
д о с т и ж е н и ю
планируемых
результатов
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Формы
организации
взаимодейств
ия
УУД
1.Организационн
ый момент
Самоорганизация
на работу
Приветствие, проверяет готовность
к
у р о к у .
З д р а в с т в у й т е !
Присаживаетесь.
Посмотрим,
все
ль
в
порядке:
книжка,
ручки
и
тетрадки. Позвонил сейчас звонок
начинается урок
Готовность
у ч а щ и х с я
к
уроку.
Приветствуют
учителя.
фронтальная
Личностные
УУД : выражает
положительное
отношение к
процессу
познания,
желание узнать
новое,
проявлять
внимание.
Регулятивные
УУД:Нацеливае
тся на
успешную
деятельность.
2.Проверка
домашнего
задания
Проверка
выполненной
домашней
работы
согласно
комментариям
учителя
П р о в е р я е т
д о м а ш н е е
задание,Контролирует
п р а в и л ь н о с т ь
о т в е т о в
обучающихся.
Взаимодействую
т с учителем во
в р е м я проверки
домашнего
задания,
осуществляемог
о
в о
фронтальном
режиме.
Фронтальны
й опрос
Регулятивные: к
онтролирует
и
оценивает
свою
деятельность
3.
Целеполагание
Активный
диалог
с учителем
Сегодня
на
уроке
мы
будем
работать
с
двумя,
веществами.
Давайте их определим:
о первом
вы узнаете, если отгадаете загадку:
Очень
послушная,
я
м я г ка я ,
добродушная,
Но
когда
я
захочу
Даже
камень
источу.
второе
вещество вы обнаружите на кухне:
оно
твердое,
кристаллическое,
не
имеет запаха, хорошо растворяется
в
воде;
людям,
ст радающим
г и п е р т о н и е й
( п о в ы ш е н н о е
а р т е р и а л ь н о е
д а в л е н и е ) ,
рекомендуют
ограничить
прием
этого вещества.
Закончите фразу
: имея воду и соль можно…
А
теперь сформулируйте тему урока :
( в н и м а н и е
н а
д о с к у )
Приготовление…
с
за д а н н о й
массовой долей… …
Определите
цель,
исходя
из
темы
урока
Цель:
научится…
Где мы можем использовать данные
знания в жизни?
Отгадывают
загадку
(вода)
Определяют
вещество
(поваренная
соль)
Заканчивать
фразу:
приготовить
раствор
Учащиеся
формулируют
т е м у
у р о к а ,
вставляя
пропущенные
слова
Учащиеся
определяют цель
урока,
заканчивая
фразу. Учащиеся
о т в е ч а ю т
н а
вопрос.
фронтальная
Познавательные
: формулирует
познавательную
цель,
Формулирует
проблемы,
умеет
определять
границы своих
знаний
Регулятивные: п
ланирует свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей
4.Операционно-
исполнительный
этап:
1.
актуализация
знаний
Переходим
к
следующему
этапу
у р о к а ,
р е ш а е м
с и т у а ц и ю .
«Повторение
–
мать
учения»
Поясните
следующие
записи:
1)
Компонент раствора 2) ω(в-ва) = ·
100% 3) m р-ра = …. + …. m (Н2О)
= …. + …. 4) m V m (Н2О) = 5) ρ
(Н2О)
=
Все
готовы
работать
Учащиеся
комментируют
записи на доске
Фронтальная
Личностные
УУД: оценивать
собственную
деятельность
и
деятельность
своих
одноклассников.
Метапредметны
дальше?
Для
дальнейшей
работы
вам
потребуется
тетрадь.
Запишите:
-
число - практическая работа № 3 -
тема работы - оборудование - ход
Учащиеся
р а б о т а ю т
с
Самостоятел
ьная работа
е
У У Д :
воспроизводить
п о
п а м я т и
информацию,
развивать
свои
мысли, слышать
других.
Предметные
У УД :
у м е т ь
характеризиров
ать компоненты
раствора,
знать
ф о рм ул у
д л я
определения
концентрации
раствора.
Личностные
УУД:
аккуратность
при
оформлении
работы.
Метапредметны
е
У У Д :
удерживать
цель
деятельности до
получения
результата.
2 .
Р а б о т а
с
тетрадью
работы
-
таблица
для
отчета
Основание!
№
п\п
Мои
действия
Наблюдаю Вывод
Тетради готовы? «Если действовать
не будешь, Ни к чему ума палата» -
под
т аким
девизом
п р о й д е т
с л е д у ю щ и й
э т а п
у р о к а .
Приготовление раствора по числу
ложечек на стакан воды – способ
вполне приемлемый, но только для
кухни.
Трудно
представить
себе
химика,
п р и го т а в л и в а ю щ е го
раствор таким образом. А мы уже с
в а м и
х и м и к и ?
В а ш и
предположения?
Задание – определите массу соли и
объем
воды,
необходимых
для
приготовления
I.
–
50
г
5%
раствора; II. – 70 г 4% раствора; III.
–
80
г
3%
раствора
Ситуация
«Расчитай-ка»
тетрадью
Ученики
записывают
в
таблицу:
З а д а н и е
–
определите
массу
соли
и
о б ъ е м
в о д ы ,
необходимых
для
приготовления I.
–
5 0
г
5 %
раствора; II. – 70
г
4%
раствора;
III.
–
80
г
3%
раствора
Ситуация
«Расчитай-ка» 1.
Выполнение
расчетов
Дано:
Решение:
Далее
ученики
выполняют
Р а б о т а
в
парах
Личностные
УУД: проявлять
желание больше
узнать;
применять
правила
делового
сотрудничества.
Метапредметны
е
У У Д :
смысловое
чтение,
осознанно
владеть
общим
приемом
решения задачи,
выстраивать
последовательн
ость
необходимых
операций.
Предметные
УУД: закрепить
умения
производить
р а с ч е т ы
п о
формуле
массовой
доли
расчеты
предложенных
заданий
вещества
5.Экспериамент
Выполнение
з а д а н и й
п о
образцу,
соблюдение ТБ
По сле
выполнения
р а сч е т о в
п е р е ход и м
к
э к с п е р и м е н т у,
с о б л юд а я
п р а в и л а
т е х н и к и
безопасности!
Ситуация
«Готовим
раствор»
Ситуация «Отчитайся» Приступаем
к составлению отчета; в этом нам
поможет учебник (стр. 77 – 78)
Ребята,
а
теперь
давайте,
какой
вывод
вы
записали
в
с во и х
тетрадях.
Ученик на весах
отмеряет соль и
помещает
её
в
химический
стакан.
Другой
у ч е н и к
с
помощью
мерного
цилиндра
отмеряет воду и
приливает
её
к
соли
в
стакане.
Далее
пооочереди
перемешивают
содержимое
с т а к а н а
д о
полного
растворения
соли в воде.
Обучающиеся
со ст авля ют
в
тетрадях отчет о
проделанной
работе.
Формулируют
вывод
(записывают
в
т е т ра д ь):
«…
Р а б о т а
в
парах
Личностные
УУД: проявлять
и н т е р е с
к
учебной
деятельности,
справляться
с
поставленной
целью;
усвоения
правил
безопасного
поведения
во
время
проведения
эксперимента.
Метапредметны
е
У У Д :
распределять
обязанности
в
паре, оценивать
весомость
приведенных
рассуждений.
Предметные
УУД: закрепить
умения работать
с лабораторным
оборудованием.
при образовании
… исчезают …,
но
сохраняются
… ,
ко т о р ы м и
они образованы»
(пропущенные
термины:
раствор,
вещества,
частицы)
Учащиеся сдают
т е т р а д и
н а
проверку
6 . Рефлективно-
оценочный этап
Активный
диалог
с учителем
Давайте подведем итог работы на
у р о к е ,
и с п о л ь з у я
г л а г о л ы ,
записанные на доске: закрепил …
н а у ч и л с я
…
с п р а в и л с я
…
понравилось … удивился …
Учащиеся
подводят
итог
урока
Фронтальная
,
индивидуаль
ная
Личностные
УУД:
выражать
собственные
м ы с л и
и
чувства
правильно
понимать
себя,
осуществлять
самооценку.
Метапредметны
е
У У Д :
осуществлять
рефлексию,
проводить
анализ
собственной
работы,
оценивать
уровень
собственной
деятельности.
7. Д/з,
инструктаж
по
его выполнению
Восприятие
поставленных
з а д а ч
д л я
самостоятельного
выполнения дома
§ 14 решить задачи
Учащиеся
записывают
домашнее
з а д а н и е
в
дневник
индивидуаль
ная
Личностные
УУД: проявлять
свое отношение
к
у ч е б н о й
деятельности.
Метапредметны
е
У У Д :
реализовывать
цель
деятельности;
выявлять
особенности
в
содержании
текста,
анализировать
его.
Предметные
УУД:
ум е н и е
выполнять
предложенные
задания