Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Автор: Муравьева Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка" Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Раздел: дошкольное образование
Воспитатель Муравьева
Е.Ю.
В наше время, в век «кoмпьютеров» мaтематика в той или иной мере нужно
огромному
числу
людей
различных
профессий,
не
только
математикам.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не
только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены
огромные
возможности
для
развития
мышления
детей
в
процессе
их
обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы.
Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе
дошкольного образования. Она oттачивает ум ребенка, развивает гибкость
мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в
обучении математике.
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие
ребенка.
Оно
не
сводится
к
тому,
чтобы
научить
дошкольника
считать,
измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности
видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости,
умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Знакомство
детей
с
новыми
материалами
осуществляется
на
основе
деятельного
подхода,
постигается
путем
самостоятельного
анализа,
сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и
образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом
отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного
возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для
них
–
труд, игра
для
них
-
серьезная
форма
воспитания.
Игра
для
дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться
средством
воспитания,
если
она
будет
включаться
в
целостный
педагогический процесс. Руководя игрой, оргaнизуя жизнь детей в игре,
воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на
чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для
воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру,
есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний,
формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом,
между
прочим,
одно
из
основных
противоречий
игры
как
средства
воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть
средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени
это
проявляется
в
так
называемых
дидактических
играх.
Характер
разрешения
этого
противоречия
и
определяет
воспитательную
ценность
игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как
деятельности,
заключающей
цель
в
самой
себе,
то
воспитательная
ее
ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в
игровых
действиях,
целью
которых
и
для
их
участников
является
этой
дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию
математической
сущности
вопроса,
уточнению
и
формированию
математических
знаний
учащихся.
Дидактические
игры
и
игровые
упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих
игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и
педагогом
начинают
носить
более
непринуждённый
и
эмоциональный
характер.
1.Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети
строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки
предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных
треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек.
Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется
характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9
квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических
простейших
математических
объектов,
свойств.
Это
игры
«Логические
таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры
учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью
символов.
3
. Использую
загадки
математического
содержания.
Они
оказывают
неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений
доказывать правильность суждения, владения умственными операциями
(анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются, если
правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс.
Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая
задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные
операции.
4. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в
том,
чтобы
воссоздать
на
плоскости
силуэты
предметов
по
образу
или
замыслу.
5. Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах
необычны.
Оно
лишь
косвенно
напоминают
математическую
задачу.
Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о
решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты
да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной
палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол
стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)