Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной програме "От края и до края замли родней не знаю"
Автор: Сазонова Зинаида Тимофеевна Должность: педагог до Учебное заведение: МКУ ДО ТР ЦДТ "Аист" Населённый пункт: с. Туруханск Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной програме "От края и до края замли родней не знаю" Раздел: дополнительное образование
дополнительного образования детей Туруханский районный
Центр детского творчества «Аист»
Рекомендована решением
методического совета
МКОУ ДОД ТР ЦДТ
Протокол №__ от _____20___ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ ДОД ТР ЦДТ
_______________З.Т.Сазонова
Приказ №___ от ______20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2016 – 2017 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«
»
Форма реализации программы – очная;
Год обучения – 1
Название коллектива - Краеведы
Возраст обучающихся – 9 лет.
Составитель:
Сазонова З.Т.
(ФИО педагога)
педагог дополнительного
образования
МКОУ ДОД ТР ЦДТ.
Приложение 2
(Обратная сторона титульного листа)
Автор дополнительной общеобразовательной программы
«От края и до края родней земли не знаю»
__________________________________________________
ФИО (педагог, разработавший дополнительную общеобразовательную программу)
Сазонова Зинаида Тимофеевна
ФИО педагога(ов), реализующего(их) дополнительную общеобразовательную
программу:
Сазонова Зинаида Тимофеевна
_________________________________________
_________________________________________
Председатель Методического совета
_________ (___________________)
подпись (Ф.И.О)
Приложение 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы
Туристко-краеведческая
2.
Вид (тип)
дополнительной
общеобразовательной
программы
очная
3.
Уровень
дополнительной
общеобразовательной
программы
Основное общее образование
4.
Особенности
обучения
в
текущем
у ч е б н ом
год у
п о
дополнительной
общеобразовательной
программе
(особенности
реализации
с о д е р ж а н и я
в
конкретном
учебном
году:
подготовка
к
знаменательным
д а т а м ,
ю б и л е я м
детского
объединения,
учреждения,
реализация
тематических
программ,
проектов,
причины
замены
тем
п о
с р а в н е н и ю
с
дополнительной
общеобразовательной
программой и т.д.)
Особенностями является – смешанный коллектив, из 6
человек, 4 –мальчиков.
5.
Особенности
организации
образовательного
процесса по
дополнительной
Общее количество часов – 144, по 4 часа в неделю.
Теория – 57 часов.
Практика – 87 часов.
общеобразовательной
программе с
указанием:
количества
учебных часов по
программе;
количества
учебных часов
согласно
расписанию;
информации
об
изменении
с р о ко в
и / и л и
времени
изучения
отдельных
тематических
блоков (разделов)
с
у к а з а н и е м
п р и ч и н
и
целесообразност
и изменений
6.
Цель
рабочей программы
на текущий учебный
год
Формирование коллектива.
Общее знакомство с особенностями своей малой Родины.
Мотивация к изучению предмета.
В первый год обучения закладываются основы
будущих знаний и умений. Педагог учит детей коротким
устным ответам, ведению записей творческих работ,
участию в различных занятиях с итоговыми элементами,
а также закрепляет навыки устной речи и обогащение
словарного
запаса
детей.
При
проведении
занятий
проводится работа детей в альбомах для творчества.
Кроме рисунков, схем, сочинений детей по темам данной
программы собираются статьи из газет, фотографии,
открытки.
Педагог
старается
увл ечь
д ет е й
оформлением
своего
альбома,
который
в
конце
года
может
превратиться
в
энциклопедию
народных
традиций,
собранную
самим
ребенком.
Используются
материалы
из
истории
Красноярского
края
и
Туруханского района. Больше количество часов выделено
на практическую часть.
7.
Задачи на
конкретный учебный
год для конкретной
учебной группы
1. Узнать родословную своего рода.
2. Уметь называть достопримечательности и особенности
природы своего края.
3.
Создать
и
уметь
читать
рисунки
узоров
народов
проживающих на территории нашего края.
4. Написать сказку о своей малой Родине.
5. Составить фотоальбом.
6. Разработать игру-викторину о своем крае.
8.
Режим
занятий
в
текущем
учебном году (указать
продолжительность
и
количество занятий в
н ед е л ю
с о
в с е м и
в а р и а н т а м и
и
обоснованием выбора
варианта,
продолжительность
учебного
часа,
если
она
отличается
от
академического часа)
Занятия очные, продолжительность 40 минут, перерывы –
10 минут.
9.
Формы занятий и их
сочетание (пояснить,
чем обусловлен выбор
конкретных форм
учебных занятий)
1 год обучения насыщен экскурсиями.
Дополняют
занятия
встречи
с
интересными
людьми,
очевидцами событий.
Подготовка и проведение этнографических праздников.
Работа с источниками.
10.
Изменения ,
внесенные в
дополнительную
общеобразовательную
программу,
необходимые для
обучения в текущем
учебном году и их
обоснование
(информация об
изменении
содержательной части
дополнительной
общеобразовательной
программы,
обоснование
изменений, описание
резервов, за счет
которых они будут
реализованы
Изменений нет.
11.
Ожидаемые
результаты и
способы определения
Мониторинг:
1 полугодие – праздник «Посиделки»
их результативности в
текущем учебном
году (результаты и
способы измерения
результатов для
конкретного года
обучения, форма
проведения
промежуточной и
итоговой аттестации
2
полугодие
–
фотоколлаж,
игра-викторина,
каждый
готовит свой вопрос.
Приложе
ние 4
Учебный план
по дополнительной общеобразовательной программе
«От края и до края земли родней не знаю»
на 2016-20_17 учебный год
№
п/п
Дата
проведения
занятия
Тема
занятия
Количество часов
Форма
занятия
Форма
контроля
Примечание
Теория
Прак-
тика
1.
01.09-
04.09.
Введение
в
программу
2
2
игра
Панно
«Вот
мы
какие!»
06.09.-
14.09.
Я и моя
история.
2
4
Час
общен
ия
Устный
рассказ
15.09-
25.09
История
моей
улицы
2
4
Экскур
сии
по
улицам
Туруха
нска,
виктор
ина
Выстав
ка
рисунк
ов
27.09.-
09.10
«Туруханс
к - моя
малая
родина»
8
4
Экскур
с и я
в
монаст
ырь
Мини-
сочине
ния
2.
11.10-
16.10
Введение
в мир
природы
севера
2
2
Экскур
с и я
в
библио
теку,
встреч
и
Конкур
с
чтецов
18.10-
26.10
Невидимы
е нити
природы
2
4
Экскур
с и я
в
леснич
ество
Памятк
и
27.10-
06.11
Природны
е
з о н ы
края.
Карта
природных
зон
Красноярс
кого края.
2
4
Экскур
с и я
в
краеве
дчески
й
музей
фотогр
афии
0711-
22.11
Заповедни
ки и
музейные
комплексы
.
Заповедни
к
«Столбы».
3
4
Встреч
а
с
очевид
цами
Выпуск
страни
чки
«Это
интерес
но!»
23.11-
04.12.
Центральн
ый
Сибирский
биосферн
ый
заповедни
к
Туруханск
ого района
2
5
Просм
отр
видеоф
ильма
Состав
ление
кроссво
рда
06.12-
30.12
Полезные
ископаемы
е,
распростр
аненные в
своей
местности
(2-3
названия),
их
использов
ания
человеком
.
Местонахо
ждение на
карте.
6
10
Работа
с
коллек
цией
минера
лов,
Подгот
овить
рассказ
об
одном
полезн
ом
ископае
мом
3.
12.01-
28.01
Традиции
и
б ы т
народов,
проживаю
щ и х
н а
территори
и
Красноярс
кого края,
в
т о м
числе
коренных
4
10
Работа
с
инфор
мацион
ными
источн
иками,
экскур
с и я
в
Устные
рассказ
ы,
праздн
ик
«Север
ные
посиде
лки»
малочисле
нных
народов
Севера.
музей
31.01-
08.02
История
костюма и
националь
ные
особеннос
ти.
Орнамент
2
4
Встреч
а
с
умельц
ами
Поделк
а
и з
бисера
09.02-
23.02
Промыслы
.
Материал,
используе
м ы й
д л я
развития
промыслов
2
6
Просм
отр
фильма
«Дети
одной
реки»
Мини-
отчет
28.02-
12.03
Коллекции
народных
промыслов
и
декоратив
но-
прикладно
го
искусства
в ведущих
краеведче
ских
музеях
Красноярс
кого
края
и
Туруханск
ом
краеведче
ском
музее.
-
8
Работа
с
инфор
мацион
ными
источн
иками,
экскур
с и я
в
краеве
дчески
й
музей
Виктор
ина,
кроссво
рд
4.
14.03-
24.03
Символика
села,
района,
края.
6
4
Встреч
а
с
очевид
цем
Рисунк
и,
устные
рассказ
ы
04.04-
12.04
Важные
события
Туруханск
ого
края,
Туруханск
ого
района.
2
4
Работа
с
инфор
мацион
ными
источн
Мини-
сочине
ния,
зарисов
ки
Важные
сведения
из истории
района,
села.
Будущее
села
Туруханск.
иками,
встреча
с
очевид
цами
13.04-
30.04
Экскурсии
по
достоприм
ечательны
м местам
села,
прогулки
6
2
Экскур
сии
по
памятн
ым
местам
Фотоот
чет,
коллаж
10.05-
31.05
И г р а
–
конкурс
«Знатоки
родного
края»
4
6
Работа
синфор
мацион
ными
источн
иками
игра
Приложение 5
Учебно-методические средства обучения
Краткое
о п и с а н и е учебных
методических
пособий
д л я
педагога
и
о бу ч а ю щ и хс я
(методический,
дидактический,
информационный,
справочный
материал
н а
р а з л и ч н ы х
но сителях,
о б о руд о ва н и е ,
специальную
литературу
и
т.
д.);
Информационные источники см. приложение № 6
К р ат ко е
о п и с а н и е заданий
(темы проектов и исследований,
сочинений и наблюдений, игр и
т.д.);
Направленность краеведческая
П е р е ч е н ь материалов
по
индивидуальному
сопровождению
р а з в и т и я
л и ч н о с т н ы х
р е з у л ь т а т о в
о б у ч а ю щ и х с я
(методики
психолого-педагогической
диагностики личности, памятки
для детей и родителей и т. П.);
-
П е р е ч е н ь материалов
по
р а б о т е
с
д е т с к и м
коллективом
( м е т о д и к и
диагностики
уровня
развития
л и ч н о с т и , сформированности
коллектива,
с ц е н а р и и
коллективных
мероприятий
и
дел, игровые методики);
Использование методики КТД, праздники, чаепития.
С
п
и
с
о
к обязательной
литературы
и
музыкального
материала (по необходимости)
для конкретного учебного года
См. приложение № 6
Приложение № 6
Информационные источники, используемые учащимися:
1.
Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока.–
Красноярск, 1989.
2.
Арктика
–
мой
дом.
Народы
Севера
Земли.
Полярная
энциклопедия
школьника. М.: Северные просторы, 2001
3.
Арктика – мой дом. Природа Севера Земли. Полярная энциклопедия
школьника. - М.: Северные просторы, 2001
4.
Данилов А.А. Справочник школьника: История России IX-XIX века. – М.:
Дрофа, 1999.- 416 с.
5.
Дневник школьника Красноярского края, Красноярск, 2004
6.
Зверева Р.П. Страна моя оленья.- Новосибирск: новосибирское книжное
издательство, 1989.
7.
Золотая книга Красноярского края.Красноярск, 2004
8.
Золотые сказы Енисея. Красноярск, 2007
9.
Ермаков В. Большая медведица: сказки народов Севера. Красноярск,
1990
10.
Край Туруханский. - М.: 2008.
11.
Кублицкий Г. И. Уходит река к океану. 1976 г.
12.
Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах
исследователей (XVII-XX в.) – М.: Северные просторы, 2002
13.
Немтушкин А. Метки на оленьем ухе. Красноярск, 1998
14.
Немтушкин А. Мне снятся небесные олени. М.: «Современник»,
1987
15.
Повесть
о
Блаженном
Василии
Мангазейском
и
о
начале
Туруханского Троицкого монастыря, 2004
16.
Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.- М.:
Северные просторы, 2002
17.
Путеводитель Красноярского края. 2004
18.
Сказки народов Севера/Сост. В.В. Винокурова, Ю.А. Сем; С 42
Худож. А.М Гусаров. – Л.: Просвещение, Ленингр. от-ние, 1991.
19.
Слово родного края. Красноярск, 1997
20.
Статейнов Анатолий. «Роев ручей» Красноярск, 2007
21.
Тешкин Ю. В день первого снега. М.: Современник, 1990
22.
Тихая моя Родина: Стихотворения отечественных поэтов XX века.
М.: Астрель - Аст, 2004
23.
Туруханск
–
северная
вотчина
государства
российского.
Красноярск, 2004.
24.
Час мужества: Стихи о войне. М., 2005
25.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь
русского языка: Значение и происхождение слов.- М.: Дрофа; Русский
язык, 1997. –т 400с.
26.
Я живу в России. М.: Просвещение, 2001
Информационные источники, используемые педагогом:
1.
Арктика – мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых
людей. Полярная энциклопедия школьника. М.: Северные просторы, 2001
2.
Арктика
–
мой
дом.
Народы
Севера
Земли.
Полярная
энциклопедия
школьника. М.: Северные просторы, 2001
3.
Арктика
–
мой
дом.
Природа
Севера
Земли.
Полярная
энциклопедия
школьника. - М.: Северные просторы, 2001
4.
Баранов
А.А.
Особо
охраняемые
животные
Приенисейской
Сибири.
Красноярск, 2006
5.
Булатова Н.Я. Эвенкийские сказания. Санкт - Петербург: «Дрофа», 2008
6.
Была война и была победа. Красноярск, 2005
7.
Вернер Г.К. Словарь кетско-русский и русско-кетский. Санкт-Петербург:
«Дрофа», 2002
8.
Волина
В.В.
В
гостях
у
природы.
Санкт
-
Петербург:
Виктория
-
Специальная Литература, 1997
9.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
10.
Край Туруханский. - М.: 2008.
11.
Красноярск в четырёх веках 1628-2003. И.Д. «Издательство проекты»,
2003
12.
Кривоногов В.П. Кеты на пороге тысячелетия. Красноярск, 1998
13.
Кетские
народные
сказки.
Красноярск,
2006
Кетские
сказки.
Санкт-
Петербург: Отделение издательства «Просвещения», 1998
14.
Комарова Т.Тем, кто в забвенье брошен был судьбой. Красноярск, 2007
15.
Ледкова Ю.А. Русский язык
в условиях двуязычия. Санкт-Петербург:
«Дрофа», 2008
16.
Максунова З.В. Краткий кетско-русский словарь. Красноярск, 2001
17.
Народы
Севера
и
Сибири
в
условиях
экономических
реформ
и
демократических преобразований. М., 1994
18.
Николаева Г.Х. Картинный словарь кетского языка. Санкт-Петербург:
Филиал издательства «Просвещения», 2004
19.
Никто не забыт. Красноярск, 2005
20.
Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 3./Сост.
Быконя Г.Ф. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1995. – 432 с., ил.
21.
Повесть о Блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского
Троицкого монастыря. 2004
22.
Поэзия
народов
Крайнего
Севера
и
Дальнего
Востока
России.-
М.:
Северные просторы, 2002
23.
Путеводитель Красноярского края. 2004
24.
Русско-кетский
тематический
словарь.
Санкт-Петербург:
Филиал
издательства «Просвещения», 2007
25.
Сафьянникова Т.М. Декоративно-прикладное искусство эвенков. Санкт-
Петербург: «Дрофа», 2008
26.
Сказки народов Севера/Сост. В.В. Винокурова, Ю.А. Сем; С 42 Худож.
А.М Гусаров. – Л.: Просвещение, Ленингр. от-ние, 1991.
27.
Туруханск
–
северная
вотчина
государства
российского.
Красноярск,
2004.
28.
Час мужества: Стихи о войне. М., 2005
29.
Черемисина М.И. Языки коренных народов Сибири. Новосибирск, 1992
30.
Шаповалова
Л.И.
Открыть
красоту:
художественная
культура
Красноярского края. Красноярск, 2006
31.
Шла война народная, 1941-1945. Красноярск, 1985
32.
Щапова Д.А. Материальная культура эвенков в иллюстрациях. Санкт -
Петербург: «Дрофа», 2008
33.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.