Автор: Добрынина Анастасия Ефимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №55 "Северяночка"
Населённый пункт: г.Вологда
Наименование материала: Проект
Тема: "Моя семья,мой детский сад"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 55 «Северяночка»
Проект
"Моя семья – мой детский сад"
Воспитатель: Добрынина Анастасия Ефимовна
2016 г.
Проект "Моя семья – мой детский сад"
Проект
"Моя
семья
–
мой
детский
сад"направлен
на
создание
условий
для
комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у
него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное
вовлечение
семьи
в
воспитательно-образовательный
процесс
дошкольного
учреждения. В данном проекте представлены формы работы по возрождению и
сохранению
семейных
традиций,
разработаны
конспекты
совместных
мероприятий
родителей
с
детьми,
оформлен
консультативно-практический
материал для родителей.
Актуальность проекта. Семья и дошкольное учреждение- два самых важных
института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату
семьи
у
ребенка
формируется
отношение
к
себе,
определяется
чувство
самоценности,
появляются
ценностные
ориентации
и
мировоззрение.
В
дошкольном
учреждении
ребенок
приобретает
умение
взаимодействовать
с
другими
детьми
и
взрослыми,
проявлять
собственную
активность,
получает
всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для
развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К
сожалению,
ребенок
часто
находится
между
этими
двумя
важнейшими
институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на
его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта
необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует
себя
спокойнее
и
увереннее,
сможет
раскрыть
свой
творческий
потенциал,
всесторонне
развиваться.
На
наш
взгляд,
единая
воспитательная
среда
подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а
также
активное
участие
семьи
в
жизнедеятельности
детского
сада
с
целью
безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его
наилучшего
психологического
самочувствия,
а
также
для
его
успешной
социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет
ребенку погрузиться в пространство отчей семьи, почувствовать причастность к
своей
семье,
что
немаловажно
для
духовно-нравственного
развития
младшего
дошкольника.
Вид проекта. Познавательно-творческий
Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта.
Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада
посредством
активного
вовлечения
семьи
в
воспитательно-образовательный
процесс дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
создавать
условия
для
внутреннего
психологического
комфорта
ребенка,
сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах
ДОУ;
воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою
семью;
установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной
социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство, как отчей
семьи,
так
и
ближайшего
социального
окружения,
а
также
способствует
повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности
и доверия к окружающему миру;
осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;
пробуждение чувства радости и гордости за свою семью.
У родителей
возрождение и сохранение семейных традиций;
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного
процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
содействие
возрождению
лучших
отечественных
традиций
семейного
воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;
разработка
консультативно-практического
материала
для
родителей
и
педагогов
Этапы реализации проекта.
Вводный
Цели этапа:
1.Сбор информации о детях и семьях воспитанников.
2. Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода,
сохранения семейных традиций с привлечением родителей.
Содержание:
1. Анкетирование для родителей:
-"Социальный паспорт семьи"
- "Моя семья"
- "Какой Вы родитель"
2. Листы адаптации
3. Оформление листов наблюдений и портфолио на каждого ребенка.
4. Сбор фотографий на тему "Наша дружная семья"
1. Подготовка консультаций для родителей и педагогов:
- "Здравствуй, детский сад";
- "Кризис 3-летнего возраста"
- "Адаптация ребенка к режиму, детского дошкольного учреждения"
- Памятка для родителей
- Как надо любить ребенка
- Как провожать ребенка из дома
- Как встречать ребенка дома
- Капризы детей
- Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья".
Основной
Цели этапа:
Проживание
системы
взаимодействия
с
семьями
воспитанников,
раскрытие
потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной
жизнедеятельности.
Содержание:
1. Проведение зарядки совместной с родителями «Если хочешь быть здоровым…»
2. Оформление фотогалереи "Моя семья"
3. Оформление участка с родителями "Сказочный городок",
4. Организация семейной выставки "Мои руки не для скуки"
5. Организация выставки семейных поделок "Дары осени"
6 . Оформление фото газеты "Мы развиваемся"
7. Оформление и помощь мам "Новогодняя сказка"
8. Организация выставки "Новогодняя елочка"
9. Организация семейного конкурса "Нарядим елку к празднику" (изготовление
елочных игрушек из соленого теста)
10. Проведение новогоднего досуга
11. Оформление участка с родителями "Морозный мир" (Совместный выходной
день)
12. Огород на окне. (совместное создание сюжета)
13. Проведение досуга с родителями "Папин день"
14. Организация трудового дела "Ледяная горка"
15. Участие семей в областном конкурсе "Матрешка"
16. Участие в празднике "Мамочка любимая"
17. Мастер класс «Путешествие в страну детский сад»
17. "В гостях у Карлсона" - проведение праздника именинника
18. Экологические рейды (Птичкина столовая )
19. Папина мастерская
20. Конкурс на лучшее оформление участка "Зеленый сад"
Итоговый
Цели этапа:
Презентация проекта. Подведение итогов проекта.
Содержание:
1. День открытых дверей "Наши успехи"
2. Проведение праздника "Мама, папа, я очень дружная семья"
3. Оформление альбома "Детский сад - моя семья",
4. Участие в областных и городских конкурсах. «Цветущая новогодняя Вологда»,
«Красавица Матрешка»
- Портфолио мой ребенок.
Реализация содержания проекта.
С самых первых дней ребенка в детском саду мы стараемся сделать родителей
активными
соучастниками
воспитательно-образовательного
процесса,
для
этого
через анкеты, опросы, тесты знакомились с семьями воспитанников, с интересами
родителей, с их хобби, с достижениями и проблемами ребенка в семье. Анализируя,
полученные
данные
планировали
методическую
и
консультативную
работу
с
родителями.
Для того, чтобы малыши чувствовали себя спокойнее и увереннее, первые дни
посещения детского сада они проводили вместе с мамами, знакомились с группой,
детьми, воспитателями. В дальнейшем вся наша работа была направлена на тесное
привлечение семьи к делам и заботам группы, к потребностям наших детей.
Как
живет
малыш
в
детском
саду,
наши
родители
узнавали
из
результатов
продуктивной, творческой деятельности ребенка, которыми он занимался в течение
дня. Из фотогазет, из листов наблюдений - чего добился ребенок за месяц, а ведение
портфолио позволяет проследить развитие ребенка на всем протяжении посещения
детского
сада.
Рассказывая
и
устно,
и
письменно
о
ребенке
-
о
том,
какие
позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности
принес ему день, тем самым налаживаем отношения с каждым родителем, делаем
их конструктивными.
Хочется
отметить,
что
хорошие
результаты
в
работе
с
родителями
приносит
совместное общение - это различные праздники, творческие семейные конкурсы,
походы, экскурсии, досуги, поисковые задания. С каждым новым мероприятием все
большее число родителей принимало в них участие, что не может не радовать.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам
проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление
портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и
старшим поколением семьи на совместных праздниках.
Итогом
реализации
проекта
явились
оформление
альбома
"Детский
сад
-
моя
семья", Проведение праздника "Мама, папа, я очень дружная семья".
На наш взгляд, проект "Моя семья – мой детский сад" является первым шагом в
нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как
формирует
первоначальное
прочувствованное
восприятие
детьми
ближайшей
социокультурной среды, которой является его семья.