Напоминание

" Состояние дошкольного образования на современном этапе"


Автор: Шаповалова Елизавета Юрьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад " Малыш" г. Волгодонска
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовской области
Наименование материала: Реферат
Тема: " Состояние дошкольного образования на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад " Малыш" г. Волгодонска

Реферат

по педагогике

Тема:" Состояние дошкольного образования на современном этапе"

Выполнила

воспитатель гр.№1

Шаповалова Елизавета Юрьевна

г. Волгодонск

2016г.

Содержание.

1. Введение с.2

2. Глава первая " Состояние дошкольного образования на современном этапе"

с.3- 16

3. Заключение с.17

4. Список литературы с. 18

2

Введение

Мудр у всех понемногу научающихся.

Китайская мудрость

Время стремительно меняется, увлекая за собой не только тех, кто радуется

его быстрому течению, но и консерваторов, пытающихся не изменять при-

вычному образу жизни и мыслей. В потоке реформ оказалась и одна из самых

устойчивых и консервативных систем общества - образование. Инновации,

современные модели воспитания и обучения, экспериментальная деятель-

ность - все эти термины хорошо знакомы педагогам любой степени образова-

ния. Не стали исключением и педагоги дошкольных образовательных учре-

ждений.

Давно ушли в прошлое времена Фребеля, организовавшего в 1837 году пер-

вый в мире детский сад. Изменились и задачи, стоящие перед подобными

учреждениями. Программа первых детских садов была несложной: игра ра-

бота детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором об-

разованной

воспитательницы,

которая

заведует

материалом

для

работ

и

направляет игры детей в правильное русло. Сегодня все иначе. Школьные

проблемы, цели и задачи постепенно переместились в детский сад, потому

что именно там формируются качества успешного ученика, способного спра-

виться с требованиями образовательных стандартов и вызовами времени.

Предпринятые в 90-е годы попытки реформировать систему воспитания и

обучения детей раннего и дошкольного возраста, внедрить в массовую прак-

тику идеи открытости, вариативности, индивидуализации образовательных

траекторий во многом остались нереализованными: слишком сильной оказа-

лась инерция прошлого. Вместе с тем проблемы, связанные с образованием

детей дошкольного возраста, все больше волнуют не только специалистов, но

и политиков и даже экономистов разных стран. На дошкольное образование

возлагаются большие надежды, так как успех " на выходе" во многом зависит

от " правильного старта". Чтобы справиться с такими задачами и быть эффек-

тивной, системе дошкольным учреждениям нужны преобразования. В том

числе, в части признания равноценной значимости различных источников об-

разования - родительского дома, системы дополнительного образования, ин-

формационно- образовательной среды и, главное, собственной познаватель-

ной,

творчески-

преобразующей

активности

ребенка,

формирующейся

на

этой основе компетентности.

3

Глава первая.

В настоящее время дошкольное образование находится под присталь-

ным вниманием всей общественности. Даже в советские времена, не отличав-

шиеся

своей

демократичностью,

наша

система

дошкольного

образования

была признана одной из лучших. И девиз " Все лучшее - детям" реализовы-

вался прежде всего через эту систему. Ни в одной стране мира не существова-

ло специально построенных дошкольных учреждений со спальнями хорошо

оборудованными игровыми помещениями спортзалами, бассейнами, участка-

ми, горками, песочницами и т.д., как в нашей. Родители платили за детский

сад достаточно мало, и дети фактически находились на государственном

обеспечении. В дошкольных учреждениях трудились люди в основном с выс-

шим и средним специальным образованием. Благодаря системе повышения

квалификации все педагоги раз в пять лет прослушивали курсы, где их зна-

комили с новыми методиками, результатами новых исследований. Работа в

детских садах строилась на основе научно- обоснованной единой Типовой

программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, написанной

НИИ дошкольного воспитания при АПН. Были, конечно, и отрицательные

моменты. Среди них можно назвать жестокий контроль системы образования

со стороны государства. Например, все дети нашей страны в одно и тоже вре-

мя в старшей группе детского сада изучали тему " Состав числа 5". И это счи-

талось в порядке вещей, так ведь удобнее было контролировать процесс и га-

рантировать примерно одинаковый уровень обучения и развития детей. Дру-

гой пример: несмотря на то, что хорошо проработанная Типовая программа

оказалась востребованной педагогами, в ней были и явные недостатки. Преж-

де всего она не позволяла реализовывать деятельностный подход. Все про-

дуктивные виды деятельности строились на подражании, реализовывались

через показ, объяснение, следование образцу. Но когда после 90-х годов на-

ступила эпоха реформ, политика в образовании тоже сменились. Все стали

строить вариативное образовательное пространство. Появились не только

разные программы и учебники, но и разные типы школ. И это тот час же

спроецировалось

на дошкольные учреждения. Возникли самые разнооб-

разные ДОУ: детские сады комбинированного вида, по присмотру и уходу, с

приоритетным направлением ( интеллектуального, физического, эстетическо-

го и пр. развития), всевозможные Центры развития и т.д. Написано много

разных программ, порой альтернативных друг другу. И хотя они в предисло-

вии непременно указывают, что направлены на гармоничное развитие лично-

сти, с учетом самооценки детства, все равно одни делают явный упор на по-

знавательном развитии, другие на физическом и т.д. Нужна вариативность об-

4

разования. Но она возможно лишь при наличии самого главного - базиса, нор-

мы

развития,

необходимых

государственных

требований

к

образованию,

стандартов. А от стандартов в системе дошкольного образования отказались,

испугавшись, что это сделает его шаблонным. Как утверждают специалисты,

стандарты нужны. Они могут называться как- то иначе, но прописать основ-

ные требования к содержанию образования и развития детей дошкольного

возраста на разных этапах просто необходимо. Именно поэтому в Центре "

Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца были разработаны две программы -

" Истоки", базис развития личности ребенка, и, по заказу Минобразования

России, Примерная образовательная программа воспитания и обучения детей

раннего и дошкольного возраста. Обе они получили гриф Министерства об-

разования и науки Российской Федерации и остаются действующими.

Основными

документами,

задающими

целевые

ориентиры

государ-

ственной образовательной политики, являются Концепция модернизации рос-

сийского образования, Приоритетные направления развития образовательной

системы Российской Федерации. Характер и значимость любой педагогиче-

ской концепции определяется уровнем развития общества и его социальным

заказом к образованию и предложением возможности для его реализации.

Все концепции можно разделить на ориентированные и авторитарную систе-

му воспитания и на связанные с гуманистической системой воспитания. Пер-

вые считаются социально ориентированными, а вторые - личностно ориенти-

рованные.Концепция дошкольного воспитания, которая была утверждена в

1989 году, положила начало реформе дошкольного образования в России. На

сегодняшний день Концепция является основополагающим документом, ко-

торый определяет цели дошкольного воспитания через ориентацию на обще-

человеческие ценности познания, переживания и преобразования, формирую-

щие принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей

дошкольного возраста, провозглашающий личностно- ориентированную мо-

дель дошкольного образования в Российской Федерации.

Принципы

развития системы российского образования:

открытость к общественным запросам и требованием времени;

привлечение общества к активному диалогу и непосредственно-

му участию в управлении образованием,

в образовательных реформах;

переход на современные образовательные технологии;

обеспечение доступного качественного образования для всех гра-

ждан России.

5

Необходимая предпосылка общедоступности качественного среднего образо-

вания - обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в

начальной школе. Достичь оптимального уровня развития каждого ребенка

дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе - одна

из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Фе-

дерации. Ее решение невозможно без гибкой , многофункциональной систе-

мы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каж-

дого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образо-

вание. Важность и значимость дошкольного образования обусловлены тем,

что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфи-

ческие виды детской деятельности ( игра, конструирование, изобразительная

деятельность, наблюдение и экспериментирование) у ребенка дошкольного

возраста формируются базисные качества личности ( мышление, память, вни-

мание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих

ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе,

усваивать любую информацию. Кроме того, система дошкольного образова-

ния рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения

здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской

Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без

предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых соци-

альных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное

образовательное учреждение. Для реализации демографических задач систе-

ма дошкольного образования должна стать общедоступной и место в до-

школьном образовательном учреждении должна быть предоставлена ребенку

в реальные сроки. В настоящее время система дошкольного образования в

Российской Федерации представляет собой сеть образовательных учрежде-

ний, реализующих основную образовательную программу дошкольного об-

разования. Анализ полученной от субъектов Российской Федерации опера-

тивной информации показал, что в Российской Федерации функционируют

47 255 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразова-

тельную программу дошкольного образования. Большую часть этих учрежде-

ний составляют дошкольные образовательные учреждения- 45 389, из них

государственных и муниципальных - 44 212; находящихся на балансе пред-

приятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственно-

сти- 860; частных учреждений физическими лицами - 317. Увеличение про-

цента охвата детей дошкольным образованием стало результатом, в том числе

целенаправленной работы органов государственной власти, органов само-

управления и органов управления образованием всех уровней по реализации

решения Правительства Российской Федерации по развитию дошкольного об-

6

разования в целом и образования детей старшего дошкольного возраста в

частности. Проблема общедоступности дошкольного образования решается

сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, в

том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более

гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ. Одновременно с дошколь-

ными учреждениями полного дня в практику работы ДОУ активно внедряют-

ся группы кратковременного пребывания детей. В субъектах Российской Фе-

дерации функционируют несколько видов групп кратковременного пребыва-

ния. Большой популярностью пользуются среди родителей группы адаптации

( для детей раннего возраста), группы развития. группы " Будущий пер-

воклассник", группы для детей- инвалидов. Наряду с традиционными режи-

мами функционирования дошкольных образовательных учреждений ( 12- ча-

совым и круглосуточным режимами пребывания детей), используются также

10- часовой и 14- часовой режимы .Как показывает практика, 14- часовой ре-

жим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосу-

точный.. Введение новых режимов функционирования позволяет повысить

доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в субъектах Российской Федерации параллельно с развитием тра-

диционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: до-

школьные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные

группы на базе учреждений дополнительного образования, а также система-

тическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного вос-

питания. во многих субъектах Российской Федерации уже разработаны про-

граммы развития дошкольного образования как составной части региональ-

ной системы образования. Субъекты Российской Федерации целенаправленно

вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования, опреде-

лив

результатом

этой

работы

значительное

сокращение

очередности

при

устройстве детей в образовательное учреждение, реализующие основную об-

щеобразовательную программу дошкольного образования. примером могут

служить

Волгоградская, Белгородская и Ростовская области, Республика

Мордовия, Москва, Санкт - Петербург и др., в которых предусмотрена ликви-

дация очередности в ДОУ, т.е. сроки предоставления места в указанных учре-

ждениях будут соответствовать пожеланиям родителей, имеющих детей до-

школьного возраста.

Постепенно

в

жизнь

внедряются новые организационно - правовые формы дошкольного образова-

ния. Перспективным, с точки зрения совершенствования организационно-

правовых форм организации дошкольного образования, является переход к

форме автономных учреждений. Автономные учреждения активно развива-

ются в Тюменской области. Здесь из 486 образовательных учреждений, реа-

7

лизующих основную общеобразовательную программу дошкольного образо-

вания, 257 являются автономными учреждениями, из них 162 функциониру-

ют в городах и поселках городского типа, 95- в сельской местности. Органи-

зация автономных учреждений дошкольного образования позволяет более ак-

тивно привлечь родителей к непосредственному участию в управлении до-

школьным

учреждением

через

систему

попечительских.

общественных

и

управляющих советов. В свою очередь, дошкольное учреждение становится

более открытым к общественным запросам, ожиданиям родителей из разных

слоев населения. Существующие в автономных учреждениях, реализующих

программу

дошкольного образования, механизмы финансирования, отлич-

ные от муниципальных, позволяют дошкольному учреждению активно разви-

ваться, повышать материальный и социальный статус педагогов. В целях раз-

вития реализации права каждого гражданина Российской Федерации на каче-

ственное образование необходимо обеспечить каждому ребенку предшколь-

ного возраста равные стартовые возможности обучения в школе. В связи с

этим одним из приоритетных направлений развития дошкольного образова-

ния является образование детей старшего дошкольного возраста, или " пред-

школьное образование".

Доля негосударственного сектора в российском

дошкольном образовании весьма незначительна, тем не менее частные дет-

ские сады, прежде всего с хорошей репутацией, прочно занимают свою нишу

в общей образовательной системе. Все больше становится родителей, кото-

рые подходят к выбору детского сада с позиции качества оказываемых услуг.

Таких родителей в первую очередь интересует уровень развивающе-обучаю-

щей деятельности, наличие возможных дополнительных занятий, кружков и

секций, качественной комплексной подготовки к школе. В частных детских

садах применяют программу " Кроха", программу воспитания и развития в

детском

саду

под

редакцией

М.А.

Васильевой

,

успешно

реализуется

комплексная программа развития " Детский сад 2100" в системе " Школа

2100" под редакцией академика А.А. Леонтьева. Проводятся занятия по ан-

глийскому языку, работают театральная и хореографическая студии, кружки

рукоделия, секции карате и плавания, проводятся индивидуальные занятия с

логопедом и психологом. Родителей с высоким уровнем требований волнуют

и другие вопросы: уменьшение количества детей в группах, обеспечение ком-

фортной обстановки, улучшение присмотра, ухода, питания, медицинского

обслуживания и безопасности учреждения. Частному детскому саду по силам

решать и эти задачи.

Современное

образование

должно

обеспечить

ком-

фортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения.

При этом учение понимается не только как формирование у ребенка опреде-

ленных знаний, умений, навыков, но и как основа всестороннего развития

8

личности, учитывающая его психологические особенности. Камнем преткно-

вения на пути гармоничного развития каждого ребенка является отсутствие

преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. В

настоящее время в построении преемственности между различными звенья-

ми образовательной системы сложилась парадоксальная ситуация, когда низ-

шее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему,

высшему. На ступени " дошкольное образовательное учреждение- начальная

школа" происходит следующее. Начальная школа должна обеспечить макси-

мально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и раз-

вития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной мо-

дели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков,

сколько преемственность методов и приемов работы с детьми. Главной целью

является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского

сада и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени до-

школьного образования. А так как начальная школа не хочет использовать

формы и методы дошкольного образования, то дошкольное образовательное

учреждение вынуждено иногда использовать школьную модель. Школьная

модель образования детей старшего дошкольного возраста диктуется требо-

ваниями школы, которая хочет получить ученика, владеющего определенны-

ми знаниями, умениями и навыками и - что самое главное - подготовленного

к школе в организационном плане. В результате такого подхода к построе-

нию преемственности теряется понимание ценности дошкольного детства,

весь период посещения ребенком дошкольного учреждения рассматривается

только как период его подготовки к школе. Педагоги дошкольных образова-

тельных учреждений, идя на поводу упрощенно понимаемых требований

"подготовить ребенка к школе", сажают детей за парты и проводят занятия по

школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей дошкольно-

го возраста - игра .Только в рамках игровой развитой деятельности у детей

формируются

начала деятельности учебной. Таким образом, построение

преемственности в настоящее время осуществляется не естественным, а ис-

кусственным путем, когда методы, а зачастую и содержание работы с детьми

из начальной школы намеренно "спускаются" в дошкольное образовательное

учреждение. Но нельзя всю вину за столь искаженную модель преемственно-

сти возлагать только на начальную школу. Педагоги дошкольных учрежде-

ний, однажды попробовав применять в воспитательно-образовательном про-

цессе школьную модель, поняли всю ее " прелесть" и удобство. Разумеется,

гораздо легче организовать детей, сидящих за партами, гораздо легче завла-

деть их вниманием - так и будем делать. Поэтому решать проблему нужно

сразу с двух сторон.

Решение проблемы: во- первых, изменить про-

9

цедуру аттестации дошкольных образовательных учреждений в части уста-

новления достижений воспитанников - выпускников детского сада. Здесь

нужно оценивать не знания, умения и навыки, сформированные у детей в до-

школьном образовательном учреждении, а именно их уровень развития; во-

вторых, нужно внести изменения в процедуру аттестации начальной школы.

Необходимо включать педагогов дошкольных образовательных учреждений в

аттестационные комиссии, оценивающие работу начальных школ. Именно

они смогут лучше всего оценить реальное осуществление преемственности в

методах и приемах работы с детьми. А чтобы педагоги начальной школы мог-

ли на начальных этапах обучения эффективно применять в образовательном

процессе игровые методы, необходимо включать тренинги по овладению эти-

ми методами в программу повышения квалификации. Одной из наиболее ак-

туальных проблем в развитии современного образования является проблема

обеспечения стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

Для этого нужно совершенствовать имеющиеся формы образования детей

старшего дошкольного возраста. В настоящее время основной организацион-

ной формой дошкольного образования являются дошкольные образователь-

ные учреждения шести разных типов, а также образовательные учреждения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно,

основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до

сих пор, нацелена именно на дошкольное образование. С 2000 года развива-

ются вариативные формы дошкольного образования, а именно группы крат-

ковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Такие группы должны создаваться не только в дошкольном образовательном

учреждении, но и базе разных культурно- образовательных центров и центров

дополнительного образования детей ( библиотек, музеев, клубов, домов дет-

ского творчества ), а также на базе добровольных родительских сообществ.

При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность

работать в разных временных режимах, отвечая тем самым многообразным

запросам населения. Создание таких разнообразных дошкольных групп поз-

волит более полно использовать культурный потенциал социума в образова-

нии детей дошкольного возраста. На сегодняшний день стоит проблема необ-

ходимости грамотного выстраивания подлинно вариативного дошкольного

образования. Внутреннюю основу качества образования составляют уровень

достижения образованием поставленных целей; соответствие его определен-

ным нормам; степень удовлетворения потребностей и ожиданий ( запросов)

государства, родителей и детей. Определение качества реализации образова-

тельного процесса в ДОУ предполагает учет всех основных его компонентов:

содержание, формы, методы, его результаты ( сохранение и укрепление физи-

10

ческого

и

психического

здоровья,

развитие

личности,

фундаментальных

способностей детей, формирование сообщества педагогов и родителей и др.),

а также материальное, методическое и дидактическое обеспечение. Оценка

качества работы ДОУ должна вестись и с позиции того, как педагогический

процесс учитывает современную социальную ситуацию и ситуацию в образо-

вании ( его положительные и отрицательные стороны ( тенденции), а также

результаты новых достижений в практике ( инноваций) и науке, т.ч. мировой,

и сообразно сочетает их с уже сложившимися традициями, и как на основе

этого утверждение выстраивает перспективу своего развития. За последние

годы дошкольное воспитание -

первая ступень образования - претерпела

существенные изменения. Сформировалась многофункциональная система

разнообразных видов дошкольных учреждений: Центр развития ребенка; дет-

ский присмотра и оздоровления; детский сад общеразвивающего вида с прио-

ритетными направлениями6 физического, художественно- эстетического, по-

знавательного

и

др.;

детский

сад

комбинированного

вида;

детский

сад

компенсирующего вида, а также новые формы организации, например, груп-

пы кратковременного пребывания детей. В дошкольных учреждениях наряду

с воспитателя, который раньше был центральной фигурой в организации вос-

питательно -образовательного процесса, теперь работают и другие специали-

сты (психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования): худож-

ники, театральные деятели разных направлений, литераторы, экологи, специ-

алисты по физической культуре и многие другие).

В

педагогической

практике используются разнообразные программы как комплексного, так и "

парциального" характера и многочисленные методики, технологии - порой

альтернативные. Причем одни из них являются рекомендованными к исполь-

зованию, другие (многие их них - так называемые авторские) не подвергают-

ся экспертизе. Последнее нововведение Минобрнауки России, связанное с "

предшкольным образованием", отразилось и на работе ДОУ, которые стали

заниматься целенаправленной интенсивной подготовкой к школе детей, начи-

ная с 5 лет, используя методики и дидактический материал школьного типа.

Большинство воспитателей понимает, к каким дальнейшим последствиям мо-

жет это привести, но вынуждены " соответствовать" требования родителей и

школы. Краткий анализ сложившейся ситуации показывает и ее позитивные

стороны - уход от единообразия: видов учреждений и организации про-

странственно- предметной среды; программ, жестко регламентирующих дея-

тельность педагогов, и как следствие - пробуждение творческих начал в их

деятельности, а также предоставление родителям возможности выбора учре-

ждения для своего ребенка и др. Вместе с тем уже крепко укоренившееся

многоаспектное разнообразие " всего и вся" сегодня высвечивает проблему

11

необходимости

грамотного

выстраивания

"

подлинно"

вариативного

до-

школьного образования, основанного на непринципиальном изменении глав-

ного. Решение этой проблемы требует ответов на ряд вопросов. Каковы об-

щие цели и задачи их реализации, направленные на достижение соответству-

ющего уровня качества дошкольного образования? Что такое " базисное со-

держания дошкольного образования" и как оно может обеспечиваться в соче-

тании с реализацией приоритетных направлений? Отсюда - необходимость

определения главных ориентиров выбора комплексной программы как осно-

вы, задающей целесообразность использования дополнительного содержания

и наиболее адекватных методик ( технологий) их реализации как части це-

лостной педагогической системы. И тут встает вопрос о возможных способах

необходимой фиксации этой целостности, о выработке общего взгляда всех

участников педагогического процесса, включая воспитателей, педагогов до-

полнительного образования и родителей, на развитие ребенка в дошкольный

период детства - с позиции сохранения его самооценки и непреходящего зна-

чения, как периода формирования фундаментальных основ дальнейшего раз-

вития ребенка ( физического, социального, умственного, эстетического). Так,

например, недоразвитие в этом возрасте общения, эмоциональной сферы, во-

ображения в дальнейшем практически не компенсируются даже специальной

коррекционной работой и отрицательно сказывается, прежде всего, на лич-

ностном развитии ребенка ( т.е. проблема " трудных детей" закладывается на

дошкольном этапе). И ответ на вопрос: как грамотно по отношению к детям,

с позиции самоценности возраста, сформировать их готовность к дальнейше-

му школьному обучению, обеспечить для этого равные стартовые условия,

сегодня чрезвычайно важен. В каждом образовательном учреждении необхо-

димо разработать общие требования к пространственно- предметной развива-

ющей среде как основе реализации деятельностного подхода в воспитании

дошкольников с целью обеспечения полноценного физического и психиче-

ского развития каждого ребенка. Ребенок, его личность является центральной

фигурой образовательного процесса. И с точки зрения культурно- историче-

ского подхода ( Л.С. Выготский). Основополагающей целью этого процесса

является создание условий, способствующих " присвоению" ребенком обще-

человеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, приро-

де, человеческих отношениях, а также способах познания и порождения но-

вого. В процессе присвоения общечеловеческих ценностей происходит до-

стижение таких фундаментальных целей, как разностороннее развитие ребен-

ка; формирование у его базового доверия к миру и универсальных. в т.ч. твор-

ческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и тре-

бованиям современного общества. Однако основой успешности достижения

12

указанных целей является создание условий для обеспечения комфортного

самочувствия ребенка в образовательном учреждении. О комфортном само-

чувствии ребенка как психолог - педагогической категории стали говорить

сравнительно недавно комфортное психологическое состояние ребенка опре-

деляется его поведением, комфортным или дискомфортным.

Организация

жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности,

должна учитывать их потребности, прежде всего, в признании и общении, а

также в познании, движении, проявлении активности и самостоятельности.

Вся воспитательно-образовательная работа должна строиться на диалогиче-

ском общении, реализующем как общую детскую потребность, так и возраст-

ную. Комфортное проживание ребенком дошкольного периода - это мотиви-

рованная

эмоциональная

и

осмысленная

деятельность:

игра,

рисование,

конструирование, разыгрывание различных сюжетов и др., что задается опре-

деленным содержанием педагогического процесса, сущность которого со-

ставляет его направленность на обогащение общего детского развития, а не

на интенсификацию развития отдельных психических функций ребенка, свя-

занных , прежде всего, с дальнейшим его обучением в школе.

Среди

методологических

принципов,

на

которых строится российское образование в XXIв., важное место занимает

принцип индивидуализации . Каждый ребенок уникален. Сохранить эту уни-

кальность. создать благоприятные условия для самовыражения, максималь-

ной реализации его потенциальных возможностей - важнейшая задача педа-

гогов. Она решается созданием в дошкольных учреждениях индивидуальных

образовательных маршрутов для каждого воспитанника с определением "

зоны

ближайшего

развития".

При

этом

любая

программа

должна

быть

направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и их предупре-

ждение, но и на создание условий для гармоничного развития личности вос-

питанников. Другой аспект

повышения качества воспитательно-образова-

тельного процесса - устранение педагогической безграмотности родителей.

Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами про-

цесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования их от детского

сада позволяют значительно повысить его эффективность. Поэтому образова-

тельные маршруты развития ребенка, составленные при активном участии

родителей, помогут дошкольнику максимально реализовать свой личностный

потенциал. освоить доступный возрасту социальный опыт. Однако на практи-

ке чаще только провозглашается личностно-ориентированный подход, а вос-

питательно-образовательный процесс по-прежнему строится без учета и от-

слеживания динамики развития воспитанников, а если и осуществляется в

13

ДОУ, то без участия семьи. Это обусловлено несколькими объективными при-

чинами:

- педагоги не владеют умением создавать индивидуальные программы разви-

тия детей разного возраста;

- не все педагоги знакомы с содержанием инновационных программ;

- как правило , индивидуальные программы составляются только для

детей,

имеющих какие-либо серьезные нарушения в развитии;

- педагогическая безграмотность родителей;

- ДОУ коррекционной направленности создают программы, которые не со-

держат конкретных рекомендаций для родителей. Таким образом, налицо

противоречие между необходимостью осуществления индивидуально-диффе-

ренцированного подхода к детям при активном участии родителей и отсут-

ствием технологий, которые позволили бы создать единые программы разви-

тия ребенка в детском саду и дома.

Для

выработки общего взгляда на развитие ребенка важно опираться на принципы

современной развивающей дидактики, к основным из которых относятся сле-

дующие.

П е р в ы й -

ориентация на потенциальные возможности ребенка, на " зону ближайшего

развития" ( Л.С. Выготский).

Второй- развитие

самой деятельности, основных ее компонентов.

Третий- системный подход к организации содержания, к реализации дидак-

тического принципа " от общего к частному".

Четвертый- интегрированный принцип организации освоения предлагаемо-

го содержания.

Пятый- создание проблемных ситуаций.

Шестой- наглядное моделирование.

Седьмой-

создание

условий

для

практического

экспериментирования

с

разными материалами.

Восьмой- продуктивное взаимодействие детей между собой и со взрослыми.

Девятый- учет индивидуальных особенностей: личностных, в разнице в воз-

можностях и темпе выполнения задания.

14

Десятый- учет основных когнитивных стилей или модальностей обучения:

усвоение с опорой на зрительное восприятие ( визуальное), на слуховое

( аудиальное), на двигательное и тактильное ( кинестетическое).

Одиннадцатый- создание условий для востребования самими детьми осво-

енного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности.

Двенадцатый- учет специфики в развитии мальчиков и девочек.

Эти принципы носят здоровьесберегающий характер: полноценное психиче-

ское развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование уверенно-

сти, активности, инициативности и защищенности. При создании педагоги-

ческих методик , отвечающих на вопрос: что и как предлагается детям, а так-

же при выборе готовых, несомненно, нужно опираться на эти принципы, ко-

торые являются результатами многолетних психологических и педагогиче-

ских исследований.

В

настоящее время содержание образования в дошкольной образовательной ор-

ганизации определяется образовательной программой дошкольного образова-

ния, которая согласно ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании в

Российской Федерации" разрабатывается, утверждается и реализуется об-

разовательной организацией в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных про-

грамм дошкольного образования. Часть 2 ст. 64 нового Закона об образова-

нии, определяющая общую направленность образовательных программ до-

школьного образования, устанавливает, что образовательные программы до-

школьного образования должны быть направлены на разностороннее разви-

тие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных

особенностей на основе индивидуального подхода к дошкольникам и специ-

фических для детей дошкольного возраста видов деятельности. Содержание

дошкольного образования определяется теперь Федеральным государствен-

ным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным

приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013№ 1155.

Основная

образовательная программа- это нормативно- управленческий документ до-

школьной образовательной организации, характеризующий специфику содер-

жания образования и особенности организации воспитательно-образователь-

ного процесса а конкретной ДОО. Программа должна обеспечить построение

целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всесто-

роннее развитие ребенка- физическое, социально-коммуникативное, речевое,

художественно-эстетическое. Реализуется программа не только в процессе

непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных мо-

15

ментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов дет-

ской деятельности.

Программа дошкольной

образовательной организации должна показать:

- как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанни-

ков в дошкольной образовательной организации любого вида создается соб-

ственная модель организации воспитания, обучения и развития детей;

-какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;

- каким образом учитываются индивидуальные особенности, интересы и воз-

можности воспитанников.

ФГОС ДО изменяет подход к определению образовательных областей, уста-

новленный ранее федеральными государственными требованиями к структу-

ре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования.

Взаимодействие образовательных организаций разных типов и видов имеет

огромное значение для удовлетворения разнообразных потребностей в до-

школьном образовании. При этом взаимодействующие организации дополня-

ют деятельность друг друга, имеют возможность обмена педагогическим

опытом и развития кадрового потенциала каждого учреждения. Сформиро-

ванный в каждом муниципалитете комплекс учреждений, которые реализуют

программы дошкольного образования, предлагают широкий спектр услуг до-

полнительного образования детей дошкольного возраста, а также услуг по

присмотру и уходу за ними, позволяет эффективно внедрять ФГОС ДО и по-

вышать его качество. Как показывает опыт и тенденции системы дошкольно-

го образования в Российской Федерации для корректировки , доработки или

разработки основной образовательной программы необходима организация

региональных и муниципальных методических служб. Их роль в переходный

период- при вступлении в силу Стандарта невозможно переоценить.

16

Заключение

Российская системам образования претерпела значительные изменения. Во

многом это связано со сменой стратегических ориентиров государства, обще-

ства в целом и обусловлено процессами глобализации, унификации, демокра-

тизации, экономической интеграции и т.д. Новые потребности общества, из-

менение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответ-

ствующих нормативно-правовых актов, в т.ч. в сфере образования:

- Программы развития российской национальной инновационной системы до

2020г.;

- Федеральной целевой программы " Научные и научно-педагогические кад-

ры инновационной России" на период 2009-2013гг.;

- совместном заявлении государств " Зона европейского высшего образова-

ния"- Болонской декларации ( 19.06.1999);

- Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании в Россий-

ской Федерации";

- приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 " Об утверждении Фе-

дерального государственного образовательного стандарта дошкольного об-

разования" и др.

В педагогике вышеуказанным социальным процессам соответствуют идеи не-

прерывности, диверсификации, взаимодействия, интегративности и вариатив-

ности. Крайне актуально появление в современных условиях новых субъек-

тов образовательной системы, ориентированных на удовлетворение запросов

общества. Эффективная деятельность в рамках инновационной образователь-

ной системы во многом определяется уровнем понимания и осознания исход-

ных условий и проблемных факторов ее функционирования, Учет и критиче-

ский анализ позволит оптимизировать процесс принятия управленческих ре-

шений,

реализации

педагогических

действий,

определить

стратегические

шаги.

17

Список литературы.

1.

Педагогические советы./ авт.- сост. И.М. Бушнева (и др.)- Изд. 2-е. - Волго-

град: Учитель, 2013

2. Индивидуализация образования: правильный старт. /авт.- сост. Л.В. Свир-

ская. - М.: Обруч, 2011

3. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-

методические рекомендации и информационные материалы. / авт.- сост. С.В.

Никитина.- М.: Линка-Пресс,2008

4. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Науч-

ная концепция/ под редакцией В.И. Слободчиков // Детский сад. Управление.

2006.№ 10

5. " Системе дошкольного образования необходимы стандарты..."/ Л.А. Пара-

монова, директор центра " Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца

6. Единая программа развития ребенка в детском саду и дома. / У.М. Новико-

ва

7. Преимущества и проблемы частных детских садов на современном этапе./

Е.В. Ольшанская. Дошкольная педагогика, 2011, № 11

8. Качество современного дошкольного образования. / Л.А. Парамонова, ди-

ректор центра " Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-

разования: организация внедрения в ДОО./ О.А. Скоролупова, руководитель

Центра дошкольного образования издательства " Просвещение"

10.О преемственности между дошкольным образовательным учреждением и

школой./ О.А.Скоролупова, руководитель Центра дошкольного образования

издательства " Просвещение"

11. Социальные проблемы дошкольного воспитания / Н.П. Гришаева .

12. Актуальные проблемы образования: Сборник трудов/ Науч. ред. Д.Л.

Константиновский, Г.А. Чередниченко. М.: Регламент,2003

13. Основные направления государственной политики в сфере дошкольного

образования и перспективы развития системы дошкольного образования в

Российской Федерации. / И.М. Ремеренко, 2008

18

19



В раздел образования