Автор: Шаповалова Елизавета Юрьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад " Малыш" г. Волгодонска
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовской области
Наименование материала: Реферат
Тема: " Состояние дошкольного образования на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад " Малыш" г. Волгодонска
Реферат
по педагогике
Тема:" Состояние дошкольного образования на современном этапе"
Выполнила
воспитатель гр.№1
Шаповалова Елизавета Юрьевна
г. Волгодонск
2016г.
Содержание.
1. Введение с.2
2. Глава первая " Состояние дошкольного образования на современном этапе"
с.3- 16
3. Заключение с.17
4. Список литературы с. 18
2
Введение
Мудр у всех понемногу научающихся.
Китайская мудрость
Время стремительно меняется, увлекая за собой не только тех, кто радуется
его быстрому течению, но и консерваторов, пытающихся не изменять при-
вычному образу жизни и мыслей. В потоке реформ оказалась и одна из самых
устойчивых и консервативных систем общества - образование. Инновации,
современные модели воспитания и обучения, экспериментальная деятель-
ность - все эти термины хорошо знакомы педагогам любой степени образова-
ния. Не стали исключением и педагоги дошкольных образовательных учре-
ждений.
Давно ушли в прошлое времена Фребеля, организовавшего в 1837 году пер-
вый в мире детский сад. Изменились и задачи, стоящие перед подобными
учреждениями. Программа первых детских садов была несложной: игра ра-
бота детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором об-
разованной
воспитательницы,
которая
заведует
материалом
для
работ
и
направляет игры детей в правильное русло. Сегодня все иначе. Школьные
проблемы, цели и задачи постепенно переместились в детский сад, потому
что именно там формируются качества успешного ученика, способного спра-
виться с требованиями образовательных стандартов и вызовами времени.
Предпринятые в 90-е годы попытки реформировать систему воспитания и
обучения детей раннего и дошкольного возраста, внедрить в массовую прак-
тику идеи открытости, вариативности, индивидуализации образовательных
траекторий во многом остались нереализованными: слишком сильной оказа-
лась инерция прошлого. Вместе с тем проблемы, связанные с образованием
детей дошкольного возраста, все больше волнуют не только специалистов, но
и политиков и даже экономистов разных стран. На дошкольное образование
возлагаются большие надежды, так как успех " на выходе" во многом зависит
от " правильного старта". Чтобы справиться с такими задачами и быть эффек-
тивной, системе дошкольным учреждениям нужны преобразования. В том
числе, в части признания равноценной значимости различных источников об-
разования - родительского дома, системы дополнительного образования, ин-
формационно- образовательной среды и, главное, собственной познаватель-
ной,
творчески-
преобразующей
активности
ребенка,
формирующейся
на
этой основе компетентности.
3
Глава первая.
В настоящее время дошкольное образование находится под присталь-
ным вниманием всей общественности. Даже в советские времена, не отличав-
шиеся
своей
демократичностью,
наша
система
дошкольного
образования
была признана одной из лучших. И девиз " Все лучшее - детям" реализовы-
вался прежде всего через эту систему. Ни в одной стране мира не существова-
ло специально построенных дошкольных учреждений со спальнями хорошо
оборудованными игровыми помещениями спортзалами, бассейнами, участка-
ми, горками, песочницами и т.д., как в нашей. Родители платили за детский
сад достаточно мало, и дети фактически находились на государственном
обеспечении. В дошкольных учреждениях трудились люди в основном с выс-
шим и средним специальным образованием. Благодаря системе повышения
квалификации все педагоги раз в пять лет прослушивали курсы, где их зна-
комили с новыми методиками, результатами новых исследований. Работа в
детских садах строилась на основе научно- обоснованной единой Типовой
программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, написанной
НИИ дошкольного воспитания при АПН. Были, конечно, и отрицательные
моменты. Среди них можно назвать жестокий контроль системы образования
со стороны государства. Например, все дети нашей страны в одно и тоже вре-
мя в старшей группе детского сада изучали тему " Состав числа 5". И это счи-
талось в порядке вещей, так ведь удобнее было контролировать процесс и га-
рантировать примерно одинаковый уровень обучения и развития детей. Дру-
гой пример: несмотря на то, что хорошо проработанная Типовая программа
оказалась востребованной педагогами, в ней были и явные недостатки. Преж-
де всего она не позволяла реализовывать деятельностный подход. Все про-
дуктивные виды деятельности строились на подражании, реализовывались
через показ, объяснение, следование образцу. Но когда после 90-х годов на-
ступила эпоха реформ, политика в образовании тоже сменились. Все стали
строить вариативное образовательное пространство. Появились не только
разные программы и учебники, но и разные типы школ. И это тот час же
спроецировалось
на дошкольные учреждения. Возникли самые разнооб-
разные ДОУ: детские сады комбинированного вида, по присмотру и уходу, с
приоритетным направлением ( интеллектуального, физического, эстетическо-
го и пр. развития), всевозможные Центры развития и т.д. Написано много
разных программ, порой альтернативных друг другу. И хотя они в предисло-
вии непременно указывают, что направлены на гармоничное развитие лично-
сти, с учетом самооценки детства, все равно одни делают явный упор на по-
знавательном развитии, другие на физическом и т.д. Нужна вариативность об-
4
разования. Но она возможно лишь при наличии самого главного - базиса, нор-
мы
развития,
необходимых
государственных
требований
к
образованию,
стандартов. А от стандартов в системе дошкольного образования отказались,
испугавшись, что это сделает его шаблонным. Как утверждают специалисты,
стандарты нужны. Они могут называться как- то иначе, но прописать основ-
ные требования к содержанию образования и развития детей дошкольного
возраста на разных этапах просто необходимо. Именно поэтому в Центре "
Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца были разработаны две программы -
" Истоки", базис развития личности ребенка, и, по заказу Минобразования
России, Примерная образовательная программа воспитания и обучения детей
раннего и дошкольного возраста. Обе они получили гриф Министерства об-
разования и науки Российской Федерации и остаются действующими.
Основными
документами,
задающими
целевые
ориентиры
государ-
ственной образовательной политики, являются Концепция модернизации рос-
сийского образования, Приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации. Характер и значимость любой педагогиче-
ской концепции определяется уровнем развития общества и его социальным
заказом к образованию и предложением возможности для его реализации.
Все концепции можно разделить на ориентированные и авторитарную систе-
му воспитания и на связанные с гуманистической системой воспитания. Пер-
вые считаются социально ориентированными, а вторые - личностно ориенти-
рованные.Концепция дошкольного воспитания, которая была утверждена в
1989 году, положила начало реформе дошкольного образования в России. На
сегодняшний день Концепция является основополагающим документом, ко-
торый определяет цели дошкольного воспитания через ориентацию на обще-
человеческие ценности познания, переживания и преобразования, формирую-
щие принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей
дошкольного возраста, провозглашающий личностно- ориентированную мо-
дель дошкольного образования в Российской Федерации.
Принципы
развития системы российского образования:
открытость к общественным запросам и требованием времени;
привлечение общества к активному диалогу и непосредственно-
му участию в управлении образованием,
в образовательных реформах;
переход на современные образовательные технологии;
обеспечение доступного качественного образования для всех гра-
ждан России.
5
Необходимая предпосылка общедоступности качественного среднего образо-
вания - обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в
начальной школе. Достичь оптимального уровня развития каждого ребенка
дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе - одна
из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Фе-
дерации. Ее решение невозможно без гибкой , многофункциональной систе-
мы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каж-
дого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образо-
вание. Важность и значимость дошкольного образования обусловлены тем,
что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфи-
ческие виды детской деятельности ( игра, конструирование, изобразительная
деятельность, наблюдение и экспериментирование) у ребенка дошкольного
возраста формируются базисные качества личности ( мышление, память, вни-
мание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих
ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе,
усваивать любую информацию. Кроме того, система дошкольного образова-
ния рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения
здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской
Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без
предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых соци-
альных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное
образовательное учреждение. Для реализации демографических задач систе-
ма дошкольного образования должна стать общедоступной и место в до-
школьном образовательном учреждении должна быть предоставлена ребенку
в реальные сроки. В настоящее время система дошкольного образования в
Российской Федерации представляет собой сеть образовательных учрежде-
ний, реализующих основную образовательную программу дошкольного об-
разования. Анализ полученной от субъектов Российской Федерации опера-
тивной информации показал, что в Российской Федерации функционируют
47 255 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразова-
тельную программу дошкольного образования. Большую часть этих учрежде-
ний составляют дошкольные образовательные учреждения- 45 389, из них
государственных и муниципальных - 44 212; находящихся на балансе пред-
приятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственно-
сти- 860; частных учреждений физическими лицами - 317. Увеличение про-
цента охвата детей дошкольным образованием стало результатом, в том числе
целенаправленной работы органов государственной власти, органов само-
управления и органов управления образованием всех уровней по реализации
решения Правительства Российской Федерации по развитию дошкольного об-
6
разования в целом и образования детей старшего дошкольного возраста в
частности. Проблема общедоступности дошкольного образования решается
сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, в
том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более
гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ. Одновременно с дошколь-
ными учреждениями полного дня в практику работы ДОУ активно внедряют-
ся группы кратковременного пребывания детей. В субъектах Российской Фе-
дерации функционируют несколько видов групп кратковременного пребыва-
ния. Большой популярностью пользуются среди родителей группы адаптации
( для детей раннего возраста), группы развития. группы " Будущий пер-
воклассник", группы для детей- инвалидов. Наряду с традиционными режи-
мами функционирования дошкольных образовательных учреждений ( 12- ча-
совым и круглосуточным режимами пребывания детей), используются также
10- часовой и 14- часовой режимы .Как показывает практика, 14- часовой ре-
жим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосу-
точный.. Введение новых режимов функционирования позволяет повысить
доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.
Кроме того, в субъектах Российской Федерации параллельно с развитием тра-
диционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: до-
школьные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные
группы на базе учреждений дополнительного образования, а также система-
тическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного вос-
питания. во многих субъектах Российской Федерации уже разработаны про-
граммы развития дошкольного образования как составной части региональ-
ной системы образования. Субъекты Российской Федерации целенаправленно
вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования, опреде-
лив
результатом
этой
работы
значительное
сокращение
очередности
при
устройстве детей в образовательное учреждение, реализующие основную об-
щеобразовательную программу дошкольного образования. примером могут
служить
Волгоградская, Белгородская и Ростовская области, Республика
Мордовия, Москва, Санкт - Петербург и др., в которых предусмотрена ликви-
дация очередности в ДОУ, т.е. сроки предоставления места в указанных учре-
ждениях будут соответствовать пожеланиям родителей, имеющих детей до-
школьного возраста.
Постепенно
в
жизнь
внедряются новые организационно - правовые формы дошкольного образова-
ния. Перспективным, с точки зрения совершенствования организационно-
правовых форм организации дошкольного образования, является переход к
форме автономных учреждений. Автономные учреждения активно развива-
ются в Тюменской области. Здесь из 486 образовательных учреждений, реа-
7
лизующих основную общеобразовательную программу дошкольного образо-
вания, 257 являются автономными учреждениями, из них 162 функциониру-
ют в городах и поселках городского типа, 95- в сельской местности. Органи-
зация автономных учреждений дошкольного образования позволяет более ак-
тивно привлечь родителей к непосредственному участию в управлении до-
школьным
учреждением
через
систему
попечительских.
общественных
и
управляющих советов. В свою очередь, дошкольное учреждение становится
более открытым к общественным запросам, ожиданиям родителей из разных
слоев населения. Существующие в автономных учреждениях, реализующих
программу
дошкольного образования, механизмы финансирования, отлич-
ные от муниципальных, позволяют дошкольному учреждению активно разви-
ваться, повышать материальный и социальный статус педагогов. В целях раз-
вития реализации права каждого гражданина Российской Федерации на каче-
ственное образование необходимо обеспечить каждому ребенку предшколь-
ного возраста равные стартовые возможности обучения в школе. В связи с
этим одним из приоритетных направлений развития дошкольного образова-
ния является образование детей старшего дошкольного возраста, или " пред-
школьное образование".
Доля негосударственного сектора в российском
дошкольном образовании весьма незначительна, тем не менее частные дет-
ские сады, прежде всего с хорошей репутацией, прочно занимают свою нишу
в общей образовательной системе. Все больше становится родителей, кото-
рые подходят к выбору детского сада с позиции качества оказываемых услуг.
Таких родителей в первую очередь интересует уровень развивающе-обучаю-
щей деятельности, наличие возможных дополнительных занятий, кружков и
секций, качественной комплексной подготовки к школе. В частных детских
садах применяют программу " Кроха", программу воспитания и развития в
детском
саду
под
редакцией
М.А.
Васильевой
,
успешно
реализуется
комплексная программа развития " Детский сад 2100" в системе " Школа
2100" под редакцией академика А.А. Леонтьева. Проводятся занятия по ан-
глийскому языку, работают театральная и хореографическая студии, кружки
рукоделия, секции карате и плавания, проводятся индивидуальные занятия с
логопедом и психологом. Родителей с высоким уровнем требований волнуют
и другие вопросы: уменьшение количества детей в группах, обеспечение ком-
фортной обстановки, улучшение присмотра, ухода, питания, медицинского
обслуживания и безопасности учреждения. Частному детскому саду по силам
решать и эти задачи.
Современное
образование
должно
обеспечить
ком-
фортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения.
При этом учение понимается не только как формирование у ребенка опреде-
ленных знаний, умений, навыков, но и как основа всестороннего развития
8
личности, учитывающая его психологические особенности. Камнем преткно-
вения на пути гармоничного развития каждого ребенка является отсутствие
преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. В
настоящее время в построении преемственности между различными звенья-
ми образовательной системы сложилась парадоксальная ситуация, когда низ-
шее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему,
высшему. На ступени " дошкольное образовательное учреждение- начальная
школа" происходит следующее. Начальная школа должна обеспечить макси-
мально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и раз-
вития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной мо-
дели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков,
сколько преемственность методов и приемов работы с детьми. Главной целью
является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского
сада и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени до-
школьного образования. А так как начальная школа не хочет использовать
формы и методы дошкольного образования, то дошкольное образовательное
учреждение вынуждено иногда использовать школьную модель. Школьная
модель образования детей старшего дошкольного возраста диктуется требо-
ваниями школы, которая хочет получить ученика, владеющего определенны-
ми знаниями, умениями и навыками и - что самое главное - подготовленного
к школе в организационном плане. В результате такого подхода к построе-
нию преемственности теряется понимание ценности дошкольного детства,
весь период посещения ребенком дошкольного учреждения рассматривается
только как период его подготовки к школе. Педагоги дошкольных образова-
тельных учреждений, идя на поводу упрощенно понимаемых требований
"подготовить ребенка к школе", сажают детей за парты и проводят занятия по
школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей дошкольно-
го возраста - игра .Только в рамках игровой развитой деятельности у детей
формируются
начала деятельности учебной. Таким образом, построение
преемственности в настоящее время осуществляется не естественным, а ис-
кусственным путем, когда методы, а зачастую и содержание работы с детьми
из начальной школы намеренно "спускаются" в дошкольное образовательное
учреждение. Но нельзя всю вину за столь искаженную модель преемственно-
сти возлагать только на начальную школу. Педагоги дошкольных учрежде-
ний, однажды попробовав применять в воспитательно-образовательном про-
цессе школьную модель, поняли всю ее " прелесть" и удобство. Разумеется,
гораздо легче организовать детей, сидящих за партами, гораздо легче завла-
деть их вниманием - так и будем делать. Поэтому решать проблему нужно
сразу с двух сторон.
Решение проблемы: во- первых, изменить про-
9
цедуру аттестации дошкольных образовательных учреждений в части уста-
новления достижений воспитанников - выпускников детского сада. Здесь
нужно оценивать не знания, умения и навыки, сформированные у детей в до-
школьном образовательном учреждении, а именно их уровень развития; во-
вторых, нужно внести изменения в процедуру аттестации начальной школы.
Необходимо включать педагогов дошкольных образовательных учреждений в
аттестационные комиссии, оценивающие работу начальных школ. Именно
они смогут лучше всего оценить реальное осуществление преемственности в
методах и приемах работы с детьми. А чтобы педагоги начальной школы мог-
ли на начальных этапах обучения эффективно применять в образовательном
процессе игровые методы, необходимо включать тренинги по овладению эти-
ми методами в программу повышения квалификации. Одной из наиболее ак-
туальных проблем в развитии современного образования является проблема
обеспечения стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.
Для этого нужно совершенствовать имеющиеся формы образования детей
старшего дошкольного возраста. В настоящее время основной организацион-
ной формой дошкольного образования являются дошкольные образователь-
ные учреждения шести разных типов, а также образовательные учреждения
для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно,
основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до
сих пор, нацелена именно на дошкольное образование. С 2000 года развива-
ются вариативные формы дошкольного образования, а именно группы крат-
ковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Такие группы должны создаваться не только в дошкольном образовательном
учреждении, но и базе разных культурно- образовательных центров и центров
дополнительного образования детей ( библиотек, музеев, клубов, домов дет-
ского творчества ), а также на базе добровольных родительских сообществ.
При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность
работать в разных временных режимах, отвечая тем самым многообразным
запросам населения. Создание таких разнообразных дошкольных групп поз-
волит более полно использовать культурный потенциал социума в образова-
нии детей дошкольного возраста. На сегодняшний день стоит проблема необ-
ходимости грамотного выстраивания подлинно вариативного дошкольного
образования. Внутреннюю основу качества образования составляют уровень
достижения образованием поставленных целей; соответствие его определен-
ным нормам; степень удовлетворения потребностей и ожиданий ( запросов)
государства, родителей и детей. Определение качества реализации образова-
тельного процесса в ДОУ предполагает учет всех основных его компонентов:
содержание, формы, методы, его результаты ( сохранение и укрепление физи-
10
ческого
и
психического
здоровья,
развитие
личности,
фундаментальных
способностей детей, формирование сообщества педагогов и родителей и др.),
а также материальное, методическое и дидактическое обеспечение. Оценка
качества работы ДОУ должна вестись и с позиции того, как педагогический
процесс учитывает современную социальную ситуацию и ситуацию в образо-
вании ( его положительные и отрицательные стороны ( тенденции), а также
результаты новых достижений в практике ( инноваций) и науке, т.ч. мировой,
и сообразно сочетает их с уже сложившимися традициями, и как на основе
этого утверждение выстраивает перспективу своего развития. За последние
годы дошкольное воспитание -
первая ступень образования - претерпела
существенные изменения. Сформировалась многофункциональная система
разнообразных видов дошкольных учреждений: Центр развития ребенка; дет-
ский присмотра и оздоровления; детский сад общеразвивающего вида с прио-
ритетными направлениями6 физического, художественно- эстетического, по-
знавательного
и
др.;
детский
сад
комбинированного
вида;
детский
сад
компенсирующего вида, а также новые формы организации, например, груп-
пы кратковременного пребывания детей. В дошкольных учреждениях наряду
с воспитателя, который раньше был центральной фигурой в организации вос-
питательно -образовательного процесса, теперь работают и другие специали-
сты (психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования): худож-
ники, театральные деятели разных направлений, литераторы, экологи, специ-
алисты по физической культуре и многие другие).
В
педагогической
практике используются разнообразные программы как комплексного, так и "
парциального" характера и многочисленные методики, технологии - порой
альтернативные. Причем одни из них являются рекомендованными к исполь-
зованию, другие (многие их них - так называемые авторские) не подвергают-
ся экспертизе. Последнее нововведение Минобрнауки России, связанное с "
предшкольным образованием", отразилось и на работе ДОУ, которые стали
заниматься целенаправленной интенсивной подготовкой к школе детей, начи-
ная с 5 лет, используя методики и дидактический материал школьного типа.
Большинство воспитателей понимает, к каким дальнейшим последствиям мо-
жет это привести, но вынуждены " соответствовать" требования родителей и
школы. Краткий анализ сложившейся ситуации показывает и ее позитивные
стороны - уход от единообразия: видов учреждений и организации про-
странственно- предметной среды; программ, жестко регламентирующих дея-
тельность педагогов, и как следствие - пробуждение творческих начал в их
деятельности, а также предоставление родителям возможности выбора учре-
ждения для своего ребенка и др. Вместе с тем уже крепко укоренившееся
многоаспектное разнообразие " всего и вся" сегодня высвечивает проблему
11
необходимости
грамотного
выстраивания
"
подлинно"
вариативного
до-
школьного образования, основанного на непринципиальном изменении глав-
ного. Решение этой проблемы требует ответов на ряд вопросов. Каковы об-
щие цели и задачи их реализации, направленные на достижение соответству-
ющего уровня качества дошкольного образования? Что такое " базисное со-
держания дошкольного образования" и как оно может обеспечиваться в соче-
тании с реализацией приоритетных направлений? Отсюда - необходимость
определения главных ориентиров выбора комплексной программы как осно-
вы, задающей целесообразность использования дополнительного содержания
и наиболее адекватных методик ( технологий) их реализации как части це-
лостной педагогической системы. И тут встает вопрос о возможных способах
необходимой фиксации этой целостности, о выработке общего взгляда всех
участников педагогического процесса, включая воспитателей, педагогов до-
полнительного образования и родителей, на развитие ребенка в дошкольный
период детства - с позиции сохранения его самооценки и непреходящего зна-
чения, как периода формирования фундаментальных основ дальнейшего раз-
вития ребенка ( физического, социального, умственного, эстетического). Так,
например, недоразвитие в этом возрасте общения, эмоциональной сферы, во-
ображения в дальнейшем практически не компенсируются даже специальной
коррекционной работой и отрицательно сказывается, прежде всего, на лич-
ностном развитии ребенка ( т.е. проблема " трудных детей" закладывается на
дошкольном этапе). И ответ на вопрос: как грамотно по отношению к детям,
с позиции самоценности возраста, сформировать их готовность к дальнейше-
му школьному обучению, обеспечить для этого равные стартовые условия,
сегодня чрезвычайно важен. В каждом образовательном учреждении необхо-
димо разработать общие требования к пространственно- предметной развива-
ющей среде как основе реализации деятельностного подхода в воспитании
дошкольников с целью обеспечения полноценного физического и психиче-
ского развития каждого ребенка. Ребенок, его личность является центральной
фигурой образовательного процесса. И с точки зрения культурно- историче-
ского подхода ( Л.С. Выготский). Основополагающей целью этого процесса
является создание условий, способствующих " присвоению" ребенком обще-
человеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, приро-
де, человеческих отношениях, а также способах познания и порождения но-
вого. В процессе присвоения общечеловеческих ценностей происходит до-
стижение таких фундаментальных целей, как разностороннее развитие ребен-
ка; формирование у его базового доверия к миру и универсальных. в т.ч. твор-
ческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и тре-
бованиям современного общества. Однако основой успешности достижения
12
указанных целей является создание условий для обеспечения комфортного
самочувствия ребенка в образовательном учреждении. О комфортном само-
чувствии ребенка как психолог - педагогической категории стали говорить
сравнительно недавно комфортное психологическое состояние ребенка опре-
деляется его поведением, комфортным или дискомфортным.
Организация
жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности,
должна учитывать их потребности, прежде всего, в признании и общении, а
также в познании, движении, проявлении активности и самостоятельности.
Вся воспитательно-образовательная работа должна строиться на диалогиче-
ском общении, реализующем как общую детскую потребность, так и возраст-
ную. Комфортное проживание ребенком дошкольного периода - это мотиви-
рованная
эмоциональная
и
осмысленная
деятельность:
игра,
рисование,
конструирование, разыгрывание различных сюжетов и др., что задается опре-
деленным содержанием педагогического процесса, сущность которого со-
ставляет его направленность на обогащение общего детского развития, а не
на интенсификацию развития отдельных психических функций ребенка, свя-
занных , прежде всего, с дальнейшим его обучением в школе.
Среди
методологических
принципов,
на
которых строится российское образование в XXIв., важное место занимает
принцип индивидуализации . Каждый ребенок уникален. Сохранить эту уни-
кальность. создать благоприятные условия для самовыражения, максималь-
ной реализации его потенциальных возможностей - важнейшая задача педа-
гогов. Она решается созданием в дошкольных учреждениях индивидуальных
образовательных маршрутов для каждого воспитанника с определением "
зоны
ближайшего
развития".
При
этом
любая
программа
должна
быть
направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и их предупре-
ждение, но и на создание условий для гармоничного развития личности вос-
питанников. Другой аспект
повышения качества воспитательно-образова-
тельного процесса - устранение педагогической безграмотности родителей.
Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами про-
цесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования их от детского
сада позволяют значительно повысить его эффективность. Поэтому образова-
тельные маршруты развития ребенка, составленные при активном участии
родителей, помогут дошкольнику максимально реализовать свой личностный
потенциал. освоить доступный возрасту социальный опыт. Однако на практи-
ке чаще только провозглашается личностно-ориентированный подход, а вос-
питательно-образовательный процесс по-прежнему строится без учета и от-
слеживания динамики развития воспитанников, а если и осуществляется в
13
ДОУ, то без участия семьи. Это обусловлено несколькими объективными при-
чинами:
- педагоги не владеют умением создавать индивидуальные программы разви-
тия детей разного возраста;
- не все педагоги знакомы с содержанием инновационных программ;
- как правило , индивидуальные программы составляются только для
детей,
имеющих какие-либо серьезные нарушения в развитии;
- педагогическая безграмотность родителей;
- ДОУ коррекционной направленности создают программы, которые не со-
держат конкретных рекомендаций для родителей. Таким образом, налицо
противоречие между необходимостью осуществления индивидуально-диффе-
ренцированного подхода к детям при активном участии родителей и отсут-
ствием технологий, которые позволили бы создать единые программы разви-
тия ребенка в детском саду и дома.
Для
выработки общего взгляда на развитие ребенка важно опираться на принципы
современной развивающей дидактики, к основным из которых относятся сле-
дующие.
П е р в ы й -
ориентация на потенциальные возможности ребенка, на " зону ближайшего
развития" ( Л.С. Выготский).
Второй- развитие
самой деятельности, основных ее компонентов.
Третий- системный подход к организации содержания, к реализации дидак-
тического принципа " от общего к частному".
Четвертый- интегрированный принцип организации освоения предлагаемо-
го содержания.
Пятый- создание проблемных ситуаций.
Шестой- наглядное моделирование.
Седьмой-
создание
условий
для
практического
экспериментирования
с
разными материалами.
Восьмой- продуктивное взаимодействие детей между собой и со взрослыми.
Девятый- учет индивидуальных особенностей: личностных, в разнице в воз-
можностях и темпе выполнения задания.
14
Десятый- учет основных когнитивных стилей или модальностей обучения:
усвоение с опорой на зрительное восприятие ( визуальное), на слуховое
( аудиальное), на двигательное и тактильное ( кинестетическое).
Одиннадцатый- создание условий для востребования самими детьми осво-
енного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности.
Двенадцатый- учет специфики в развитии мальчиков и девочек.
Эти принципы носят здоровьесберегающий характер: полноценное психиче-
ское развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование уверенно-
сти, активности, инициативности и защищенности. При создании педагоги-
ческих методик , отвечающих на вопрос: что и как предлагается детям, а так-
же при выборе готовых, несомненно, нужно опираться на эти принципы, ко-
торые являются результатами многолетних психологических и педагогиче-
ских исследований.
В
настоящее время содержание образования в дошкольной образовательной ор-
ганизации определяется образовательной программой дошкольного образова-
ния, которая согласно ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании в
Российской Федерации" разрабатывается, утверждается и реализуется об-
разовательной организацией в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных про-
грамм дошкольного образования. Часть 2 ст. 64 нового Закона об образова-
нии, определяющая общую направленность образовательных программ до-
школьного образования, устанавливает, что образовательные программы до-
школьного образования должны быть направлены на разностороннее разви-
тие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей на основе индивидуального подхода к дошкольникам и специ-
фических для детей дошкольного возраста видов деятельности. Содержание
дошкольного образования определяется теперь Федеральным государствен-
ным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013№ 1155.
Основная
образовательная программа- это нормативно- управленческий документ до-
школьной образовательной организации, характеризующий специфику содер-
жания образования и особенности организации воспитательно-образователь-
ного процесса а конкретной ДОО. Программа должна обеспечить построение
целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всесто-
роннее развитие ребенка- физическое, социально-коммуникативное, речевое,
художественно-эстетическое. Реализуется программа не только в процессе
непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных мо-
15
ментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов дет-
ской деятельности.
Программа дошкольной
образовательной организации должна показать:
- как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанни-
ков в дошкольной образовательной организации любого вида создается соб-
ственная модель организации воспитания, обучения и развития детей;
-какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
- каким образом учитываются индивидуальные особенности, интересы и воз-
можности воспитанников.
ФГОС ДО изменяет подход к определению образовательных областей, уста-
новленный ранее федеральными государственными требованиями к структу-
ре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Взаимодействие образовательных организаций разных типов и видов имеет
огромное значение для удовлетворения разнообразных потребностей в до-
школьном образовании. При этом взаимодействующие организации дополня-
ют деятельность друг друга, имеют возможность обмена педагогическим
опытом и развития кадрового потенциала каждого учреждения. Сформиро-
ванный в каждом муниципалитете комплекс учреждений, которые реализуют
программы дошкольного образования, предлагают широкий спектр услуг до-
полнительного образования детей дошкольного возраста, а также услуг по
присмотру и уходу за ними, позволяет эффективно внедрять ФГОС ДО и по-
вышать его качество. Как показывает опыт и тенденции системы дошкольно-
го образования в Российской Федерации для корректировки , доработки или
разработки основной образовательной программы необходима организация
региональных и муниципальных методических служб. Их роль в переходный
период- при вступлении в силу Стандарта невозможно переоценить.
16
Заключение
Российская системам образования претерпела значительные изменения. Во
многом это связано со сменой стратегических ориентиров государства, обще-
ства в целом и обусловлено процессами глобализации, унификации, демокра-
тизации, экономической интеграции и т.д. Новые потребности общества, из-
менение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответ-
ствующих нормативно-правовых актов, в т.ч. в сфере образования:
- Программы развития российской национальной инновационной системы до
2020г.;
- Федеральной целевой программы " Научные и научно-педагогические кад-
ры инновационной России" на период 2009-2013гг.;
- совместном заявлении государств " Зона европейского высшего образова-
ния"- Болонской декларации ( 19.06.1999);
- Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании в Россий-
ской Федерации";
- приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 " Об утверждении Фе-
дерального государственного образовательного стандарта дошкольного об-
разования" и др.
В педагогике вышеуказанным социальным процессам соответствуют идеи не-
прерывности, диверсификации, взаимодействия, интегративности и вариатив-
ности. Крайне актуально появление в современных условиях новых субъек-
тов образовательной системы, ориентированных на удовлетворение запросов
общества. Эффективная деятельность в рамках инновационной образователь-
ной системы во многом определяется уровнем понимания и осознания исход-
ных условий и проблемных факторов ее функционирования, Учет и критиче-
ский анализ позволит оптимизировать процесс принятия управленческих ре-
шений,
реализации
педагогических
действий,
определить
стратегические
шаги.
17
Список литературы.
1.
Педагогические советы./ авт.- сост. И.М. Бушнева (и др.)- Изд. 2-е. - Волго-
град: Учитель, 2013
2. Индивидуализация образования: правильный старт. /авт.- сост. Л.В. Свир-
ская. - М.: Обруч, 2011
3. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-
методические рекомендации и информационные материалы. / авт.- сост. С.В.
Никитина.- М.: Линка-Пресс,2008
4. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Науч-
ная концепция/ под редакцией В.И. Слободчиков // Детский сад. Управление.
2006.№ 10
5. " Системе дошкольного образования необходимы стандарты..."/ Л.А. Пара-
монова, директор центра " Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца
6. Единая программа развития ребенка в детском саду и дома. / У.М. Новико-
ва
7. Преимущества и проблемы частных детских садов на современном этапе./
Е.В. Ольшанская. Дошкольная педагогика, 2011, № 11
8. Качество современного дошкольного образования. / Л.А. Парамонова, ди-
ректор центра " Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-
разования: организация внедрения в ДОО./ О.А. Скоролупова, руководитель
Центра дошкольного образования издательства " Просвещение"
10.О преемственности между дошкольным образовательным учреждением и
школой./ О.А.Скоролупова, руководитель Центра дошкольного образования
издательства " Просвещение"
11. Социальные проблемы дошкольного воспитания / Н.П. Гришаева .
12. Актуальные проблемы образования: Сборник трудов/ Науч. ред. Д.Л.
Константиновский, Г.А. Чередниченко. М.: Регламент,2003
13. Основные направления государственной политики в сфере дошкольного
образования и перспективы развития системы дошкольного образования в
Российской Федерации. / И.М. Ремеренко, 2008
18
19