Автор: Махмудова Гюльмира Азетулаховна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа 656 им. А.С.Макаренко Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: Экологическое воспитание дошкольника. Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Махмудова Г.А. Школа 656им.А.С.Макаренко
С самого рождения детей окружают различные явления живой природы. Одним из необходимых
условий экологического и общего воспитания ребенка является формирование у детей
положительного эмоционального отношения к миру природы. Желательно создать условия, при
которых дети радовались , огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы
сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Природа всегда отличалась особыми
возможностями воздействия на чувства и поведение человека. Эти возможности важно
использовать при воспитании современных детей.
Педагоги, исследователи, родители отмечают, что детей в природе больше интересуют животные,
чем растения.
Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимоотношения с ними.
Растения интересуют их меньше и скорее всего с практической точки зрения. И все же важно
пробуждать у дошкольников способность чувствовать и переживать «тихую красоту» и
неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить ее, стать другом и
защитником.
Наше дошкольное учреждение расположено в жилом массиве, в окружении многоквартирных
домов, но участок детского сада озеленен, на нем растет большое количество молодых и старых
деревьев. Во время прогулок, беседуя с детьми, выяснила, что очень мало знают название
деревьев, затрудняются в названии сезонных изменений, с трудом различают растения. Все это
послужило отправной точкой для начала просветительной деятельности среди воспитанников и
их родителей. Для более грамотного решения данного вопроса, изучила различную литературу.
Особенно интересны, познавательны и наиболее полно раскрывают вопрос следующих авторов
В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека», Виноградова Н.Ф. Куликова Т.А. «Дети
взрослые и мир вокруг» Саморуков П.Г. «Как знакомить школьников к природе» Энгельс Ф.
«Диалектика природы» и др.
Вместе с детьми мы проводили «походы» по всей территории детского сада.
Дети,зачастую воспринимают деревья, как неживые объекты. И мне очень хотелось показать всю
красоту, необычность этих растений детям.
Хорошим средствам привлечения внимания дошкольников к деревьям, являются сказки, легенды
потешки, поговорки , пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.
Дети приобщаются к красоте русского слова,чувствуют принадлежность к культуре своего
народа, знакомятся и учатся любить мир растений.
Ежедневные наблюдения позволили детям понять и увидеть те изменения растений, которые до
этого ускользали от детей.
Я учила детей различать по внешнему виду контрастные деревья: березу, тополь, клен.
Любовались с детьми красотой деревьев в зимнем уборе, напоминала , что деревья надо беречь
зимой- не затаптывать, не обламывать веток, потому что весной на них снова появятся зеленые
листочки.
Организуя работу с детьми, я старалась, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями,
а полноправными их участниками. В процессе работы задействовала все органы чувств ребят.
Предоставляла им возможность не только видеть, слышать, но и нюхать, трогать объект
исследования. Каждый ребенок участвовал в занятиях с желанием , проявлял инициативу. Вся
проведенная работа , способствовала тому,что помимо знаний природных факторов, объектов ,
дети стали рисовать деревья, беседовать друг с другом о деревьях, спорить , доказывать .
Средняя группа – это только начало большой работы по экологическому воспитанию детей,
многое дети узнают в старшем возврасте. Хотелось своей работой заложить основу осознанно
правильного отношения к природе, основы экологического мышления, дать понятия о
практических действиях по охране природы.