Напоминание

Экологическое воспитание дошкольника.


Автор: Махмудова Гюльмира Азетулаховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 656 им. А.С.Макаренко
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья по окружающему миру по теме «Экологическое

воспитание дошкольника»

Воспитатель: Махмудова Г.А. Школа 656им.А.С.Макаренко
С самого рождения детей окружают различные явления живой природы. Одним из необходимых условий экологического и общего воспитания ребенка является формирование у детей положительного эмоционального отношения к миру природы. Желательно создать условия, при которых дети радовались , огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Природа всегда отличалась особыми возможностями воздействия на чувства и поведение человека. Эти возможности важно использовать при воспитании современных детей. Педагоги, исследователи, родители отмечают, что детей в природе больше интересуют животные, чем растения. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимоотношения с ними. Растения интересуют их меньше и скорее всего с практической точки зрения. И все же важно пробуждать у дошкольников способность чувствовать и переживать «тихую красоту» и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить ее, стать другом и защитником. Наше дошкольное учреждение расположено в жилом массиве, в окружении многоквартирных домов, но участок детского сада озеленен, на нем растет большое количество молодых и старых деревьев. Во время прогулок, беседуя с детьми, выяснила, что очень мало знают название деревьев, затрудняются в названии сезонных изменений, с трудом различают растения. Все это послужило отправной точкой для начала просветительной деятельности среди воспитанников и их родителей. Для более грамотного решения данного вопроса, изучила различную литературу. Особенно интересны, познавательны и наиболее полно раскрывают вопрос следующих авторов В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека», Виноградова Н.Ф. Куликова Т.А. «Дети взрослые и мир вокруг» Саморуков П.Г. «Как знакомить школьников к природе» Энгельс Ф. «Диалектика природы» и др. Вместе с детьми мы проводили «походы» по всей территории детского сада. Дети,зачастую воспринимают деревья, как неживые объекты. И мне очень хотелось показать всю красоту, необычность этих растений детям. Хорошим средствам привлечения внимания дошкольников к деревьям, являются сказки, легенды потешки, поговорки , пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребенка. Дети приобщаются к красоте русского слова,чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений. Ежедневные наблюдения позволили детям понять и увидеть те изменения растений, которые до этого ускользали от детей. Я учила детей различать по внешнему виду контрастные деревья: березу, тополь, клен. Любовались с детьми красотой деревьев в зимнем уборе, напоминала , что деревья надо беречь зимой- не затаптывать, не обламывать веток, потому что весной на них снова появятся зеленые листочки.
Организуя работу с детьми, я старалась, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными их участниками. В процессе работы задействовала все органы чувств ребят. Предоставляла им возможность не только видеть, слышать, но и нюхать, трогать объект исследования. Каждый ребенок участвовал в занятиях с желанием , проявлял инициативу. Вся проведенная работа , способствовала тому,что помимо знаний природных факторов, объектов , дети стали рисовать деревья, беседовать друг с другом о деревьях, спорить , доказывать . Средняя группа – это только начало большой работы по экологическому воспитанию детей, многое дети узнают в старшем возврасте. Хотелось своей работой заложить основу осознанно правильного отношения к природе, основы экологического мышления, дать понятия о практических действиях по охране природы.


В раздел образования