Автор: Канакова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№10 СП "Детский сад "Березка"
Населённый пункт: Самарская область, г.Чапаевск
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Волшебный мир оригами"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ СОШ №10 г.о.Чапаевск Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Березка»»
Дополнительная образовательная программа
«Волшебный мир оригами»
Средняя группа (4 – 5 лет)
2016 - 2017 учебный год
Воспитатель: Канакова Елена Викторовна
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебный мир
оригами» является программой художественно-эстетической
направленности, созданной на основе методических пособий Соколов С.
«Сказки оригами», Соколова С. «Школ оригами: аппликация и
мозаика»; Т.И.Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» (популярное
пособие для родителей и педагогов); Бич Р. «Оригами. Большая
иллюстрированная энциклопедия и практики работы с детьми
дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами».
В дошкольном возрасте устанавливается связь ребенка с
ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать
воображение, желание включаться в творческую деятельность. На
занятиях по рисованию, аппликации, лепке у детей развиваются
эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие,
совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного
творчества. Наблюдая за детьми, пришла к выводу, что дети любят
играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период
вместе с детьми мастерили бумажные самолетики, с девочками
складывали бумажные стаканчики. Так появилась идея занятия с детьми
оригами. Данный вид деятельности не только доступен и интересен
детям дошкольного возраста, но и способствует развитию общих
способностей у детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе
обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям
удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки
общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность
в процессе освоения программы. А также способствует развитию
мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие
речи детей.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на
который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными
деталями, выполненные в технике аппликации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и
эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными
приемами техники оригами, как художественного способа
конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными геометрическими
понятиями и базовыми формами оригами;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Обучать различным приемам работы с бумагой;
Знакомить детей с основными геометрическими
понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона,
вершина и т.д.;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и
пространственное воображение;
Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
Развивать художественный вкус, творческие способности
и фантазию детей;
Развивать у детей способность работать руками, приучать
к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую
моторику рук, развивать глазомер;
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами;
Расширять коммуникативные способности детей;
Формировать культуру труда и совершенствовать
трудовые навыки;
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять
коммуникативные способности детей.
Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 год. Для
успешного освоения программы занятия проводятся с детьми в
количестве 10 человек. Занятия проводятся 4 раза в месяц с октября по
май, во второй половине дня (по пятницам).
количество занятий
количество
детей в кружке
в месяц
в год
,
4
32
10
Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ,
сказка, стихотворения, рассматривание иллюстраций, показ образца
выполнения последовательности работы.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
Научатся различным приемам работы с бумагой;
Будут знать основные геометрические понятия и базовые
формы оригами;
Научатся следовать устным инструкциям; создавать
изделия оригами;
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными
в технике оригами;
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное
воображение, мелкую моторику рук и глазомер,
художественный вкус, творческие способности и
фантазию;
Улучшат свои коммуникативные способности и
приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
Составление альбома лучших работ;
Проведение выставок детских работ.
Перспективный план
месяц
Тема
Содержание
О к т я б
р ь
1. Знакомство с оригами
2. Знакомство с условными
знаками и приемами
оригами
3. «Дом»
4. Базовая форма. ▲
«Гриб»
Познакомить детей с новым видом
искусства – «оригами». Познакомить с
условными обозначениями и
основными приемами складывания
бумаги.
Используя базовую форму «книжечка»
изготовить дом.
Упражнять в складывании квадратный
лист бумаги пополам и по диагонали.
Н о я б р
ь
1. «Ежик»
2. «Стаканчик»
3. «Котенок»
4. «Рыбка»
Закрепить с детьми основные
геометрические понятия (угол, сторона,
квадрат, треугольник).
Развивать у детей способность работать
руками, приучать к точным движениям
пальцев.
Помочь овладеть различными приемами
и способами действий с бумагой
(сгибание, надрезание, склеивание)
Д е к а б
р ь
1. «Елка»
2. «Царевна – елочка»
(композиция)
3. «Новогодняя открытка»
Закреплять умения самостоятельно
складывать базовую форму ▲, готовить
заготовки на определенную тему,
соединять детали в единое целое,
создавать композицию зимнего леса;
мастерить новогоднюю открытку.
Совершенствовать мелкую моторику
рук, развивать глазомер.
Я н в а р
ь
1. Зайчик
2. Лиса
3. В зимнем лесу
(композиция)
Используя базовую форму ▲,
продолжать развивать умение детей
изготавливать поделки. Формировать
умения следовать устным инструкциям.
Способствовать созданию игровых
ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
Ф е в р а
л ь
1. Самолет
2. Кораблик
3. Яхта
4. «Кораблик в бурном
море»
Закрепить с детьми основные
геометрические понятия (угол, сторона,
квадрат, треугольник). Развивать умения
осознанно применять знакомые приемы,
переносить усвоенные навыки по
складыванию на новые поделки.
М а р т
1. Солнышко
2. Цветы для мамы
3. Бабочка
4. «Лицо девочки»
Упражнять детей в складывании бумаги
разными способами, из знакомой
базовой формы ▲, складывать лепестки
цветов, бабочку, «лицо девочки»,
соединяя детали, совмещая вершины
углов и стороны деталей.
Обогащать словарь детей специальными
терминами.
А п р е л
ь
1. Собака
2. Кошка
3. Лягушонок
4. Кузнечик
Упражнять в складывании квадратного
листа бумаги по диагонали, находить
острый угол; перегибать треугольник
пополам, опускать острые углы вниз.
Развивать мелкую моторику рук и
глазомер.
М а й
1. Базовая форма
«Воздушный змей»
2. Композиция «Два
веселых гуся»
3. Итоговое занятие
Используя новую базовую форму
упражнять детей в изготовлении
деталей моделей гусей, соединять их в
определенной последовательности,
используя аппликацию. Создавать
коллективную композицию.
Оформление альбома детских работ за
период обучения. Развитие навыков
общения и умения согласовывать свои
интересы с интересами других детей.
Используемая литература
1.
Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» (популярное
пособие для родителей и педагогов).
2.
Т.Сержантова «Оригами для всей семьи»
3.
С.Соколова «Сказки оригами»
4.
С.Соколова «Школа оригами: аппликация и мозаика»
5.
Р.Бич «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия и
практика работы с детьми дошкольного возраста по обучению
основам искусства оригами».