Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СПЕЦКУРСА "БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ"


Автор: Дашкевич Елена Витальевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Новожилкинская СОШ"
Населённый пункт: с. Новожилкино, Иркутская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СПЕЦКУРСА "БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ"
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ СПЕЦКУРСА «БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»

Дашкевич Е.В.

МБОУ «Новожилкинская СОШ»

Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление

времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить

существование

человека

в

будущем,

нынешнему

поколению

необходимо

овладеть

экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с

окружающим миром. Становится совершенно явным, что вмешательство в природу, без

учета взаимосвязей всех ее компонентов, влечет за собой разной степени экологические

проблемы (как на всей планете, так и в региональном и в местном масштабе). Экологическое

образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед

обществом.

Чтобы

избежать

неблагоприятного

влияния

на

экологию,

чтобы

не

делать

экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный

человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим

типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая,

вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на

будущее. Возможность преодоления глобального экологического кризиса, в первую очередь,

связывается с формированием у человека экологической культуры.

Экологическая культура

- материализованное сознание в поступках, словах делах

людей. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области

культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей

средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему. Не

далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они

будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так

важно помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с

природой,

противопоставив

её

господствующей

ныне

психологии

потребления.

Нельзя

организовать различные виды деятельности учащихся, игнорируя цели формирования новой

экологической культуры.

Согласно Закону Иркутской области об экологическом образовании, просвещении и

формировании экологической культуры населения Иркутской области (2003), в нашей школе

введен

спецкурс

«Байкаловедение»,

автор

Е.Н.Кузеванова.

В

рамках

областного

эксперимента «Апробация УМК Байкаловедение в образовательных учреждениях Иркутской

области 2011-2014 гг.». (Распоряжение МО Иркутской области № 268-мр от 22.03.2011 г.)

байкаловедение

ведется

с

пятого

по

седьмой

класс. Ведущая

идея

учебного

курса

«Байкаловедение» - экологическое образование, а также изучение особенностей природы

Прибайкалья. Изучение экологической ситуации на примере своего села, района, области,

непосредственного окружения играет важную роль в воспитании экологической культуры.

Целенаправленное

изучение

фактической

информации

с

использованием

оптимальных

современных

педагогических

технологий

в

свете

требований

ФГОС,

экологическое образование

позволят сформировать у учащихся

систему экологических

знаний,

умений,

компетенций,

ценностных

ориентиров

поведения

и

деятельности,

связанных

с

пониманием

мировоззренческих

и

философских

аспектов

взаимодействия

общества

и

природы

для

сохранения

биоразнообразия

уникального

озера

Байкал.

В

процессе изучения курса «Байкаловедение» учащиеся

объективно оценивают

степень

воздействия человека на природу, знакомятся с принципами рационального использования

природных ресурсов Прибайкалья, озера Байкал и устойчивого развития территории.

Реализация

спецкурса

«Байкаловедение»

в

нашей

школе

осуществляется

на

протяжении с 2001 года через компонент образовательного учреждения Учебного плана.

Спецкурс

направлен

на

формирование

у

школьников

личностных,

познавательных,

коммуникативных, регулятивных и предметных УУД и ключевых компетенций. .В начале

эксперимента

совместно

с

педагогом

-

психологом

школы

изучались

индивидуальные

показатели

обучающихся:

уровень

развития

памяти,

внимания

и

др.

Использовались

следующие методики, рекомендованные научным руководителем эксперимента, доктором

биологических наук, профессором ИИПКРО Л.М. Игольнициной.

- Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда).

-Определение направленности личности.

- Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

-«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

- Оценка уровня развития личности воспитанников.

- Педагогические ситуации.

- Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера).

После

проведенной

работы

были

составлены

индивидуальные

программы

развития

обучающихся.

Это

позволило

вести

занятия

с

учетом умственных

и

психологических

возможностей

детей. С

целью

дальнейшего

изучения

психолого-педагогической

характеристики экспериментальной и контрольной групп

на протяжении всего периода

экспериментальной

апробации

УМК

«Байкаловедение»

была

использована

методика

диагностики индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД).

Сформированность ключевых компетенций отслеживается по следующим критериям:

ценностно-мотивационный (устойчивый интерес к экологическим проблемам); когнитивный

(объем

усвоенных

знаний,

их

прочность

и

осознанность);

деятельностно-практический

(проявление

творческих

способностей

в

решении

экологических

проблем).

Мониторинг

осуществляется

с помощью методов: наблюдения, анкетирования, тестирования, а также

анализа участия

детей в природоохранных мероприятиях. Психологическая диагностика

проводится

по

следующим

параметрам:

эмоциональное

благополучие

на

уроках

байкаловедения,

тревожность,

агрессия,

ценностные

ориентации;

сформированность

экологической культуры. Диагностика определения уровня экологической культуры (тест

Асафова

Е.В.)

учащихся

включает

три

взаимосвязанные

части:

экологическую

образованность (I), экологическую сознательность (II), экологическую деятельность (III). По

окончании изучения спецкурса экологическая образованность, выражающаяся наличием

интересов и представлений в области экологии,

выявлена у 20,1 % учащихся (средний

уровень). Экологическая образованность, предполагающая единство системы экологических

интересов,

представлений

и

их

реализации

в

научно-

исследовательской

работе

и

повседневной жизни

у 79,9 % детей (высокий уровень). У 18,7 % детей экологическая

сознательность не всегда реализуются в поступках.

У 81,3 % учащихся экологическая

сознательность реализуется в их

деятельности, основанной на гуманном отношении

к

природе. 19,5 % учащихся в экологической деятельности характеризуются пассивностью

личности

и

неучастием

в

мероприятиях,

посвященных

экологическим

проблемам,

а

возможность

их

участия

связана

с

административным

привлечением.

62,1%

детей

достаточно активны и только 18,4% детей показывают высокую активность личности не

только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий.

Определение

уровня экологического воспитания (тест Витольда Ясвина) показало, что

эстетическое восприятие природы у наших учащихся стоит на первом месте, на втором -

бережное

отношение

к

природе,

далее

исследовательский

интерес

к

природе

и

на

последнем месте - потребительское отношение к природе

У25,5 % учащихся наблюдается необходимость быть внимательнее к природе и поведению

окружающих

людей,

выступать

в

защиту

окружающей

среды,

чаще

интересоваться

произведениями искусства.

Уровень сформированности экологической культуры также отслеживается:

- по участию детей в природоохранных мероприятиях, проводимых в школе: акциях

«Покорми

птиц

зимой»,

«Елочка,

живи!»,

«Первоцвет»,

«Сбереги

дерево»,

«Час

Земли», «Посади дерево», «Вторая жизнь вещей», «Чистая река», «Чистое село»,

«Школьный

двор»

и

др.

;

конкурсах

«Птичья

столовая»,

«Домашний

питомец»,

конкурс фотографий «Моя малая Родина» «Умная игрушки из вторсырья», « Я -не

пластиковая сумка» и др.( Проявление чувства добра, сострадания);

- через участие в выставках рисунков: «Байкал глазами детей», «Они должны жить»,

«Жизнь животных в заповедниках», «Растения Красной книги Иркутской области».

(Умение выражать в творчестве экологические переживания);

- через участие в работе объединения «Эколог»: тема «Экологические проблемы

Байкальского региона», «Экологическая карта Иркутской области» и др. (Умение

морального суждения поступков);

- через участие в школьном научном обществе «Эрудит»: исследовательская работа по

теме

«7

чудес

Усольского

района-святой

ключ

«Серебряный»,

«Альтернативные

источники энергии», «Байкальская губка», «Заповедные территории» и др. (Умения

видеть проблемы, устанавливать причинно-следственные связи и прогнозировать

последствия);

- через участие в пропагандистской работе;

-через анкетирование, тестирование (осознание экологических ценностей, моральных

норм, юридических запретов);

- участие в олимпиаде по байкаловедению»;

- поездки на Байкал в п.Листвянка;

По результатам исследований, проведенных на протяжении шести лет можно сделать

вывод,

что

спецкурс

«Байкаловедение»

направлен

на

формирование

у

школьников

личностных,

познавательных,

коммуникативных,

регулятивных

и

предметных

УУД

и

ключевых

и

экологических

компетенций.

Внедрение

программы

«Байкаловедение»

в

школьный

компонент

даст

возможность

сформировать

у

обучающихся

комплекс

теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной

байкальской природы, ее зависимости от хозяйственной деятельности. Знания, усвоенные в

процессе обучения, помогут подготовиться обучающимся к олимпиадам, определиться с

темой исследовательских работ, а также послужат прочной базой экологического воспитания.



В раздел образования