Напоминание

Индивидуализация образовательного процесса


Автор: Малеева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с № 1 "Голубой кораблик"
Населённый пункт: город Реж, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация образовательного процесса
Раздел: дошкольное образование





Назад




С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» детский сад

стал первой обязательной ступенью общего образования. Государство теперь

гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой

ступени. Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности

и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ

необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого

ребенка, при котором «…сам ребенок становится активным в выборе

содержания своего образования, становится субъектом образования (далее –

индивидуализация образования)» (п.1.4.2. ФГОС).

Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка

по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в

данном индивиде от природы и того, что он приобрел в индивидуальном

опыте.

Согласно ФГОС в ДОО должны быть созданы условия, которые будут

направлены на индивидуализацию, позитивную социализацию

воспитанников, развитие инициативы, на их личностное развитие, развитие

творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности.

Принцип индивидуализации не является нововведением. Об этом

говорили Толстой, Ушинский: «...необходимость оказания индивидуальной

помощи ребенку в познании окружающего мира…», из зарубежных педагогов

Я.А.Коменский: «… нужно подобрать средства, методы и приемы

соответственно к каждому ребенку, сделать ребенка ядром воспитательных

отношений…».

Для реализации принципа индивидуализации в ДОО прежде всего

необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с

индивидуализацией образовательного процесса. Индивидуальность –

уникальность, своеобразие личности; индивидуальный подход - учет

особенностей и уровня воспитанности ребенка, условий его жизни, уровня

его развития,

умственных способностей, характера; индивидуализация - деятельность

взрослого и ребенка по поддержке и развитию единичного того, что заложено

от природы и то, что он приобрел в индивидуальном опыте.

Таким образом, индивидуализация образования может рассматриваться

как: индивидуальная программа развития каждого ребенка только в его

времени, в его пространстве, т.е ИОМ (индивидуальный образовательный

маршрут); как синтез организуемого и самоорганизуемого обучения, в ходе

которого информация, полученная ребенком из разных источников

приобретает статус субъектоно (персонального) знания – НОД, совместная

деятельность со взрослым; самостоятельный вид деятельности ребенка

(самостоятельно обращается к разным источникам информации); как

результат жизнедеятельности ребенка в виде личностных смыслов,

сформированных общественных действий, т.е культурные практики.

Индивидуализация проявляется при предоставлении ребенку выбора и

самостоятельности: через центры активности, которые предполагают

разнообразные виды деятельности, это поможет избежать однообразия, при

самостоятельном выборе партнеров: взаимодействие со сверстниками

разовьет чувство значимости и инициативности, со взрослыми – поможет

обогатить деятельность детей новым содержанием с помощью вопросов.

В НОД педагогам при реализации принципа индивидуализации

необходимо предоставлять выбор деятельности по теме, уметь отвечать на

вопросы, просьбы, не относящиеся к теме, подхватывая и развивая

высказанные идеи. Проводя параллельно с занятием наблюдение,

необходимо находиться на уровне глаз детей, как можно ближе к ним.

Детские работы – своеобразный метод сбора информации о воспитаннике,

отражение индивидуального видения мира и способ запечатления его в

творческом продукте.

Следуя принципу индивидуализации образовательной деятельности в

ДОО, необходимо рассматривать процесс взаимодействия всех участников в

плоскости «ребенок-воспитатель-семья». Через грамотное построение

сотрудничества с родителями можно многое узнать о детях: их особенностях,

склонностях, интересах. Взаимодействие позволит выявить социальный

запрос семьи, так же выйти на совместную проектную деятельность, где

ребенок сможет показать свою индивидуальность. Учитывая это можно

внести необходимую коррекцию в планирование педагога.

Таким образом, индивидуализация – необходимая составляющая

образовательного процесса ДОО, но реализуя ее необходимо увидеть ребенка

таким, какой он есть с его особенностями и интересами, услышать его, и

понять и принять.

Поэтому, чтоб помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным

и самостоятельным человеком, взрослым необходимо поощрять его за

инициативность, создавать все необходимые для этого условия для

проявления ребенком своей индивидуальности.

Хочется закончить следующими словами: ребенок – это солнце, вокруг

которого вращается весь педагогический процесс. Его сила должна быть

выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.



В раздел образования