Автор: Малеева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с № 1 "Голубой кораблик"
Населённый пункт: город Реж, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация образовательного процесса
Раздел: дошкольное образование
С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» детский сад
стал первой обязательной ступенью общего образования. Государство теперь
гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой
ступени. Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности
и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ
необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором «…сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования (далее –
индивидуализация образования)» (п.1.4.2. ФГОС).
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка
по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в
данном индивиде от природы и того, что он приобрел в индивидуальном
опыте.
Согласно ФГОС в ДОО должны быть созданы условия, которые будут
направлены на индивидуализацию, позитивную социализацию
воспитанников, развитие инициативы, на их личностное развитие, развитие
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности.
Принцип индивидуализации не является нововведением. Об этом
говорили Толстой, Ушинский: «...необходимость оказания индивидуальной
помощи ребенку в познании окружающего мира…», из зарубежных педагогов
Я.А.Коменский: «… нужно подобрать средства, методы и приемы
соответственно к каждому ребенку, сделать ребенка ядром воспитательных
отношений…».
Для реализации принципа индивидуализации в ДОО прежде всего
необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с
индивидуализацией образовательного процесса. Индивидуальность –
уникальность, своеобразие личности; индивидуальный подход - учет
особенностей и уровня воспитанности ребенка, условий его жизни, уровня
его развития,
умственных способностей, характера; индивидуализация - деятельность
взрослого и ребенка по поддержке и развитию единичного того, что заложено
от природы и то, что он приобрел в индивидуальном опыте.
Таким образом, индивидуализация образования может рассматриваться
как: индивидуальная программа развития каждого ребенка только в его
времени, в его пространстве, т.е ИОМ (индивидуальный образовательный
маршрут); как синтез организуемого и самоорганизуемого обучения, в ходе
которого информация, полученная ребенком из разных источников
приобретает статус субъектоно (персонального) знания – НОД, совместная
деятельность со взрослым; самостоятельный вид деятельности ребенка
(самостоятельно обращается к разным источникам информации); как
результат жизнедеятельности ребенка в виде личностных смыслов,
сформированных общественных действий, т.е культурные практики.
Индивидуализация проявляется при предоставлении ребенку выбора и
самостоятельности: через центры активности, которые предполагают
разнообразные виды деятельности, это поможет избежать однообразия, при
самостоятельном выборе партнеров: взаимодействие со сверстниками
разовьет чувство значимости и инициативности, со взрослыми – поможет
обогатить деятельность детей новым содержанием с помощью вопросов.
В НОД педагогам при реализации принципа индивидуализации
необходимо предоставлять выбор деятельности по теме, уметь отвечать на
вопросы, просьбы, не относящиеся к теме, подхватывая и развивая
высказанные идеи. Проводя параллельно с занятием наблюдение,
необходимо находиться на уровне глаз детей, как можно ближе к ним.
Детские работы – своеобразный метод сбора информации о воспитаннике,
отражение индивидуального видения мира и способ запечатления его в
творческом продукте.
Следуя принципу индивидуализации образовательной деятельности в
ДОО, необходимо рассматривать процесс взаимодействия всех участников в
плоскости «ребенок-воспитатель-семья». Через грамотное построение
сотрудничества с родителями можно многое узнать о детях: их особенностях,
склонностях, интересах. Взаимодействие позволит выявить социальный
запрос семьи, так же выйти на совместную проектную деятельность, где
ребенок сможет показать свою индивидуальность. Учитывая это можно
внести необходимую коррекцию в планирование педагога.
Таким образом, индивидуализация – необходимая составляющая
образовательного процесса ДОО, но реализуя ее необходимо увидеть ребенка
таким, какой он есть с его особенностями и интересами, услышать его, и
понять и принять.
Поэтому, чтоб помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным
и самостоятельным человеком, взрослым необходимо поощрять его за
инициативность, создавать все необходимые для этого условия для
проявления ребенком своей индивидуальности.
Хочется закончить следующими словами: ребенок – это солнце, вокруг
которого вращается весь педагогический процесс. Его сила должна быть
выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.