Напоминание

" Мой родной край"


Автор: Теплухина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси Булунский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проектная деятельность: Совместная деятельность семьи и ДОУ
Тема: " Мой родной край"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность: Мой родной край

Совместная деятельность семьи и ДОУ

Воспитатель: Теплухина О.Н.

Актуальность: Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят

у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,

такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем

экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция

самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного

развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и

индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание

вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми

педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают,

что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на

работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с

родителями по этой причине.

От качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и

педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и

уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим

пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей

работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии

родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут

устанавливать с ними контакт.

Цель: Изучение родного края в совместной детско-родительской деятельности с

использованием методик прикладного творчества, проведения краеведческих

экскурсий и выставок.

Задачи:

1. Воспитание гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста

в процессе расширения знаний о своей “малой Родине”;

2.Развитие конструктивной и изобразительной деятельности, творческого

воображения и фантазии, литературного творчества детей старшего

дошкольного возраста;

3.Приобщение детей и родителей к природным и культурным ценностям Севера

в ходе занятий краеведческого содержания;

4.Формирование коммуникативных навыков, ранней социализации детей в

процессе коллективной детско-родительской деятельности;

5.Формирование нравственных качеств и эстетических чувств детей, через

конструирование из природных материалов, наблюдение окружающей среды;

6.Формирование экологического воспитания, через использование природных и

вторичных (бросовых) материалов в учебной деятельности;

7.Организация взаимодействия семьи и детского сада.

Планируемый результат:

Проявляет интерес к новым знаниям и умениям активно взаимодействует с

педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

Способен самостоятельно выполнят заданья.

Виды деятельности:

- коммуникативная: рассказ, беседа, литературное творчество;

- познавательно-исследовательская: наблюдение,

демонстрация видеоматериала, выставка, экскурсия;

- продуктивная: драматизация, конструирование, аппликация, практические

работы

Формы работы: коллективная.

Предварительная работа:

1.Конспекты занятий, беседы, семейного досуга.

2.Консультативный материал для родителей.

3.Видеоматериал.

Дидактические условия:

1.Уголок творчества в группе “Очумелые ручки”.

2.Наборы для конструирования (из бумаги, природного, строительного,

бросового материалов) (есть в наличии).

3.Наглядный материал: иллюстрации, картинки, видео-, аудиокассеты, DVD-

диски (есть в наличии).

4.Картотека игр, стихов, загадок, сказок.

Материально-технические ресурсы (имеющиеся): телевизор, магнитофон,

видеомагнитофон, ПК.

Срок проекта: 6 месяцев.

I. модуль «Растительный мир Арктики– сентябрь-октябрь.

II модуль “Животный мир Арктики” – декабрь- январь.

III модуль “Моя семья - Мой поселок” – февраль - март.

VI Модуль ”Мой поселок Тикси - 3”

Потенциалы развития проекта:

1.Методическое сопровождение и поддержка проекта “Мой родной край” д/с

“Солнышко”, организациями, партнерами;

2.Трансляция проекта, как методического пособия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста и родителями;

3.Расширение возрастных границ детей- участников проекта от среднего до

старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет).

Участники проекта:

- Дети и родители подготовительной группы в количестве 15 детей и 10

взрослых. Всего 25 человек.

- Педагог МБДОУ” Солнышко ”

- Краеведческий музей “История поселка” п. Тикси

-ФГБУ ” Усть -Ленский Заповедник”

-Музей ”Горностай”

План проекта:

I. модуль Растительный мир Арктикисентябрь-октябрь.

- Совместная творческая работа детей и родителей к конкурсу “Осенняя

шляпка”.

- Семейный досуг “Праздник урожая”.

- Экологическое занятие “Откуда берется мусор? ”

- Творческая мастерская “Чудесные превращения” – совместная

творческая деятельность детей и родителей на занятии

по конструированию из бросового материала.

- Выставка поделок из природного и бросового материала “Моя природа”.

II модуль “Животный мир Арктики” – декабрь- январь.

- Экскурсия в музей ”Горностай”

- Занятие по развитию речи “Животный мир Арктики”.

- Экскурсия “Путешествие по Тикси”.

- Занятие по аппликации “Белоснежный песец”.

- Демонстрация фильма “Животные Арктики”.

- Фотовыставка “Животные Арктики”.

III модуль “Моя семья - Мой поселок” – февраль - март.

- Экскурсия в краеведческий музей п. Тикси “История поселка”.

- Литературная гостиная детей “Путешествие по сказкам народов севера”

- Мастерская художников изготовление масок к сказкам.

- Презентация альбома-книги по содержанию сказки.

-Театрализованное представление “Сказки народов севера”.

VI Модуль Я – мой д/с – Мои друзья апрель - май

- Презентация «Альбома мой д/с мои друзья»

- Презентация ”Мой весенний букет для мамы”

- Семейный досуг ”Мой детский сад прощай ”

-Творческая мастерская “Чудесные превращения”

- совместная творческая деятельность детей и родителей.

- Совместная деятельность дети, родители

Конкурс поделок ” Новогодний снеговик” .

конструированию из бросового материала

Кадровые ресурсы:

Ф.И.О. преподавателя -

партнера

Направление деятельности

Теплухина О. Н.

Воспитатель – руководитель мероприятий проекта.

Педагог – проведение занятий на экологическую тематику

Приходченко О.И.

Методист – организационная поддержка мероприятий проекта

Ерохина Л.А.

Музыкальный руководитель – музыкальное сопровождение

Филиппова Марфа

Андреевна

Директор музея проведение экскурсии в краеведческий музей.

Музей «Ленского заповедника».

Краеведческий музей « Горностай» директор Гуков Александр

Юрьевич.

Шадрина А.Е

Инструктор по физической культуре.

Ожидаемые результаты и показатели результативности:

Ожидаемые результаты

Индикаторы результативности

1.

Проведение выставок для детей и родителей

детского сада.

2.

Видеоматериалы проводимых и

краеведческих мероприятий.

3.

Поделки, изготовленные в совместном

творчестве детей и родителей в творческой

мастерской, пополнят коллекции выставок,

методические демонстрационные материалы.

4.

Презентация проекта для педагогов ДОУ и

родителей группы.

5.

Улучшение социального микроклимата,

объединение родителей и детей в творческой

деятельности.

- Отзывы родителей, статистика

посещения выставки.

- Количество награжденных

родителей и детей участников

выставки.

- Увеличение числа родителей

участников проекта.

- Расширение площадок проекта

(трансляция программы).

- Количество педагогов и

родителей, посетивших

презентацию.

- Активизация интереса к

мероприятиям проекта родителей,

инициатива к совместно

деятельность ДОУ и семьи.

Используемая литература:

1.Арапова-Пискарева Н.А. “Мой родной дом”, М.: “Мозаика-Синтез”,2001;

2.Давыдова К.Н. “Детский дизайн. Поделки из бросового материала”, .

Скрипторий 2003”;

3.Дьяченко В.Ю. “Естествознание, изобразительное искусство,

художественный труд, тематическое планирование занятий”, М.:Волгоград.

“Учитель” 2007г.

4.Зверев И.Д. О формировании ответственного отношения учащихся к

природе в системе воспитания. – М.:“Народное образование”, 1998 г.

5.Кулаков В.П., Самохина Н.Т. История Сибири в 2 томах. – М.: Иркутск,

1987г.

6.Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в д/с”, М.: “Москва”

“Просвещение”.Сыроечковский А.А.Животный мир Красноярского края, -

М.: Красноярск, 1989г.

7.Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. М.:

“Издательский центр КГУ”, 2000 г.

8.Столбин А.П. “Природа и мы”. М.: Белгород 2010г

ПРОЕКТ – ПРОГРАММЫ

«РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у

истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает

взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг

друга.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем

экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция

самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и

личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере

знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития

ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё

это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители

являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы

физического, нравственного и интеллектуального развития личности

ребенка в раннем возрасте».

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится

на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только

питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только

присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги,

очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями

по этой причине.

Актуальность:

Первым внесемейным социальным институтом, первым

воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители

и где начинается их систематическое педагогическое просвещение

является детское дошкольное учреждение. Именно

от качества работы дошкольного учреждения, а в частности

методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры

родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов

дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить

образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с

доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут

устанавливать с ними контакт.

Цель проекта: организация методической работы по созданию условий

взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.

Задачи:

1.

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей

в вопросах развития и воспитания детей.

2.

Сформировать осознанное отношение родителей к развитию

детей дошкольного возраста.

3.

Создать условия для общения родителей по вопросам обмена

опытом воспитания детей.

4.

Способствовать установлению сотрудничества детского сада и

семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее

при реализации следующих условий:

- участие родителей в планировании совместной деятельности;

- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному

участию в сотрудничестве с ДОУ;

- правильное формирование педагогической компетентности родителей

в вопросах воспитания детей;

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через

согласование позиций семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты:

Повысится авторитет работников ДОУ

Станет на порядок выше уровень педагогической грамотности

родителей

Установится тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ

Воспитательно-образовательный процесс будет осуществляться

на более высоком уровне.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей

родителей, установления контакта с её членами, для согласования

воспитательных воздействий на ребенка и начать работу с

анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе

собранных данных анализировать особенности структуры родственных

связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания

дошкольника, разработать тактику общения с каждым родителем. Это

поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях

каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, выявить что

весь состав родителей можно разделить на три категории:

Родители лидеры, которые умеют и с удовольствием

участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят

ценность любой работы детского учреждения.

Родители исполнители, которые принимают участие при

условии значимой мотивации.

Родители критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного

процесса привело к изменению понимания типов семей:

активные участники педагогического процесса,

заинтересованные в успешности своих детей

заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью

специалистов

равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так

же».

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их

заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе

совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом,

анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ

с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация

методической работы ДОУ и семьи».

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в

вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа

специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель

изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая

медицинская сестра) по реализации образовательной программы

обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах

дошкольного детства, делает родителей действительно

равноответственными участниками образовательного процесса.

С этой целью использовать активные формы и методы работы с

родителями:

посещение семей воспитанников на дому

общие и групповые родительские собрания

консультации

занятия с участием родителей

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

совместные экскурсии

Дни общения

Дни добрых дел

Дни открытых дверей

участие родителей в подготовке и проведении праздников,

досугов

оформление фотомонтажей

совместное создание предметно-развивающей среды

утренние приветствия

работа с родительским комитетом группы

беседы с детьми и родителями

тренинги

семинар-практикум

родительские гостиные

телефон Доверия

почта Доверия

семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной

деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой

инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между

педагогом и родителями, первое родительское собрание с новым

составом группы «Будем знакомы» проводилось в нетрадиционной

форме на детской площадке и поставить цели и задачи работы

родителей и воспитателя на летний период.

Родители становятся активными участниками всех дел в группе,

непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с

другом в роли игровых партнеров.

Наглядно – информационное направление

Наглядно-информационное направление включает в себя:

родительские уголки

папки-передвижки

семейный праздники «Мама, папа, Я», «Учись быть папой»

копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной.

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти

формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное

направление дает возможность донести до родителей любую

информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских

обязанностях и ответственности.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с

родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается

в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала

полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных

измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде.

Делать это при любом удобном случае, и родители платят воспитателю

тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки

родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап

и мам наших детей.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной

деятельности родителей с воспитателем.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из

которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в

сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для

вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие

родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный

процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,

неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на

достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с

родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей

жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и

оберегать своих близких.

Перспективный план работы с родителями в ДОУ

Сентябрь

Формы работы

1. Совместная подготовка к учебному году.

3. Консультация «Организация семейных прогулок»

4. Оформление детской площадки

цели работы:

1. Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану

и правилам группы. Провести работу по адаптации детей к новой

группе и воспитателям.

3. Дать рекомендации о совместном отдыхе на улице, о важности игры

на свежем воздухе, учитывая заинтересованность детей.

4. Привлечь родителей к совместному оформлению.

Октябрь

формы работы

1. Педагогические беседы: «Правильно ли мы разговариваем с детьми»

2. Выставка поделок и природного материала «Здравствуй осень»

3. Книжка – передвижка: «Чем занять ребенка в плохую погоду? »

Цель

1. Подсказать родителям, как воспитать личность в каждом из детей,

как правильно говорить с ребенком, если это старший, младший или

единственный ребенок.

2. Привлечь родителей к совместному труду с детьми.

3. Заинтересовать родителей новыми способами занятий с детьми.

Ноябрь

Формы работы

1. Беседа: « Агрессивное поведение детей»

2. Родительское собрание: «Детский сад не заменит семью»

3. Праздник, посвященный дню матери (изготовление подарков мамам)

Цель

1. Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы,

как она может влиять на самочувствие ребенка, его поведение и

отношение к сверстникам.

2. Формировать у родителей заинтересованность играть вместе,

создавать положительный эмоциональный настрой, дать понять

родителям, что семья это главное.

3. Познакомить родителей с активностью детей во время праздничных

выступлений; развивать коммуникативные навыки через игровую

деятельность.

Декабрь

Формы работы

1. Привлечь родителей к оформлению площадки в зимний период

«Поделки из снега»

2. Консультация: «Организация игр, прогулок на свежем воздухе»

3. Изготовление поделок к новому году: «В лесу родилась ёлочка»

4.«Новогодний праздник»

Цель

1. Привлечь родителей к совместному оформлению.

2. Дать информацию о прогулках и играх на воздухе; предложить

подвижные игры. Вызвать активное желание и заинтересованность

родителей, проводить время с детьми на улице.

3. Формировать желание в совместной деятельности изготовить

поделки; украсить группу к новогоднему празднику.

4. Получить эмоции от праздника, привлечь к активному участию в

ряжений детей, воспитывать сплочение, коммуникативные навыки.

Январь

Формы работы

1. Папка – передвижка «Нужна ли книга ребенку?»

2. День добрых дел: «Лучшая кормушка»

3. Фотовыставка – «В детском саду играем, много нового узнаем! »

4. Заучивание стихов на тему: «Ах ты, зимушка – зима! »

Цель

1. Дать понять родителям, что книга незаменима в воспитании ребенка.

2. Привлечь родителей и детей к совместному изготовлению кормушек

для птиц.

3. Познакомить родителей с использованием коммуникативных навыков

для развития детей, через игровую деятельность.

4. Настроить родителей к совместной работе с детьми, вызвать интерес

к подготовке и участию в конкурсе.

Февраль

Формы работы

1. Семейный клуб «Играем со сказками»

2. Папка передвижка: «Мой папа – защитник! » (роль папы в

воспитании ребенка).

3. Консультация: «Физкультура – ура! »

Цель

1. Выявить знания русских народных сказок;

привлечь к совместному творчеству родителей и детей.

2. Показать и рассказать какую роль в воспитании ребенка имеет отец –

поздравления;

проявлять творчество в изготовлении подарков.

3. Привлечь родителей к здоровому образу жизни; к активному участию

в укреплении здоровья детей.

Март

Формы работы

1. Консультация: «Животные рядом»

2. Спортивное развлечение: «Вместе с папой и мамой поиграть хочу! »

3. Фотовыставка: «Мамочка любимая моя! »

4. Праздник 8 марта

Цель

1. Приобщить родителей к воспитанию в детях отзывчивость,

доброжелательность, любви к братьям нашим меньшим; углублять

знания о животных.

2. Привлечь родителей к совместному спортивному развлечению;

получить положительные эмоции.

3. Организовать оформление выставки – поздравления, с участием пап

и детей. Проявлять творчество.

4. Формировать сплоченность, желание участвовать в празднике,

получить положительные эмоции.

Апрель

Формы работы

1. Родительское собрание: «Что такое хорошо, и что такое плохо»

(характер вашего ребенка)

4. Изобразительная выставка: «Весна пришла!» (поделки из детских

ладошек)

1. Консультация: «Роль игры в семье и детском саду»

Цель

1. Дать знания о важности характера ребенка; совместно решать

вопросы по воспитанию и развитию детей.

4. Привлечь родителей к совместной деятельности дома с детьми;

воспитывать уверенность, целеустремленность.

1. Дать знания о важности развивающих игр, их значении, правилах.

Развивать коммуникативные навыки через игровую деятельность.

Май

Формы работы

1. Беседа: «Вот и стали мы на год взрослее»

2. Организация выставки - поздравления к Дню Победы!

3. Подготовка игрового участка к летнему периоду.

4. Консультация: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья

ребенка! »

Цель

1. Ознакомить родителей с достижениями детей за год.

2. Привлечь родителей к участию в дне памяти участников ВОВ, к

изготовлению мини – музея.

2. Привлечь родителей к подготовке летнего оздоровительного участка.

3. Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии

родителей в играх; воспитывать заинтересованность к нуждам и

интересам ребенка.



В раздел образования