Автор: Теплухина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси Булунский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проектная деятельность: Совместная деятельность семьи и ДОУ
Тема: " Мой родной край"
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность: Мой родной край
Совместная деятельность семьи и ДОУ
Воспитатель: Теплухина О.Н.
Актуальность: Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят
у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,
такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного
развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и
индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание
вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают,
что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на
работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с
родителями по этой причине.
От качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и
педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и
уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим
пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей
работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии
родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут
устанавливать с ними контакт.
Цель: Изучение родного края в совместной детско-родительской деятельности с
использованием методик прикладного творчества, проведения краеведческих
экскурсий и выставок.
Задачи:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста
в процессе расширения знаний о своей “малой Родине”;
2.Развитие конструктивной и изобразительной деятельности, творческого
воображения и фантазии, литературного творчества детей старшего
дошкольного возраста;
3.Приобщение детей и родителей к природным и культурным ценностям Севера
в ходе занятий краеведческого содержания;
4.Формирование коммуникативных навыков, ранней социализации детей в
процессе коллективной детско-родительской деятельности;
5.Формирование нравственных качеств и эстетических чувств детей, через
конструирование из природных материалов, наблюдение окружающей среды;
6.Формирование экологического воспитания, через использование природных и
вторичных (бросовых) материалов в учебной деятельности;
7.Организация взаимодействия семьи и детского сада.
Планируемый результат:
Проявляет интерес к новым знаниям и умениям активно взаимодействует с
педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
Способен самостоятельно выполнят заданья.
Виды деятельности:
- коммуникативная: рассказ, беседа, литературное творчество;
- познавательно-исследовательская: наблюдение,
демонстрация видеоматериала, выставка, экскурсия;
- продуктивная: драматизация, конструирование, аппликация, практические
работы
Формы работы: коллективная.
Предварительная работа:
1.Конспекты занятий, беседы, семейного досуга.
2.Консультативный материал для родителей.
3.Видеоматериал.
Дидактические условия:
1.Уголок творчества в группе “Очумелые ручки”.
2.Наборы для конструирования (из бумаги, природного, строительного,
бросового материалов) (есть в наличии).
3.Наглядный материал: иллюстрации, картинки, видео-, аудиокассеты, DVD-
диски (есть в наличии).
4.Картотека игр, стихов, загадок, сказок.
Материально-технические ресурсы (имеющиеся): телевизор, магнитофон,
видеомагнитофон, ПК.
Срок проекта: 6 месяцев.
I. модуль «Растительный мир Арктики– сентябрь-октябрь.
II модуль “Животный мир Арктики” – декабрь- январь.
III модуль “Моя семья - Мой поселок” – февраль - март.
VI Модуль ”Мой поселок Тикси - 3”
Потенциалы развития проекта:
1.Методическое сопровождение и поддержка проекта “Мой родной край” д/с
“Солнышко”, организациями, партнерами;
2.Трансляция проекта, как методического пособия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста и родителями;
3.Расширение возрастных границ детей- участников проекта от среднего до
старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет).
Участники проекта:
- Дети и родители подготовительной группы в количестве 15 детей и 10
взрослых. Всего 25 человек.
- Педагог МБДОУ” Солнышко ”
- Краеведческий музей “История поселка” п. Тикси
-ФГБУ ” Усть -Ленский Заповедник”
-Музей ”Горностай”
План проекта:
I. модуль ”Растительный мир Арктики” – сентябрь-октябрь.
- Совместная творческая работа детей и родителей к конкурсу “Осенняя
шляпка”.
- Семейный досуг “Праздник урожая”.
- Экологическое занятие “Откуда берется мусор? ”
- Творческая мастерская “Чудесные превращения” – совместная
творческая деятельность детей и родителей на занятии
по конструированию из бросового материала.
- Выставка поделок из природного и бросового материала “Моя природа”.
II модуль “Животный мир Арктики” – декабрь- январь.
- Экскурсия в музей ”Горностай”
- Занятие по развитию речи “Животный мир Арктики”.
- Экскурсия “Путешествие по Тикси”.
- Занятие по аппликации “Белоснежный песец”.
- Демонстрация фильма “Животные Арктики”.
- Фотовыставка “Животные Арктики”.
III модуль “Моя семья - Мой поселок” – февраль - март.
- Экскурсия в краеведческий музей п. Тикси “История поселка”.
- Литературная гостиная детей “Путешествие по сказкам народов севера”
- Мастерская художников изготовление масок к сказкам.
- Презентация альбома-книги по содержанию сказки.
-Театрализованное представление “Сказки народов севера”.
VI Модуль ”Я – мой д/с – Мои друзья апрель - май”
- Презентация «Альбома мой д/с мои друзья»
- Презентация ”Мой весенний букет для мамы”
- Семейный досуг ”Мой детский сад прощай ”
-Творческая мастерская “Чудесные превращения”
- совместная творческая деятельность детей и родителей.
- Совместная деятельность дети, родители
Конкурс поделок ” Новогодний снеговик” .
конструированию из бросового материала
Кадровые ресурсы:
Ф.И.О. преподавателя -
партнера
Направление деятельности
Теплухина О. Н.
Воспитатель – руководитель мероприятий проекта.
Педагог – проведение занятий на экологическую тематику
Приходченко О.И.
Методист – организационная поддержка мероприятий проекта
Ерохина Л.А.
Музыкальный руководитель – музыкальное сопровождение
Филиппова Марфа
Андреевна
Директор музея проведение экскурсии в краеведческий музей.
Музей «Ленского заповедника».
Краеведческий музей « Горностай» директор Гуков Александр
Юрьевич.
Шадрина А.Е
Инструктор по физической культуре.
Ожидаемые результаты и показатели результативности:
Ожидаемые результаты
Индикаторы результативности
1.
Проведение выставок для детей и родителей
детского сада.
2.
Видеоматериалы проводимых и
краеведческих мероприятий.
3.
Поделки, изготовленные в совместном
творчестве детей и родителей в творческой
мастерской, пополнят коллекции выставок,
методические демонстрационные материалы.
4.
Презентация проекта для педагогов ДОУ и
родителей группы.
5.
Улучшение социального микроклимата,
объединение родителей и детей в творческой
деятельности.
- Отзывы родителей, статистика
посещения выставки.
- Количество награжденных
родителей и детей участников
выставки.
- Увеличение числа родителей
участников проекта.
- Расширение площадок проекта
(трансляция программы).
- Количество педагогов и
родителей, посетивших
презентацию.
- Активизация интереса к
мероприятиям проекта родителей,
инициатива к совместно
деятельность ДОУ и семьи.
Используемая литература:
1.Арапова-Пискарева Н.А. “Мой родной дом”, М.: “Мозаика-Синтез”,2001;
2.Давыдова К.Н. “Детский дизайн. Поделки из бросового материала”, .
Скрипторий 2003”;
3.Дьяченко В.Ю. “Естествознание, изобразительное искусство,
художественный труд, тематическое планирование занятий”, М.:Волгоград.
“Учитель” 2007г.
4.Зверев И.Д. О формировании ответственного отношения учащихся к
природе в системе воспитания. – М.:“Народное образование”, 1998 г.
5.Кулаков В.П., Самохина Н.Т. История Сибири в 2 томах. – М.: Иркутск,
1987г.
6.Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в д/с”, М.: “Москва”
“Просвещение”.Сыроечковский А.А.Животный мир Красноярского края, -
М.: Красноярск, 1989г.
7.Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. М.:
“Издательский центр КГУ”, 2000 г.
8.Столбин А.П. “Природа и мы”. М.: Белгород 2010г
ПРОЕКТ – ПРОГРАММЫ
«РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг
друга.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития
ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё
это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится
на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только
питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только
присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги,
очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями
по этой причине.
Актуальность:
Первым внесемейным социальным институтом, первым
воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители
и где начинается их систематическое педагогическое просвещение
является детское дошкольное учреждение. Именно
от качества работы дошкольного учреждения, а в частности
методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры
родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов
дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить
образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с
доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут
устанавливать с ними контакт.
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий
взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи:
1.
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей
в вопросах развития и воспитания детей.
2.
Сформировать осознанное отношение родителей к развитию
детей дошкольного возраста.
3.
Создать условия для общения родителей по вопросам обмена
опытом воспитания детей.
4.
Способствовать установлению сотрудничества детского сада и
семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее
при реализации следующих условий:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному
участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильное формирование педагогической компетентности родителей
в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через
согласование позиций семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
Повысится авторитет работников ДОУ
Станет на порядок выше уровень педагогической грамотности
родителей
Установится тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ
Воспитательно-образовательный процесс будет осуществляться
на более высоком уровне.
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей
родителей, установления контакта с её членами, для согласования
воспитательных воздействий на ребенка и начать работу с
анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе
собранных данных анализировать особенности структуры родственных
связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания
дошкольника, разработать тактику общения с каждым родителем. Это
поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях
каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, выявить что
весь состав родителей можно разделить на три категории:
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием
участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят
ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при
условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного
процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса,
заинтересованные в успешности своих детей
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью
специалистов
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так
же».
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их
заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе
совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом,
анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ
с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация
методической работы ДОУ и семьи».
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в
вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа
специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель
изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая
медицинская сестра) по реализации образовательной программы
обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах
дошкольного детства, делает родителей действительно
равноответственными участниками образовательного процесса.
С этой целью использовать активные формы и методы работы с
родителями:
посещение семей воспитанников на дому
общие и групповые родительские собрания
консультации
занятия с участием родителей
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
совместные экскурсии
Дни общения
Дни добрых дел
Дни открытых дверей
участие родителей в подготовке и проведении праздников,
досугов
оформление фотомонтажей
совместное создание предметно-развивающей среды
утренние приветствия
работа с родительским комитетом группы
беседы с детьми и родителями
тренинги
семинар-практикум
родительские гостиные
телефон Доверия
почта Доверия
семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной
деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой
инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между
педагогом и родителями, первое родительское собрание с новым
составом группы «Будем знакомы» проводилось в нетрадиционной
форме на детской площадке и поставить цели и задачи работы
родителей и воспитателя на летний период.
Родители становятся активными участниками всех дел в группе,
непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с
другом в роли игровых партнеров.
Наглядно – информационное направление
Наглядно-информационное направление включает в себя:
родительские уголки
папки-передвижки
семейный праздники «Мама, папа, Я», «Учись быть папой»
копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной.
Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти
формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное
направление дает возможность донести до родителей любую
информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
обязанностях и ответственности.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается
в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала
полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных
измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде.
Делать это при любом удобном случае, и родители платят воспитателю
тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки
родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап
и мам наших детей.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной
деятельности родителей с воспитателем.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из
которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в
сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие
родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный
процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на
достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с
родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей
жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и
оберегать своих близких.
Перспективный план работы с родителями в ДОУ
Сентябрь
Формы работы
1. Совместная подготовка к учебному году.
3. Консультация «Организация семейных прогулок»
4. Оформление детской площадки
цели работы:
1. Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану
и правилам группы. Провести работу по адаптации детей к новой
группе и воспитателям.
3. Дать рекомендации о совместном отдыхе на улице, о важности игры
на свежем воздухе, учитывая заинтересованность детей.
4. Привлечь родителей к совместному оформлению.
Октябрь
формы работы
1. Педагогические беседы: «Правильно ли мы разговариваем с детьми»
2. Выставка поделок и природного материала «Здравствуй осень»
3. Книжка – передвижка: «Чем занять ребенка в плохую погоду? »
Цель
1. Подсказать родителям, как воспитать личность в каждом из детей,
как правильно говорить с ребенком, если это старший, младший или
единственный ребенок.
2. Привлечь родителей к совместному труду с детьми.
3. Заинтересовать родителей новыми способами занятий с детьми.
Ноябрь
Формы работы
1. Беседа: « Агрессивное поведение детей»
2. Родительское собрание: «Детский сад не заменит семью»
3. Праздник, посвященный дню матери (изготовление подарков мамам)
Цель
1. Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы,
как она может влиять на самочувствие ребенка, его поведение и
отношение к сверстникам.
2. Формировать у родителей заинтересованность играть вместе,
создавать положительный эмоциональный настрой, дать понять
родителям, что семья это главное.
3. Познакомить родителей с активностью детей во время праздничных
выступлений; развивать коммуникативные навыки через игровую
деятельность.
Декабрь
Формы работы
1. Привлечь родителей к оформлению площадки в зимний период
«Поделки из снега»
2. Консультация: «Организация игр, прогулок на свежем воздухе»
3. Изготовление поделок к новому году: «В лесу родилась ёлочка»
4.«Новогодний праздник»
Цель
1. Привлечь родителей к совместному оформлению.
2. Дать информацию о прогулках и играх на воздухе; предложить
подвижные игры. Вызвать активное желание и заинтересованность
родителей, проводить время с детьми на улице.
3. Формировать желание в совместной деятельности изготовить
поделки; украсить группу к новогоднему празднику.
4. Получить эмоции от праздника, привлечь к активному участию в
ряжений детей, воспитывать сплочение, коммуникативные навыки.
Январь
Формы работы
1. Папка – передвижка «Нужна ли книга ребенку?»
2. День добрых дел: «Лучшая кормушка»
3. Фотовыставка – «В детском саду играем, много нового узнаем! »
4. Заучивание стихов на тему: «Ах ты, зимушка – зима! »
Цель
1. Дать понять родителям, что книга незаменима в воспитании ребенка.
2. Привлечь родителей и детей к совместному изготовлению кормушек
для птиц.
3. Познакомить родителей с использованием коммуникативных навыков
для развития детей, через игровую деятельность.
4. Настроить родителей к совместной работе с детьми, вызвать интерес
к подготовке и участию в конкурсе.
Февраль
Формы работы
1. Семейный клуб «Играем со сказками»
2. Папка передвижка: «Мой папа – защитник! » (роль папы в
воспитании ребенка).
3. Консультация: «Физкультура – ура! »
Цель
1. Выявить знания русских народных сказок;
привлечь к совместному творчеству родителей и детей.
2. Показать и рассказать какую роль в воспитании ребенка имеет отец –
поздравления;
проявлять творчество в изготовлении подарков.
3. Привлечь родителей к здоровому образу жизни; к активному участию
в укреплении здоровья детей.
Март
Формы работы
1. Консультация: «Животные рядом»
2. Спортивное развлечение: «Вместе с папой и мамой поиграть хочу! »
3. Фотовыставка: «Мамочка любимая моя! »
4. Праздник 8 марта
Цель
1. Приобщить родителей к воспитанию в детях отзывчивость,
доброжелательность, любви к братьям нашим меньшим; углублять
знания о животных.
2. Привлечь родителей к совместному спортивному развлечению;
получить положительные эмоции.
3. Организовать оформление выставки – поздравления, с участием пап
и детей. Проявлять творчество.
4. Формировать сплоченность, желание участвовать в празднике,
получить положительные эмоции.
Апрель
Формы работы
1. Родительское собрание: «Что такое хорошо, и что такое плохо»
(характер вашего ребенка)
4. Изобразительная выставка: «Весна пришла!» (поделки из детских
ладошек)
1. Консультация: «Роль игры в семье и детском саду»
Цель
1. Дать знания о важности характера ребенка; совместно решать
вопросы по воспитанию и развитию детей.
4. Привлечь родителей к совместной деятельности дома с детьми;
воспитывать уверенность, целеустремленность.
1. Дать знания о важности развивающих игр, их значении, правилах.
Развивать коммуникативные навыки через игровую деятельность.
Май
Формы работы
1. Беседа: «Вот и стали мы на год взрослее»
2. Организация выставки - поздравления к Дню Победы!
3. Подготовка игрового участка к летнему периоду.
4. Консультация: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья
ребенка! »
Цель
1. Ознакомить родителей с достижениями детей за год.
2. Привлечь родителей к участию в дне памяти участников ВОВ, к
изготовлению мини – музея.
2. Привлечь родителей к подготовке летнего оздоровительного участка.
3. Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии
родителей в играх; воспитывать заинтересованность к нуждам и
интересам ребенка.