Напоминание

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников


Автор: Звягинцева Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 12"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 373.31

Звягинцева Ирина Николаевна

г. Новокузнецк, РФ

Формирование УУД на уроке русского языка у младших школьников

Почему именно сейчас во главу обучения ставится формирование УУД?

Сегодня

информационное

общество

запрашивает

человека

обучаемого,

способного

самостоятельно

учиться

и

многократно

переучиваться

в

течение

постоянно

удлиняющейся

жизни,

готового

к

самостоятельным

действиям

и

принятию решений.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться»,

«научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

Особенностью содержания современного начального образования является не

только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных

учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной

учебной деятельности.

В

широком

смысле

слова

«универсальные

учебные

действия»

означают

саморазвитие

и

самосовершенствование

путём

сознательного

и

активного

присвоения нового социального опыта.

Я работаю в начальной школе по УМК «Начальная школа 21 век», который

отвечает всем требованиям современного образования.

Мне как учителю начальных классов необходимо сформировать у учеников

готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить

4 блока.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково–

символические.

Данные виды УУД формируются в процессе изучения различных учебных

дисциплин.

Например, на уроках математики в зависимости от условия задачи использую

фишки

или

краткую

запись,

при

отработке

устного

счёта

использую

«математическое лото», а при решении задач с неполными условиями, дети на

основе своего житейского опыта сами вводят недостающую информацию. На уроках

русского языка, окружающего мира использую схемы, таблицы. Все это помогает

ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, позволяет развивать

наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. В

процессе формирования познавательных УУД, ребята получают навыки поиска и

выделения необходимой информации. Кроме

этого, в процессе формирования

познавательных УУД, у ребят более активно развивается способность к осознанному

построению речевого высказывания в устной и письменной форме.

Не менее важную роль в формировании всесторонне развитой личности играют

коммуникативные УУД.

Они обеспечивают умение слушать и вступать в диалог,

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблемы,

строить

продуктивное

сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Поэтому

стараюсь

создавать

необходимые

условия,

связанные

с

внедрением

сотрудничества в обучении.

Например, на уроке окружающего мира, при прохождении темы «Семья»

ребята

работают

в

группах.

У

каждой

группы

задание:

вспомнить

и

спеть

колыбельные песни, вспомнить и рассказать стихотворение о маме, перебрать крупу,

пришить

пуговицы,

подобрать

слова

«какая

семья».

Ребята

вместе

планируют

работу, распределяют роли. На уроке математике при работе с числовым

рядом

ученики оценивают формулировку вопроса и ответ на него. Очень важно, чтобы

каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение

примут.

Стараюсь урок построить таким образом, чтобы уже с первой минуты урока

учащиеся включились в организацию своей учебной деятельности: регулятивные

УУД. Например: целеполагание, как постановка учебной задачи: «Каким бы вы

хотели видеть наш урок?

Как вы можете мне помочь в этом?»

А с помощью

загадок, стихов, картинок, ребята узнают тему урока, а затем выясняют, что они

будут на этом уроке изучать.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

На первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить

правила

моральных

норм,

нравственного

поведения,

наладить

межличностные

отношения провожу классные часы, индивидуальные беседы, организую совместные

праздники, внеклассные мероприятия, обсуждаем те или иные поступки с позиции

нравственности.

Развитию личностных УУД способствуют уроки литературного чтения.

Литературное

чтение

осмысленная,

творческая,

духовная

деятельность,

обеспечивает

освоение

идейно-нравственного

содержания

художественной

литературы, развитие эстетического восприятия.

Учитывая, что каждый ребенок

увидит

и

почувствует

читаемое

по-своему,

стараюсь

раскрыть

е го

индивидуальность.

Много

времени

отвожу

самостоятельному

чтению.

А

самостоятельное чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что

ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте.

Кроме того, на уроках в первом классе я использую

приемы оценочной

деятельности при безотметочном обучении. Такие как. «волшебная линеечка», когда

на полях тетрадей ребята чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по

их мнению, выполнена работа. При проверке я, если согласна с оценкой ученика,

обвожу крестик, если нет, то ставлю свой крестик, ниже или выше. «Светофор»

оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею

сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

Цель

моей

работы:

показать

на

личном

опыте

возможные

варианты

формирования УУД на уроке русского языка в начальной школе.

Урок русского языка «Правописание мягкого знака после шипящих у имен

существительных» по программе «Начальная школа ХХI века».

Цели

урока.

Углубить

знания

учащихся

о

функциях

мягкого

знака,

как

показателя женского рода имен существительных.

Создать организационные и содержательные условия для развития у детей

критического мышления.

Оборудование: карточки с текстом, карточки для рефлексии.

Приём: «Кластер», «Чтение с пометками», «Светофор».

Формируемые УУД

Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение; применять правила;

обработка информации; анализ, синтез.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

его оценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество

со сверстниками.

Личностные результаты: самооценка, навыки сотрудничества в разных

ситуациях, умение не создавать конфликт.

Организация класса.

- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда

располагает нас к приятному общению.

Минутка чистописания.

На доске написаны слова: нож, камыш, пляж, глушь, врач, речь, ночь, вещь.

– Прочитайте эти слова. Определите букву, которую мы будем писать на уроке.

Она присутствует в словах и не обозначает звука. (Это буква «ь»).

– Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для

этого первую букву имени существительного и мягкий знак. Какая цепочка

получилась?

нь кь пь гь вь рь нь вь

Стадия вызова.

- Прочитайте эти слова еще раз.

- Что общего в них? (сущ. , ед. ч. , с шипящим на конце)

- Какие слова вы хотели бы исследовать? (врач, ночь)

- Хором произнесите слово – врач.

- Выделите последний звук.

- Дайте характеристику последнему звуку (согл. , глух. , мягк. , щипящий)

- Произнесите слово – ночь.

- Выделите последний звук.

- Дайте его характеристику.

- Верно, [ч'] – всегда мягкий, но почему в одном слове пишется Ь, а в другом –

нет? (На этот вопрос ответить не можем.)

- В этом вопросе заключается секрет «Ь».

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Что же вы думаете узнать сегодня на уроке?

- Поставьте перед собой цель. ( Должны узнать, в каких случаях пишется Ь

после шипящих в именах существительных.)

Стадия осмысления.

- Вернемся к словам.

- На какие группы и по какому признаку можно разбить данные слова? (с Ь

и без Ь)

- Запишите слова в 2 столбика. (2 ученика у доски)

- Прочитайте слова 1 столбика.

- Что объединяет данные слова? (сущ. , ж. р. , с шипящ. , Ь)

- Прочитайте слова 2 столбика.

- Что их объединяет?

- Когда же пишется ь у существительных на конце после шипящих?

- На что указывает мягкий знак?

-Когда у существительных на конце после шипящих ь не пишется?

- Сформулируйте правило правописания ь на конце после шипящих.

- Давайте сравним наше правило с правилом из учебника.

- Составим «Кластер» «Как определить правильность написания слова с

шипящим звуком на конце».

Рефлексия.

Замените

словосочетания

одним

словом.

Запишите

их

в

тетрадь

(учитель

читает).

близкий приятель, друг

человек, лечащий больных

мелкие деньги

часть суток от вечера до утра

молодые люди

непромокаемая легкая одежда от дождя

Проверка: назовите существительные с ь. Почему вы так написали?

«Светофор».

Ь

на конце

существительных после

шипящих

ЧАСТЬ РЕЧИ

РОД

М.Р.- без «Ь»

Ж.Р., ед.ч. – с «Ь»

Ребята

оценивают

свою

деятельность

на

уроке

с

помощью

«Светофора»

(зелёный

все

понятно,

желтый

есть

затруднения,

красный

много

непонятного – карточки ребятам даны еще до урока).

Заключение.

Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного

процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в организации форм

учебного сотрудничества при решении важных задач жизнедеятельности

учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания

благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и

заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального

обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при

помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в

конечном итоге – стать Человеком. Решающая роль в этом принадлежит

учителю.

Подводя итог, хотелось бы отметить следующее:

1. Переход на ФГОС НОО предполагает принципиально новый подход к

обучению;

2. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего

школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные

учебные действия;

3. В результате формирования УУД вырисовывается новый, принципиально

отличающийся портрет выпускника начальной школы.

4. Одной из эффективных форм формирования УУД, является групповое

взаимодействие учеников.

5. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех

ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении

учащимися универсальных учебных действий.

Список использованной литературы.

1.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли:/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. –

152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).

2.

Основная образовательная программа начального общего образования:

механизмы реализации: Л.А. Чистякова – И.,2011.

3.

Планируемые

результаты

начального

общего

образования/

под

ред.

Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. –

(Стандарты второго поколения).

4.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

– М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).

5.

Миронов

А.В.

«Проект

урока

как

индикатор

готовности

учителя

работать по новому стандарту» - журнал «Начальная школа «+» «-» № 4/2012г.

6.

Иванов В.С., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова

В.Ю.

Русский

язык:

Учебник

для

учащихся

3

класса

общеобразовательных

учреждений

/

В.С.

Иванов,

А.О.

Евдокимова,

М.И.Кузнецова,

Л.В.Петленко,

В.Ю.Романова - 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011.- 3-170 с.: ил.- (Начальная

школа ХХ1 века).

© И.Н.Звягинцева, 2016

VI. ЗАЯВКА УЧАСТНИКА

Авт.1

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Звягинцева Ирина Николаевна

Уч. Звание, уч. степень

Место работы/учебы, должность/курс

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 12», учитель начальных классов

Контактный телефон

8-951-614-75-25

E-mail

Тема статьи

ФормФормирование УУД на уроке русского языка

у младших школьников

Количество страниц статьи

9

Секция/направление (см раздел : Основные секции конференции)

12

Сколько дополнительных экземпляров сборника требуется (один печатный

сборник уже включен в организационный взнос).

Адрес для отправки сборника

Кирова, 12-38

Шифр конференции,

адрес для отправки материалов

KON-128,

nauka@os-russia



В раздел образования