Напоминание

Дополнительная общеобразовательная программа "Изопластика"


Автор: Овчаренко Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Камышеватский СРЦН"
Населённый пункт: Краснодарский край, Ейский район, станица Камышеватская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа "Изопластика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Камышеватский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКУ СО КК ____________________ Т.Л.Москалева 29 августа 2016г. Протокол педагогического совета № 1 от « 29 » августа 2016г. Дополнительная общеобразовательная программа «Изопластика» лепка из пластических материалов для детей в возрасте 4 - 6 лет срок реализации программы - 1 год Составитель: Овчаренко Г.Н. воспитатель ст. Камышеватская 2016 г.
Таланты детей находятся на кончиках их пальцев М. Монтессори

Пояснительная записка. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; • быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

С помощью традиционных техник нельзя в полной мере творчески развивать ребенка, поэтому и возникла идея создания программы «Изопластика». Название выбрано не случайно, т.к. изопластикой называют искусство лепить из изобразительных пластических материалов Актуальность программы: лепка из глины, теста, пластилина проста в освоении и ни чем несравнима по воздействию на творческое развитие детей. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывают на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, пальцы с их тонкой моторикой, от которой зависит развитие речи, учатся заново, с помощью тактильных ощущений и включения в работу сразу двух полушарий (левого – рационального, анализирующего, и правого – интуитивного, эмоционального) воссоздать мир из целого. Занятия лепкой снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость, совершенствуют пальцевую моторику, воспитывают усидчивость. Воссоздание мира – вот ключевое слово, которое хотелось бы выделить и подчеркнуть для тех, кто хочет присоединиться к процессу возрождения, воссоздания человека – маленького творца, который с помощью рук может воссоздать всю землю. Развивающее и воспитательное значение занятий лепкой огромно. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус,
учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, (пластилина, соленого теста, глины, массы из опилок), которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время. Лепка из пластических материалов или «Изопластика»  способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;  стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;  активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);  совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;  имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера; Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально - разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития детей. Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей. Фигурки, картины, панно - все можно сделать из различных пластических материалов. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Работы, сделанные своими руками, вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Классификационная характеристика программы.
1. По характеру психического развития: психогенная. 2. По концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная. 3. По ориентации на личностные структуры: эвристическая. 4. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп, индивидуальная. 5. По организационным формам: групповая + индивидуальная + игровая. 6. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества, личностно- ориентированная, гуманно-личностная. 7. По преобладающему методу: творческая + развивающая. 8. По философской основе: гуманистическая. 9. По структуре: блочная. 10.Мотивация: стремление личности к творчеству, самовыражению, самоутверждению, самореализации; создание ситуации успеха. Принципы построения программы: 1. От простого к сложному. 2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. 3. Научность. 4. Доступность. 5. Системность. 6. Воспитывающая и развивающая направленность. 7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков. 8. Активность и самостоятельность. 9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Цельпрограммы: развитие художественно-творческих способностей, эстетических чувств и воображения детей через работу с пластическими материалами. Основные цели и задачи программы. 1. Раскрыть, определить и создать благоприятные педагогические условия для развития творческих способностей детей в процессе изготовления игрушек. 2. Подарить детям радость творчества. 3. Познакомить с технологией изготовления игрушек, картин, сувениров. 4. Научить приемам лепки. 5. Привить интерес к лепке. Задачи можно разделить по их предназначению. 1. Развивающие. 2. Познавательные 3. Учебные. 4. Воспитательные. 5. Задачи социализации личности. Задачи: Развивающие:  научить лепке из различных пластических материалов, развивать речь, художественные способности, мышление, воображение,  повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);  развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;
 формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел,  расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;  учить ориентироваться в проблемных ситуациях,  развивать аналитические способности, память, внимание, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус детей. Познавательные:  познакомить детей с искусством натюрморта, пейзажа, сувенира, глиняной игрушки, искусством изделий из соленого теста,  познакомить со свойствами материалов, необходимых для изготовления игрушек,  познакомить с жизнью русского народа, его традиции, фольклором, обрядами. Учебные :  обучить детей технологии изготовления игрушек из соленого теста, глины, пластилина,  выработать умение использовать полученные знания, умения, навыки на практике,  выработать умение наблюдать и передавать свои наблюдения в лепке, видеть в простых на первый взгляд вещах их гармонию и красоту,  научить соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами. Воспитательные:  воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы;  создать доброжелательную атмосферу,  воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,  воспитывать самостоятельность, активность в работе,  воспитывать волевые качества. Задачи социализации личности ребенка:
 создать условия для социализации личности ребенка через: овладение новыми для него социальными ролями, включая в разнообразные социальные ситуации, в которых он выступает в качестве субъекта социальных отношений,  помочь ребенку реализовать себя как личность,  дать возможность адаптироваться к условиям социальной среды (быть со всеми), способствовать сохранению социальной автономности (быть со всеми, но оставаться самим собой), В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок. Дети приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций. Условия проведения занятий: Программа рассчитана на детей в возрасте 4-6 лет, продолжительность занятий 25 - 30 минут в зависимости от возраста. Занятия проводятся 8 раз в месяц, во второй половине дня. Количество детей в группе 5-7 человек, но в связи с коррекционной направленностью обучения и развития детей, а также наличием у них трудностей в эмоционально-волевой и познавательных сферах и проблем психолого-педагогического и медико-социального характера, занятия с детьми могут осуществляться по подгруппам в количестве – 3-4 человек или индивидуально. Предполагаемые результаты:  Повысится уровень развития творческих изобразительных способностей детей;
 Укрепятся мышцы кисти руки, разовьется мелкая моторика рук. Дети освоят разные способы выполнения работ из пластических материалов и их украшения. Дети научатся:  скатывать ком из пластилина или теста между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями. Лепить шар, цилиндр, конус и исходные фигуры из них  лепить посуду ленточным способом  лепить фигуру с натуры и по представлению, передавая характерные особенности, строение, пропорции;  лепить животных, птиц, людей передавая характерные движения туловища и конечностей  создавать композиции (сюжетная лепка), устойчиво устанавливать поделки на подставку. Формы подведения итогов реализации программы «Изопластика»:  Подведение итогов осуществляется в виде создания коллективных работ, анализа работ, проведения выставок, участие в конкурсах детского творчества  В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, сказочных персонажей с последующей драматизацией Примерное планирование работы с детьми: В программе «Изопластика» запланировано 5 больших разделов занятий: 1. Натюрморт 2. Посуда 3. Игрушки и сувениры 4. Сказки 5. Пейзаж Перечень разделов и нагрузка
№ Раздел (цикл) Общее количество занятий Теория Практика 1 Введение 4 2 2 2 Натюрморт 12 2 10 3 Посуда 9 2 7 4 Игрушки и сувениры 26 2 24 5 Сказки 10 2 8 6 Пейзаж 9 1 8 7 Заключение 2 1 1 Итого 72 12 60 Тематический план занятий № Раздел Темы, содержание занятий Материал Кол- во заня- тий 1 Введе- ние 1.Вводное занятие. Организационные задачи. Правила техники безопасности, гигиены. Рабочее место. 2.Азбука лепки (инструменты и материалы для лепки, знакомство с техникой, материалом) 3.Преврати эту форму во что хочешь (игровое упражнение по замыслу) 4.Что мы умеем и любим лепить (изучение интересов и возможностей детей в лепке) Пластилин, соленое тесто, глина, масса из опилок Пластилин Пластилин 1 1 1 1 2 Натюр- морт 1.Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов (содержание, подбор цвета) 2. «Грибы» (раскатывание круговыми движениями, передача в лепке характерных признаков) 3. Овощи для игры в магазин» (передавать в лепке особенности овальной и круглой формы, применять стеку) 4. Натюрморт из овощей и фруктов» (совместная работа) 5. «Волшебный комочек» (игровое упражнение по замыслу) 6. «Гроздь винограда» (передавать в лепке форму ягод винограда, закреплять способы лепки круглых форм, выкладывание по контуру) 7. «Фрукты и ягоды» (совместная работа детей, выполнять выпуклое изображение на пластилине, рельеф) Пластилин Соленое тесто Пластилин Соленое тесто Пластилин Пластилин 2 1 2 1 1 1 1
8. «Грибы» (коллективная работа, барельеф) 9. «Корзина с овощами» (горельеф, совместная работа, использовать в работе приемы налепа) 10.«Осенний букет» (рисование пластилином, размазывать пластилин по контуру, пользоваться стекой) Пластилин Пластилин Пластилин 1 1 1 3 Посуда 1.Знакомство с искусством-рассматривание посуды (различать разную форму посуды) 2. «Слепим вместе» (игровое упражнение по замыслу) 3. «Тарелка с узором» (заглаживать края у поверхности тарелки, украшать край углубленным рельефом) 4. «Чашка и блюдце» (лепить шар, вдавливать, выравнивать края пальцами.) 5. «Ваза для фруктов» (лепить посуду, состоящую из нескольких частей, самостоятельно украшать изделие) 6. «Кружка, украшенная цветком» (Соединить лентообразную форму с диском (дном), украшать изделие налепом) 7. «Ваза для цветов» (лепить ленточным способом) 8. «Лепка посуды для гостей Мухи-Цокотухи» (коллективная работа, воплощать замысел, используя полученные приемы, доводить до конца поделку) Соленое тесто Глина Пластилин Пластилин Глина Глина Глина 2 1 1 1 1 1 1 1 4 Игруш- ки и сувени- ры 1.Знакомство с искусством - рассматривание игрушек, сувениров (фабричные, народные, игрушки-забавы, материал для их изготовления) 2. «Снеговик» (раскатывание круговыми движениями, передача в лепке характерных признаков) 3. «Ёлочка пушистая» (рисование пластилином, размазывать пластилин по контуру, пользоваться стекой) 4. «Лепим елочные игрушки» (изображать в миниатюре знакомые предметы, вставлять крепления для подвешивания на елку) 5.«Пряничная ёлка» (новогодние фигурки-подвески из солёного теста, лепить из соленого теста, используя трафарет) 6. «Бусы из фольги и теста на елку» (лепить шарики, цилиндры, кубики нужной величины, собирать их на прочную нить) 7. «Рождественская снежинка» (передавать изображение снежинки в лепке) 8. «Рождественский ангел» (лепить, используя трафарет, рождественский сувенир, развивать мелкую моторику рук.) 9. «Подарки» (игровое упражнение с пластическими материалами) 10. «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть» (неваляшка, пирамидка) 11. «Испекли мы сувениры или игрушки из теста» (изготовление игрушек для настольного театра) 12. «Магазин игрушек» (коллективная работа, лепить игрушки для сюжетной игры) 13. «Маски» (игровое упражнение с пластическими материалами 14. «Сувенир-подарок для папы - самолет» (рисование пластилином, налеп) !5. «Кулон для мамы» (лепить изделие из теста, выполнить рельефную лепку с тиснением) 16. «Игрушка «Собачка» (лепить щенка по частям, отрабатывать умение сглаживать поверхность кончиками пальцев, добиваясь Соленое тесто Пластилин Соленое тесто Соленое тесто Соленое тесто, фольга Соленое тесто Соленое тесто Пластилин Глина, клей ПВА Соленое тесто Тесто из опилок Глина Пластилин Соленое тесто Пластилин Пластилин Пластилин, семена ясеня, 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1
выразительности образа) 17. «Игрушка «Мышка» (закреплять приемы создания овальной формы: скатывание небольших шариков и сплющивание их) 18. «Сувенир «Зайчик» (сочетать в работе природный материал и лепку из пластилина.) 19. «Забавный котенок» (размазывать пластилин внутри заданного контура) 20. «Черепаха»
(
лепить черепаху из отдельных частей, упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания
)
21. «Первоапрельские рожицы» (коллективная работа, лепить смешные и веселые рожицы, создавать композицию) желуди Пластилин Пластилин Соленое тесто 1 1 2 5 Сказки 1.Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций к русским народным, авторским сказкам 2. «Придумай сказку» (игровое упражнение с пластическими материалами) 3. «Сказочная рыбка» (пластический способ лепки из целого куска) 4. «Теремок» (совместная работа детей, лепить плоскостное изображение домика, персонажей сказки методом рельефа и налепа деталей) 5. «Дюймовочка» (коллективная работа, передача образа сказочной девочки, персонажей сказки) 6. «Сказочная птица» (лепка из целого куска, налепы, вытягивание отдельных частей) 7. «Волшебные превращения снеговиков» («превращать» снеговиков в знакомых сказочных персонажей путем изменения формы и налепа различных деталей) 8. «Волк и семеро козлят» (коллективная работа, лепить конструктивным способом персонажей сказки, создавать композицию) 9. «Персонаж любимой сказки» (коллективная работа, лепить конструктивным способом персонажей сказки, создавать композицию) Соленое тесто, пластилин Соленое тесто Пластилин Пластилин Соленое тесто Пластилин Соленое тесто Пластилин 2 1 1 1 1 1 1 1 1 6 Пейзаж 1.Знакомство с искусством – рассматривание пейзажей, репродукций картин 2. «Лепим деревья» (лепить деревья, использовать в качестве декора налепы из мелких деталей) 3. «Симметрия» (игровое упражнение на развитие внимания и работать коллективно) 4. «Листопад» (размазывать пластилин по контуру рисунка, послойно закрывать плоскость картины, создавать выпуклые композиции налепом) 5. «Подводный пейзаж» (готовить фон картинки размазыванием пластилина, лепить дополнительные детали) 6. «Зимний денек» (совместная работа, размазывать пластилин по контуру, лепить деревья и снежинки приемом налепа) 7. «Кто прячется?» (игровое упражнение на развитие воображения) 8. «Весенние ручьи» (рисовать пейзаж пластилином, передавать в рисунке особенности весенних деревьев, форму и цвет) 9. «Круглый год» (передавать в рисунке особенности и приметы времени года) Глина Глина Пластилин Пластилин Пластилин Соленое тесто Пластилин Пластилин 1 1 1 1 1 1 1 1 1
7 Заключен ие 1.«Вылепи какую хочешь игрушку, картинку» (закреплять умение создавать изображение по замыслу, придавать изображению характерные черты задуманного) 2. «Что мы умеем» (итоговое занятие, организация выставки работ) Пластилин, соленое тесто Пластилин, соленое тесто 1 1 Итого: 72 Формы и методы контроля № Тема Контроль Текущий Итоговый 1 Введение Наблюдение Опрос 2 Натюрморт «Волшебный комочек» (игровое упражнение по замыслу) Выставка работ: «Осенний натюрморт» 3 Посуда Анализ работ Выставка: «Посуда для гостей Мухи – Цокотухи 4 Игрушки и сувениры «Подарки» (игровое упражнение с Выставка работ: «Игрушки и сувениры»
пластическими материалами) 5 Сказки Конкурс: «Сказочный герой» Выставка работ: «Моя любимая сказка» 6 Пейзаж Анализ работ Выставка: «Круглый год» 7 Заключение Анализ работ Презентация творческих работ Техника безопасности работы с пластическими материалами, правила личной гигиены  Во избежание несчастного случая, при работе с различными инструментами, используемыми для создания поделки, необходимо знакомить детей с правилами техники безопасности перед каждым новым видом работы  Для работы использовать плотный картон. Основу картона покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.  На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать клеёнка, салфетка для рук.  В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
 необходимо обязательно убрать рабочее место, инструменты привести в порядок, вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом Список литературы 1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 2. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая) 3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г. 4. «Забавные поделки» А.Л. Романовская, Е.М. Чезлов, Минск, «Харвест 2005». 5. « Пластилин – игрушки из пластилина» В.Кард. С.Петров. Москва «Ринол классик», СПб « Валерии СПД 2001». 6. «Удивительное соленое тесто» Синеглазова М.О. Москва. Издательский ДОМ МСП 2005. 7. «Чудеса своими руками», Грета Спичли. Издательский дом. « Ниола 21 – век» 2004. 8. «Соленое тесто» И. Кискальт. М,АСТ – Пресс. 2002.
г.


В раздел образования