Напоминание

"Новации на службе у традиции" (применение электронного фортепиано для повышения мотивации в классе по специальности)


Автор: Иудина Мария Александровна
Должность: преподаватель по классу фортеаиано
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДШИ 6 им. А. А. Касьянова"
Населённый пункт: Город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая работа - размышление
Тема: "Новации на службе у традиции" (применение электронного фортепиано для повышения мотивации в классе по специальности)
Раздел: дополнительное образование





Назад




НОВАЦИИ НА СЛУЖБЕ У ТРАДИЦИИ

«…немаловажный талант-это способность чувствовать своё время. Идти с ним в ногу, ощущать

себя по-настоящему полезным обществу. Шуман был глубоко прав, когда обронил мысль о том, что

если бы в его время родился талант, подобный Моцарту, то, скорее всего, он стал бы писать музыку

в духе Шопена. В своём творчестве художник выражает не только свои собственные настроения и

мысли в тех нормах художественного языка, которые он застал. Хочет он того или нет, но он

выражает мироощущение людей той эпохи, в которой он живёт и творит».

М. Плясова «Детство под знаком музыки»

Моей тёте некуда было девать большое чёрное фортепиано и она

сказала моей маме: «Пусть Маша занимается музыкой, а инструмент вам в

подарок». Я всю свою учебную жизнь играла именно на этом старом,

добром, «всеми любимом» (эти кавычки здесь, потому что соседи иногда

очень не любят нарушения тишины в доме) инструменте. И всегда, если я

слышала

слова

синтезатор

или

электронное

фортепиано,

то

у

меня

в

памяти сразу всплывали эстрадные разукрашенные куклы, поющие под

фонограмму.

Естественно,

никакой

связи

электроники

со

своими

занятиями классическим пианизмом я не видела.

Но прогресс заходит рано или поздно во все двери

1

, и на 4 курсе

консерватории у нас появился предмет «Электронное фортепиано». Борис

Васильевич

Косяченко

сначала

читал

нам

«бесконечные»

лекции

по

истории появления этих инструментов и, так скажем, часто ходить мы не

старались. Но потом лекции неожиданно кончились, и педагог разложил

перед нами стопку нот с самыми разнообразными пьесами, и предложил

выбрать каждому по 2-3 разнохарактерных произведения. Мы должны их

разучить,

чтобы

в

результате

записать

свои

работы

на

электронном

фортепиано.

И

далее

мы

ходили

уже

индивидуально

и

учились

разбираться «во всех остальных кнопочках», помимо привычных чёрных и

белых. Я записала «Преамбулу» в тембре органа с переключениями на

разные

регистры

и

танцевальную

пьесу

в

джазовом

звучании.

Было

безумно интересно, а главное доступно. Хоть в консерватории есть орган,

но на секцию я не ходила, поэтому могла только слушать и воображать. А

тут всё можно трогать и пробовать, « не отходя от кассы ».

2

Вообще наша русская фортепианная школа ценится и узнаётся во всём

мире именно за богатство звуковой палитры, яркость образов. Одна из

самых часто употребляемых фраз у педагога – «представь», «вообрази».

1

См. раздел «Приложения»

2

См. там же

На любом экзамене или конкурсе запоминается всегда музыкант, даже

если его «победил» спортсмен с «обезьяньей ловкостью».

По своей учёбе помню, как я радовалась, если удавалось послушать

произведение, которое играешь, а уж если в исполнении оркестра, то

хотелось найти все эти краски на фортепиано во что бы то ни стало. Мне

очень повезло: мой педагог жила со мной в одном подъезде. У неё была

шикарнейшая фонотека, а у меня проигрыватель пластинок. Она давала

мне очень много слушать и слушала вместе со мной - поясняла ,дополняла

мои представления. Особенно интересно мне было играть «Обручение» Ф.

Листа

(из

цикла

«Годы

странствий»),

ведь

его

я

могла

слушать

в

исполнении

фортепиано,

оркестра

и

ещё

мы

нашли

картину

Рафаэля

«Венчание Марии» под впечатлением от которой, композитор и создал

пьесу

3

. Именно благодаря таким занятиям во мне проснулось желание

заниматься музыкой всерьёз и пианизм стал приносить радость.

4

Мне

было тогда 12-13 лет, а в музыкальную школу я поступила в 5 .Начинала я в

одной школе, но когда мне было 10 лет мама решила поменять и педагога,

и школу - хотя и тогда ,и даже сейчас это одна из лучших и престижных в

Нижнем Новгороде. К сожалению, от неё у меня остался только ужас

трясущихся рук на зачётах и бесконечные ожидания своего урока, вместо

интересных занятий и желания самой что-то делать. Конечно, с новым

педагогом мне просто очень повезло, а так же с теми условиями, которые

она могла мне предоставить. У неё я получила свои первые пятёрки и

радость от сцены.

Вообще

фонотека

в

музыкальной

школе

это

огромная

редкость.

Надежда

только

на

личные

запасы

педагога

и

его

добросовестность.

Конечно, есть театры, концертные залы. Но постоянно ходят туда те, кто

уже любит музыку (их очень мало в масштабах города, например ). В

основном это случайные разовые посещения,- «слишком далеко от нас

искусство, чтобы часто с ним встречаться»- такую фразу я услышала от

соседки.

Одной

из

характерных

тенденций

педагогики

20

века

было

привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основы

музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к

его активизации и интенсивной активности (Яворский, Асафьев, Орф ….).

Знаменитый

пианист

и

педагог

К.Н.

Игумнов

призывал

«учить

3

См. раздел «Приложения».

4

См. раздел «Приложения» высказывания акад. РАО ,профессора Б.Т. Лихачёва

бесконечному вслушиванию в музыку». А при очень скудном слуховом

опыте

ученика

ДМШ

трудно

понять,

во

что

«вслушиваться».

Исключительно

в

те

несколько

произведений,

которые

играешь

по

специальности? Хорошо, если педагог ещё покажет тебе его, но иногда

дети вообще не имеют представления- к чему стремиться ,как ещё бывает

……Повезло тем ,кто ездит на конкурсы ,фестивали и. т .п .- там можно

услышать сверстников .Но основная масса ,к сожалению ,не слышит и не

видит. Когда на чтении с листа играем ,например , отрывок из девятой

симфонии Бетховена («Оду к радости» )

5

,они говорят : «Нет , я её не

слышал

никогда».Но

стоит

включить

оркестровое

звучание

,то

сразу

узнают . Причём ,чтобы послушать, нам сегодня не надо записываться в

фонотеку за несколько дней (так было в музыкальном училище, когда я

там

училась

).Мы

просто

можем

(поначалу

только

педагог)

загрузить

произведение из интернета в телефон ,например. Потом ,когда ученики

«втягиваются» в

эту

игру со сравнениями ,то

сами начинают

искать

в

интернете полюбившиеся мелодии.

Когда

я

сидела

на

уроках

«Электронное

фортепиано»,

то

очень

сожалела, что мне уже 22 года, и официальная учёба моя уже почти

закончилась.

Я

оценила

всю

пользу,

которую

могла

бы

получить,

а

нелюбимые в детстве занятия могли бы раньше приносить радость. Ведь

абстрактное «представь», «вообрази»

превратились бы в конкретное -

«попробуй»,

«сравни»

,

«подумай»,

«найди».

Лишь

тогда,

когда

я

прослушала

кучу пластинок,

прочитала кучу

книг,

посетила

множество

концертов ( поначалу вместе с педагогом и для определённых целей, а

потом уже просто из желания знать ещё и ещё), мне стало что воображать,

представлять и воплощать.

6

Честно говоря, поздновато и трудновато (мне

уже

было

14

лет).

Взрослому

всё

сложнее

усваивать

,чем

ребёнку

(особенно технику)

7

.

В нашей системе музыкального образования получается совершенно

обратная

ситуация.

В

том

смысле,

что

для

уже

взрослого

человека,

который уже должен всё знать и уметь, в консерватории, училищах более -

менее

созданы

все

условия:

богатые

библиотеки

и

фонотеки,

высококвалифицированные педагоги. А на этапе закладки всех навыков,

5

Сборники Т.Б. Юдовиной –Гальпериной «Большая музыка - маленькому музыканту»

6

«Из кувшина может вытечь только то ,что было в нём…» Шота Руставели

7

См. раздел «Приложения»

впечатлений, интенсивного развития и накопления – сплошные прочерки(

за редким исключением).

Вот так пара занятий с увлечённым и искренним человеком (Борисом

Васильевичем

Косяченко)

повернули

мои

мысли

об

электронном

фортепиано в другое русло. Конечно, оно не сможет заменить «живое»

пианино

даже

при

всех

своих

современных

возможностях

(чувствительность

к

нажатию,

например

).Но

может

стать

прекрасным

помощником в занятиях -обогатит слуховой и тактильный опыт, расширит

кругозор,

поможет

увидеть

акустическое

фортепиано

в

современном

свете, а значит понятном и интересном для детей. Немецкий философ Г.

Лихтенберг писал: «Причина того, что люди так мало запоминают из того

,что они читают (или из того ,что им говорят- прим. автора) заключается

в том ,что они слишком мало думают сами.» Время современных детей это

время

глобализации.

Сегодня

мы

без

проблем

можем

увидеться

с

подругой, живущей в другом уголке мира через Skype. Новинки и события

одной страны мгновенно разлетаются по всему миру. То, чем раньше

владели

единицы,

сегодня

доступно

большинству.

Интернет

помогает

найти

любую

музыку,

ноты,

а

электронное

фортепиано

помогает

воплотить.

Как я писала выше, прогресс рано или поздно заходит во все двери. Но

столь

доступные

уже

интернет

и

современные

инструменты

в

двери

музыкальных

школ

ещё

только

потихоньку

стучатся,

а

в

большинстве

случаев

просто

стоят

рядом.

Время

здесь

застыло,

а

устоявшиеся

традиционные

уроки

и

малочисленные

выступления

основном

на

отчётных

концертах,

зачётах,

куда

даже

родителей

не

пускают)

привлекают сегодня всё меньше родителей и детей.

Мне очень повезло: с первого дня работы преподавателем в ДМШ мне

дали

много

учеников,

причём

не

только

первоклашек.

Но,

обратная

сторона

-

у

этих

детей

уже

сложилось

представление

о

музыкальной

школе, и большинство не любит сюда ходить. Их заставляют родители и

глаза

горят

только

у

последних,

ведь

взрослые

понимают

умом,

что

музыка очень в развитии и. т. п. Но дети понимают чувствами, и занятия на

инструменте крайне редко вызывает у них что-то со знаком «плюс». Мне

вспомнились такие слова известного пианиста и педагога Артура Шнабеля:

«В конечном счёте, он (педагог- прим. автора) должен заботиться о том,

чтобы устремления, сосредоточенность и усилия студента (ученика- прим.

автора) вылились в постоянно растущую, вдохновляющую и сознательную

радость».

Насколько

тяжело

детям,

настолько

тяжело

и

мне,

особенно

с

переводными. Самые распространённые фразы, которые я слышу от детей

:«Можно

мне

произведение

покороче»,

«я

так

устал,

в

школе

много

задают»….Мне

было

так

жаль

всех

этих

«уставших»

детей,

и

вместо

тусклых глаз и тихого согласия, что «дома надо заниматься» мне хотелось

видеть блеск и громкие голоса( несколько месяцев я вообще не слышала

голоса одной из учениц, от зажима, неуверенности в себе она физически

не могла открыть рот, просто рычала что-то нечленораздельное).

8

Когда я рассказывала о произведении и говорила, например, что это

написано для органа, звук у него толстый, мощный, ты в нём тонешь,

представь……Максимум, что доступно ребёнку, это представить огромного

слона с толстыми, мощными ногами. А орган, так и остался лишь словом,

похожим

на

орган,

«только

ударение

не

туда».

Я

принесла

записи

органной музыки и картинки, с изображением инструмента, и тогда я

услышала такие слова :« …вот бы попробовать поиграть на нём..». Мы

договорились, что на один из уроков я принесу электронное пианино. Но

для отдельно взятой ( на тот момент) ученицы слишком проблемно было

везти из дома инструмент. И тогда, по совету коллег, я решила привлечь

всех детей. Сначала мы обсудили с каждым, что неплохо было бы их

произведения

не

только

представлять

в

звучании

клавесина,

органа,

струнного ансамбля, гитары, но и попробовать сыграть. Произведение, над

которым

хочется

поработать

с

помощью

электронного

фортепиано,

ученики

выбирают

сами.

Рисуют

придуманный

образ

(желательно

красками). Иногда мы вместе ищем стихотворение.

Далее

представлены

методические

пояснения

к

небольшому

классному

концерту

под

названием

«Музыкальное

путешествие»,

где

ученики представляли родителям своё музыкальное и художественное

творчество.

Мы

постарались

объединить

номера

в

историю

(

см.

приложенный диск). Какие-то получились более показательными в смысле

помощи электронного фортепиано ребенку для раскрытия образа, жанра,

повышения заинтересованности в данном произведении. Какие-то менее.

8

См.раздел «Приложения»

В

нескольких

номерах

использовано

«живое»

фортепиано.

Во-первых,

чтобы разбавить электронное звучание, а, во-вторых, «Лирический танец»

Ф. Амирова в исполнении ученика второго класса Чалаева Абдурахмона

достаточно выразительно и наполнено прозвучал и без помощи техники. К

этому я и стремлюсь, чтобы ученик мыслил ярко, красочно , образно и

умел

выражать

свои

мысли,

находить

краски,

звучание

на

любом

инструменте.

Ведь

в

конечном

итоге

всё

определяет

мышление,

а

не

внешние факторы, такие как «плохой инструмент».

Вот

несколько

примеров

нашей

работы

над

произведением

с

электронным фортепиано.

Сонатина соль-мажор. Л. ван Бетховен 1 ч.(на записи играет Новикова

Анна 1 класс)

Сонатная форма – одна самых сложных для понимания детей( и не

только), поэтому сложна в исполнении. Как правило ,сонаты и сонатины

дети играют без удовольствия ,хотя они обязательны по программе и от

них никуда не уйти. Вот как мы с Аней постарались решить эту проблему.

После

просмотра

нотного

текста

и

выявления

одинаковых

мест,

мы

подписали как обычно ГП ,ПП, экспозиция, разработка, реприза. Потом

придумали небольшой сюжет по возникшим образам ( ГП – солдат , ПП –

принцесса и т д).Аня нарисовала рисунок, а на электронном фортепиано

мы старались подобрать тембр для солдата .Прослушали струнную группу,

нам

показалось

не

то-

слишком

лирично.

Какие-

то

фантастические

звучания

тоже не подходили,

всё-таки

сюжет

традиционный .

Так

мы

прослушали

50-60 различных

тембров

и

анализировали их,

пробовала

всегда она сама, то есть много раз, на обычном живом инструменте ни за

что не заставить столько пробовать. Потом наткнулись на духовую группу и

поняли, что нашли. Так определилась ГП. Потом так же с ПП. Разработка –

битва дракона с солдатом должна звучать драматично . Новый тембр-

струнный

ансамбль

с

низкими

виолончелями.

Далее

звучит

первоначальный

тембр

ПП

ГП

уже

как

итог-

свадьба

солдата

и

принцессы- колокола.(использованы тембры №№ 277,210,222, 275,069.

Модель Casio CDP 200R) .

Литкова. Вариации на т. Савка и Гришка. Малютина Саша 1 кл.

По нашему сюжету дудочку Савка и Гришка не сделали, а нашли и

стали играть. Конечно , тема звучит в тембре флейты-piccolo. В первой

авриации к мальчишкам прибегают девочки- подружки, заводят хоровод.

Светлые

тембры

струнных,

мягкий

характер.

А

во

второй

вариации

приходят мужики в сапогах ( тема в басах с акцентами).Использованы

тембры №№ 341,225,106.

С.Павлюченко. Фугетта. Петрова Алина 3 кл.Жанр- полифония .Важно

понять, что голоса равноправны, они разговаривают, передают друг другу

«Т». С Алиной мы нашли образ в стихотворении А .Фета «Тихо ночью на

степи…».Образ

ангела

–хранителя,

который

сопутствует

нам

в

жизни.

Серьёзная тема, даже философская, впрочем жанр полифонии очень часто

именно

такой.

Прочувствовать

это

помог

тембр

органа.Использованы

тембры №№097,096, 437.

С. Майкапар. Раздумье. Султанова Айша 2 кл.

Здесь

я

перечислю

тембры,

потому

что

целью

было

внести

разнообразие в повторы темы.№№ 461,123,065,249,210,461.

Моцарт. Ария. Керимова Ника 1 кл.

Тембры №№ 210,225,517.

Дюссек. Сонатина соль-мажор 2 ч. Мокеичева Вероника 2 кл.

Тембры №№ 023,222,023.

Бах. Мюзетт «Волынка» Мирзоев Амин 2 кл.

Тембры: Осн. Тема на P- 281, F- 275. Середина 339,340,344.

Косенко. «На опушке» Локоткова Настя 2 кл.

Рефрен – 470. 1 эпизод -472,2 эпизод- 444.

Стоянов. «Вальс» Красавина Настя 2 кл.

Тембры: крайние разделы-226, середина- 024.

Великий

мыслитель

древности

Сенека

писал:

«Трудно

привести

к

добру

нравоучениями,

легко

примером».

Можно

сколько

угодно

описывать

музыку

словами,

просить

ученика:

«представь,

изобрази,

прочитай, поинтересуйся….» Всё это человек начинает делать только после

того, как прочувствует и захочет сам. «Добро» Сенеки в нашем случае –

искусство, а

«пример» - современные возможности в

виде интернета,

электронного

фортепиано

и

собственно

детей,

которые

всем

этим

с

удовольствием пользуются, потому что разбираются лучше нас.

Было бы замечательно, по примеру нашей консерватории, внедрить в

программу

музыкальных

школ

такой

предмет,

как

электронное

фортепиано. В качестве факультативного, дополняющего и расширяющего

кругозор и возможности ученика. На этом предмете можно играть свою

программу

по

специальности

и

слушать

потом

в

записи

без

всяких

дополнительных устройств в хорошем качестве. Также свою программу

можно попробовать раскрасить разными тембрами самостоятельно, т. е.

найти в ней новые краски и ощущения.

Такую

дисциплину,

как

музицирование,

электронный

инструмент

поднимет

на

новый

уровень.

Подобранную

учеником

мелодию,

аккомпанемент

можно

«одеть»

в

предложенные

ритмы,

стили,

сразу

записать, чтобы услышать, что удачно, что ещё надо поискать.

Продолжать можно бесконечно, ведь в искусстве, как известно, нет

предела совершенству. Так пусть суть этой фразы будет понятна не только

нам – учителям, но и прочувствована нашими учениками и таким образом

новация

электронное

фортепиано

сохранит

традицию

русская

пианистическая школа ценится во всем мире.

Желающие

могут

ознакомиться

с

видео

концерта

под

названием

«Музыкальное

путешествие»

1ч.

И

2.ч.

(Концерт

учеников

ДМШ

2

г.

Нижнего

Новгорода

класса

Немковой

(Иудиной

)М.

А.

–то

есть

моих

учеников.)

на

you

tube.Он

является

наглядной

иллюстрацией

данной

работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.

Техника с давних времён предлагала музыке играющие ящички-

шкатулки, табакерки ,карманные часы-брегеты. Эти машинки с хитроумной

пружинной механикой ласкали ухо нежным звучанием, а нередко и глаз -

забавными

танцами

движущихся

фигурок.

Музыка

принимала

дары

техники благосклонно, даже с улыбкой. Но до обидного снисходительно,

как обычно относятся к безделушкам и пустячкам.

А техника упорно старалась угодить музыке. Набираясь опыта, делала ей

предложения одно соблазнительнее другого. И вот в конце 19 - начале 20

века преподнесла целую серию самоиграющих роялей и пианино. Умные

машины

казалось

бы

обучены

всем

музыкальным

премудростям.

Ну

зачем,

скажите

на

милость,

мучить

пальцы,

заставляя

их

бегать

по

клавишам. А музыка, по-прежнему, с высока поглядывала, спасибо, мол,

технике, позабавила, да только человеческие муки артиста- музыканта

несравнимо дороже стоят.

И тогда техника просто засыпала музыку подарками. Сначала фонограф

преподнесла

-

аппарат

для

механической

записи

звука.

Потом

радио,

потом магнитофонную запись звука, потом ещё и телевидение. Искусство

лучших музыкантов? Пожалуйста, с доставкой на дом на любой вкус. Не

сочтите за труд нажать вот эту кнопочку, соблаговолите повернуть вот эту

ручку. Зачем играть на инструменте? Поберегите руки и губы. К чему

ходить на концерты? Это так хлопотно. Чем ответила музыка на новые

щедроты техники, ты и сам знаешь, если человек наблюдательный. Радио

и телевидение, грампластинки и магнитофонные кассеты разносят музыку

по

всему

свету,

-

значит,

музыка

охотно

приняла

дары

техники.

Но,

посмотри, людт ещё упорнее учатся играть на музыкальных инструментах,

ещё сильнее кипит концертная жизнь. Что всё это значит? Почему музыка

вечно

капризничает?

Да

вовсе

она

не

капризничает,

умной

и

доброй

технике это просто, кажется. Умной и доброй технике не всегда легко

понять, что для музыки дороже всего на свете.

Присмотрись к хорошему, настоящему музыканту, играющему на каком-

нибудь

инструменте.

Ты

видишь,

инструмент

стал

частью

его

самого.

Музыкант сросся со своим инструментом , и тот покорен его малейшим

желаниям. Примерно так, как покорны губы тому, кто умеет говорить, как

покорны

ноги

тому,

кто

умеет

ходить.

Музыкальный

инструмент

стал

голосом человеческой души. Вот это для музыканта дороже всего.

Испокон веков техника предлагала музыкальным инструментам всякие

механические усовершенствования: вентили, клапаны, клавиши и. т. п. А

музыка строго следила: не отдалила бы механика инструмент от человека,

не лишился бы голос инструмента человечности.

Вот, к примеру, вентильный механизм обогатил в своё время медные

духовые инструменты, а музыка не сразу ему доверилась: вредит, мол,

теряется человеческая отзывчивость. Или, к примеру, фортепиано. На что

уж замечательное техническое изобретение, так нет ведь, долго музыка

ему

сопротивлялась,

немало

выдумки

потребовалось,

пока

сложный

механизм стал по-человечески податливым.

Вот

теперь

электрогитары,

синтезаторы,

музыкальные

компьютеры.

Чудеса электронной техники! Такое умеют, о чём музыке и мечтать не

приходилось. Спрашивается, осчастливили они музыку? Как ты думаешь?

Музыка ,конечно, сама разберётся, как и прежде бывало, и ответит сама.

Э.И. Финкельштейн «Музыка от А до Я»

2.

Кафедра

музыкально-информационных

технологий

Межкафедральная

секция

музыкально-

информационных

технологий

образована

в

августе

2011

года.

Её

основные

задачи:

обучение

студентов

консерватории

современным

компьютерным

и

информационным

технологиям,

эффективное

внедрение

в

образовательный

процесс

технических

средств,

введение

новых

учебных

дисциплин

стандартов

третьего

поколения.

Решением

Ученого Совета в декабре 2011 года секция преобразована в кафедру.

Цифровые

технологии

коренным

образом

изменили

информационное

пространство.

Освоить

его

в

той

области,

которая

актуальна

для

музыкального

искусства,

помогают

студентам

учебные

дисциплины

кафедры.

В

их

числе:

современные

информационные

технологии,

музыкальная

информатика,

компьютерный

набор

и

вёрстка

нотных

текстов, электронная и компьютерная музыка, электронные музыкальные

инструменты.

Все

дисциплины

обеспечены

учебными

программами,

необходимым

методическим материалом, часть которого представлена в электронной

интерактивной форме. Занятия проводятся в специально оборудованной

аудитории,

оснащённой

современными

компьютерами,

имеющими

доступ

в

Интернет,

и

электронными

музыкальными

инструментами.

Наряду

с

кафедрой

музыкально-информационных

технологий,

в

консерватории работает, созданная в 2007 г. лаборатория электронной и

компьютерной

музыки.

Основные

направления

её

деятельности

это

подготовка для опубликования нотных изданий (компьютерный набор и

вёрстка),

помощь

в

реализации

творческих

проектов

в

области

электроакустической

музыки,

создание

медиатеки,

сохраняющей

памятные страницы из жизни консерватории (мультимедийные компакт-

диски,

посвящённые

людям

и

событиям),

разработка

электронных

обучающих

средств

и

внедрение

их

в

учебную

практику.

Заведует

лабораторией доцент Б.В. Косяченко.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

КОСЯЧЕНКО Борис Васильевич - заведующий кафедрой, доцент

БАРАКИН Юрий Викторович - профессор, Заслуженный артист РФ, лауреат

международных конкурсов

ЖЕГАЛОВ Александр Алексеевич - преподаватель

НАХИМОВИЧ Михаил Борисович - преподаватель

САДКОВА Ольга Викторовна - доцент, кандидат технических наук

3.

В мире мудрых мыслей существует афоризм, принадлежащий немецкому

философу Лихтенбергу: «Человек, изучающий химию и только химию , и

саму химию знает плохо».С этим афоризмом перекликается высказывание

немецкого дирижера Бруно Вальтера: «Только музыкант- это всего лишь

полумузыкант». Жадность к жизненным впечатлениям, стремление всё

увидеть, прочувствовать и понять, вскрыть то, что находится за внешней

оболочкой явления-, всё это есть важнейшие характеристики творческой

личности.

В. И. Петрушин «Музыкальная психология»

4.

С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях

комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант

читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве.

Наиболее эффективно первая встреча ребёнка с произведением искусства

происходит

в

форме

свободного

общения.

Педагог

предварительно

заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и

побуждает

к

самостоятельной

работе……В

рамках

внеклассных

и

домашних

занятий

предлагается

дать

детям

задание

по

отысканию

исторического

материала,

характеризующего

время,

описанное,

изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских

заданий

по

сбору

фактов,

касающихся

создания

произведения,

обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций

и терминов - все эти приёмы активизируют восприятие, делают его более

глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную

основу для дальнейшей работы над произведением….на уроках ….музыки

в качестве дополнительного задания использовать словесное описание

сюжета,

основной

идеи,

оценку

композиции,

средств

художественной

выразительности…..изображения в рисунках музыкальных образов…

Лихачев Б. Т. «Теория эстетического воспитания школьников»

5.

Сборники Т. Б. Юдовиной –Гальпериной содержат переложения известных

классических произведений для детей с 1 по 7 годы обучения, а также

исторические

справки

и

шутки

о

композиторах.

Ученики

очень

любят

играть с листа и на музицировании знакомые мелодии.

6.

Известная восточная пословица

7.

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток,

но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека

показывает,

что

в

процессе

развития

мозга

между

его

клетками

формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы

протягивают

друг

другу

руки,

чтобы,

крепко

держась

друг

за

друга,

откликаться на информацию извне, которую они получают через органы

чувств.

Этот

процесс

очень

напоминает

работу

транзисторов

в

электронном

компьютере.

Каждый

отдельный

транзистор

не

может

работать

сам

по

себе,

только

соединенные

в

единую

систему,

они

функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, -

это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается

примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются,

возрастают

возможности

мозга.

Уже

в

первые

шесть

месяцев

после

рождения

мозг достигает

50%

своего

взрослого

потенциала,

а

к

трем

годам - 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет

перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть

мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его

часть, которая называется "лобные доли".

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать

его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на

котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка.

Такие

зрелые

способности,

как

мышление,

потребности,

творчество,

чувства,

развиваются

после

трех

лет,

но

они

используют

базу,

сформированную к этому возрасту.

Слово "образ" чаще всего используется в значении "схема", "устройство

образца",

"модель".

Я

же

предлагаю

использовать

это

слово

в

более

широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления,

с

помощью

которого

детский

мозг

распознает

и

воспринимает

информацию.

Там,

где

взрослый

человек

схватывает

информацию,

главным

образом

используя

способность

логически

мыслить,

ребенок

пользуется

интуицией,

своей

уникальной

способностью

создавать

моментальный образ: способ мышления взрослого не доступен ребенку и

придет к нему позже.

Масару Ибука «После 3-х уже поздно»

8.

Потребность

достижения

успехов

у

ребенка

безусловно

должна

доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической

деятельности,

связанной

с

испытаниями

способностей,

в

ситуациях,

предполагающих

соревнование

с

другими

людьми,

дети

должны

проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка

была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным

возможностям, имеющимся у ребёнка….

…Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные

черты характера ребёнка, в частности его общительность, контактность,

отзывчивость

и

покладистость,

а

также

волевые

черты

личности:

настойчивость, целеустремлённость, упорство и др. ……

Р. С. Немов « Психология» книга 2

Список использованной литературы

1.

Артур Шнабель . «Ты никогда не будешь пианистом !» Классика-

21, Москва,2002г

2.

Т.

И.

Смирнова

.

«Воспитание

искусством

или

искусство

воспитания. Беседа «Интерпретация». М, 2008

3.

Марина Плясова . «Детство под знаком музыки» , Классика-21.

2010 год

4.

В. И. Петрушин . «Музыкальная психология» , М. ,Академический

проект ,Гаудеамус ,2009 год

5.

Немов

Р.

С.

«Психология»

4-е

изд.-

М.

,Гуманитарный

издательский центр ВЛАДОС,2003 -кн. 2

6.

Эмиль Финкельштейн . «Музыка от А до Я. Занимательное чтение

с картинками и фантазиями.» ,Композитор,С.-Петербург ,2008

7.

Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников». -

М, Просвещение . 2000

8.

Масару

Ибука

«После

трех

уже

поздно»

(Masaru

Ibuka.

Kindergarten its too late! Fireside , 1980 ) чтение он-лайн

9.

Данные с сайта ННГК им. М.И. Глинки

10.

Лекции

по

педагогике

Вишневской

Е.Е.,

НМК

им.

М.

А.

Балакирева г. Нижний Новгород



В раздел образования