Напоминание

Как научить ребенка петь: советы и рекомендации


Автор: Галлямова Ляйсан Хамисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №106"
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Как научить ребенка петь: советы и рекомендации
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Как научить ребенка петь красиво и чисто»- многие родители задаются этим

вопросом. Какие трудности могут возникнуть у детей во время исполнения

песен? В раннем детском возрасте ребенок учится говорить, и порой ему

трудно выполнять две функции сразу: воспроизводить правильный текст

песни (за это отвечает левое полушарие) и точно исполнять мелодию (за это

отвечает правое полушарие). Ребенок может что-то «мурлыкать» себе под нос

и иногда довольно точно петь обрывки музыкальных фраз, услышанных по

телевизору, например: «М-м-м Данон».

Если вы поете дома для своего удовольствия, то ребенок будет подражать и

пытаться петь вместе с вами. Не всегда у него будет получаться пропевать

мелодию чисто. К трем - четырем годам дети обычно способны

воспроизводить чисто только мелодию, состоящую из 5-6 звуков, но не более.

Высказывания, такие как: «Ты неправильно поешь, открывай рот, пой громче,

это не так» могут привести к тому, что ребенок вообще перестанет петь, у

него пропадет интерес к этому делу. Ведь если это так сложно и не

получается, то зачем же вообще петь? Чтобы подобного не возникло,

попробуйте поиграть с малышом в музыкальные игры, которые доставят вам

и вашему ребенку не только большое удовольствие, но и позволят ему точнее

петь и поверить в свои музыкальные способности.

Существует несколько способов для развития навыков пения у детей 2-7 лет.

Выберите простую песенку, которая нравится вам и малышу и пойте ее, но

не сидя на одном месте, а активно - двигайтесь, изображайте то, о чем поется.

Для большей наглядности используйте различные предметы (чтобы

задействовать зрительную модальность). В этом случае ребенок лучше и

быстрее запомнит текст, и ему не будет скучно повторять мелодию.

Малыш запомнил песенку, но не слышно как он поет. Возьмите простой лист

бумаги и скрутите его в трубочку - это рупор, если петь в него, то звук

становится громче. Можно попеть в резиновую трубочку: один конец

поднести к губам, а другой - к уху, тогда ребенок услышит себя.

Звук можно не только услышать, но увидеть и почувствовать! Наверняка у

вас дома есть свечи, для них есть хорошее применение: если петь на горящую

свечу, то видно как пламя склоняется то в одну, то в другую сторону. А вот

если «звук не вылетает», то и огонек стоит ровно как солдатик.

Почувствовать «летящий звук» можно, если петь на ладошку.

Вы поете красиво, чисто, а ребенок гундосит. Как быть? Известно, что

многократное повторение одной и той же мелодии может привести к

желаемому результату. Но ребенка невозможно заставить петь одно и то же 10

раз. Тогда на помощь приходит ваша смекалка. Вы поете эту мелодию сидя,

стоя, громко, тихо, вместе с собачкой, зайцем, весело, грустно, взявшись за

руки и т.д. Таким образом, вы повторяете мелодию столько раз, сколько

удастся придумать различных модификаций игры, словом, пока вам и

ребенку не надоест этим заниматься.

Ребенок песенку не поет, а проговаривает. Необходимо поработать с

гласными звуками. У каждой мамы есть в запасе красивые ниточки или

ленточки. Сложите их в «музыкальную коробочку» или мешочек и медленно

вытягивайте по одной, при этом пропевая длинный звук (как будто вместе с

ниточкой выходит звук).

В хорошем исполнении проявляется то, как ребенок слышит высоту звуков.

Для того чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков в музыке для

детей в этом возрасте хорошо использовать различные предметы,

помогающие понять это соотношение. Например, строить башенку и петь

(чем выше кубик, тем выше звук). Или попробовать петь и рисовать на

вертикально прикрепленном листе: рисуем вверх - поем вверх, вниз - звук

голоса все ниже и ниже.

Малыш тянет звуки, но точно не попадает. Попробуйте сыграть в игру

«Передай». Возьмите любой небольшой предмет, который хорошо

помещается в руке ребенка, и дайте ему этот предмет вместе со звуком.

Малышу же нужно вернуть предмет и звук снова вам. Если он правильно

возвращает звук, то вы ему даете следующий. Затем поменяйтесь ролями,

теперь звуки получать и возвращать будете вы. Если ребенок хорошо

справляется с этой игрой, предложите ему не один звук, а

последовательность из двух, трех звуков.

Интонация в музыке занимает огромное место. Подрастающему музыканту

педагог часто говорит: «Пой (или играй) выразительно, с интонацией!» Наша

задача показать все разнообразие интонаций в музыке ребенку сейчас.

Сделать это не сложно. Если вы стесняетесь петь песенки малышу, можно

читать ему стишки разными голосами: сердито или ласково, деловито или

стесняясь. Даже если вы не считаете себя мастером в пении песен

попробуйте пропеть вместе с ребенком простенькие попевки, придерживаясь

того же принципа. Для ребенка от года до трех такая игра - большое

развлечение, это увлекательно и заразительно. И вы убедитесь на своем

опыте, как быстро, оказывается, он овладевает различными интонациями, как

легко запоминает стишки и песенки. У вас потерялись ноты, в нужный

момент куда-то подевалась книжка со стихами. Поищите ее вместе с

ребенком, приговаривая то толстым грубым голосом, как у медведя, то

тоненьким писклявым, как у мышки: «Куда же подевалась книжка?» И

книжка найдется, и ваш ребенок сможет освоить новые качества: интонацию,

тембр и высоту голоса.

Рекомендации педагогов

1.

Заниматься с ребенком нужно систематически, голосовой аппарат у них

еще не полностью развился, а потому им не всегда легко воспроизвести

услышанное. Чес чаще Вы будете проговаривать с ребенком слова

песни или скороговорки, тем лучше он будет осваивать науку обучения

пению.

2.

Следовательно, петь всем вместе, дети любят повторять все за

взрослыми, а тем более за папой и мамой. Пусть это будет семейный

хор, а вместе, как известно, можно все беды преодолеть.

3.

Пением нужно заинтересовать малыша, вызвать у него желание

заниматься музыкой. Для этого существует ряд музыкальных игрушек,

которые помогут Вашему чаду определиться, хочет он идти в ногу с

музыкой или нет.

4.

Слова первых песен должны быть простыми, легкими, чтобы их было

удобно и занятно выговаривать.

5.

Все дети индивидуальные, кто-то начинает говорить и петь раньше, а

кто-то позже. Заставлять насильно ребенка петь категорически

запрещено. Только любовь терпение родителей способны творить

чудеса.

6.

Каждому ребенку нужно дать возможность открыть свой потенциал,

получится или нет - время покажет, а вот заведомо ограничивать

творческий потенциал просто недопустимо.

Обучение пению в раннем возрасте - это увлекательный процесс. Не

отчаивайтесь, если достичь больших результатов сразу не получится. Могу

уверить вас в том, что самым приятным подарком за ваше терпение и труд

будет радость ребенка от ощущения, что у него получается правильно, чисто

и красиво петь.



В раздел образования