Автор: Галлямова Ляйсан Хамисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №106"
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Как научить ребенка петь: советы и рекомендации
Раздел: дошкольное образование
«Как научить ребенка петь красиво и чисто»- многие родители задаются этим
вопросом. Какие трудности могут возникнуть у детей во время исполнения
песен? В раннем детском возрасте ребенок учится говорить, и порой ему
трудно выполнять две функции сразу: воспроизводить правильный текст
песни (за это отвечает левое полушарие) и точно исполнять мелодию (за это
отвечает правое полушарие). Ребенок может что-то «мурлыкать» себе под нос
и иногда довольно точно петь обрывки музыкальных фраз, услышанных по
телевизору, например: «М-м-м Данон».
Если вы поете дома для своего удовольствия, то ребенок будет подражать и
пытаться петь вместе с вами. Не всегда у него будет получаться пропевать
мелодию чисто. К трем - четырем годам дети обычно способны
воспроизводить чисто только мелодию, состоящую из 5-6 звуков, но не более.
Высказывания, такие как: «Ты неправильно поешь, открывай рот, пой громче,
это не так» могут привести к тому, что ребенок вообще перестанет петь, у
него пропадет интерес к этому делу. Ведь если это так сложно и не
получается, то зачем же вообще петь? Чтобы подобного не возникло,
попробуйте поиграть с малышом в музыкальные игры, которые доставят вам
и вашему ребенку не только большое удовольствие, но и позволят ему точнее
петь и поверить в свои музыкальные способности.
Существует несколько способов для развития навыков пения у детей 2-7 лет.
Выберите простую песенку, которая нравится вам и малышу и пойте ее, но
не сидя на одном месте, а активно - двигайтесь, изображайте то, о чем поется.
Для большей наглядности используйте различные предметы (чтобы
задействовать зрительную модальность). В этом случае ребенок лучше и
быстрее запомнит текст, и ему не будет скучно повторять мелодию.
Малыш запомнил песенку, но не слышно как он поет. Возьмите простой лист
бумаги и скрутите его в трубочку - это рупор, если петь в него, то звук
становится громче. Можно попеть в резиновую трубочку: один конец
поднести к губам, а другой - к уху, тогда ребенок услышит себя.
Звук можно не только услышать, но увидеть и почувствовать! Наверняка у
вас дома есть свечи, для них есть хорошее применение: если петь на горящую
свечу, то видно как пламя склоняется то в одну, то в другую сторону. А вот
если «звук не вылетает», то и огонек стоит ровно как солдатик.
Почувствовать «летящий звук» можно, если петь на ладошку.
Вы поете красиво, чисто, а ребенок гундосит. Как быть? Известно, что
многократное повторение одной и той же мелодии может привести к
желаемому результату. Но ребенка невозможно заставить петь одно и то же 10
раз. Тогда на помощь приходит ваша смекалка. Вы поете эту мелодию сидя,
стоя, громко, тихо, вместе с собачкой, зайцем, весело, грустно, взявшись за
руки и т.д. Таким образом, вы повторяете мелодию столько раз, сколько
удастся придумать различных модификаций игры, словом, пока вам и
ребенку не надоест этим заниматься.
Ребенок песенку не поет, а проговаривает. Необходимо поработать с
гласными звуками. У каждой мамы есть в запасе красивые ниточки или
ленточки. Сложите их в «музыкальную коробочку» или мешочек и медленно
вытягивайте по одной, при этом пропевая длинный звук (как будто вместе с
ниточкой выходит звук).
В хорошем исполнении проявляется то, как ребенок слышит высоту звуков.
Для того чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков в музыке для
детей в этом возрасте хорошо использовать различные предметы,
помогающие понять это соотношение. Например, строить башенку и петь
(чем выше кубик, тем выше звук). Или попробовать петь и рисовать на
вертикально прикрепленном листе: рисуем вверх - поем вверх, вниз - звук
голоса все ниже и ниже.
Малыш тянет звуки, но точно не попадает. Попробуйте сыграть в игру
«Передай». Возьмите любой небольшой предмет, который хорошо
помещается в руке ребенка, и дайте ему этот предмет вместе со звуком.
Малышу же нужно вернуть предмет и звук снова вам. Если он правильно
возвращает звук, то вы ему даете следующий. Затем поменяйтесь ролями,
теперь звуки получать и возвращать будете вы. Если ребенок хорошо
справляется с этой игрой, предложите ему не один звук, а
последовательность из двух, трех звуков.
Интонация в музыке занимает огромное место. Подрастающему музыканту
педагог часто говорит: «Пой (или играй) выразительно, с интонацией!» Наша
задача показать все разнообразие интонаций в музыке ребенку сейчас.
Сделать это не сложно. Если вы стесняетесь петь песенки малышу, можно
читать ему стишки разными голосами: сердито или ласково, деловито или
стесняясь. Даже если вы не считаете себя мастером в пении песен
попробуйте пропеть вместе с ребенком простенькие попевки, придерживаясь
того же принципа. Для ребенка от года до трех такая игра - большое
развлечение, это увлекательно и заразительно. И вы убедитесь на своем
опыте, как быстро, оказывается, он овладевает различными интонациями, как
легко запоминает стишки и песенки. У вас потерялись ноты, в нужный
момент куда-то подевалась книжка со стихами. Поищите ее вместе с
ребенком, приговаривая то толстым грубым голосом, как у медведя, то
тоненьким писклявым, как у мышки: «Куда же подевалась книжка?» И
книжка найдется, и ваш ребенок сможет освоить новые качества: интонацию,
тембр и высоту голоса.
Рекомендации педагогов
1.
Заниматься с ребенком нужно систематически, голосовой аппарат у них
еще не полностью развился, а потому им не всегда легко воспроизвести
услышанное. Чес чаще Вы будете проговаривать с ребенком слова
песни или скороговорки, тем лучше он будет осваивать науку обучения
пению.
2.
Следовательно, петь всем вместе, дети любят повторять все за
взрослыми, а тем более за папой и мамой. Пусть это будет семейный
хор, а вместе, как известно, можно все беды преодолеть.
3.
Пением нужно заинтересовать малыша, вызвать у него желание
заниматься музыкой. Для этого существует ряд музыкальных игрушек,
которые помогут Вашему чаду определиться, хочет он идти в ногу с
музыкой или нет.
4.
Слова первых песен должны быть простыми, легкими, чтобы их было
удобно и занятно выговаривать.
5.
Все дети индивидуальные, кто-то начинает говорить и петь раньше, а
кто-то позже. Заставлять насильно ребенка петь категорически
запрещено. Только любовь терпение родителей способны творить
чудеса.
6.
Каждому ребенку нужно дать возможность открыть свой потенциал,
получится или нет - время покажет, а вот заведомо ограничивать
творческий потенциал просто недопустимо.
Обучение пению в раннем возрасте - это увлекательный процесс. Не
отчаивайтесь, если достичь больших результатов сразу не получится. Могу
уверить вас в том, что самым приятным подарком за ваше терпение и труд
будет радость ребенка от ощущения, что у него получается правильно, чисто
и красиво петь.