Автор: Киви Надежда Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 18 "Солнышко"
Населённый пункт: город Приморско-Ахтарск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество музыкального руководителя ДОУ с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 18 «Солнышко»
Консультация
«Об использовании современных форм
сотрудничества с семьями воспитанников,
соответствующих ФГОС ДО»
Музыкальный руководитель: Киви Н.В.
г. Приморско-Ахтарск
2015 год
Об использовании современных форм сотрудничества с семьями
воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с
детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимо-
действия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью
создания
единого
образовательного
пространства
семьи
и
дошкольного
учреждения. Совместная деятельность партнеров образовательного процес-
са (педагогов и родителей) – современное обязательное требование к работе
музыкального руководителя ДОУ.
Мой
многолетний
опыт
работы
в
этой
должности
показывает,
что
именно семья может обеспечить ребенку качественный индивидуальный
подход в музыкальном развитии. Именно в семье ребенок впервые знако-
мится с музыкой, видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж
пополняется
первыми
музыкальными
произведениями.
В
детском
саду
музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается.
Необходимым условием того, чтобы он остался с ребенком навсегда являет-
ся
закрепление
услышанного
в
домашних
условиях.
В
противном
случае
знания о музыкальных произведениях со временем стираются из памяти.
Поэтому твердо убеждена в том, что результат деятельности музыкального
руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда,
когда они будут в тесном взаимодействии, основанном на устойчивом совпа-
дении интересов, заниматься музыкальным развитием детей. Но на практи-
ке, как мы знаем, родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал,
играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике,
а
мы,
музыкальные
руководители
ДОУ,
стремимся
научить
всех
детей
слушать и понимать музыку, пытаемся развить музыкальные способности
каждого, выявить одаренных детей для дальнейшего развития их таланта в
будущем. Вот это несовпадение взаимных ожиданий рождает определенные
сложности в отношениях между семьями воспитанников и педагогами. Пути
преодоления трудностей в общении с родителями воспитанников вижу в
правильном выборе форм взаимодействия с ними.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы
организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех
видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных
отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну
команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими пробле-
мами и совместно их решать. Это создание единого пространства СЕМЬЯ –
ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям,
родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Участие родителей в жизни детского сада не просто дань моде. Сама
жизнь
заставила
педагогов
быть
ближе
к
семье
и
только
с
ней
решать
проблемы дошкольников. В нашем детском саду накоплен разнообразный
опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Наряду с традиционными
активно
внедряются
новые,
современные
формы
сотрудничества
с
родителями в соответствии с ФГОС ДО.
К ним относятся:
родительские собрания (общие и групповые);
родительские конференции;
дни открытых дверей;
дни сотрудничества;
ежедневный
непосредственный
контакт
с
родителями
во
время
приема и ухода детей;
вечера для родителей;
диспуты;
тематические выставки;
встречи с администрацией;
участие
родителей
в
мероприятиях
группы
и
детского
сада
(развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.)
индивидуальные консультации;
школа родителей.
Основными целями взаимодействия с родителями являются:
объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития
детей;
повышение педагогической компетенции родителей;
обмен опытом семейного воспитания;
укрепление детско-родительских отношений;
предоставление родителям возможности общаться друг с другом и
детьми.
Кроме того, согласно современным требованиям государства, родители – это
первые учителя детей и участники партнерского взаимодействия с педагога-
ми
ДОУ,
и
поэтому
они
должны
быть
хорошо
информированы
обо
всех
мероприятиях дошкольного образовательного учреждения, чтобы участво-
вать в их планировании, корректировке и анализе проведения. Для активиза-
ции воспитательных возможностей родителей используем разнообразные
активные формы общения с ними:
семейные игровые программы;
совместный досуг взрослых и детей;
познавательно - игровые викторины;
творческие мастерские;
дискуссионные мастерские;
практикумы;
тренинги.
В процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком
играть,
выполнять
спортивные
танцевальные
упражнения,
задавать
друг
другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться.
Одной из самых доступных форм взаимодействия родителей, музы-
кального руководителя и педагогов ДОУ является праздник. Именно празд-
ник – одно их самых любимых мероприятий родителей. Поэтому имеются
предпосылки
для
их
участия
во
всем
цикле
этой
работы
(от
разработки
сценария до послепраздничного чаепития). Началом такого сотрудничества
было посильное участие родителей в праздничных утренниках, эстафетах,
массовых танцах – в роли персонажей или сопереживающих. Для вовлечения
взрослых
в
праздничное
действие
используем
безотказный
вариант
«Веселый
чемоданчик»,
в
котором
находятся
предметы
для
работы
на
трибунах. Это инструменты шумового оркестра, фонарики, флажки, шляпы,
шапочки
с
изображением
разных
овощей,
сосулька-огонек,
свистульки.
Многие
мамы
и
папы
с
удовольствием,
используя
предложенный
набор
атрибутов,
становятся
активными
участниками
праздника:
с
помощью
свистулек
прогоняют
Бабу
Ягу,
помогают
Деду
Морозу
зажечь
елочку
сосулькой-фонариком,
изображают
овощную
грядку
в
соответствующих
шапочках, озвучивают любимую детскую песенку с помощью инструментов и
мультимедиа
и
т.д.
И
все
это
не
требует
допраздничной
подготовки
родителей,
каких-то
специальных
репетиций.
Родительский
экспромт
логично
укладывается
в
сценарий,
благодаря
удачному
использованию
«Веселого чемоданчика» и мастерству ведущего.
В а ж н о
д о в е с т и
д о
сведения
родителей,
что
их
участие
в
создании
сце-нария
праздника,
костюмов,
декораций
и
в
самом
проведении
праздника
является
обязательным
требованием
повышения
качества
работы
с
детьми
(в
соответствии
с
современными
требованиями
нормативных
документов:
ФГОС ДО). Их участие позволяет обогатить эту деятельность новыми идеями,
включить большее количество исполнителей для повышения зрелищности
мероприятия.
И родителям, и педагогам очень важно понять, что участие родителей в
мероприятиях ДОУ стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это
и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение
содержания
общения
взрослого
с
ребенком.
Ребенок,
перенимая
опыт
взрослых (родителей, педагогов), учится созданию и проведению публичного
мероприятия. Такие навыки необходимы любому современному человеку.
Таким образом, совместная деятельность всех участников воспитатель-
но-образовательного
процесса
дает
безграничные
возможности
развития
творческого
потенциала,
партнерских
отношений
и
целостного,
индиви-
дуального развития личности ребенка. А использование современных форм
сотрудничества с семьями воспитанников может явиться отправной точкой
организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.