Фитнес как средство физического развития школьников
Автор: Яровая Светлана Владимировна Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МБОУ РК г.Керчь "Школа №26" Населённый пункт: Керчь Наименование материала: Методическая разработка Тема: Фитнес как средство физического развития школьников Раздел: среднее образование
«Фитнес как средство физического развития»
Работа
изложена
на
38
листов
компьютерного
текста,
содержит
3
раздела.
Список
использованных
источников
включает
20
работ.
Цель
работы:
«Рассмотреть
фитнес
как
средство
реабилитации».
Цель
достигалась
по
методу
дифференцировки
и
анализа
литературных
источников.
Достижение
цели
работы
осуществлялось
решением
ряда
задач.
Задачи
работы:
1.
Изучить
влияние
оздоровительного
фитнеса
на
организм.
2.
Рассмотреть
современные
фитнес-технологии
в
системе
реабилитации.
3.
Изучить
методические
основы
оздоровительного
фитнеса.
Ф И Т Н Е С ,
О З Д О Р О В И Т Е Л Ь Н А Я
Т Р Е Н И Р О В К А ,
В Ы Н О С Л И В О С Т Ь ,
Ф И З И Ч Е С К А Я
Н А Г Р У З К А ,
РА Б О Т О С П О С О Б Н О С Т Ь ,
Д В И ГАТ Е Л Ь Н А Я
А К Т И В Н О С Т Ь ,
ИНТЕНСИВНОСТЬ,
ФИЗИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ,
СОСТОЯНИЕ
ОРГАНИЗМА.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ
1.
ВЛИЯНИЕ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ФИТНЕСА
НА
ОРГАНИЗМ
1.1.
Влияние
на
аэробную
выносливость
1.2.Влияние
на
специальную
выносливость
1.3.
Эффекты
оздоровительной
тренировки
РАЗДЕЛ
2.
СОВРЕМЕННЫЕ
ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ
2.1.
Классификация
фитнес-программ
2.2.
Структура
и
содержание
фитнес-программ
2.3.
Особенности
профессиональной
деятельности
специалистов
по
оздоровительному
фитнесу
РАЗДЕЛ
3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ФИТНЕСА
3.1.
Основы
построения
оздоровительной
тренировки
3.2.
Критерии
дозирования
нагрузки
в
оздоровительной
тренировке
3.3.
Характеристика
средств
специально
оздоровительной
направленности
ВЫВОДЫ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическая
активность
тесно
связана
с
тремя
аспект ами
здоровья:
физическим,
психическим
и
социальным
—
ив
течение
жизни
человека
играет
разную
роль.
В
детском
возрасте
она
определяет
нормальный
рост
и
развитие
организма,
наиболее
полную
реализацию
генетического
потенциала,
повышает
сопротивляемость
к
з а б ол е ва н и я м .
И м е н н о
в
п е р и од
р о с т а
о р г а н и зм
н а и б о л е е
чувствителен
к
влиянию
различных
неблагоприятных
факторов
внешней
среды,
в
том
числе
к
ограничению
физической
активности.
У
взрослых
людей
физическая
активность
на
протяжении
жизни
поддерживает
нормальное
функциональное
состояние
организма,
его
работоспособность
и
физиологические
резервы.
Объем
двигательной
активности
человека
и
пот ребно сть
организма
в
ней
индивидуальны
и
зависят
от
многих
физиологических,
социально-экономических
и
культурных
факторов:
возраста,
пола,
конституции,
уровня
физической
подготовленности,
образа
жизни,
условий
труда
и
быта,
географических
и
климатических
условий.
Уровень
потребности
в
двигательной
активности
в
значительной
мере
обусловливается
наследственными,
генетическими
признаками.
Снижение
физической
активности
рассматривается
как
один
из
основных
факторов,
способствующих
развитию
ряда
так
называемых
болезней
цивилизации.
В
их
числе
гипертоническая
б ол е з н ь ,
атеросклероз,
ишемическая
болезнь
сердца
и
инфаркт
миокарда,
вегетативно-сосудистая
дистония,
ожирение,
часто
встречающиеся
нарушения
осанки
с
повреждением
костного,
связочного
и
мышечного
аппарата,
облитерирующий
эндартериит,
некоторые
гериатрические
заболевания,
характеризующиеся
преждевременной
функциональной
слабостью
внутренних
органов.
Статистика
показывает,
что
эти
заболевания
и
ранние
симптомы
наблюдаются
у
большого
числа
людей,
причем
они
оказываются
первостепенными
причинами
нетрудоспособности,
заболеваемости
и
смертности.
Цель
работы:
рассмотреть
фитнес
как
средство
реабилитации.
Достижение
цели
работы
осуществлялось
решением
ряда
задач.
Задачи
работы:
3.
Изучить
влияние
оздоровительного
фитнеса
на
организм.
4.
Рассмотреть
современные
фитнес-технологии
в
системе
реабилитации
3.
Изучить
методические
основы
оздоровительного
фитнеса.
РАЗДЕЛ
1.
ВЛИЯНИЕ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ФИТНЕСА
НА
ОРГАНИЗМ.
1.1.
Влияние
на
сердечно-сосудистую
систему.
При
систематической
фитнес-тренировке
в
сердечно-сосудистой
с и с т е м е
в о з н и ка ют
т р и
т и п а
и зм е н е н и й
м о р ф о л о г и ч е с к и е ,
биохимические
и
функциональные.
Морфологические
изменения.
1)
Происходит
увеличение
размеров
сердца.
Увеличение
размеров
сердца
происходит
двумя
путями:
а)
первый
путь
-
гипертрофия
миокарда
(утолщение
стенки
желудка
до
2
см).
Этот
путь
характерен,
в
основном,
для
людей,
тренирующих
анаэробную
выносливость.
Цель
такой
адаптации
-
в
максимально
короткое
время
обеспечить
большой
сердечный
выброс,
что
достигается
увеличением
сократительной
способности
миокарда.
б)
второй
путь
-
дилятация
(увеличение
внутренней
полости
сердца).
Дилятация
носит
тоногенный
характер,
то
есть,
возникает,
благодаря
избыточному
давлению
венозного
возврата
на
сердце
при
физической
нагрузке
за
счет
дополнительного
объема
плазмы
и
большего
ОЦК.
Дилятированное
сердце
работает
эффективнее
обычного
за
счет
увеличения
сердечного
объема
и
сократительной
способности
миокарда,
как
в
покое,
так
и
при
физических
нагрузках
разной
мощности.
Это
позволяет
обеспечить
необходимый
сердечный
выброс при меньшей ЧСС. В реальных условиях формируются оба вида
морфологических
изменений
с
преобладанием
первого
или
второго
пути
адаптации,
в
зависимости
от
направленности
тренировочного
процесса
(Агаджанян
Н.
А.,2003).
2)
Усиливается
капилляризация
мышц
(как
миокарда,
так
и
скелетной
мускулатуры)
в
1,5-2
раза,
что
создает
условия
для
мышечной
гипертрофии.
3)
У
спортсменов
оптимизируется
перераспределение
кровотока
в
пользу
работающих
мышц
и
подкожного
кровеносного
русла
(с
целью
повышения
эффективности
терморегуляции).
Результатом
этого
является
улучшение
утилизации
кислорода
тканями
(в
мышцах
усилена
капилляризация,
а
расширенные
капилляры
имеют
более
тонкую
диффузионную
стенку),
что
ведет
к
повышению
АВР-О
2
до
55
мл
О
2
/Ю0мл
крови.
Биохимические
изменения
затрагивают,
в
основном,
метаболизм
м и о к а р д и а л ь н ы х
в о л о ко н ,
ко т о р ы е
г и п е р т р о ф и р у ю т с я
п о
саркоплазматическому
типу,
поскольку
клетки
сердца
питаются
исключительно
аэробным
путем.
Все
изменения,
происходящие
в
миокарде,
характерны
для
саркоплазматиче ской
г ипе рт р о ф ии
скелетных
мышц.
При
этом
происходит:
1)
капилляризация
мышечной
стенки
сердца,
что
увеличивает
скорость
доставки
кислорода
миокардиальным
тканям;
2)
увеличивается
количество
и
величина
митохондрий
в
клетках,
а
также
активность
окислительных
ферментов
в
них;
3)
в
метаболизме
сердца
происходит
«лактатный
с д в и г » :
тренированное
сердце
обладает
повышенной
способностью
к
утилизации
лактата.
Это
экономит
глюкозу
для
работы
ЦНС
и
других
тканей,
а
также
существенно
снижает
концентрацию
лактата
в
крови
(Решетников
Н.
В.,2001).
Функциональные
изменения
касаются
показателей
работы
сердца,
которые
обусловлены
вышеописанными
морфологиче скими
и
биохимическими
изменениями.
В
соответствии
с
уравнением
Р.Фика,
П0
2
=СВхАВР-СЬ.
поэтому
СВ,
который
определяет
МПК
(и
П0
2
)
организма,
является
основным
показателем
работы
сердечно-сосудистой
системы.
Как
известно,
СВ=СО*ЧСС.
Каждый
из
этих
показателей
у
спортсменов
отличен
от
таковых
у
нетренированных
людей.
1)
СО
у
тренированных
людей
больше
(до
120
мл),
чем
у
нетренированных (80 мл) в покое и при работе разной мощности из-за:
дилятации
желудочков, повышения
сократительной
способности
миокарда
(уменьшается
остаточная
и
резервная
емкость
желудочков),
а
также
из-за
увеличения
венозного
возврата
к
сердцу;
2)
ЧСС
у
тренированных
людей
меньше
как
в
покое,
так
и
при
нагрузках
разной
мощности,
в
среднем
на
10-15
уд./мин
( т. н .
функциональная
брадикардия)
из-за
большого
СО
( по с кольку
необходимое
и
определяемое
запросам
организма
в
кислороде
ПО
2
может
обеспечиваться
малой
ЧСС),
а
также
из-за
усиления
вагусных
парасимпатических
влияний
на
сердце.
Функциональная
брадикардия
обусловливает
увеличение
резервной
ЧСС,
т.
е,
возможность
большего
увеличения
ЧСС
до
максимальных
или
рабочих
значений
(ЧСС
=
ЧСС
маК
с - ЧСС
пок
) ;
3)
увеличивается
функциональная
остаточная
емкость
сердца
(количество
крови,
которое
остается
в
желудочке
после
его
сокращения
-
около
60
мл),
которая
является
резервом
для
увеличения
СО
при
физической
работе.
Этот
эффект,
в
свою
очередь,
приводит
к
увеличению СВ при нагрузке (Солодков А, С., 2001).
Таким
образом,
в
результате
тренировки
аэробной
выносливости
сердечно-
сосудистая
система
работает:
1)
эффективно
(увеличивается
СВ,
СО,
капилляризуются
мышцы
и
оптимизируется
распределение
кровотока),
2)
экономично
(уменьшается
ЧСС,
кислородный
запрос
миокарда,
э н е р г о о б е с п е ч е н и е
р а б о т ы
с е р д ц а
в
б о л ь ш е й
м е р е
и д е т
«метаболических
отходов»
-
лактата).
1.2. Влияние на мышечную систему
Аэробная
выносливость
зависит
от
состояния
мышечного
аппарата.
Композиция
мышц
(то
есть
соотношение
первого
и
второго
типа
волокон)
-
это
врожденный,
наследственный
фактор.
Поэтому
аэробные
или
анаэробные способности
мышечного
аппарата
в
большей
мере
наследуются,
чем
тренируются.
Фитнес
тренировка
способствует
повышению
аэробных
качеств
мышечного
аппарата
путем
биохимических
изменений
в
волокнах
2-Б
подтипа
и
превращения
волокна
подтипа
2-А
(в
них
увеличиваются
количество
и
величина
митохондрий,
активизируются
окислительные
ферменты
в
них
и
приобретается
способность
получать
энергию
смешанным
и
преимущественно
кислородным
путем).
При
анаэробной
направленности
тренировочного
процесса
идут
обратные
изменения
и
2-А волокна переходят в группу клеток (Уилмор Дж., 1974).
Все
изменения
в
миоцитах
скелетной
мускулатуры
полностью
соответствуют
аэробным
сдвигам.
Происходят
они
в
волокнах
1
и
2-А
типов:
1)
количество
и
величина
митохондрий
в
клетках
возрастаете
1,5-3
раза;
2)
активизируются
окислительные
ферменты
на
митохондриях;
3)
в
1,5
раза
усиливается
капилляризация
мышц.
У
хорошо
тренированных
людей
одно
мышечное
волокно
может
быть
окружено
5-6
утолщенными
капиллярами
(против
3
-
4
у
нетренированных
людей),
что
обеспечивает
большую
емкость
кровотока
в
рабочих
мышцах
и
облегчает
переход
питательных
веще ств,
газов
и
метаболитов
через
капиллярно-клеточные
мембраны
(Коц
Я.
М.,
1982);
4)
в
1,5-2раза
увеличивается
содержание
миоглобина
в
миоцитах;
5)
повышается
содержание
энергосубстратов
в
1,5
раза
(мышечного
гликогена
и
липидов);
6)
в
энергетическом
обмене
происходит
«жировой
сдвиг»,
что
экономит
глюкозу
крови,
высвобождает
больше
энергии
при
расщеплении
жира
(9,2
ккал/г
против
4,6
ккал/г
при
расщеплении
углеводов),
а
также
образуется
эндогенная
вода,
что
препятствует
обезвоживанию
организма
при
физической
нагрузке.
В
результате
саркоплазматической
гипертрофии
волокон
1
типа
и
2-А
подтипа
(а
также
перехода
волокон
2-Б
подтипа
в
2-А
подтип)
мышечный
аппарат
приобретает
спо собно сть
к
и н т е н с и в н о й
утилизации
кислорода.
При
этом
меньше О
2
остается
в
венозной
крови,
оттекающей
от
мышц
(уменьшается
РЫЭ
2
)
и
увеличивается
АВР
-
О
2
,
что
способствует
повышению
потребления
кислорода
и
МПК.
Таким
образом,
тренировка
аэробной
направленности:
1)
повышает
уровень
утилизации
кислорода
мышцами
и
аэробные
возможности
организма
(ПО
2
и МПК);
2)
повышает
эффективность
и
экономичность
работы
мышц
при
аэробной
нагрузке.
При
тренировке
других
видов
направленности
в
мышечном
аппарате
происходят
адаптационные
изменения,
повышающие
специфическую
работоспособность.
Так,
при
силовой
(анаэробной)
направленности
тренировочного
процесса
в
миоцитах
возникает
миофибриллярная
гиперт рофия
-
увеличивает ся
с од е р ж а н и е
миофибрилл
и
фосфагенов
(АТФ
и
КРФ),
в
клетках,
растет
сила
мышечного
сокращения.
При
скоро стно-силовой
т р е н и р о в ке
улучшаются
координационные
способности
двигательного
аппарата
п о в ы ш а е т с я
п л от н о с т ь
п р о п р и о р е ц е п то р о в ,
р а зр а с т а ют с я
и
активизируются
нервно-мышечные
синапсы,
совершенствует ся
реципрокная
связь
центров
мышц-
антагонистов:
в
целом,
повышаются
динамические
свойства
мышц
(Смирнов
В.
М.,
2002).
1.3.
Эффекты
оздоровительной
тренировки
Систематическое
воздействие
адекватной
физической
нагрузки
на
организм
человека
приводит
к
структурно-функциональной
перестройке,
характеризующейся
появлением
ряда
психологических
и
физиологических
эффектов.
Среди
них
формирование
определенных
личностных
качеств,
зависящих
от
особенностей
функционирования
ЦНС;
экономизация
физиологических
функций
в
покое
и
при
дозированных
воздействиях;
расширение
физиологических
резервов;
замедление
процессов
старения.
1).
Экономизация
физиологических
функций.
Одним
из
самых
ярких
проявлений
функциональной
перестройки
в
организме
является
экономизация
физиологических
функций,
которая
отмечается
как
в
состоянии
покоя,
так
и
при
дозированных
воздействиях
различного
характера.
Этот
эффект
проявляется
брадикардией
(40—50
уд/мин),
склонностью
к
физиологической
гипотензии,
удлинением
фаз
диастолы
и
систолы,
брадипно э,
отчетливой
тенденцией
к
с н и же н и ю
концентрации
некоторых
гормонов
в
крови.
Определенную
роль
в
возникновении
эффекта
экономизации
играет
высокая
сопряженность
нейрогуморальных
механизмов
регуляции.
1)
.
Расширение
резервов
физиологических
функций.
Ярким
проявлением
морфофункциональной
перестройки
в
организме
под
влиянием
систематических
занятий
физическими
упражнениями
является
расширение
резервов
физиологических
функций.
У
лиц
ф и з и ч е с к и
т р е н и р о в а н н ы х
у в е л и ч е н ы
п о
с р а в н е н и ю
с
нетренированными
ЖЕЛ,
артериовенозная
разница
по
кислороду,
ударный
объем
сердца.
Особенно
ярко
эти
различия
проявляются
при
исследовании
показателей
функций
на
высоте
физической
нагрузки.
Эти
закономерности
относятся
и
к
системе
гормональной
регуляции
(Муравов И. В., 1985).
2)
Замедление
процессов
старения.
Высокая
функциональная
способность
нейрогуморальных
механизмов
регуляции,
расширение
резервов
физиологических
функций
лежат
в
основе
замедления
инволютивных
возрастных
процессов
при
систематической,
адекватной
состоянию
физической
нагрузке.
При
этом
стимулируются
процессы
витаукта
—
адаптационные
механизмы,
активно
противодействующие
инволютивным
процессам.
3)
П о в ы ш е н и е
р е з и с т е н т н о с т и
о р г а н и з м а
к
п а т о г е н н ы м
воздействиям.
Поддержание
высокой
аэробной
с п о с о б н о с т и ,
обеспечиваемой
кардиореспираторными,
эндокринными
и
другими
системами,
высокие
энерготраты
и
тренировка
в
связи
с
этим
механизмов
терморегуляции,
поддержание
должного
уровня
массы
тела
и
противодействие
формированию
эндогенных
факторов
риска
развития
заболеваний,
совершенствование
деятельности
системы
иммунитета
в
процессе
систематических
занятий
физиче ской
к ул ьт у р о й
—
в с е
э т о
ф о р м и р у е т
с о с т о я н и е
п о в ы ш е н н о й
резистентности
к
патогенным
воздействиям:
гипо-
и
гипертермии,
гипоксии,
кровопотере,
интоксикациям
различного
ха р а кт е р а ,
проникающей
радиации,
простудным
заболеваниям.
РАЗДЕЛ
2.
СОВРЕМЕННЫЕ
ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ
В
СИСТЕМЕ
РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1.
Классификация
фитнес-программ
Принцип
оздоровительной
направленно сти
ф и з и ч е с ко го
воспитания
конкретизируется
в
физкультурно-оздоровительных
технологиях,
которые
в
настоящее
время
интенсивно
развиваются.
Понятие
физкультурно-
оздоровительная
технология
объединяет
п р о ц е с с
и с п ол ь зо ва н и я
с р ед с т в
ф и з и ч е с ко го
в о с п и т а н и я
в
оздоровительных
целях
и
научную
дисциплину,
разрабатывающую
и
совершенствующую
основы
методики
построения
физ культурно-
оздоровительного
процесса.
Практическим
проявлением
физкультурно-оздоровительных
технологий
в
физическом
воспитании
являются
различные
фитнес-
программы,
которые
составляют
основное
содержание
деятельности
физкультурно-оздоровительных
групп
(ФОГ),
создаваемых
на
базе
физкультурно-спортивных
организаций,
а
также
персональных
фитнесс-занятий
(Муравов
И.
В.,
1985).
Фитнес-программы
как
формы
двигательной
а кт и в н о с т и ,
специально
организованной
в
рамках
групповых
или
индивидуальных
(п е р с о н а л ь н ы х )
за н я т и й ,
мо гу т
и ме т ь
ка к
о з д о р о в и т е л ь н о -
ко н д и ц и о н н у ю
н а п р а в л е н н о с т ь
( с н и ж е н и е
р и с к а
р а з в и т и я
з а б ол е ва н и й ,
д о с т и же н и е
и
п од д е р ж а н и е
д ол ж н о го
у р о в н я
физического
состояния),
так
и
преследовать
цели,
связанные
с
развитием
способностей
к
решению
двигательных
и
спортивных
задач
на
достаточно
высоком
уровне.
В
первом
случае
фитнес-программы
ориентированы
на
цели
оздоров и т е л ь н о г о
ф и т н е с а ,
в о
в т о р о м
—
с п о р т и в н о -
ориентированного
или
двигательного.
Классификация
фитнес-программ
основывается:
а)
на
одном
виде
двигательной
активности
(например,
аэробика,
оздоровительный
бег,
плавание);
б)
на
сочетании
нескольких
видов
двигательной
активности
(например,
аэробика
и
бодибилдинг;
аэробика
и
с т р е т ч и н г ;
оздоровительное
плавание
и
бег);
в)
на
сочетании
одного
или
нескольких
видов
двигательной
активности
и
различных
факторов
здорового
образа
жизни
(например,
аэробика
и
з а ка л и ва н и е ;
бодибилдинг
и
массаж;
оздоровительное
плавание
и
комплекс
водолечебных
восстановительных
процедур)
(Левицкий
В.
В.,
2000).
В
свою
очередь,
фитнес-программы,
основанные
на
одном
виде
двигательной
активности,
могут
быть
разделены
на
программы,
в
основу
которых
положены:
•виды
двигательной
активности
аэробной
направленно сти;
•оздоровительные
виды
гимнастики;
•виды
двигательной
активности
силовой
направленности;
•виды
двигательной
активности
в
воде;
•рекреативные
виды
двигательной
активности;
•средства
психоэмоциональной
регуляции.
Кроме
того,
выделяют
интегративные,
обобщенные
фитнес-
программы,
ориентированные
на
специальные
группы
населения:
для
детей; для пожилых людей; для женщин в до- и послеродовом периоде;
для
лиц
с
высоким
риском
заболеваний
или
имеющих
заболевания;
программы
коррекции
массы
тела.
В
последние
годы
интенсивно
развиваются
компьютерные
фитнес-программы.
Такое
многообразие
фитнес-программ
определяется
стремлением
удовл е т в о р и т ь
р а з л и ч н ы е
ф и з к у л ь т у р н о - с п о р т и в н ы е
и
оздоровительные
интересы
широких
слоев
населения.
Учитывая,
что
в
содержание
понятия
фитнесс
входят
многофакторные
компоненты
(планирование
жизненной
карьеры,
гигиена
тела,
физиче с ка я
подготовленность,
рациональное
питание,
профилактика
заболеваний,
социальная
активность,
психоэмоциональная
регуляция,
в
том
числе
борьба
со
стрессами
и
другие
факторы
здорового
образа
жизни),
количество
создаваемых
фитнес-программ
практически
не
ограничено.
2.2.
Структура
и
содержание
фитнес-программ.
Многообразие
фитнес-программ
не
означает
произвольность
их
по строения
—
использование
различных
видов
д в и г ат е л ь н о й
активности
должно
соответствовать
основным
принципам
физического
воспитания.
Какой
бы
оригинальной
ни
была
та
или
иная
фитнес-программа,
в
ее
структуре
выделяют
следующие
части
(компоненты):
разминка,
аэробная
часть,
кардиореспираторный
компонент
(часть
программы
ориентированная
на
развитие
аэробной
производительности),
силовая
часть,
компонент
развития
гибкости
(стретчинг),
заключительная
(восстановительная
часть)
(Апанасенко
Г.
П.,
1999).
Приведенная
обобщенная
структура
фитнес-программы
может
подвергаться
изменениям
в
зависимости
от
целевой
направленности
занятий,
уровня
физического
состояния
занимающихся
и
других
факторов.
Например,
в
фитне с-программах,
о снованных
н а
о зд о р о в и т е л ь н ы х
в и д а х
г и м н а с т и к и ,
р а з л и ч а ют
8
ц е л е в ы х
компонентов
или
блоков:
-
подводящий
(подготовка
организма
занимающегося
к
занятию);
-
аэробный
(развитие
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем
организма);
-
танцевально-хореографический
(реализация
эстетиче ских
мотивов
и
установок,
развитие
координационных
способностей);
-
корректирующий
(коррекция
фигуры
тела
и
упражнения
силового
характера);
-
профилактический
(профилактика
различных
заболеваний);
-
дополнительный
(развитие
ловкости,
гибкости,
вестибулярной
устойчивости);
-
п р о и з в о л ь н ы й
( р а з в и т и е
м у з ы к а л ь н о - р и т м и ч е с к и х
способностей);
-
релаксационный
(восстановление
после
занятий,
снятие
напряжения
и
на
расслабление).
Важным
компонентом
современных
фитнес-программ
является
с т р е т ч и н г
с и с т е м а
с п е ц и а л ь н о
ф и к с и р у е м ы х
п о л о ж е н и й
определенных
частей
тела
с
целью
улучшения
эластичности
мышц
и
развития
подвижности
в
суставах.
Организованные
после
основной
разминки,
по
окончании
аэробной
или
силовой
части
тренировки,
а
также
в
виде
самостоятельного
заняли
упражнения
стретчингом
снижают
чрезмерное
нервно-психическое
напряжение,
ликвидируют
синдром
отсроченной
боли
в
мышцах
после
нагрузок,
служат
профилактикой
травматизма
(Паффенбаргер
Р.
С.,
1999).
Физиологическая
основа
стретчинга
—
миотонический
рефлекс,
вызывающий
активное
сокращение
волокон
в
п р и н уд и т е л ь н о
растянутой
мышце
и
усиление
в
ней
обменных
процессов.
В
результате
систематических
занятий
значительно
увеличивается
эластичность
мышечной
ткани,
связок,
возрастает
ам плитуда
движений
в
суставном
комплексе.
Рациональный
вариант
стретчинга
предполагает
использование
двух
типов
тренировочных
комплексов.
Первый
тип
(избирательной
направленности)
характеризуется
применением
ряда
упражнений
(как
правило,
5-7) с участием
одних
и
тех
же
мышечных
групп,
что
вызывает
локальный,
но
значительный
по
воздействию
эффект.
Второй
тип
комплекса
формируется
из
упражнений,
каждое
из
ко т о р ы х
н а п р а в л е н о
н а
о п р е д е л е н н у ю
м ы ш еч н у ю
г р у п п у.
Целесообразно
заниматься
стретчингом
по
15—30
мин
ежедневно,
чередуя
различные
по
направленности
варианты.
Основные
процедуры
тонического
стретчинга
выполняются
в
положении
стоя,
с
выпадами
и
наклонами
тела,
сидя
и
лежа.
Продолжительность
удержания
позиций
(от
5
до
30
с)
зависит
от
уровня
подготовленности
занимающихся.
Н е от ъ е м л е м ы й
ком п о н е н т
ф и т н е с - п р о г р а м м
—
о ц е н к а
физического
состояния
занимающихся.
Оцениваются
о сновные
составляющие:
антропометрические
показатели,
функциональное
состояние
сердечно-сосудистой системы,
сила
и
выно сливо сть
мышц,
гибкость.
Многолетний
опыт
формирования
разнообразных
фитне с-
программ
в
зарубежных
странах
позволяет
определить
основные
ф а к т о р ы ,
с п о с о б с т ву ю щ и е
и х
э ф ф е к т и в н о й
р е а л и з а ц и и
в
современных
условиях:
1)
фитнес-программа
должна
способствовать
формированию
у
занимающихся
осознанного
отношения
к
участию
в
ней;
2)
к о м п л е к с ы
у п р а ж н е н и й
д о л ж н ы
с о с т а в л я т ь с я
д л я
определенных
групп
населения,
учитывать
их
подготовленность
и
быть
доступными.
Желательно
учитывать
специфику
выполняемой
занимающимися
работы
в
течение
рабочего
дня.
3)
составляя
фитнесс-программу
занятий,
надо
исходить
и з
конкретных
целей,
которые
перед
ними
ставятся:
активный
отдых,
повышение
уровня
физической
подготовленности,
снижение
массы
тела,
профилактика
какого-
либо
заболевания;
4)
фитнес-программа
должна
быть
нацелена
на
получение
удовольствия
от
занятий.
На
первый
план
выносятся
потребности,
мотивы
и
интересы
самих
занимающихся;
5)
фитнес-программой
должна
быть
предусмотрена
оценка
со стояния
здоровья
и
уровня
физиче ской
п од го т о в л е н н о с т и
занимающихся.
Причем
тестирование
должно
быть
систематическим,
комплексным,
проводиться
чере з
определенные
п р ом е ж у т к и
в р е м е н и ,
т а к
ка к
э т о
с п о с о б с т ву е т
п од д е ржанию
и н т е р е с а
занимающихся
к
программе
(Зимкин
П.
М.,
1955);
6)
ф и т н е с - п р о г р а м м а
д о л ж н а
с п о с о б с т в о в ат ь
о б щ е н и ю
занимающихся
друг
с
другом
на
фоне
положительных
эмоций
в
процессе
выполнения
упражнений;
7)
прежде
чем
начать
о суще ствление
ф и т н е с - п р о г р а м м ы ,
необходимо
создать
безопасные
условия
для
занимающихся,
обратив
особое
внимание
на
уровень
медицинского
обеспечения;
8)
фитнес-программы
должны
регулярно
обновляться,
следует
поддерживать
здоровую
конкуренцию.
2.3.
Особенности
профессиональной
деятельности
специалистов
по
оздоровительному
фитнесу
Разработка
новых
физкультурно-оздоровительных
технологий
неизбежно
приводит
к
необходимости
изменения
содерж ания
деятельности
специалистов,
цель
которых
—
внедрение
эт их
технологий
в
практику.
В
современных
условиях
развития
фитнес-услут
возрастает
спро с
на
высококвалифицированных
специалистов
в
о бл а с т и
биологии,
психологии,
гигиены,
методики
физического
воспитания,
экономики,
владеющих
широким
арсеналом
организаторских
и
управленческих
навыков
проведения
физкультурно-оздоровительной
работы
с
различным
контингентом
(Левицкий
В.
В.,
2000).
Результаты
целого
ряда
исследований
свидетельствуют
о
том,
что
из
всех
факторов,
влияющих
на
приобщение
человека
к
двигательной
активности
и
делающих
эти
занятия
неотъемлемым
компонентом
его
жизни,
наиболее,
важным
является
лично сть
специалиста-профессионала
в
области
оздоровительного
фитнеса.
Однако
в
связи
с
отсутствием
подготовленных
специалистов
"свободные"
места
в
сфере
оздоровительного
фитнеса
заполняются
работниками
других
областей
—
тренерами
по
видам
спорт а,
учителями
физиче ской
культуры,
не
имеющими
д о с т аточ н о й
подготовки
к
проведению
физкультурно-
оздоровительной
работы.
Кроме
того,
в
сфере
фитнесса
в
настоящее
время
нередко
заняты
работники,
окончившие
лишь
краткосрочные
курсы
по
подготовке
инструкторов
(по
аэробике,
бодибилдингу,
восточным
единоборствам,
аквааэробике),
которые
по
своей
профессиональной
подготовленности
также
не
отвечают
современным
требованиям
фитнес-индустрии.
В
то
же
время
темпы
обновления
оздоровительных
технологий,
к а ч е с т в о спортивного
инвент аря
и
оборудования
и з в е с т н ы х
зарубежных
фитнес-
компаний
позволяет
им
развернуть
систему
подготовки
специалистов
по
фитнессу,
превышающую
по
качеству
а н а л о г и ч н у ю
п од го т о в к у
с п е ц и а л и с т о в
в
г о с уд а р с т в е н н ы х
физкультурных
вузах.
Примерами
могут
служить
курсы
и
конвенции,
проводимые
фитнес-компаниями IHRSA (Международная
ассоциация
оздоровительных,
теннисных
и
спортивных
клубов),
"Планета
фитнесс".
Д и с к у с с и о н н ы м
о с т а е т с я
в о п р о с
о
т о м ,
к т о
д о л ж е н
устанавливать
стандарты
по
оценке
квалификации
инструкторов
фитнесса:
учебные
заведения
или
те
организации
в
сфере
фитнес-
индустрии,
которые
отвечают
за
подготовку.
Преимущество
в
решении
этого
вопроса
отдается
фитнес-компаниям.
Большую
поддержку
организациям,
проводящим
подготовку
ф и т н е с - с п е ц и а л и с то в ,
оказывают
разработанные
юридически
утвержденные
программно-
инструктивные
требования
и
руководства
по
тестированию
уровня
з д о р о в ь я
и
ф и з и ч е с ко й
п од го т о в л е н н о с т и
з а н и м а ю щ и х с я ,
оборудованию
и
спортивным
сооружениям,
программированию
фитнес-занятий
и
др.
(Хоули,
2000).
Многие
организации
предъявляют
к
кандидатам
требование
овладеть
способами
реанимации
(оказания
первой
медицинской
помощи)
при
заболеваниях
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем.
Профессиональная
деятельность
специалиста
по
рекреации
и
оздоровительной
физической
культуре
заключается
в
достижении
и
сохранении
должного
(высокого)
уровня
физического
состояния
у
представителей
разл и ч н ы х
в о з р а с т н ы х
и
с о ц и а л ь н ы х
г р у п п
населения
путем
организации
и
проведения:
•
комплексных
мероприятий
по
формированию
здорового
образа
жизни;
•
работы
по
внедрению
физической
культуры
на
предприятиях,
по
месту
жительства
и
в
зонах
массового
отдыха
людей;
•
разнообразных
физкультурно-развлекательных
праздников,
соревнований,
конкурсов.
Специалист
по
рекреации
и
оздоровительной
физиче ской
культуре
подготовлен
к
работе:
•
в
разнообразных
типах
учебных
и
спортивных
учреждений
Министерства
образования
и
науки
России
и
Го сударственного
комитета
России
по
вопросам
физической
культуры
и
спорта;
•
спортивных
клубах,
коллективах
физической
культуры
на
производстве,
в
государственных
учреждениях,
разных
типа х
специальных
учебных
учреждений;
•
домах
культуры,
дворцах
ученической
молодежи,
в
зонах
массового
отдыха
населения;
•
с анаториях,
домах
отдыха,
пансионат ах,
на
к у р о р т а х ,
туристических
оздоровительных
базах;
•
ЖЭУ
по
месту
жительства.
Специалист
по
рекреации
и
оздоровительной
физиче ской
культуре
должен
быть
всесторонне
подготовлен
к
творче ской
профессионально-педагогической,
физкультурно-оздоровительной,
агитационно-пропагандистской
работе
с
разными
социальными
группами
нас еления,
владеть
о сновами
знаний
с о ц и а л ь н ы х ,
гуманитарных,
психолого-педагогических,
медико-биологических,
специально-педагогических
наук
(Бальсевич
В.
К.,
1987).
Для
эффективного
проведения
физкультурно-оздоровительной,
учебно-воспитательной
и
агитационно-пропагандистской
работы
необходимы
знания
анатомо-
физиологических
и
психологических
особенностей,
состояния
здоровья
разных
возрастных
групп
населения,
а
также
г и г и е н и ч е с к и х
требований
к
окружающей
среде.
Отношение
к
здоровью
человека
как
социальной
ценности
выдвигает
специфические
требования
к
системе
ф и зи че с ко го
воспитания
в
радиационно-
загрязненных
районах,
ориентирует
на
о з д о р о в и т е л ь н о - п р о ф и л а к т и ч е с к у ю ,
р е к р е а ц и о н н у ю
и
реабилитационную
работу.
Важно
воспитывать
у
школьников
и
у
взрослого
населения
бережное
отношение
к
собственному
здоровью,
стремление
и
способность
обеспечить
индивидуальную
профилактику
его
нарушений,
а
т акже
высокий
уровень
различных
ф о рм
жизнедеятельности
в
процессе
обучения,
работы,
отдыха
и
досуга.
РАЗДЕЛ
3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ФИТНЕСА
3.1.
Основы
построения
оздоровительной
тренировки
Оздоровительная
тренировка
имеет
определенные
отличия
от
с п о рт и в н о й .
Е с л и
с п о рт и в н а я
т р е н и р о в ка
п р е д у с м а т р и в а е т
использование
физических
нагрузок
в
целях
достижения
максимальных
результатов
в
избранном
виде
спорта,
то
оздоровительная
—
в
целях
повышения
или
поддержания
уровня
физической
дееспособности
и
здоровья.
Основная
направленность
оздоровительной
физической
культуры
—
повышение
функционального
состояния
организма
и
физической
подготовленности.
Однако,
чтобы
добиться
выраженного
оздоровительного
эффект а,
физиче ские
упражнения
дол ж н ы
сопровождаться
значительным
расходом
энергии
и
давать
длительную
равномерную
нагрузку
системам
дыхания
и
к р о во о бр а щ е н и я,
обеспечивающим
доставку
кислорода
тканям,
те.
иметь
выраженную
аэробную
направленность.
Эффективность
физических
упражнений
оздоровительной
направленности
определяется
периодичностью
и
длительностью
занятий,
интенсивностью
и
характером
используемых
средств
режимом
работы и отдыха.
Для
того
чтобы
физкультурные
занятия
с
оздоровительной
направленностью
оказывали
на
человека
только
положительное
вл и я н и е ,
н е о бход и м о
с о бл юд ат ь
р я д
м е тод и ч е с к и х
п р а в и л
(
И.В.Муравов,
1985).
1.
Постепенность
наращивания
интенсивности
и
длительности
нагрузок..
При
низкой
исходной
тренированности
добавления
должны
составлять
3—
5%
в
день
по
отношению
к
достигнутому
уровню,
а
после
достижения
высоких
показателей
—
меньше.
-
постепенно
увеличивать
нагрузку,
не
перегружая
организм,
а
наоборот,
давая
ему
возможность
адаптироваться.
справляться
со
все
более и более длительными
—
увеличение частоты занятий;
—
увеличение продолжительности занятий;
увеличение плотности занятий, то есть времени, которое уходит на
занятии
непосредственно,
на
выполнение
физических
упражнений.
На
первых занятиях она равна примерно 45—50%, по мере приспособления
организма
к
физическим
нагрузкам
она
может
достигнуть
70—75%
общего времени занятий;
увеличение
интенсивности
занятий,
темпа,
в
котором
выполняются
физические
упражнения;
—постепенное расширение средств, используемых на тренировке, с
тем чтобы оказывать воздействие на различные мышечные группы, на все
суставы и внутренние органы;
—
увеличение сложности и амплитуды движений;
правильное
построение
занятий.
В
зависимости
от
самочувствия,
погоды,
степени
подготовленности
занимающихся
можно
увеличить
или
уменьшить разминку, основную и заключительную части занятий.
2.
Разнообразие
применяемых
средств.
Для
кач е ст венного
разнообразия
физических
нагрузок
достаточно
всего
7—12
упражнений,
но
зато
существенно
отличающихся
друг
от
друга.
Эффективными
средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое
количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая
гимнастика и др.
В
содержание
оздоровительной
тренировки
должны
входить
упражнения
на
выносливость
(бег
в
медленном
и
среднем
темпе),
силовые
упражнения
для
крупных
мышечных
фупп
(приседания,
поднимание
ног
в
висе
на
перекладине
или
гимнастической
стенке,
переход из положения лежа в положение сидя), упражнения для суставов
позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела
(наклоны туловища вниз, в стороны) (Иващенко Л. Я., 1994).
3.
С истематич но сть
заня тий.
С истематич е ские
з а н я т и я
физическими
упражнениями
оказывают благотворное
влияние
почти на все органы и системы организма.
Эффе кт ив ны м
с р ед с т вом,
с по с о б с т ву ющим
п о в ы ш е н и ю
функциональных
возможностей
систем
организма,
тормозящим
развитие
процесса
старения,
является
активный
двигательный
режим.
В
оздоровительных
целях
рекомендуется
следующий
недельный
объем
двигательной
активности
для
людей
разного
возраста:
—дошкольники — 21—28 ч;
—школьники — 14—21 ч;
—учащиеся
средних
специальных
учебных
заведений
—
10—14
ч;
—студенты — 10— 14 ч;
—служащие — 6—10 ч.
В
зарубежных
исследованиях
перечисляются
ранние
симптомы
и
жалобы,
возникающие
у
практически
здоровых
лиц
с
недостаточной
двигательной
активностью:
отдышка
при
незначительной
физической
нагрузке;
уменьшение
работоспособности,
быстрая
утомляемость;
боль
в
области
сердца,
головокружение,
холодные
конечности;
склонность
к
з а п о р а м ;
б о л ь
в
с п и н е ,
к а к
с л е д с т в и е ,
н е д о с т а т о ч н о с т и
поддерживающего
мышечного
аппарата;
нарушение
сна;
снижение
концент рации
внимания;
повышенная
н е р в н о - э м о ц и о н а л ь н а я
возбудимость
(при
нарушении
психосоматического
равновесия);
слишком
ранняя
старческая
слабость.
П о с т е п е н н о е
у в е л и ч е н и е
в р е м е н и ,
в ы д е л я е м о г о
д л я
оздоровительной
тренировки,
—
вот
главная
тенденция,
которая
должна
определять
двигательный
режим
человека
до
самой
глубокой
старости.
В
возрасте
60—74
лет
нужно
затрачивать
на
физкультурные
занятия
больше
времени,
чем
в
возрасте
до
60
лет,
а
после
75
лет
—
еще
больше.
Интенсивность
нагрузок
с
возрастом
следует
снижать,
увеличивая
при
этом
время,
отводимое
для
упражнений
(Левицкий
В.
В.,
2000).
Двигательная
активность,
физические
нагрузки
вызывают
ряд
эффектов,
ведущих
к
тренировке,
к
совершенству
адаптационно
регуляторных
механизмов:
1)
экономизирующий
эффект
(уменьшение
кислородной
стоимости
работы,
более
экономная
деятельность
сердца);
2)
антигипоксический
эффект
(улучшение
кровоснабжения
тканей,
больший
диапазон
легоч ной
вентиля ции,
увелич ение
ч и с л а
митохондрий);
3)
антистрессовый эффект
(повышение
устойчивости
гипоталамогипофизарной
системы);
4)
генорегуляторный
эффект
(активация
синтеза
многих
белков,
гипертрофия
клетки);
5)
психоэнергетизирующий
эффект
(ростумственной
работоспособности,
преобладание
положительных
эмоций);
В е с ь
э т о т
ко м п л е кс
э ф ф е к т о в
п о в ы ш а е т
н а д е ж н о с т ь ,
у с т о й ч и в о с т ь
о р г а н и з м а
и
с п о с о б с т в у е т
у в е л и ч е н и ю
продолжительности
жизни,
предупреждению
ускоренного
старения.
Двигательная
активность
варьируется
у
разных
лиц
и
у
одного
и
то го
же
л и ц а
в
р а зн ы е
д н и
и
п е р и од ы ,
в
за в и с и мо с т и
о т
индивидуальных
особенностей
и
состояния
организма,
от
условий
и
режима
жизни.
П е р е ход
о т
б о л е е
в ы с о ко го
к
б о л е е
н и з ком у
у р о в н ю
д в и г а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и
в л е ч е т
з а
с о б о й
р а з в и т и е
детренированности
и
связан
с
атрофией
мышц
от
бездеятельности
и,
наоборот,
перетренированность
может
вызвать
гипертензию
мышц
(Чусов
Ю.
Н.,
1981).
Б о л ь ш и н с т в о
с п е ц и а л и с т о в
р е ко м е н д у ю т
з а н и м а т ь с я
физическими
упражнениями
при
таком
пульсе,
когда
необходимая
для
работы
энергия
образуется
при
биохимических
реакциях
с
участием
к и с л о р од а ,
то
е с т ь
в
а э р о б н ом
р е жи ме .
Та к и е
т р е н и р о в к и
практически
исключают
опасность
возникновения
нарушений
в
дея-
тельности
сердечно-сосудистой
системы.
По
данным
физиологов,
наиболее
эффективны
тренировки
с
оздоровительной
направленностью
при
нагрузках,
которые
повышают
ЧСС
от
100
до
170—180
уд./м ин,
в
зависимости
от
возраста
и
состояния
здоровья
человека.
Для
проведения
контроля
за
интенсивностью
нагрузки
каждому
занимающемуся
необходимо
знать
свою
нижнюю
и
верхнюю
границы
пульса, а также оптимальную для себя величину колебания ЧСС.
Нижняя граница пульса определяется по формуле
220 - возраст (в годах) • 0,6.
Верхняя граница пульса определяется по формуле
220 - возраст (в годах) • 0,7.
Колебания
ЧСС
очень
индивидуальны,
однако
можно
считать,
что
ЧСС
120—130
уд./мин
является
зоной
тренировки
для
новичков.
У
пожилых
ослабленных
людей
или
людей,
имеющих
отклонения
в
деятельности
сердечно-сосудистой
системы,
пульс
вовремя
занятий
не
должен превышать 120 уд./мин (Епифанов В, А., 1999).
Тренировка
при
ЧСС
130—140
уд./мин
обеспечивает
развитие
общей
выносливости
у
начинающих
и
ее
поддержание
у
более
подготовленных.
Максимальный
тренировочный
эффект
для
развития
аэробных
возможностей
и
общей
выносливости
наблюдается
во
время
тренировки
при
ЧСС
от
144
до
156
уд./мин.
Решающим
условием
о б е с п еч е н и я
о п т и м а л ь н о го
о зд о р о в и т е л ь н о го
э ф ф е к т а
п р и
использовании
физических
упражнений
является
соответствие
величины
нагрузок
функциональным
возможностям
организма.
3 . 2 .
К р и т е р и и
д о з и р о в а н и я
ф и з и ч е с к и х
н а г р у з о к
в
оздоровительной
тренировке
Решающим
условием
обеспечения
оптимального
оздоровительного
эффекта
при
использовании
средств
физкультуры
является
соответствие
величины
нагрузок
функциональным
возможностям
организма.
С п о с о б ы
р е гл а м е н т а ц и и
н а г ц у з о к :
• по относительной мощности (в процентах к МПК, PWC );
•
по
абсолютным
и
относительным
значениям
числа
повторений
упражнений
(количество
повторений
в
процентах к
максимальному
числу
повторений);
•
величине
физиологических
параметров
(ЧСС,
энергетические
затраты);
•
по субъективным ощущениям.
1)
Д о з и р о в а н и е
ф и з и ч е с к и х
н а г р у з о к
п о
о т н о с и т е л ь н ы м
значениям
их
мощно сти.
При
дозировании величины нагрузок в
соответствии
с
уровнем
МПК
или
максимальной
работоспособности
необходимо
проведение
тестов
субмаксимальной
или
максимальной
мощности,
на
основании
которых
графически
определяются
конкретные
значения
тренировочных
уровней
нагрузок.
В
оздоровительной
тренировке
диапазон
рекомендуемой
мощности
колеблется
в
довольно
широких
пределах,
составляя
40—90
%
МПК.
Наиболее
прочно
утвердилась
точка
зрения
о
преимущественном
использовании
в
тренировочных
программах
нагрузок
умеренной
мощности
(40—60 %
М П К ) ,
о бе с п еч и ва ю щ и х
с т и м ул я ц и ю
а э р о б н ы х
и с т о ч н и ко в
энергопродукции (Коц Я. М., 1982).
2)
Дозирование
физиче ских
нагрузок
по
ЧСС.
Регламентация
нагрузок
с
учетом
уровня
максимального
потребления
кислорода
или
максимальной
работоспособности
в
условиях
использования
массовых
форм
физической
культуры
весьма
затруднительна.
Поэтому
в
практике
нагрузки
чаще
дозируют
по
ЧСС.
Линейная
зависимость
между
мощностью
нагрузки
и
сдвигами,
возникающими
под
ее
влиянием
в
различных системах организма, явилась основой использования ЧСС для
оценки
интенсивности
физической
нагрузки
как
в
спортивной
практике,
так и в практике оздоровительной физкультуры.
Во
время
занятий
физическими
упражнениями
с
оздоровительной
направленностью
сердце
должно
работать
с
определённой,
но
немаксимальной
нагрузкой,
обеспечивающей
безопасный
уровень
для
выполнения непрерывных упражнений. Его можно вычислить по формуле
«190 минус возраст».
Физиологиче ских
сдвигов,
к
которым
должна
п р и в е с т и
тренировка.
Это
несравненно
более
объективно,
чем
дозирование
физической
нагрузки
по
объему
и
интенсивности
выполняемых
упражнений.
Хорошо
известно,
что
одна
и
та
же
нагрузка
может
вызвать
неодинаковое
увеличение
частоты
сердечных
сокращений
у
р а з н ы х
л юд е й
и
е с л и
д л я
од н о го
э т а
н а г р у з к а
о к а ж е т с я
недостаточной,
то
у
другого
вызовет
перенапряжение.
3)
Дозирование
физиче ских
нагрузок
в
соответ ствии
с
метаболическими
показателями.
Реализация
принципа
соответствия
нагрузки
функциональным
резервам
организма
при
з а н я т и я х
физическими
упражнениями
стала
возможной
благодаря
применению
б и о э н е р г е т и ч е с ко го
п од ход а ,
и л и
м е т од а
« э к в и в а л е н т н ы х
килокалорий»,
при
регламентации
двигательной
активности
в
лечебной
физкультуре.
Суть
этого
подхода
заключается
в
подборе
различных
видов
мышечной
деятельности,
в
том
числе
физических
упражнений,
не
превышающих
по
своей
энергетической
«стоимости»
индивидуальных
энергетических
пределов
организма.
При
этом
разработаны
соответствующие
рекомендации
по
энергетиче ской
оценке
профе ссиональных,
бытовых
нагрузок
и
ф и з и ч е с к и х
упражнений,
эквивалентных
определенному
энергетическому
уровню
т о л е р а н т н о й
н а г р у з к и
и л и
м а к с и м а л ь н о й
ф и з и ч е с к о й
работоспособности,
для
здоровых
и
больных
людей.
При
массовых
формах
физической
культуры
такой
подход
может
быть
использован
д л я
о п р ед е л е н и я
п р ед е л ь н о
д о п у с т и м ы х ,
т р е н и р о воч н ы х
и
м и н и м а л ь н ы х
н а г р у з о к
в
ко н к р е т н ы х
в и д а х
у п р а ж н е н и й
(Добровольский
В.
К.,
1996).
За
минимальную
границу
тренировочных
нагрузок
принята
величина
порога
анаэробного
обмена
(ПАНО),
ниже
которой
в
у с л о в и я х
2 0 — 3 0
м и н
з а н я т и й
м а к с и м а л ь н а я
с т и м у л я ц и я
кислородотранспортной
системы
не
наблюдается.
Физиче ские
упражнения,
мощность
которых
ниже
ПАНО
на
10—15
%,
могут
быть
рекомендованы
как
во сстанавливающие
нагрузки
в
к ач е с т в е
активного
отдыха.
Энергетический
уровень,
составляющий
50—
75
%
максимального,
соответствует тренирующим
нагрузкам.
Ориентация
на
энергетические
пределы
при
выборе
средств
физической
культуры
гарантирует
безопасность
их
использования
даже
у
лиц
с
низкими
функциональными
возможностями.
4
) Д о з и р о в а н и е
н а г р у з о к
п о
ч и с л у
п о в т о р е н и й
физических
упражнений.
Метод
дозирования
физических
упражнений
в
занятиях предусматривает учет максимального числа повторений (МП) в
течение
определенного
промежутка
времени
(15—30
с).
Тренировочная
величина
нагрузки
выражается
в
процентах
от
индивидуального м а к с и м у м а
повторений ( М П ) и л и в относительных
единицах
(МП/2;
МП/3;
МП/4
и
т.д.).
В
оздоровительной
тренировке
дозировка нагрузки находится в диапазоне (МП/4) - (МП/2) или 2 5 — 5 0
% М П .
В
оздоровительной
тренировке
для
повышения
физической
работоспособности
в
молодом
возрасте
следует
отдавать
предпочтение
упражнениям,
совершенствующим
различные
виды
выносливости
(общую,
скоростную,
скоростносиловую).
В
среднем
и
пожилом
возрасте
важна
стимуляция
всех
двигательных
качеств
на
фоне
ограничения скоростных упражнений (Епифанов В., А., 1988).
Для
лиц
среднего
и
выше
среднего
уровня
физического
состояния
рациональными
являются
трехкратные
занятия
в
неделю.
Молодым
лицам
с
высоким
уровнем
физического
состояния
также
целесообразно
заниматься
3
раза
в
неделю
в
целях
дальнейшего
совершенствования
физической
работоспособности
и
подготовленности.
В
зрелом
и
пожилом
возрасте
при
достижении
высокого
уровня
физического
состояния
для
его
поддержания
необходимы
двукратные
занятия
в
неделю.
3.3.
Характеристика
средств
оздоровительного
фитнеса.
Наиболее
часто
профилактико-оздоровительный
э ф ф е к т
физической
тренировки
связывают
с
применением
упражнений
умеренной
(аэробной
направленности)
интенсивности
(К.
Купер
;
1989).
В
связи
с
этим
получили
широкое распространение
рекомендации
к
использованию
с
оздоровительной
целью
циклических
упражнений
(бег,
езда
на
велосипеде,
гребля,
ходьба
на
лыжах
и
др.).
Циклические
упражнения
вовлекают
в
работу
наиболее
крупные
мышечные
группы
(1/5—1/2
и
более
мышечного
массива),
требующие
значительного
количества
кислорода
и
поэтому
развивающие
преимущественно
сердечно-сосудистую
и
дыхательную
системы.
А
хорошее
состояние
этих
систем
составляет
основу
здоровья
человека.
Большинство
специалистов
рекомендуют
преимуще ственное
(до
90—100%)
использование
в
программах
оздоровительной
тренировки
упражнений
на
выносливость.
Оздоровительная
ходьба
—
самый
доступный
вид
физических
упражнений.
Она
может
быть
рекомендована
людям
всех
возрастов,
имеющим
различную
подготовленность
и
состояние
зд оров ья .
Особенно
ходьба
полезна
людям,
ведущим
малоактивный
образ
жизни.
При
ходьбе
тренируются
мышцы,
сердечно-
сосудистая
и
дыхательная
системы.
Путем
ходьбы
можно
снять
напряжение,
успокоить
нервную
систему.
Оздоровительное
воздействие
ходьбы
заключается
в
повышении
сократительной
способности
миокарда,
увеличении
диастолического
объема
сердца
и
венозного
возврата
крови
к
сердцу
(Купер К., 2000).
В
зависимости
от
темпа
и
вида
ходьбы
энерготраты
при
ней
возрастают от 3—8 до 10—12 раз.
В
состоянии
покоя
человек
тратит
в
среднем
1,5
ккал/мин
энергии.
При
ходьбе
со
скоростью
5—6
км/ч
человек
массой
54
кт
тратит
4,2
ккал/мин,
72
кг
-
5
ккал/мин,
90
кг
—
6,1
ккал/мин.
Иначе
говоря,
расход
энергии
при
обычной
ходьбе
увеличивается
не
меньше
чем в 3—4 раза.
В
зависимости
от
скорости
различают
следующие
разновидности
ходьбы:
—
медленная
ходьба
(скорость
до
70
шаг/мин).
Она
в
основном
рекомендуется
больным,
выздоравливающим
после
инфаркта
миокарда
или
страдающим
выраженной
стенокардией.
Для
здоровых
людей
этот
темп ходьбы почти не дает тренирующего эффекта;
—ходьба со средней скоростью в темпе 71—90 шаг/мин (3—
—ходьба
со
средней
скоростью
в
темпе
71—90
шаг/мин
(3—
4
км/ч).
Она
в
основном
рекомендуется
больным
с
сердечно-сосудистыми
заболеваниями,
тренирующий
эффект
для
з д о р о в ы х
л ю д е й
невысок;
—быстрая
ходьба
в
темпе
91—110
шаг/мин
(4—5
км/ч).
Она
оказывает тренирующий эффект на здоровых людей;
—очень быстрая ходьба в темпе 111—130 шаг/мин. Она оказывает
очень
мощное
тренирующее
влияние.
Однако
не
все,
даже
здоровые,
выдерживают
этот
темп
в
течение
более
или
менее
продолжительного
времени (Епифанов В. А., 1988).
В
зависимости
от
скорости
ходьбы
и
массы
тела
занимающегося
расходуется от 200 до 400 ккал в час и более.
Тренировочный
эффект
ходьбы
определяется
учащением
пульса.
ЧСС
в
процессе
ходьбы,
используемой
в
оздоровительной
физической
культуре для эффективного воздействия на сердечно-сосудистую систему,
должна
быть
в
пределах
65—80%
от
максимальной
ЧСС
для
каждого
возраста.
Нагрузки
менее
низкой
интенсивности
не
вызывают
необходимых
положительных
сдвигов
в
аппарате
кровообращения,
хотя
и
улучшают
самочувствие
и
настроение.
Воздействие
оздоровительной
ходьбы
одинаково у мужчин и женщин. Оздоровительный эффект ходьбы может
быть достигнут в любом возрасте, включая пожилой.
Для
реализации
оздоровительного
воздействия
ходьбы
необходимо
учитывать три показателя: время ходьбы, ее скорость и расстояние.
На
первых
занятиях
протяженность
дистанции
может
составлять
около
1,5
км,
а
в
последующем
она
увеличивается
через
каждые
два
занятия по 300—400 м, доводя дистанцию до 4,5—5,5 км. Сначала можно
ходить по ровной, а затем по пересеченной местности; начинать следует с
медленного
темпа,
а
впоследствии
при
отсутствии
стеснения
в
груди,
болей
в
области
сердца,
сердцебиений, головокружений
и
подобных
симптомов переходить к среднему и быстрому темпу. Продолжительность
первых
занятий
составляет
в
среднем
25
мин,
в
последующем
она
возрастает до 60 мин. Количество занятий в неделю 4—5.
Определить
физическое
состояние
занимающихся
оздоровительной
ходьбой
и
степень
подготовленности
их
сердечно-сосудистой
системы
к
физическим
нагрузкам
можно
с
помощью
трехмильного
теста
ходьбы,
предложенного
американским
специалистом
К.Купером.
Если
занимающийся способен пройти расстояние 5 км примерно за 45 мин, то
можно переходить к оздоровительному бегу (Уилмор Дж. X., 1993).
Оздоровительный
бег
оказывает
всестороннее
воздействие
на
все
функции организма, на дыхательную и сердечную деятельность, на костно-
мышечный аппарат и психику.
Главное отличие оздоровительного бега от спортивного заключается в
скорости. Специалисты считают, что для оздоровительного бега скорость
колеблется в пределах 7—11 км/ч. Более медленный бег требует большего
расхода энергии, чем ходьба, а значит, неэкономичен и утомителен. Более
быстрый
бег
вызывает
слишком
большое
напряжение
функций
кровообращения, нежелательное для людей старше 40 лет.
Режим тренировки в беге может быть различным в соответствии с
полом, возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью
занимающихся.
Одинаковым
для
всех
остается
только
одно
требование
(постепенность),
обеспечивающее
приспособление
организма
к
возрастающей тренировочной нагрузке. В процессе занятий необходимо в
первую очередь следить за пульсом. Для начинающих пульс в среднем не
должен
превышать
120—
130
уд./мин,
для
лиц
среднего
возраста
и
практически здоровых людей — 130—140 уд./мин, а для молодых — 150—
160 уд./мин.
Хорошим правилом для регулирования темпа бега и длины дистанции
служит
так
называемый
«разговорный
тест»:
если
во
время
бега
занимающиеся могут разговаривать, то, значит, все в порядке: бег можно
продолжать в том же темпе и не прерывать его. Если же говорить во время
бега трудно, следует замедлить темп и перейти на ходьбу.
Во время медленного бега расход энергии составляет от 600 до 800 ккал
в 1 ч. Такая нагрузка в сочетании с разумным ограничением в питании
способствует ликвидации избыточной массы тела.
Скорость оздоровительного бега в зависимости от индивидуальных
особенностей может варьироваться (1 км за 5—10 мин), а продолжительность
его
может
быть
доведена
до
60
мин
и
более.
Однако
для
получения
тренирующего и оздоровительного эффекта достаточно и 15—30-минутных
пробежек (Понамарев Н. И., 1983).
Существует множество самых разнообразных схем оздоровительных
беговых
тренировок.
Но,
как
правило,
нагрузка
в
них
дозируется
(по
продолжительности бега или пробегаемому расстоянию) исходя из возраста
занимающегося,
его
физической
подготовленности,
времени,
в
течение
которого человек регулярно занимается бегом.
Определить
физическое
состояние
занимающихся
оздоровительным
бегом
и
степень
подготовленности
их
сердечно-сосудистой
системы
к
физическим
нагрузкам
можно
с
помощью
12-минутного
бегового
теста,
предложенного К.Купером.
Езда на велосипеде укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную
системы. При занятиях велосипедом для здоровья необходимо ездить не менее
3 раз в неделю, безостановочно в течение, как минимум, 30 мин, с ЧСС 60%
от максимальной. Средняя оптимальная скорость, обеспечивающая хороший
тренировочный эффект, около 25 км/ч. Скорость меньше 15 км/ч имеет очень
низкую аэробную стоимость. Энергетический оптимум во время езды на
велосипеде эквивалентен ритму движения педалей — 60—70 об./мин. Лицам
пожилого возраста рекомендуется медленное катание со скоростью 4—5 км/ч.
Продолжительность
прогулок
не
должна
превышать
1—1,5
ч.
Большой
оздоровительный
аэробный
эффект
оказывают
и
занятия
н а
компьютеризированном велотренажере с автоматическим заданием нагрузки и
контролем
ЧСС
(Епифанов
В.
А.,
1999)
числа
которых
можно
выбрать
любую
в
зависимости
от
физического
состояния
человека.
Выбрав
с
помощью
соответствующих
клавиш
нужную
программу,
занимающейся
начинает крутить педали. На табло индикатора на руле велотренажера сразу
появляются
цифры:
ЧСС
занимающегося;
частота
вращения
педалей;
затраты
энергии
в
единицу
времени;
время
работы.
Если
в
период
тренировки на велотренажере пульс занимающегося возрастает до уровня,
близкого к опасной для данного возраста зоне, компьютер сообщает об этом
звуковым сигналом и автоматически снижает интенсивность нагрузки.
Занятия
на
велотренажере
очень
полезны
тем,
кто
страдает
заболеваниями
коленных
и
голеностопных
суставов.
Определить
степень
физической
подготовленности
занимающихся
можно
с
помощью
12-
минутного теста езды на велосипеде.
ВЫВОДЫ
1)
Основными
физиологическими
механизмами
действия
физических
упражнений
является
нервный
и
нейрогуморальный.
При
выполнении
физиче ских
упражнений
рефлекторно
происходит
ул у ч ш е н и е
деятельности
внутренних
органов.
Исследованиями
доказана
роль
моторно-висцеральных
рефлексов
в
лечебном
действии
физических
упражнений.
Усиление
деятельности
внутренних
органов
может
происходить
и
условно-рефлекторным
путем
еще
до
выполнения
физических упражнений при одном только представлении о работе.
Рефлекторный
механизм
дополняется
гуморальным:
п р и
выполнении
физических
упражнений
в
кровь
выделяются
вещества
(некоторые гормоны, продукты распада, возникающие при работе мышц),
которые оказывают стимулирующее действие на работу органов и систем.
Оздоровительный
и
профилактиче ский
эффект
ма с с о во й
физической
культуры
неразрывно
связан
с
повышенной
физической
активностью,
усилением
функций
опорно-двигательного
аппарата,
активизацией
обмена
веществ.
Учение
Р.
Могендовича
показало
взаимосвязь
деятельности
двигательного
аппарата,
скелетных
мышц
и
вегетативных
органов.
В
результате
недостаточной
двигательной
активности
в
организме
человека
нарушаются
нервно-рефлекторные
связи,
заложенные
природой
и
закрепленные
в
процессе
тяжелого
физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности
сердечно-сосудистой
и
других
систем,
нарушению
обмена
веществ
и
развитию
дегенеративных
заболеваний
(атеросклероз
и
др.).
Для
нормального
функционирования
человеческого
организма
и
сохранения
здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.
2)
Оздоровительное
направление
фитнесса
представляет
собой
развернутую,
сбалансированную
программу
двигательной
активности
индивидуального
характера,
построенную
с
учетом
физкультурно-
оздоровительных
и
спортивных интересов
людей
различного
пола
и
возраста.
Комплекс
специализированных
упражнений
избирательной
направленности
применяется
в
оздоровительном
фитнессе
с
целью
формирования
красивого,
пропорционального
телосложения,
развития
двигательных
качеств
и
повышения
уровня
основных
функциональных
возможностей
организма.
1)
М е т о д и ч е с к и е
о с о б е н н о с т и
п о с т р о е н и я
з а н я т и й
оздоровительным
фитнессом
заключаются
в
по следовательном
сочетании
работы
силового
характера
с
разнообразными
упражнениями
аэробной
направленности,
а
также
стретчингом.
Обязательное
условие
—
тестирование
уровня
физической
подготовленности
и
контроль
массы
тела
занимающихся.