Напоминание

Использование игровых форм обучения в практике музыкальных школ


Авторы: Щенникова Людмила Викторовна, Кузнецова Марина Николаевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №7"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование игровых форм обучения в практике музыкальных школ
Раздел: дополнительное образование





Назад




г. Саратов Л.В. Щенниковой, Д.В. Чугуновой, М.Н. Кузнецовой.

Использование игровых форм обучения в практике музыкальных

школ.

Общеизвестно, что игра – одна из наиболее ярких и любимых

форм деятельности человека. Являясь одной из самых важных частей

общественной жизни, она сыграла огромную роль в развитии

человечества (Олимпийские игры, «политические», религиозные

обряды и т. д.). Огромное значение игре придавалось и в сфере

обучения, поскольку она невероятно многогранна: игра и обучает, и

развивает, и воспитывает, и развлекает, и даёт отдых.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. В

Древней Греции, например, дети постоянно состязались в танцах,

музыке, гимнастике, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая

свои лучшие качества. В Западной Европе в эпоху Возрождения и

реформации к использованию принципов игрового обучения

призывали Т. Кампанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда

и как бы играя, постигали науки. В эпоху Посвящения Ж.Ж. Руссо,

ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал наряду с

общественно полезным трудом устраивать совместные игры и

празднества, точно подметив их дидактичность.

В Современном обществе применение игровых технологий в

процессе преподавания является одной из актуальных проблем.

Актуальность её вызвана целым рядом факторов: во-первых,

интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств

поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и

активации их деятельности на протяжении обучения, во- вторых

появление интернета приводит к тому, что дети постепенно

утрачивают интерес к непосредственному живому общению со

сверстниками, предпочитая ему общение в социальных сетях. Таким

образом проблемы коммуникативности, коммуникабельности выходят

на первый план, и именно игра (в особенности различные виды

командных состязаний) создаёт необходимые условия для развития

эффективных межличностных взаимодействий и успешной

социальной адаптации ребёнка в коллективе. Коллективная, групповая

форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный

аспект, способствует тому, что результат воспринимается через призму

общего успеха и ребёнок рассматривает успех группы, команды как

собственный. Одним из факторов также является то, что игровая

деятельность обладает с одной стороны отсутствием принуждения, а с

другой – мотивированностью на обучение, поскольку создаёт

необходимость наличия знаний здесь и сейчас, то есть ребёнок видит

конкретную цель учёбы и её результат не где-то в необозримом

будущем, а именно в настоящем. Кроме того, игровая деятельность

активизирует все когнитивные процессы: развивает память, внимание,

творческое мышление, находчивость, быстроту реакции, воображение

и т.д. И наконец, игровые формы обучения являются, безусловно,

здоровье сберегающими формами. Здоровьесберегающий эффект

достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сферу

личности ребёнка. Эмоциональное состояние – важное средство

здоровье сбережения. Преобладание отрицательных эмоций,

некомфортное психологическое состояние ведут к серьёзным

последствиям в состоянии здоровья человека. В игре же сам стиль

общения детей с педагогами предполагает меньшую дистанционность,

общую увлечённость процессом, психологически положительный

настрой. В создании психологически комфортных форм общения

педагогу должны помогать основные педагогические принципы:

последовательность, доступность, повторность, наглядность,

проблемность и т.д.

Примерный сценарий мероприятия «Музыкальный турнир» для

обучающихся на музыкальных отделениях ДМШ и ДШИ.

Авторы: преподаватели фортепиано Л.В. Щенникова, Д.В.

Чугунова, М.Н. Кузнецова

Для учащихся 2-8 классов.

По предметам: специальность, техническая подготовка,

сольфеджио, музлитература.

Цель мероприятия:

Создать условия для активизации интереса детей к музыке

путём включения их в коллективную творческую деятельность.

Задачи:

1.

Проверить и закрепить знания детей, полученные на

уроках музыки.

2.

Развивать у учащихся мыслительную деятельность,

смекалку, сообразительность, находчивость, чувство юмора.

3.

Воспитывать культуру межличностного взаимодействия и

общения детей.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, кроссворды,

карточки с заданиями, музыкальные записи.

Ход мероприятия:

Входит ведущий и знакомит игроков, гостей, жюри с условиями

проведения музыкального турнира.

Условия музыкального турнира:

1.

В игре принимают участие 2 команды по 8 учащихся.

2.

Во главе каждой команды стоит капитан.

3.

Игра включает в себя 5 различных конкурсов. С

условиями каждого из них ведущий знакомит игроков

непосредственно перед конкурсом. Задания рассчитаны не только на

знания учащимися учебного материала, но и их эрудицию, на

сообразительность, быстроту реакции.

4.

Каждый конкурс оценивается определённым количеством

баллов.

5.

Баллы выставляет жюри, в состав которого входят разные

преподаватели ДМШ и высших учебных заведений.

6.

Каждую из команд поддерживает группа учащихся (так

называемая «Группа поддержки»), которая при определённых

обстоятельствах так же может вступить в игру. В том случае, если

команда не может ответить на вопрос, она может обратиться за

помощью к своей группе поддержки. Количество выставляемых

баллов при этом уменьшается на 1 балл.

7.

Если разница в окончательном счёте будет

незначительной, то по решению жюри ведущий задаёт

проигрывающей команде так называемый вопрос-реванш. В том

случае если команда ответит правильно - счёт уравнивается и

обьявляется ничья!

Конкурс №1 Разминка – включает в себя 3 раздела.

Раздел 1. Каждой из команд будет задано по 4 вопроса: 2

вопроса старшей группе и 2 вопроса младшей группе. Представлены

3 или 4 варианта ответов. Команде нужно будет выбрать из них

правильный. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. Если

команда ответит на вопрос с помощью группы поддержки -1 балл.

Вопросы 1-ой команде:

Старшим 1-ой команды

1. Как называется принцип расстановки пальцев в музыке?

1) Фраза. 2)Динамика. 3)Аппликатура. 4)Реприза.

2.Если знаки альтерации стоят около ноты, то как они

действуют?

1) Только на эту ноту. 2) На половину пьесы. 3) На всю пьесу. 4)

На один такт.

Младшим 1-ой команды

3. Как ещё называется скрипичный ключ?

1) Ре. 2) Соль. 3) До.

4. Как называется знак молчания в музыке?

1) Лига. 2) Пауза. 3) Ключ. 4) Реприза.

Вопросы 2-ой команде

Старшим 2-ой команды

1. Как называется фортепианное сопровождение?

1) Клавиатура. 2) Аккомпанемент. 3) Диминуэндо. 4) Фермата.

2. Как называется раздел сонатного аллегро, в котором его

тематический материал подвергается наиболее сильным изменениям?

1) Эпизод. 2) Кода. 3) Разработка. 4) Вариация.

Младшим 2-ой команды

3. Как ещё называется басовый ключ?

1) Ми. 2) Ля. 3) Фа.

4. Какой струны нет на скрипке?

1) Соль. 2) До. 3) Ре. 4) Ми.

Раздел 2. Командам даётся по несколько карточек с записью

музыкальных звуков. Они должны расположить эти звуки по порядку.

1 команда – от более низкого звука к более высокому звуку, а 2

команда наоборот от более высокого звука к более низкому звуку.

Наивысший бал – 3 балла получит команда, которая первая разложит

правильно карточки. Команда, разложив правильно карточки второй –

получает 2 балла. В случае ошибок решает жюри: давать или не давать

команде 1 балл.

Раздел 3. Проверка знаний музыкальной терминологии.

Вопросы по выбору. Командам предоставляется 5 групп вопросов:

динамические оттенки, темповые обозначения, характер содержания,

способы звукоизвлечения, дополнительные обозначения. Из них

нужно выбрать по одному вопросу из 3-х любых групп. Каждый

правильный ответ 2 балла, с помощью группы поддержки -1 балл.

Конкурс №2 Разгадывание кроссвордов.

Командам предлагается по одному кроссворду. Нужно отгадать

определённое количество слов по вертикали (горизонтали) и тогда в

выделенных клетках по горизонтали (вертикали) получится слово из

определённого количества букв. Ответ принимается только в том

случае, если все слова разгаданы. За правильно разгаданный

кроссворд – 5 баллов; 3 балла – с помощью группы поддержки.

Меньшее количество баллов, если будут ошибки, по решению жюри.

Варианты кроссвордов представлены в конце методической

работы.

Конкурс №3 Конкурс капитанов. Экспресс опрос.

За 1 минуту каждому из капитанов нужно дать наибольшее

количество правильных ответов на наибольшее количество вопросов.

Ведущий предупреждает капитанов, что нужно быть предельно

внимательным, так как здесь могут быть вопросы-ловушки. Счёт в

этом конкурсе определяется количеством правильных ответов. Если

капитан ответит неправильно, ведущий даёт правильный ответ. Это

единственный конкурс, где игроки не могут взять помощь команды,

или группы поддержки. (Дуэль один на один). За каждый правильный

ответ по 1 баллу.

Вопросы капитанам:

1.Сколько восьмых в четверти с точкой? (3). 2.Какая нота

пишется на 2-ой линейке в скрипичном ключе? (соль). 3. Какая

ступень повышается в гармоническом миноре? (седьмая). 4.Тенор —

это женский голос или мужской? 5. Каким знаком у пианистов

обозначается штрих стаккато? (точка). 6. Сколько бемолей в фа#

миноре? (нисколько). 7. Как называется фортепианное

сопровождение? (аккомпанемент). 8. Аллеманда это французский

танец или немецкий? (немец.). 9. Как называется музыкант, играющий

на флейте? (флейтист). 10. Как называется музыкальная форма,

включающая в себя рефрен и несколько эпизодов? (рондо). 11. В какой

руке держат смычок, играющие на смычковых инструментах? (в

правой). 12. Что меньше виолончель или контрабас? (виолончель).

13.Как называется V ступень лада? (доминанта). 14. Как называется

ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов? (квартет).

1. Какая нота пишется на четвёртой линейке в басовом ключе?

(фа). 2. Каким знаком у пианистов обозначается штрих легато? (лига).

3.Сколько тонов в тритоне? (3). 4. Как называется принцип

расстановки пальцев? (аппликатура). 5. Сопрано — это мужской голос

или женский? 6. Как называется музыкант, играющий на трубе?

(трубач). 7. Как называется форма, включающая в себя тему и её

видоизменения? (вариация). 8. Сколько диезов в си бемоль мажоре?

(нисколько). 9. Что больше альт или скрипка? (альт). 10. Сколько

четвертей в половинке с точкой? (3). 11. В каком ключе (как правило)

играет левая рука пианиста? (в басовом). 12. Сарабанда — это

испанский танец или английский? (испанский). 13. Как называется I

ступень лада? (тоника). 14. Как называется ансамбль, состоящий из 3-

х музыкантов? (трио).

Конкурс №4 Вопросы от наших гостей, членов жюри и от

ведущего.

По 2 вопроса, какие вопросы достанутся командам решает

жребий. Вопросы озвучивают сами играющие. На обсуждение даётся

минута.

3 балла за правильный ответ. 2 балла – с помощью команды

поддержки. 1 балл – давать или не давать решает сам играющий, если

неточности в ответе.

Конкурс №5 Брейн - ринг.

Суть конкурса в том, что обеим командам задаются одни и те же

вопросы. Даётся минута на обсуждение. 2 балла выигрывает та

команда, которая первой даёт правильный ответ. В том случае, если

команда ответила неверно право ответа переходит другой команде, и

если она отвечает верно, то зарабатывает 1 балл. Если и 2-ая команда

отвечает неправильно, то в игру вступает группы поддержки.

Сначала вопросы младшим:

1.

Волос из хвоста этого животного используется при

изготовлении смычков. Что это за животное?

2.

Этот музыкальный инструмент был изобретён в 18 веке

итальянским мастером Доменико Кристофори. В салонах

русской аристократии его ещё называют тихогром. Как

называется этот инструмент?

Затем вопросы всей команде:

3.

Кто из перечисленных ниже особ не является

представителем династий скрипичных мастеров? 1)

Джузеппе Гварнери. 2) Николо Амати. 3) Паоло Веронезе.

4) Антонио Страдивари.

4.

Назовите выдающегося советского скрипача 20 века

день рождение которого мы отмечаем каждый год в

сентябре? (Давид. Ойстрах).

5.

Как звали великого скрипача 19 века про которого

говорили, что он продал душу дьяволу за совершенство в

искусстве? (Николо Паганини).

6.

Кто из перечисленных на экране выдающихся итальянцев

не является композитором? 1) Антонио Вивальди. 2)

Джордано Бруно. 3)Джузеппе Верди. 4)Джоаккино

Россини.

7.

В этом сказочном шествии пред очами короля проходят

друг за другом сначала тролли, затем кобольды, гномы,

эльфы и всё это заканчивается дикой пляской. Где всё это

происходит? Что это за король? (Э.Григ «В пещере

горного короля»).

8.

Наличие скольких тем (минимум) необходимо в Сонатном

allegro? (две – главная и побочная)

В конце игры, если разница в баллах небольшая, то, по

усмотрению жюри, ведущий задаёт проигравшей команде вопрос-

реванш. В том случае, если команда отвечает правильно-баллы

уравниваются и фиксируется ничья. Игра заканчивается. Жюри

подсчитывает баллы и объявляет команду победителей, либо ничью.

Значение игровых форм обучения в практике музыкальных школ

трудно переоценить. Игра является активной формой существования

каждого учащегося в пространстве здоровой конкурентности и

соревновательности. Она создаёт условия для эмоционального и

физического напряжения и его последующего снятия, формирует

определённую модель межличностных отношений (две соревнующие

команды, команды-капитан, капитан-ведущий, капитан-группа

поддержки и т.д.) Игра обеспечивает присутствие эффекта загадки и,

следовательно, преобладание поисковых методов деятельности детей.

Процесс игры отличается своей завершённостью и

результативностью. Таким образом игра является средством

улучшения качества процесса обучения, она формируют пути

адаптации ребёнка в историческом, художественном, социальном

пространстве, создаёт предпосылки для формирования эстетических и

этических принципов будущей личности.

Список используемой литературы:

1.

Асломов А. «Психология личности» М. 2004

2.

Кряжева Н. «Развитие эмоционального мира детей» Я. 1996

3.

Макарова Е. «Игровые формы обучения» М. 2002

4.

Пискунова О. «Здоровьесберегающая деятельность школы» М. 2006



В раздел образования