Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области "Технология".
Автор: Катучинова Марина Валерьевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКОУ " Кош-Агачская СОШ им.В.И.Чаптынова" Населённый пункт: Кош-Агач Наименование материала: Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области "Технология". Тема: Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области "Технология". Раздел: полное образование
Проектные
технологии
при
переходе
на
ФГОС
второго
поколения
образовательной
области «Технология».
Что такое ФГОС? Затрагивает ли он каждого ученика? Важно ли знать о ФГОС
родителям? Много вопросов. Постараюсь познакомить с Федеральным государственным
образовательный стандартом основного общего образования (далее – Стандарт)второго
поколения
на
примере
методике
проектной
технологии
по
предмету
«Технология».
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования
школьников.
Его
содержание
предоставляет
обучающимся
возможность
войти
в
мир
искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой
и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Изучение
предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
активное
использование
знаний,
полученных
при
изучении
других
учебных
предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование
умений
выполнения
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-
технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности,
проекту;
демонстрировать
экологическое
мышление
в
разных
формах
деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны
отражать:
1) осознание
роли
техники
и
технологий
для
прогрессивного
развития
общества;
формирование
целостного
представления
о
техносфере,
сущности
технологической
культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий
промышленного
и
сельскохозяйственного
производства,
энергетики
и
транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации;
4) формирование
умений
устанавливать
взаимосвязь
знаний
по
разным
учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие
умений
применять
технологии
представления,
преобразования
и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование
представлений
о
мире
профессий,
связанных
с
изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
ФГОС (Стандарт) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования:
Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному
самоопределению,
сформированность
их
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной
познавательной
деятельности,
системы
значимых
социальных
и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские
позиции
в
деятельности,
социальные
компетенции,
правосознание,
способность
ставить
цели
и
строить
жизненные
планы,
способность
к
осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
способность
их
использования
в
учебной,
познавательной
и
социальной
практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного
сотрудничества
с
педагогами
и
сверстниками,
построение
индивидуальной
образовательной траектории;предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды
деятельности
по
получению
нового
знания
в
рамках
учебного
предмета,
его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях,
типах
и
видах
отношений,
владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями, методами и приемами.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через
формирование
УУД(универсальные
учебные
действия),
которые
являются
основой
образовательного и воспитательного процесса.
Для создания проекта по технологии необходимы :
Личностные УУД –обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Выделение морально –этического аспекта в событиях
и действиях
Построение системы нравственных ценностей
Нравственно-этическое оценивание
Осуществление личностного выбора.
Познавательные УУД - обеспечивают общеучебный комплекс компетенций
2.Формулирование познавательной цели;
Применение методов информационного поиска;
Структурирование знаний;
Работа с текстами различных видов;
Создание алгоритмов деятельности;
Моделирование.
Регулятивные УУД - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, умение
выражать свои мысли.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность
самостоятельного
успешного
усвоения
новых
знаний,
умений и
компетентностей,
включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Проектная технология, являясь одной из основных педагогических технологий XXI
века,
(метод
проектов)
занял
особое
место
в
программе
образовательной
области
«Технология».
Эта
технология,
«включая
в
себя
совокупность
исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно
организовать учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда,
посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Требования к изделиям проекта:
1Изделие должно быть посильно в изготовлении
2.С использованием доступных материалов
3.Безопасно в изготовлении и использовании
4.Отражать творчество и индивидуальность
5.Быть эстетически красивым, модным, практичным и функциональным
6.Должно быть полезно для общества и конкретной личности.
В
выборе темы
проекта
школьники
иногда
испытывают
трудности.
Тогда
им
на
помощь
приходит
составленный
заранее
примерный
перечень
тематики
творческих
проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.
Уровень обученности по технологии при выполнении творческого проекта составляет 85
%,Самостоятельность
выполнения
75%,Исследовательская
работа
52
%,Практическая
направленность 77 %.
Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность
учащихся
-
индивидуальную,
парную,
групповую,
которую
учащиеся
выполняют
в
течение определенного отрезка времени.
Выполнение проектной деятельности уже в 5 классе, затрагивает темы ,которые мы
год назад проходили в 6-м,7-м даже в 8-м классе. Это стало возможно благодаря основе
Стандарта.В основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование
и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
Итак, можно сделать вывод. Проектная технология помогает полноценно раскрыть
возможности освоения программы по ФГОС. Механизмом обучения является не передача
знаний,
а
управление
учебной
деятельностью
по
овладению
знаниями,
умениями
и
навыками. Учитель не наставник, а консультант. Ребенок полноправный партнер. Кто же
родитель? Позиция родителя должна перейти из «наблюдателя», (то есть, ребенок в
школе его научат) в заинтересованного субъекта системы. Исходит из интересов ребенка
и перспектив его развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не
над, а вместе!».
Я
только
приоткрыла
незначительную
долю
структуры
ФГОС,
дабы
просто
ознакомиться, но это не дает полного представления о масштабности программы. Скажу
так, чтобы было более ярко представление объема
работы, только общее положение
программы составляет 90 стр.
Поздравляю с наступающим новым годом.
Амырова М.В. учитель 1КК МКОУ «Кош-Агаская СОШ им.В.И.Чаптынова»