Автор: Погосян Алла Рубиковна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТАЛЬМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1" ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Населённый пункт: Алтайский край, Тальменский район, рп Тальменка
Наименование материала: статья
Тема: "Типы заданий системно-деятельностного подхода на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Погосян А.Р, МКОУ «Тальменская СОШ №1»
Тема: Типы заданий системно-деятельностного подхода на уроках биологии
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное
место отводится активной и самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Но
для того, чтобы знания учащихся были результатом их самостоятельных поисков,
необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную
деятельность и логическое мышление. Поэтому мы, учителя, стоим перед выбором: как
организовать учебную деятельность учащихся; как сформулировать цели урока и
обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его
дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как сделать, чтобы
взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и
ценностных ориентаций.
Для того чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания, чтобы у них формировались
навыки самостоятельной работы, способность к критическому мышлению, я на уроках
использую разнообразные типы деятельности:
1.
Урок открытия нового знания
Лекция, путешествие, инсценировка, проблемный урок,
экскурсия,
беседа,
конференция,
мультимедиа-урок,
игра, уроки смешанного типа.
2.
Урок рефлексии
Сочинение,
практикум,
диалог,
ролевая
игра,
деловая
игра, комбинированный урок.
3.
Урок
общеметодологической
направленности
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-
игра,
диспут,
обсуждение,
обзорная
лекция,
беседа,
урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4.
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр
знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов,
тестирование, конкурсы.
Вот как я это делаю на уроках биологии: терминологические диктанты: вставить
пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к
терминам определения и т.д. Задания на классификацию: составить классификацию
объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое
основание или принцип предложенной классификации, дополнить классификацию
примерами и т.д. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение: схему,
таблицу или слайд, презентацию. Задания на сравнения и сопоставление: сравнивая
отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия, выделить признаки
для сравнения или сопоставления.
Например:
1)тема «Дыхание растений»: Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )
Английский химик Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом
улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с
мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил
под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
После этого Пристли решил испробовать растение.
“Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием
мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в
сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою,
посадил ветку мяты.
Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь
прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь
моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с
испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того,
образовал несколько новых”.
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым
газом.
Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытие
Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское
общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на
торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об
очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в
комнатах: ведь они “исправляют” воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела
дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с
сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и
обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите, мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.
Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила
обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в
дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.
В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:
1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
2. Почему у богатой дамы разболелась голова?
3. Почему у хозяйки погибла рассада томатов?
Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из
самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации
- это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа
поиска информации в Интернете.
По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные
источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии
используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
поставь вопросы к данному абзацу;
составь суждение по тексту параграфа...;
выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
расскажи по опорным словам (разверни информацию);
заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
создай таблицу (сверни информацию) по ...;
составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы
изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
составь набор понятий темы...;
составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”,
следовательно”, “если, то”;
зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;
составь разные предложения с одним и тем же понятием ....
На уроках биологии для развития познавательных УУД можно использовать
всевозможные биологические задачи:
а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с
практическими.
е) Задачи, связанные с самонаблюдением.
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока.
Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку
примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно
наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике
наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.
Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с
водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно
объяснить?
Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них
не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно
сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.
Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система
должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?
Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни
растения имеет такая особенность их строения?
Средством развития познавательного интереса к уроку биологии являются
такжепознавательные игры.
Примеры заданий для диагностики и формирования познавательных
универсальных учебных действий:
“найди отличия”;
“на что похоже?”;
поиск лишнего;
“лабиринты”;
“логические цепочки”;
хитроумные решения;
составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных
характеристик объекта;
работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу
в текст и др.)
составление и распознавание диаграмм;
работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы
Интернета).
2. Работа с текстом биологического содержания (текст дан).
Задание 2. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного
курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какие условия необходимы для получения простокваши?
2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
3)Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии
необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?
Текст «Полезные бактерии».
Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в
1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органиче-
ских веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в
клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают
энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в
природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы
сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании мо-
лочнокислых продуктов. В 1 см
3
парного молока находится больше 3 миллиардов
бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бак-
терию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение мо-
лока в кислый молочный продукт.
Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она
превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии
принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного
долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным про-
дуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта
молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой просто-
кваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бакте-
рий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простоква-
ша. Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу мо-
лочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для
своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие саха-
ра, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в
квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара
образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жиз-
недеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода от-
носят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более
эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Бол-
гарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это озна-
чает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.
Задание 2. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного
курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какие условия необходимы для получения простокваши?
2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии
необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?
Вставьте пропущенное слово из словаря:
… - структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от
друга отделены … . Живое вещество клетки представлено … - бесцветным вязким
полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные … .
Важнейшим органоидом клетки является … . Оно хранит наследственную информацию,
регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три
вида … . … имеют зеленую окраску, … - красную, а … - белую. В старых клетках хорошо
заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются … .
Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-
оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды
Вставьте пропущенное слово из словаря:
Основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов является ….
Все клетки друг от друга отделены … . Внутри клетки находится бесцветное вязкое
полупрозрачное вещество … -. В цитоплазме располагаются многочисленные … . ….. –
это важнейший органоид клетки. Оно хранит наследственную информацию, регулирует
процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида …
.Зеленую окраску имеют …, красную - … , а … - белую. В старых клетках хорошо
заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются … . Царства
организмов 1 (?) Примеры: осина, рябина, мак 2 (?) Примеры: подосиновик, груздь,
сыроежка 3 (?) Примеры: заяц, синица, бобр 4 (?) Примеры: стафилококки
Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-
оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии, тема:
«Корень»
Задание 1. Вставить в текст пропущенные слова:
1.
Каждое растение имеет множество корней. Корень, развившийся из зародышевого
корешка семени, называют __________.
2.
Корни, отрастающие от стебля и листьев, называют ________.
3.
От главного и придаточного корней отходят корни __________.
4.
Все корн одного растения образуют _________ ____________.
5.
Различают два типа корневых систем: ________ и _____________.
6.
Корневую систему, в которой хорошо развит главный корень, называют _____.
7.
Корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит или рано
отмирает, называют ________.
Задание 2. Соотнесите зоны корня, особенности их строения и функции:
Название зоны
Особенности строения
Выполняемые
функции
Корневой чехлик
Зона деления
Зона роста или растяжения
Зона всасывания
Зона проведения
1.
Мелкие живые клетки быстро
делятся
2.
Живые клетки покровной ткани
плотно прилегают друг к другу, быстро
отмирают и заменяются новыми
3.
Хорошо развиты проводящие ткани
4.
Клетки растут, увеличиваются в
размерах
5.
Наружный слой представлен
клетками с корневыми волосками
А. Защитная
Б. Даёт начало всем
остальным зонам и
тканям корня
В. Обеспечивает рост
корня
Г. Осуществляет
всасывание воды с
растворёнными
веществами
Д. Транспортная
Задание 3. Соотнесите вопросы и ответы:
Вопросы
1.
Что называется корневой системой растения?
2.
Что такое корневой чехлик?
3.
Что такое корневой волосок?
4.
Как называется зона корня, клетки которой увеличиваются в размерах,
растягиваются в продольном направлении?
5.
Где располагается зона деления корня?
6.
Какую функцию выполняет корень благодаря зоне всасывания?
7.
Как называются корни, которые образуются на стебле и листьях?
8.
В какой зоне осуществляется ветвление корней?
9.
Как называется корень, развивающийся из зародышевого корешка семени?
Ответы:
A. Участок корня, прикрытый чехликом, где происходит деление клеток
Б. Длинный вырост наружной клетки корня на его всасывающей части
B. Совокупность всех корней растения
Г. Главный корень
Д. Многослойное образование, покрывающее самый кончик корня
Е. Придаточные корни
Ж. Зона растяжения
3. В зоне проведения
И. Поглощение из почвы воды с растворёнными минеральными веществами
Каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь
найти ответы на вопросы «Что делать?» , «Как делать?» и «С чего начать?». А в
завершение я хочу напомнить слова «СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ, И Я
ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ».