Автор: Дружинина Евгения Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ярский детский сад № 2 "Аленушка"
Населённый пункт: Удмуртия, поселок Яр
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Лесная сказка на экологической тропе
Раздел: дошкольное образование
Слайд № 1
Тема.
Слайд № 2
Лес – это удивительная система, созданная природой,
наполненная
различными
организмами
и
сама
являющаяся
организмом.
Она
наполнена
великим
множеством
компонентов,
которые
взаимодействуют
друг
с
другом.
Деревья,
конечно,
являются основой, однако еще не делают ее лесом. Кустарники,
травы, мох, грибы, животные, почва, ручьи и даже воздух – всё это
и многое другое, являясь частями системы, в итоге становится
одним целым.
Полог
леса,
сформированный
кронами
деревьев,
защищает от палящих солнечных лучей, и в то же время бережет от
замерзания.
Отмершие
деревья
обеспечивают
лесную
среду
валежником
и
трухой,
в
которых
не
только
развивается
жизнь
грибов
и
насекомых,
а
так
же
новых
микроорганизмов,
столь
необходимых
для
питания
почвы.
Птицы
и
мелкие
животные
получают
семена
и
орешки,
чтобы
питаться,
и,
заодно,
способствуют
размножению
растений,
делая
запасы
или
просто
теряя плоды.
Слайд 3
Воспитание
экологической
культуры
человека
нужно
начинать с детства, именно с этой целью на базе детского сада мы
постарались воспроизвести лесную экосистему, которая является
частью экологической тропы.
Таким
образом,
целью
создания
точки
является
формирование основ экологической культуры дошкольников.
Слайд 4
Детей встречает хозяин нашей экологической тропинки –
старичок Лесовичок, который бережет тропинку и ее обитателей,
Лесовичок знакомит детей с правилами поведения в природе, с
бережным отношением ко всему живому.
Слайд 5,6
Для создания лесного уголка в первый год работы мы
посадили
саженцы
сосен
и
елей,
можжевельника.
На
лесном
участке тропы есть как саженцы, так и взрослые деревья.
ЕЛЬ.
Ботаники
ель
называют
«математическим
деревом».
Как
вы
думаете, почему? (ель похожа на пирамидку)
Потому что очертания этого дерева изысканные и геометрически
правильные. Еловые ветки, их еще в народе называют «лапами»,
загнуты вверх. Существует предположение, что крыши домов и
храмов в Японии, Китае, Корее — копия еловых крон.
Еловые семена любят белки, мыши, дятлы, зяблики и клесты.
Птенцы клестов выводятся зимой, и родители их кормят хвоей,
немного переваренной в желудке у птицы, такой вот кашицей. И от
этой еды птенцы растут здоровыми и крепкими.
Мелкие птицы прячутся от хищных своих собратьев в колючих
еловых ветках. А у подножия елей растет множество грибов.
А
теперь
поговорим
о
другом
хвойном
дереве,
стоящем
на
экологической тропе.
СОСНА
Под
соснами растут разные грибы, в том числе и любимый
грибниками белый гриб.
Сосну называют санитарно - гигиеническим деревом. От ее запаха
гибнут микробы и туберкулезная палочка. Поэтому санатории для
туберкулезных больных строят в сосновых лесах. Смола сосны
укрепляет
десна
и
зубы.
А
из
иголок
дерева
делают
хвойный
концентрат
для
принятия
успокоительных
ванн.
Вот
какое
это
лечебное
дерево
(дети трогают,
нюхают
ствол,
кору
разных
деревьев)
• Почки сосны заваривают от кашля и простуды;
• Сосна выделяет в воздух маленькие частички – фитонциды,
которые убивают болезнетворных бактерий.
• Смола сосны убивает микробов.
МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Вечнозеленый хвойный кустарник, плоды которого и
используются
в
качестве
пряности.
Кустарник
или
небольшое
деревце до 5-6 м высотой с серо-бурой продольно-шелушащейся
корой. Растет медленно, особенно в толщину. Листья, ветки и сами
кусты как озонаторы парков и лесных посадок.
Слайд 7,8
Плоды
деревьев
–
семена,
ягоды,
шишки
собираем
вместе с детьми и используем природный материал на занятиях.
Своими руками дети изготовили…..
За деревьями наблюдаем круглый год, отмечаем сезонные
изменения.
Слайд 9
Следующим шагом нашей работы стало создание макета
упавшего
дерева
–
являющегося
средой
обитания
микромира
различных
насекомых.
На
поваленную
березу
мы
прикрепили
грибы-трутовики
(настоящие),
стилизованных
насекомых
(сделанных из камней), природного материала; изготовили грибы
подосиновики. В целом получилась замечательная имитация части
экосистемы, где дети могут наблюдать и анализировать объекты
лесной природы. Также если приподнять упавшее дерево, то можно
показать
детям
скопление
настоящих
живых
организмов
–
дождевых червяков, слизней, жуков и понаблюдать за ними.
Слайд 10-11
Еще
одним
из
макетов
лесной
зоны
стал
березовый
пенек,
украшенный
грибами
и
насекомыми,
сделанными
из
бросового материала.
Пень - жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов,
лишайников, мхов и многих других.
Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за
пнем
помогают
детям
понять
круговорот
веществ
в
природе.
Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает
лишайник. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми
оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-
усачи
и
другие
насекомые.
В
солнечный
день
на
пне
можно
встретить
клопов
-
«солдатиков»,
муравьев.
Это
объект
исследования
для
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Оставлены участки сорных растений (лопуха, крапивы, одуванчика
и др.). Это привлекает жуков, пауков, бабочек, шмелей, пчел, ос и
других насекомых.
Старый пень, оставшиеся от спиленных деревьев, покрытый мхами,
ли шай н и ками ,
г ри б ами ,
служ и т
отли ч н ы м
о б ъ е к т о м
для наблюдений
по
темам:
«Почва»
(круговорот
веществ),
«Растения».
Проводятся
наблюдения
за
пнем:
воспитатели
вместе
с
детьми
рассматривают его поверхность при помощи луп.
Рекомендации по организации работы с детьми:
* естественное старение дерева;
* рассматривание мха и древесных грибов;
* связь с животными и насекомыми;
использование луп для наблюдений;
И
сследовательская деятельность:
Считаем
кольца
на
пне, узнаем, сколько лет было спиленному
дереву.
Каждый раз рассматриваем дырки, которые появляются на пне.
Детям объясняем, что это поселились жуки –древоточцы, жуки-
короеды,
жуки-
усачи.
Они
для
своих
личинок
ходы
сверлили,
к в а р т и р к и
с д е л а л и .
Постепенно пень в труху превратится, на землю кусочками упадет.
Кусочки растащат жуки-червяки и съедят, в почву превратят. От пня
не останется ничего!
В
итоге
получился
еще
один
объект
наблюдения
для
детей, еще одна часть лесной экосистемы.
Слайд 12
С наступлением тепла можно найти первые весенние
цветы. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминаем
детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать,
топтать, объясняя это тем, что они будут радовать своей красотой
других людей. С большим интересом знакомились дети с растением
мать-и-мачеха, рассматривали большие листья. Осторожно срезали
листочки и прикладывали к щеке, листья оправдывали название
растения. Детям рассказывалось о том, что с давних пор люди стали
использовать мать-и-мачеху как лекарство от кашля. Весной можно
аккуратно, чтобы не повредить корни, срезать листья, высушить их
и сдать в аптеку.
Слайд 13
В
лесном
уголке
мы
посадили
также
несколько
лекарственных
растений
–
ромашку,
подорожник,
зверобой,
землянику,
одуванчик.
Дети
также
могут
пронаблюдать
рост
растений, цветение, созревание семян. Узнать о целебных свойствах
этих трав.
Слайд 14
На лесной полянке разместили цветы – национальный
символ
Удмуртии
–
италмас.
Дети
могут
рассмотреть
цветок,
послушать
красивую
легенду;
также
посадили
и
настоящий
италмас, цветы можно потрогать, вдохнуть их аромат, узнать об
условиях произрастания.
Слайд 15
Одним из лесных растений является папоротник. Мы
принесли
его
из
леса
и
посадили
в
нашем
лесном
уголке.
Папоротник влаголюбивое растение, в наших условиях его нужно
регулярно поливать, дети с радостью ухаживают за ним, могут
много
узнать
об
этом
интересном
растении,
рассмотреть
его
необычное строение, условия произрастания. Интерес вызвала у
детей легенда о папоротнике.
Согласно
легенде,
в
полночь
перед
Ивановым
днем
папоротник
на
несколько
мгновений
зацветает
ярко-огненным
цветком
с
волшебными
свойствами.
Кто
отыщет
расцветший
папоротник и сумеет сорвать его, тот приобретает власть повелевать
над всем. На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось,
что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы
открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника
очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу
после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то
осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на
него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.
Слайд 16
В
лесном
уголке
у
нас
сделаны
грибочки
и
растут
настоящие мхи – постоянные жители леса. Грибы питают и лечат
животных и людей, дети узнают об их строении, многообразии,
условиях произрастания. Мхи собирают и сдерживают в себе влагу,
используются
различными
животными
и
птицами
в
пищу,
для
утепления гнезд и нор. Дети могут все потрогать, исследовать при
ближайшем рассмотрении.
Слайд 17, 18, 19
Кроме растений в нашем лесном уголке есть и обитатели
леса – лиса, медведь, семейство ежей, птички. Все они сказочные,
тем
не
менее,
дети
могут
рассмотреть
их,
узнать
об
условиях
обитания,
питания.
Их
мы
изготовили
также
из
подручного
материала
и
фигурки
органично
вписались
в
природный
мир
лесной зоны.
Слайд 20 - 21
На
зеленой
полянке
стрекочут
пестрые
и
зеленые
кузнечики. Можно услышать жужжанье пчел. Мы часто на этом
участке наблюдаем за божьими коровками. Дети рассказывают, что
это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать,
ножки тонкие, маленькие. Жучок яркий, видно его издалека, хотя
очень маленький. Никого не боится, знает, что его съесть нельзя.
При
опасности
жучок
выделяет молочко, которая плохо пахнет.
Оно
то
и
отпугивает
его
врагов.
Поэтому
жучка
и
называют
«коровкой».
Любимая
еда
божьих
коровок
–
тли,
белокрылки,
мелкие клещи. В карте - схеме осенью и зимой мы отметили, что их
не видели. С детьми выясняем, что они прячутся в трещинах, в
щелях
коры
деревьев.
Также
дети
вспоминают
различные
скороговорки о насекомых, стихи.
Слайд 22
Наблюдения
могут
вестись
вместе
с
забавными
человечками-любознайками,
приехавшими
в
лес
на
веселом
паровозике.
Слайд 23
Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:
Объекты для наблюдений: лиственные и хвойные деревья, травы,
грибы, мхи, живые существа.
1.Наблюдения:
*за разнообразием растений уголка леса: деревьями, кустарниками,
травами;
*сезонными изменениями жизни растений;
*очередностью
появления
первых
листьев
весной
и
началом
листопада осенью;
*насекомыми;
*травами и цветами;
*рассматривание
и
наблюдение
за
деревьями
в
разные
времена
года;
*экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;
*исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п.,
чем *отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;
*связь с животным миром;
*польза для человека и забота человека.
На стволе дерева виден след старой раны. Ее края окаймлены
натеками коры, но полностью рана не закрылась.
Обсуждаемые вопросы:
1. Как и почему на стволе появилась эта впадина?
2. Какую форму имела первоначальная рана?
3. Опасны ли для деревьев раны?
4. Как зарастают раны дерева?
* сравнение их между собой;
* забота человека о деревьях;
* использование луп для наблюдений;
* сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
* связь с животными
2. Изобразительная деятельность:
*зарисовки;
*сбор фотоматериала;
3. Праздники и развлечения:
* Праздник березки, елочки, рябины и др.;
* Знатоки природы;
* Лесной КВН.
4. Конкурсы старичка Лесовичка
Детям очень нравится наш лесной уголок, потому что в
нем очень уютно и сказочно. Дети знакомятся с обитателями леса,
могут взаимодействовать с ними, играть, знания, полученные таким
образом,
гораздо
глубже
усваиваются
детьми.
Наблюдения,
проводимые в лесной зоне, носят круглогодичный характер, дети
наглядно видят сезонные изменения, происходящие с объектами
живой природы.
Мы
только
в
начале
пути,
многое
еще
находится
в
проекте, но надеемся свои замыслы воплотить в реальность уже в
ближайшее время. Благодарим за внимание!