Напоминание

Технология сотрудничества - залог успеха на уроке.


Автор: Жданова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Технология сотрудничества - залог успеха на уроке.
Раздел: начальное образование





Назад




Технология сотрудничества - залог успеха на уроке.

Педагогический опыт подтверждает, что успех ребенка связан с чувствами радости,

эмоционального

подъема,

которые

он

испытывает

в

результате

выполнения

какой-то

работы.

Помня

об

этих

положительных

эмоциях,

ученик

и

в

следующий

раз

с

удовольствием возьмется за подобную работу, то есть если помочь ему однажды достичь

положительного результата, то впоследствии можно снова успешно настроить его на

будущую деятельность. " Ситуация-это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а

сам успех-результат подобной ситуации. Ситуация-это то, что способен организовать

учитель..."

Начинает создание ситуации успеха учитель, но обязательно должен настать такой

момент, когда учащиеся будут стараться создавать ситуацию успеха для своего педагога. В

данном случае работает основной признак педагогических технологий - двусторонний

характер процесса познания.

Стремясь объединить то ценное, что есть в психолого-педагогической теории и в

практических, наработках, нами создана копилка приемов технологии сотрудничества

учителя и учащихся, где дается психолого-педагогическое основание.

Вот некоторые узловые точки из этой копилки.

1. Учебное сотрудничество часто связывают с групповой работой учащихся.

Существуют два основных

принципа формирования учебных групп- свободное(по

желанию)

и

организованное

учителем.

Учитель

должен

владеть

различной

техникой

создания учебных групп.

Варианты полусвободного распределения учащихся в группы:

1) учитель называет только количественный состав ("организуем группы по 3(5) человек")

и предоставляет учащимся возможность создать группы самим за две-три минуты;

2) учащихся при входе в класс берут карточки (разные по форме или по цвету) и образуют

соответствующие группы;

3) на столе рубашкой вверх лежат карточки, которые содержательно объединены общей

темой (литература: герои одного произведения; или на одной карточке- автор, на другой -

название произведения, на третьей - эпоха и т.д.). Задание учащимся: быстро организовать

тематические группы (а для учителя наступает момент диагностики: кто дольше всех ищет

свою группу? Кому мало что говорят имена, написанные на карточке?).

2. Одна из наиболее распространенных форм - работа в диаде (учебной паре), где один

исполняет роль Учителя, а другой - Ученика. Такая пара уместна при индивидуальной

взаимопроверке ошибок и правил.

3.

Существует

методика

внутригрупповой

работы

-

"аквариум":

образуется

группа

учащихся из 6-7 человек, работа которой открыта для наблюдения. Остальные ученики

вместе с учителем, не вмешиваясь, наблюдают за действиями одноклассников. Однако в

конце

занятия

"наблюдатели",

члены

группы

и,

наконец,

учитель

последовательно

проводят разнообразные итоги (с точки зрения познавательной, коммуникативной и т.д.).

Этот прием эффективно использовать на уроках русского языка, математики, чтения при

систематизации и обобщении изученного.

4. О позиции учителя на уроках в технологии сотрудничества. Как показывает практика,

учитель на таких уроках исполняет роль помощника, организатора, способного найти

выход из сложившейся ситуации, который не скупится на позитивные оценки, но может

видеть

и

возникающие

проблемы.

На

таких

уроках

создается

ситуация

успеха,

самостоятельная

активность

учащихся,

формируются

их

интересы

и

жизненные

установки.

Как видим, психология и педагогика- это неразрывное целое (как русло реки: единое

дно и два берега), в котором протекает учебно-познавательный процесс.



В раздел образования