Автор: Жданова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Технология сотрудничества - залог успеха на уроке.
Раздел: начальное образование
Технология сотрудничества - залог успеха на уроке.
Педагогический опыт подтверждает, что успех ребенка связан с чувствами радости,
эмоционального
подъема,
которые
он
испытывает
в
результате
выполнения
какой-то
работы.
Помня
об
этих
положительных
эмоциях,
ученик
и
в
следующий
раз
с
удовольствием возьмется за подобную работу, то есть если помочь ему однажды достичь
положительного результата, то впоследствии можно снова успешно настроить его на
будущую деятельность. " Ситуация-это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а
сам успех-результат подобной ситуации. Ситуация-это то, что способен организовать
учитель..."
Начинает создание ситуации успеха учитель, но обязательно должен настать такой
момент, когда учащиеся будут стараться создавать ситуацию успеха для своего педагога. В
данном случае работает основной признак педагогических технологий - двусторонний
характер процесса познания.
Стремясь объединить то ценное, что есть в психолого-педагогической теории и в
практических, наработках, нами создана копилка приемов технологии сотрудничества
учителя и учащихся, где дается психолого-педагогическое основание.
Вот некоторые узловые точки из этой копилки.
1. Учебное сотрудничество часто связывают с групповой работой учащихся.
Существуют два основных
принципа формирования учебных групп- свободное(по
желанию)
и
организованное
учителем.
Учитель
должен
владеть
различной
техникой
создания учебных групп.
Варианты полусвободного распределения учащихся в группы:
1) учитель называет только количественный состав ("организуем группы по 3(5) человек")
и предоставляет учащимся возможность создать группы самим за две-три минуты;
2) учащихся при входе в класс берут карточки (разные по форме или по цвету) и образуют
соответствующие группы;
3) на столе рубашкой вверх лежат карточки, которые содержательно объединены общей
темой (литература: герои одного произведения; или на одной карточке- автор, на другой -
название произведения, на третьей - эпоха и т.д.). Задание учащимся: быстро организовать
тематические группы (а для учителя наступает момент диагностики: кто дольше всех ищет
свою группу? Кому мало что говорят имена, написанные на карточке?).
2. Одна из наиболее распространенных форм - работа в диаде (учебной паре), где один
исполняет роль Учителя, а другой - Ученика. Такая пара уместна при индивидуальной
взаимопроверке ошибок и правил.
3.
Существует
методика
внутригрупповой
работы
-
"аквариум":
образуется
группа
учащихся из 6-7 человек, работа которой открыта для наблюдения. Остальные ученики
вместе с учителем, не вмешиваясь, наблюдают за действиями одноклассников. Однако в
конце
занятия
"наблюдатели",
члены
группы
и,
наконец,
учитель
последовательно
проводят разнообразные итоги (с точки зрения познавательной, коммуникативной и т.д.).
Этот прием эффективно использовать на уроках русского языка, математики, чтения при
систематизации и обобщении изученного.
4. О позиции учителя на уроках в технологии сотрудничества. Как показывает практика,
учитель на таких уроках исполняет роль помощника, организатора, способного найти
выход из сложившейся ситуации, который не скупится на позитивные оценки, но может
видеть
и
возникающие
проблемы.
На
таких
уроках
создается
ситуация
успеха,
самостоятельная
активность
учащихся,
формируются
их
интересы
и
жизненные
установки.
Как видим, психология и педагогика- это неразрывное целое (как русло реки: единое
дно и два берега), в котором протекает учебно-познавательный процесс.