Напоминание

Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи


Автор: Пермякова Любовь Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с Солнышко
Населённый пункт: РС (Я) г. Ленск
Наименование материала: статья
Тема: Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




«
Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе

учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с «Солнышко»

Пермякова Любовь Александровна
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна
.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике. Игры с песком:  развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  снимают мышечную напряжённость;  помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;  развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);  стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;  позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;  преодолевают комплекс «плохого художника», с о з д а в а я художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок (всегда можно подправить рисунок, и результат исправления незаметен);  развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
 совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;  способствуют расширению словарного запаса;  помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;  позволяют развивать фонематический слух и восприятие;  способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;  помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Противопоказания:
- уровень тревожности ребёнка слишком высок; - есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы; - имеются кожные заболевания и порезы на руках. Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для пе ска), пе сок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.
ПЕСОЧНИЦА
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для групповой работы желательно увеличить размеры песочницы.
МАТЕРИАЛ
Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются п л а с т и к о в ы е я щ и к и , н о в н и х п е с о к н е « д ы ш и т » .
ЦВЕТ
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет.
Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а б о р т а — н е б о . Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Цвет бортов может меняться. Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из п е с о ч н и ц ы , п р о с е я т ь , п р о м ы т ь и п р о к а л и т ь . Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Правила поведения в песочнице:
1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. 2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. 3. После игры надо убрать все игрушки на свои места. 4. После игры в песке надо помыть ручки.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Игры

на

развитие

тактильно-кинестетической

чувствительности

и

мелкой моторики рук.
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т. М . Гр а бе н ко в « П р а кт и кум е п о к р е ат и в н о й т е р а п и и » : - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и к р у го в ы е д в и ж е н и я ( к а к м а ш и н к и , з м е й к и , с а н к и и д р . ) ; - в ы п ол н и т ь т е же д в и же н и я , п о с т а в и в л а д о н ь н а р е б р о ; - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои
следы; - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, б о л ь ш и м и и н а к о н е ц м и з и н ч и к а м и ) . Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе п о ф а н т а з и р о в а т ь , о т г а д а т ь ч ь и о н и ? Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, нужно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию тактильной чувствительности, речи, произвольного внимания и памяти.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: · Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». · Выдыхай медленно и плавно. · Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой; «ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ» От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой; «ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. «ЯМКА» Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке. «ПОМОГИ ЗАЙЦУ
»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца. «ДОРОГА К ДРУГУ» На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой. «СЕКРЕТ» В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. «ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН» Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь. «ПУТЕШЕСТВИЕ» На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО -

ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«ЛОШАДКА» Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку». «ИНДЮКИ» Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка. «КАЧЕЛИ» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. «ЧАСИКИ» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку. «НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.
«СИЛЬНЫЙ МОТОР» Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК» Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде. «ГОРОЧКА» Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее. «ДОРОЖКА» Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками. «СОВПАДЕНИЕ» Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ» Прятать руки в песок, услышав заданный звук. «ДВА ГОРОДА» Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы. "МОЙ ГОРОД".
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
ПРОПЕДЕВТИКА

И

КОРРЕКЦИЯ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ

НАРУШЕНИЙ РЕЧИ и пространственных представлений
«СТРОИТЕЛИ» Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории: -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД; -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ; -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО. Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики. Ход игры Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут вслух. «Робот» Дети должны чётко, как роботы, выполнить инструкцию логопеда: нарисуй квадрат в правом верхнем углу, нарисуй треугольник в левом нижнем углу и т.д. Рисовать можно цифры, буквы, простые картинки.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия. «НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот). «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?» При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)
ПРОПЕДЕВТИКА

И

КОРРЕКЦИЯ

НАРУШЕНИЙ

СЛОГОВОЙ

СТРУКТУРЫ СЛОВА
«ПОЛОСКИ» Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово, состоящее из заданного количества слогов. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ» Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. «РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ» Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.


В раздел образования