Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Автор: Пермякова Любовь Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с Солнышко Населённый пункт: РС (Я) г. Ленск Наименование материала: статья Тема: Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи Раздел: дошкольное образование
« Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе
учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с «Солнышко»
Пермякова Любовь Александровна
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип
«терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем
аналитической
терапии.
Естественная
потребность
ребенка
«возиться»
с
песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не
только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей
друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной
деятельности ребенка.
«Песочная
терапия»
-
одна
из
техник,
которая
позволяет
раскрыть
индивидуальность
каждого
ребенка,
разрешить
его
психологические
затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их
реализации.
Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как
песочный мир – это мир под контролем.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные
педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и
психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко
Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна .
Песок
обладает
свойством
пропускать
воду.
В
связи
с
этим,
специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную”
психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека,
стабилизирует
его
эмоциональное
состояние.
Наблюдения
и
опыт
показывают,
что
игра
в
песок
позитивно
влияет
на
эмоциональное
самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для
развития и саморазвития ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и
подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих
игр
нет.
В
магазинах
продают
огромное
количество
игрушек
–
это
и
животные,
различные
дома
и
замки,
растения,
рыбы,
машинки...
Таким
образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем
самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Было бы
только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.
Игры с песком:
развивают
тактильно-кинетическую
чувствительность
и
мелкую
моторику рук;
снимают мышечную напряжённость;
помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для
него среде;
развивают
активность,
расширяют
жизненный
опыт,
передаваемый
педагогом
в
близкой
для
ребёнка
форме
(принцип
доступности
информации);
стабилизируют
эмоциональные
состояния,
поглощая
негативную
энергию;
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить
происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
преодолевают
комплекс
«плохого
художника»,
с о з д а в а я
художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок
(всегда
можно
подправить
рисунок,
и
результат
исправления
незаметен);
развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные
решения, приводящие к успешному результату;
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые
возможности;
способствуют расширению словарного запаса;
помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют
развитию
связной
речи,
лексико-грамматических
представлений;
помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Противопоказания:
- уровень тревожности ребёнка слишком высок;
- есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;
- имеются кожные заболевания и порезы на руках.
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик
для
пе ска),
пе сок,
вода,
коллекция
миниатюрных
фигурок.
ПЕСОЧНИЦА
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер
в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).
Считается,
что
такой
размер
песочницы
соответствует
объему
поля
зрительного
восприятия.
Для
групповой
работы
желательно
увеличить
размеры песочницы.
МАТЕРИАЛ
Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике
работы
с
песком
во
многих
дошкольных
учреждениях
используются
п л а с т и к о в ы е
я щ и к и ,
н о
в
н и х
п е с о к
н е
« д ы ш и т » .
ЦВЕТ
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет.
Дно
и
борта
(за
исключением
верхней
плоскости
досок
бортов)
окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а
б о р т а
—
н е б о .
Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме
того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную
модель
нашей
планеты
в
человеческом
восприятии.
Цвет
бортов
может
меняться.
Песочницу
заполняем
на
одну
треть
или
наполовину
чистым
(промытым
и
просеянным),
прокаленным
в
духовом
шкафу
песком.
Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать.
Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из
п е с о ч н и ц ы ,
п р о с е я т ь ,
п р о м ы т ь
и
п р о к а л и т ь .
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных
предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Правила поведения в песочнице:
1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
4. После игры в песке надо помыть ручки.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Игры
на
развитие
тактильно-кинестетической
чувствительности
и
мелкой моторики рук.
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева
и
Т. М .
Гр а бе н ко
в
« П р а кт и кум е
п о
к р е ат и в н о й
т е р а п и и » :
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и
к р у го в ы е
д в и ж е н и я
( к а к
м а ш и н к и ,
з м е й к и ,
с а н к и
и
д р . ) ;
-
в ы п ол н и т ь
т е
же
д в и же н и я ,
п о с т а в и в
л а д о н ь
н а
р е б р о ;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои
следы;
-
создать
отпечатками
ладоней,
кулачков,
костяшек
кистей
рук,
ребрами
ладоней
всевозможные
причудливые
узоры
на
поверхности
песка;
-
«пройтись»
по
песку
отдельно
каждым
пальцем
правой
и
левой
руки
поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными,
б о л ь ш и м и
и
н а к о н е ц
м и з и н ч и к а м и ) .
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь
уже
ребенок
сможет
создать
загадочные
следы.
Как
хорошо
вместе
п о ф а н т а з и р о в а т ь ,
о т г а д а т ь
ч ь и
о н и ?
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре
компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая
мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить
детям проделать те же движения на поверхности стола.
Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой
моторики, нужно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои
ощущения.
А
это,
в
свою
очередь,
способствует
развитию
тактильной
чувствительности, речи, произвольного внимания и памяти.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Перед
началом
игр
по
развитию
дыхания
необходимо
обучить
детей
следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок
воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает
изображение.
«ЯМКА»
Ребенок,
следуя
правилам
дыхания,
через
нос
набирает
воздух,
надувая
живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«ПОМОГИ ЗАЙЦУ »
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному
зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы,
чтобы лиса не обнаружила зайца.
«ДОРОГА К ДРУГУ»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей
образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«СЕКРЕТ»
В
песок
неглубоко
закапывается
игрушка
или
небольшой
предмет.
Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»
Из
песка
насыпается
невысокая
горка.
Перед
ней
игрушка
(слоник,
черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая
герою продолжить свой путь.
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
На
песке
легкие
пластмассовые
игрушки:
ящерица,
змейки,
жуки.
С
помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.
ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО -
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«ЛОШАДКА»
Щелкать
языком,
одновременно
пальцами
ритмично,
в
такт
щелчкам,
«скакать по песку».
«ИНДЮКИ»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в
такт движениям языка двигать в толще песка.
«КАЧЕЛИ»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в
такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«ЧАСИКИ»
Языком
ритмично
двигать
вправо-влево,
указательным
пальцем
ведущей
руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью
ведущей руки легко похлопывать по песку.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.
«СИЛЬНЫЙ МОТОР»
Произносить
звук
Р,
проводя
указательным
пальцем
дорожку
по
песку.
Вариант
этого
упражнения
-
рисовать
на
песке
или
на
воде
букву
Р
,
произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими
звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»
Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
«ГОРОЧКА»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого
упражнения
-
выбрать
из
лежащих
или
наполовину
закопанных
в
песке
игрушек
игрушку
со
звуком
С
и,
набрав
песок
и
произнося
этот
звук,
засыпать ее.
«ДОРОЖКА»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или
легко отшлепывая по песку ладошками.
«СОВПАДЕНИЕ»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку,
кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем
предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш.
Ребенок,
называет
игрушку,
и
раскапывает
песок.
Если
происходит
совпадение
выкопанной
игрушки
с
названной
ребенком,
то
он
получает
возможность поиграть с этой игрушкой.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«ДВА ГОРОДА»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные
картинки
с
дифференцируемыми
звуками.
Ребенок
откапывает
их
и
раскладывает на две группы.
"МОЙ ГОРОД".
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный
звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить
устный рассказ об этом городе и его жителях.
ПРОПЕДЕВТИКА
И
КОРРЕКЦИЯ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ и пространственных представлений
«СТРОИТЕЛИ»
Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
-приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование:
Песочница
с
песком,
игрушки:
фигурки
людей,
машины,
домики.
Ход игры
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить
жителей,
достроить
дома,
перестроить
их,
проговаривая
свои
действия,
придумать
и
рассказать
историю
одного
из
жителей
поход
в
гости,
проговаривая его маршрут вслух.
«Робот»
Дети должны чётко, как роботы, выполнить инструкцию логопеда: нарисуй
квадрат в правом верхнем углу, нарисуй треугольник в левом нижнем углу и
т.д. Рисовать можно цифры, буквы, простые картинки.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как
простые,
так
и
сложные
предложения.
На
начальном
этапе
работы
над
сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную
речь.
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы.
Задача
ребенка
-
дорисовать
песочную
картинку
и
составить
по
ней
предложение
(«Таня
держит
в
руках
воздушный
шар»).
Фраза
проговаривается в момент действия.
«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или
другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные
предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)
ПРОПЕДЕВТИКА
И
КОРРЕКЦИЯ
НАРУШЕНИЙ
СЛОГОВОЙ
СТРУКТУРЫ СЛОВА
«ПОЛОСКИ»
Ребенок
чертит
на
песке
заданное
количество
полосок,
а
затем
по
их
количеству придумывает слово, состоящее из заданного количества слогов.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Логопед
чертит
на
песке
ошибочное
количество
полосок.
Ребенок
анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или
убирая лишнюю полоску.
«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово)
и вертикальными полосками делит его на слоги.