Напоминание

"Фольклор как фактор сохранения духовно - нравственного здоровья школьников"


Автор: Волкова Наталья Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №23 имени Героя Советского Союза Ачкасова С.В." Курского район Курской области
Населённый пункт: Курская область Курский район
Наименование материала: статья
Тема: "Фольклор как фактор сохранения духовно - нравственного здоровья школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 23 им. Героя

Советского Союза Ачкасова С.В.»

Курского района Курской области

Статья

Фольклор как фактор сохранения духовно – нравственного

здоровья школьников

Педагог дополнительного

образования : Волкова Н.Г.

Курск 2017г.

« Пока живо искусство в русском народе,

всегда будут силы для нравственного

очищения »

Д.С. Лихачёв

Обратимся к истокам зарождения духовно – нравственной культуры – к народному творчеству.

Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры.

Народное творчество различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает

множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из

общего источника. Вместе с тем оно веками вбирало в себя особенности национальной жизни,

культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось

кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания. Это определило силу

и плодотворность воздействия народного творчества на всё мировое искусство, о чём

свидетельствуют произведения Ф. Рабле и У.Шекспира, А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова, П.

Брайгеля и Ф.Гойи, М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. В свою очередь народное творчество

многое восприняло от « высокого» искусства, что нашло многообразное выражение – от

классических фронтонов на крестьянских избах до народных песен на слова великих поэтов.

Народное творчество сохранило ценные свидетельства революционных настроений народа, его

борьбы за своё счастье. Развитие народного творчества происходило крайне неравномерно.

Многие его ветви деградируют, полностью исчезают или находятся под угрозой вытеснения;

другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспосабливаясь к требованиям

рынка. В конце 19 – 20 вв. усиливается влияние фольклора на мировую культуру.

Восстанавливаются некоторые утраченные отрасли народного творчества, организуются музеи

и общества его охраны. Многие традиционные жанры народного творчества отмирают

(например, обрядовый фольклор, заговоры, народная драма), но другие находят новое место в

жизни. В наше время, полное динамизма и перемен, время активизации человеческого фактора

и его роли в социально – экономическом и культурном развитии освоение ценностей

традиционной национальной культуры приобретает особое социальное значение. Уникальными

средствами передачи духовно – ценностного опыта предшествующих поколений обладает

русский фольклор. Фольклорное творчество всегда было неотделимо от жизни нашего народа,

оно являлось одновременно отражением его мирровозрения и психологии. Поэтому содержание

русского фольклора вобрало в себя накопленное веками « житейское уменье» жить в мире и

согласии с собой и с окружающим миром. Благодаря этому фольклор приобрёл способность к

нравственному очищению, а значит и нравственному оздоровлению, которое, в свою очередь,

является залогом и необходимым условием духовного и физического здоровья человека. В

недрах фольклора сформировалась народная педагогика – механизм развития и воспитания

подрастающего поколения, который, как отмечал К.Д.Ушинский, приобрёл важное значение для

дальнейшего развития образования в России. Обобщение накопленных на сегодняшний день

научно – педагогических исследований в этой области позволяет рассматривать народную

педагогику как совокупность педагогических представлений и воспитательного опыта,

традиций и взаимоотношений и взаимодействий между всеми членами семьи и общества.

Зародившись в дописьменный период, народная педагогика наибольшее своё воплощение

получила в устном народном творчестве, обычаях и обрядах, разнообразных музыкально –

фольклорных жанрах. Среди богатого арсенала сложившихся педагогических традиций,

отражённых в фольклоре, внимание привлекают уникальные способы и приёмы формирования

духовно – нравственного здоровья детей, воспитания у них оптимизма и жизнерадостности.

Положительный духовный опыт поколений. Сконцентрированный в народном искусстве, как

ничто другое способствует полноценному развитию положительных черт и свойств личности.

Не секрет, что проблема воспитания оптимистически настроенного . счастливого человека

приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, экологическим

дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Через фольклорные формы

искусства передаются культурно – исторические традиции народа. Следовательно. Русский

фольклор. Который является уникальной. Самобытной культурой наших предков. Должен быть

осознан современным обществом как значительный фактор духовности. Преемственности

поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Кроме того, фольклор

представляет нам полную палитру общечеловеческих и общественных ценностей. В его рамках

интернациональное уживается с национальным. В нём акцентируются организация

жизнедеятельности, межличностные отношения, уважение к старшим. Культурные и духовные

ценности, заложенные в нём, составляют нравственную сторону фольклора и эстетические

представления. Фольклорное творчество опирается на творческое начало в каждом человеке.

Фольклор полифункционален. Наряду с развлекатальной функцией, снимающей физическое

напряжение после тяжёлого труда, он выполняет и другую, психотерапевтическую функцию.

Подобно любой информационно – эмоциональной языковой системе, фольклор имеет

собственные пути освоения. В данном отношении фольклор является идеальной платформой

для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли, а также базой для формирования

культурно – эстетического восприятия, как своего народа, так и других национальностей. В

фольклоре мы видим доставшуюся нам от предков естественную систему, обеспечивающую

здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и с самим собой. Очень

важно как можно более широко предоставить детям возможность соприкосновения с

традиционным русским музыкальным фольклором, и, в первую очередь, « насыщать»

фольклорным содержанием уроки искусства в общеобразовательных учреждениях. « Свет,

исходящий от сокровищ русских песен, обрядов, танцевальных движений всегда находится

рядом с нами», - утверждает Л.Д. Назарова. Обращение к фольклорным истокам даёт

возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества , такие, как

человеколюбие, честность, уважительное, бережное отношение к созданию рук человеческих,

трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца. «

Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная

пластика – всё это способствует воспитанию чувств красоты, помогает заложить основы

осознания каждым обучаемым себя как неотъемлемой частицы природы и общества. Элементы

движения, включаемые в исполнение, позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить

национальную народную характерность самовыражения. Деятельность. Строящаяся на

принципах фольклорного творчества. Развивает художественно – образное, ассоциативное

мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие

проявления». Исполнение народных попевок, пестушек, потешек располагает ребёнка к

свободному полёту фантазии, к мечтанию: переживание музыки подсказывает ему «свои»

образы, связанные с содержанием того или иного произведения, и это делает фольклорную

музыку особенно близкой, дорогой, запоминающей. Развитие образно – музыкального

мышления средствами фольклора неотделимо от развития другого свойства мышления,

связанного с эмоционально выраженным отношением к явлениям действительности.

Фольклорная музыка развивает способность эмоционального, ярко окрашенного чувства

мышления. Которому присущи захваченность объектом, неутомимость, расположение к

творческому подъёму. Понимание детьми общей выразительности и красочности музыкального

языка русского фольклора служит той базой, которая позволяет в дальнейшем подвести их к

пониманию выразительного значения лада, ритма, метра, мелодии, гармонии в музыке и во всём

мире. Происходящее в процессе освоения русского фольклора формирование у детей

ассоциативного мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, поиск

детьми ответов на вопросы, ведущие к чёткому пониманию духовно – нравственных аспектов и

стимулирующие активную личностную позицию, способствуют выработке у ребят умений

смотреть и видеть, слушать и слышать мир. Импровизация народных напевов и драматизация

фольклорных образов развивает к перевоплащению. При этом эстетические переживания детей,

связанные с освоением русского фольклора, реализуются через осознание собственных

выразительных движений и эмоций. Важнейшим фактором развития детей становятся игровые

ситуации, предлагаемые фольклорными произведениями. Народные музыкальные игры

активизируют способность детей самостоятельно мыслить и действовать, помогают им пройти

путь от многопланового постижения окружающего мира к чуткому восприятию человеческих

отношений. Игра способна дарить отдых в часы досуга и в часы занятий. Стать источником

радости, удовольствия. Развития инициативы и находчивости. Игра - универсальный способ

общения, она формирует у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение

координировать своё поведение с его жизнью. Фольклор культивирует главные ценности –

ценность жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать . что фольклор является

действенным фактором сохранения психического, физического и духовно – нравственного

здоровья ребёнка.



В раздел образования