Автор: Запорожская Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание ЗОЖ у дошкольников в сотрудничестве с семьей
Раздел: дошкольное образование
Воспитание ЗОЖ у дошкольников в сотрудничестве с семьей
Вырастить
детей
здоровыми,
сильными,
жизнерадостными
-
первоочередная задача детского сада. На это нас нацеливает Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
определяющий основные целевые ориентиры развития личности ребенка,
мотивации
и
способностей
детей
в
разных
видах
деятельности,
охватывающих различные направления развития и образования детей, в т. ч.
физическое развитие.
Здоровье детей дошкольного возраста зависит от таких факторов, как
состояние
окружающей
среды,
здоровье
родителей
и
наследственность,
условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система
воспитания и обучения.
Не
следует
забывать,
что
основы
здорового
образа
жизни
закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие
привычки,
которые
в
сочетании
с
обучением
дошкольников
методам
совершенствования
и
сохранения
здоровья
приведут
к
положительным
результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания
ребенком
их
значимости.
Поэтому
важно
сформировать
у
ребенка
здоровьесберегающее поведение.
В
нашей
группе
обеспечены
все
педагогические,
психологические
и
гигиенические условия для правильного физического развития и здоровья
детей:
- благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;
- достаточная двигательная активность;
- рационально организованная модель двигательного режима, включающего в
себя разные формы работы: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные
занятия, самостоятельная двигательная деятельность и т.д.;
- разнообразное питание, полноценный сон детей, достаточное пребывание
на свежем воздухе;
- система закаливающих мероприятий;
-
индивидуально-дифференцированный
подход
при
проведении
физкультурно- оздоровительной работы.
Оптимизация двигательной активности детей происходит благодаря разным
формам организации деятельности по физическому воспитанию. Наиболее
эффективными считаем такие формы как:
-Физкультурные занятия
-Утренняя гимнастика
-Подвижные игры
-Самостоятельная двигательная активность детей
-Физкультурные досуги
- Самомассаж
-Различные виды гимнастики (для глаз, пальчиковая, дыхательная)
Широко
используем
пальчиковые
игры
без
предметов
в
свободное
время, на прогулках. На утренних занятиях стараемся выполнять упражнения
с
предметами:
счетными
палочками,
пуговицами,
мячиками-ежиками,
карандашами, платочками, мозаикой и т.д.
Хождение босиком позволяет предупредить детское плоскостопие и
даже снять этот дефект, а также победить страх, лень, воспитать уверенность
в своих силах.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так,
чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь, и т.д.).
Но полезны и минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим
и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто
мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т.д.
Ежедневно проводится «гимнастика маленьких волшебников». Дети не
просто «работают» – они лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем
предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук,
ушных раковин и пр., ребенок воздействует на весь организм в целом.
В
течение
дня
изыскивается
минутка,
чтобы
доставить
детям
удовольствие
при
выполнении
следующих
упражнений:
потянуться,
как
кошка;
покачаться,
как
неваляшка;
позевать,
открывая
«рот
до
ушей»;
поползать,
как
змея,
без
помощи
рук.
Это
очень
важно
для
развития
и
укрепления опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей,
доставляя при этом удовольствие. Музыка способствует развитию творчества,
фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей,
повышает
интерес
к
окружающему
миру.
Мы
широко
используем
музыкальные мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во
время сна.
Игровой оздоровительный режим благодаря целому арсеналу методов и
приемов помогает детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук,
ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца,
легких; избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стрессов,
перенапряжения, качественно улучшить физическое развитие и состояние.
В группе оформлен центр двигательной активности, дети при желании
могут
заняться
спортивными
упражнениями:
крутить
обруч,
прыгать
на
скакалке, бросать мячи в цель. В рамках внутриучережденческого смотра-
конкурса
центров
здоровья,
он
пополнился
новым
не
стандартным
оборудованием, изготовленные вместе с семьями воспитанников.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от
взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный
или отрицательный) они подают своим поведением. Поэтому сознательное
отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь
следует формировать у родителей.
В
связи
с
этим
наша
группа
пропагандирует
систему
работы
с
воспитанниками и их родителями по приобщению к здоровому образу жизни.
Если мама и папа занимаются спортом сами (посещают тренировки,
делают физические упражнения), испытывают удовольствие от ходьбы на
лыжах,
пеших
прогулок,
то
и
ребенок,
глядя
на
них,
с
самого
раннего
возраста привыкает к физическим упражнениям.
Поэтому
следующее
направление
в
нашей
работе
-
широкое
привлечение
родителей
к
участию
в
разнообразных
формах
спортивно
-
оздоровительной работы: - физкультурные праздники и развлечения.
Участвуя
в
таких
мероприятиях,
родители
имеют
возможность
наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видеть его физическую
подготовку, физические качества.
Родители замечают, какую радость и
пользу приносят шумные игры. Веселая, здоровая атмосфера таких дней
передается
и
взрослым,
способствует
пробуждению
у
них
интереса
к
общению со своими детьми.
Тематика
проводимых
спортивных
праздников
разнообразна:
«Дорожная азбука», «Масленица», «День защиты детей», «День Семьи и
Детства» и др. Одни родители выступают в роли наблюдателей, другие -
активные участники. Нужно отметить, что с каждым годом число активно
участвующих родителей возрастает.
Также в группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются
консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и
воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических
рекомендаций для родителей,
например, «Режим дня в семье», «10 советов
родителям
о
здоровье
детей»,
«Полезные
советы
родителям
о
здоровом
образе жизни», и др.;
Кроме
того,
насыщены
ежедневные
прогулки
подвижными
и
спортивными
играми
с
использованием
выносного
спортивного
оборудования
(скакалки,
мячи,
бадминтон,
обручи,
игры
для
метания
и
атрибуты к подвижным играм). Во время регулярных прогулок подключаются
оздоровительные силы природы на свежем воздухе, экскурсий, солнечных и
воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.
Через
развлечения
и
занятия
на
свежем
воздухе
дети
получают
необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем
здоровье. Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют
биологические
процессы
в
организме
ребенка,
повышают
общую
работоспособность, замедляют процессы утомления, доставляют радость.
Проводимая работа дала положительные результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе
жизни;
2.
Взрослое
участие
родителей
в
спортивных
и
физкультурно-
оздоровительных
мероприятиях,
проявление
ими
активности
и
заинтересованности в повышении своей психолого-педагогической культуры,
осознанного отношения к воспитанию здорового ребенка;
3. Дети активно посещают различные кружки ДОУ, танцевальные кружки в
ДК, спортивные секции в спорткомплексе Олимп;
4. Сформировалась привычки к ежедневным физическим упражнениям всей
семьей.