Напоминание

Воспитание ЗОЖ у дошкольников в сотрудничестве с семьей


Автор: Запорожская Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание ЗОЖ у дошкольников в сотрудничестве с семьей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание ЗОЖ у дошкольников в сотрудничестве с семьей

Вырастить

детей

здоровыми,

сильными,

жизнерадостными

-

первоочередная задача детского сада. На это нас нацеливает Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования,

определяющий основные целевые ориентиры развития личности ребенка,

мотивации

и

способностей

детей

в

разных

видах

деятельности,

охватывающих различные направления развития и образования детей, в т. ч.

физическое развитие.

Здоровье детей дошкольного возраста зависит от таких факторов, как

состояние

окружающей

среды,

здоровье

родителей

и

наследственность,

условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.

Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система

воспитания и обучения.

Не

следует

забывать,

что

основы

здорового

образа

жизни

закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие

привычки,

которые

в

сочетании

с

обучением

дошкольников

методам

совершенствования

и

сохранения

здоровья

приведут

к

положительным

результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания

ребенком

их

значимости.

Поэтому

важно

сформировать

у

ребенка

здоровьесберегающее поведение.

В

нашей

группе

обеспечены

все

педагогические,

психологические

и

гигиенические условия для правильного физического развития и здоровья

детей:

- благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;

- достаточная двигательная активность;

- рационально организованная модель двигательного режима, включающего в

себя разные формы работы: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные

занятия, самостоятельная двигательная деятельность и т.д.;

- разнообразное питание, полноценный сон детей, достаточное пребывание

на свежем воздухе;

- система закаливающих мероприятий;

-

индивидуально-дифференцированный

подход

при

проведении

физкультурно- оздоровительной работы.

Оптимизация двигательной активности детей происходит благодаря разным

формам организации деятельности по физическому воспитанию. Наиболее

эффективными считаем такие формы как:

-Физкультурные занятия

-Утренняя гимнастика

-Подвижные игры

-Самостоятельная двигательная активность детей

-Физкультурные досуги

- Самомассаж

-Различные виды гимнастики (для глаз, пальчиковая, дыхательная)

Широко

используем

пальчиковые

игры

без

предметов

в

свободное

время, на прогулках. На утренних занятиях стараемся выполнять упражнения

с

предметами:

счетными

палочками,

пуговицами,

мячиками-ежиками,

карандашами, платочками, мозаикой и т.д.

Хождение босиком позволяет предупредить детское плоскостопие и

даже снять этот дефект, а также победить страх, лень, воспитать уверенность

в своих силах.

Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так,

чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь, и т.д.).

Но полезны и минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим

и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто

мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т.д.

Ежедневно проводится «гимнастика маленьких волшебников». Дети не

просто «работают» – они лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем

предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук,

ушных раковин и пр., ребенок воздействует на весь организм в целом.

В

течение

дня

изыскивается

минутка,

чтобы

доставить

детям

удовольствие

при

выполнении

следующих

упражнений:

потянуться,

как

кошка;

покачаться,

как

неваляшка;

позевать,

открывая

«рот

до

ушей»;

поползать,

как

змея,

без

помощи

рук.

Это

очень

важно

для

развития

и

укрепления опорно-мышечной системы ребенка.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей,

доставляя при этом удовольствие. Музыка способствует развитию творчества,

фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей,

повышает

интерес

к

окружающему

миру.

Мы

широко

используем

музыкальные мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во

время сна.

Игровой оздоровительный режим благодаря целому арсеналу методов и

приемов помогает детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук,

ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца,

легких; избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стрессов,

перенапряжения, качественно улучшить физическое развитие и состояние.

В группе оформлен центр двигательной активности, дети при желании

могут

заняться

спортивными

упражнениями:

крутить

обруч,

прыгать

на

скакалке, бросать мячи в цель. В рамках внутриучережденческого смотра-

конкурса

центров

здоровья,

он

пополнился

новым

не

стандартным

оборудованием, изготовленные вместе с семьями воспитанников.

Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от

взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный

или отрицательный) они подают своим поведением. Поэтому сознательное

отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь

следует формировать у родителей.

В

связи

с

этим

наша

группа

пропагандирует

систему

работы

с

воспитанниками и их родителями по приобщению к здоровому образу жизни.

Если мама и папа занимаются спортом сами (посещают тренировки,

делают физические упражнения), испытывают удовольствие от ходьбы на

лыжах,

пеших

прогулок,

то

и

ребенок,

глядя

на

них,

с

самого

раннего

возраста привыкает к физическим упражнениям.

Поэтому

следующее

направление

в

нашей

работе

-

широкое

привлечение

родителей

к

участию

в

разнообразных

формах

спортивно

-

оздоровительной работы: - физкультурные праздники и развлечения.

Участвуя

в

таких

мероприятиях,

родители

имеют

возможность

наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видеть его физическую

подготовку, физические качества.

Родители замечают, какую радость и

пользу приносят шумные игры. Веселая, здоровая атмосфера таких дней

передается

и

взрослым,

способствует

пробуждению

у

них

интереса

к

общению со своими детьми.

Тематика

проводимых

спортивных

праздников

разнообразна:

«Дорожная азбука», «Масленица», «День защиты детей», «День Семьи и

Детства» и др. Одни родители выступают в роли наблюдателей, другие -

активные участники. Нужно отметить, что с каждым годом число активно

участвующих родителей возрастает.

Также в группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются

консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и

воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических

рекомендаций для родителей,

например, «Режим дня в семье», «10 советов

родителям

о

здоровье

детей»,

«Полезные

советы

родителям

о

здоровом

образе жизни», и др.;

Кроме

того,

насыщены

ежедневные

прогулки

подвижными

и

спортивными

играми

с

использованием

выносного

спортивного

оборудования

(скакалки,

мячи,

бадминтон,

обручи,

игры

для

метания

и

атрибуты к подвижным играм). Во время регулярных прогулок подключаются

оздоровительные силы природы на свежем воздухе, экскурсий, солнечных и

воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.

Через

развлечения

и

занятия

на

свежем

воздухе

дети

получают

необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем

здоровье. Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют

биологические

процессы

в

организме

ребенка,

повышают

общую

работоспособность, замедляют процессы утомления, доставляют радость.

Проводимая работа дала положительные результаты:

1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе

жизни;

2.

Взрослое

участие

родителей

в

спортивных

и

физкультурно-

оздоровительных

мероприятиях,

проявление

ими

активности

и

заинтересованности в повышении своей психолого-педагогической культуры,

осознанного отношения к воспитанию здорового ребенка;

3. Дети активно посещают различные кружки ДОУ, танцевальные кружки в

ДК, спортивные секции в спорткомплексе Олимп;

4. Сформировалась привычки к ежедневным физическим упражнениям всей

семьей.



В раздел образования