Автор: Хилова Елена Вениаминовна
Должность: заместитель директора по увр, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №43
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.
В
настоящее
время
актуализируется
вопрос
качества
образования.
Переход
образовательных учреждений на обучение по ФГОС НОО предъявил новые требования не
только
к
содержанию,
ресурсному
обеспечению,
но
и
к
результатам
образования,
достижение которых происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Этим и
объясняется особое внимание и включение внеурочной деятельности в учебный план
начальной школы как базисной составляющей содержания образования.
Удельный вес
внеурочной деятельности (ВУД), по мнению авторов методического конструктора Д.В.
Григорьева и П.В. Степанова,
возрастает не только при разностороннем раскрытии
индивидуальных
особенностей
ребёнка,
в
содействии
интеллектуальному,
духовно-
нравственному и физическому развитию,
но и в достижении личностных результатов
образования – формировании ценностей, ориентиров, мотивов, накоплении субъективного
опыта участия и организации совместной деятельности.
ФГОС реализуется в МАОУ СОШ №43 г. Томска с 2011 года, где педагоги через
изучение и совместные обсуждение вырабатывают понимание внеурочной деятельности,
изучают её влияние на достижение новых образовательных результатов. Организация
ВУД – новое дело для педагогов, поэтому
для успешной её реализации необходим контроль,
корректировка и анализ достигнутых результатов.
Во ВУД, как и
в любом виде деятельности,
существует
необходимость
измерения
и
оценки
её
эффективности.
На
выявление
истинного уровня организации процесса внеурочной деятельности и её результативности
направлена диагностическая процедура, в процессе которой происходит изучение, как
личности ученика, так
и
создаваемых во внеурочной деятельности условий развития
личности. В качестве показателей эффективности внеурочной деятельности выделены два
основных
критерия:
продуктивности
деятельности
и
удовлетворённость
участников
деятельности её организацией и результатами.
Педагоги
начальной
школы
провели
мониторинговые
исследования,
в
процессе
которых
проанализировали
удовлетворённость
всех
участников
процесса
внеурочной
деятельности: педагогов, детей и родителей (лиц их заменяющих). Так, через устный
опрос
изучена
удовлетворённость
педагогов,
которые
по
всем
пяти
направлениям
реализуют
программы
внеурочной
в
школе.
Опрос
показал,
что
все
педагоги
(100%
опрошенных)
удовлетворены
отношением
с
воспитанниками,
с
коллегами
и
администрацией,
они
считают,
что
имеют
условия
для
профессионального
роста
и
творческого самовыражения. Но только 26% респондентов удовлетворены ресурсным
обеспечением процесса, а 74% - нет. В ходе изучения удовлетворённости обучающихся,
которое проходило через анкетирование и тестовые рисунки, выявлено, что чувствуют
себя
счастливыми
и
испытывают
интерес
97%
опрошенных,
сложились
дружеские
отношения в группе у 100% детей, 63% респондентов считают, что у них появились новые
качества. Больше общаться с другими, слушать музыку, играть в новые игры, правильно
себя вести и расширили словарный запас
94 % участников ВУД. Через анкетирование
(методика
неоконченных
предложений)
проводилось
изучение
удовлетворённости
родителей, которое показало, что самое важное, по мнению родителей, чему учатся дети
на занятиях ВУД, - это адаптации в социуме, что выделяют 80 % опрошенных,
о
патриотизме говорят 100% респондентов. Родители выделяют такие ключевые моменты,
как добро (97%) и любовь к прекрасному (86%).
Одним из важных предметов диагностики ВУД является её продуктивность, которая
включает вовлечённость учащихся в систему внеурочной деятельности и те ЗУН, которые
формируются в процессе ВУД, направленные на развитие личности, а именно самооценку,
смыслообразование и нравственно-этические ориентиры.
Изучение продуктивности ВУД позволило изучить включенность обучающихся во
ВУД. Через выбор предложенных программ и направлений, который родители ( законные
представители)
осуществляли
в
начале
учебного
года,
определено
приоритетное
направление ВУД в этом учебном году. Это общеинтеллектуальное направление, которое
выбрали
83%
обучающихся,
выбор
спортивно-оздоровительного
направления
сделали
65%, эстетического 45%, духовно-нравственного 44% и социального 40% обучающихся
начальной школы.
В ходе диагностики включённости во
ВУД мы подсчитали не только количество
предложенных занятий по параллелям, минимальное и максимальное количество занятий,
которые посещает один ученик, но и общее количество занятий, посещаемых всеми
обучающимися класса за неделю. Каждый учитель заполнил табель посещаемости, из
которого видны включение во ВУД как отдельного ученика, так и всего класса. Видно, что
есть классы, где дети за неделю посещают 178, 163, 159, 156 занятий, а есть классы (таких
всего два в школе), которые «выпадают» из внеурочной деятельности, у них
15, 24
посещения занятий всеми детьми класса за неделю. Исходя из этого, мы посмотрели связь
развития УУД с посещением занятий ВУД. Выявлено, что в этих классах меньший процент
развития познавательных УУД высокого уровня, он ниже среднего по параллели на 15%,
28%.
Непрерывный
процесс
мониторинга
позволил
педагогам
начальной
школы
проанализировать внеурочную деятельность с разных сторон, дать оценку организации
этого процесса и прогнозировать эту деятельность в дальнейшем. Сделаны выводы:
удовлетворённость
участников
деятельности
её
организацией
и
результатами
высокая;
неудовлетворённость
педагогов
ресурсным
обеспечением
носит
объективный
характер (наполняемость образовательного учреждения превышена в два раза);
в
среднем
по
учреждению
включённость
обучающихся
в
процесс
ВУД
высокая, что позволяет предположить о приобретении обучающимися тех ЗУН,
которые
формируются в процессе ВУД и направлены на развитие самооценки, смыслообразования
и нравственно-этических ориентиров.
Литература:
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,
2010.
2.
Воспитательный
процесс:
изучение
эффективности.
Методические
рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия
к
мысли:
пособие
для
учителя
/
[А.Г.
Асмолов,
Г.В.
Бурменская,
И.А.
Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
4.
Д.В.
Григорьев,
П.В.
Степанов
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический
конструктор:
пособие
для
учителя.
-М.:
Просвещение,
2011.-223с.-
(Стандарты второго поколения).
5.
Ратанова,
Т.А.,
Психодиагностические
методики
изучения
личности/
Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с.
6.
Сафонцев,
С.А. Контроль качества образовательного процесса на основе
тестовой диагностики// Школьные технологии.- 2002.- №5.