Напоминание

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности


Автор: Хилова Елена Вениаминовна
Должность: заместитель директора по увр, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №43
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

В

настоящее

время

актуализируется

вопрос

качества

образования.

Переход

образовательных учреждений на обучение по ФГОС НОО предъявил новые требования не

только

к

содержанию,

ресурсному

обеспечению,

но

и

к

результатам

образования,

достижение которых происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Этим и

объясняется особое внимание и включение внеурочной деятельности в учебный план

начальной школы как базисной составляющей содержания образования.

Удельный вес

внеурочной деятельности (ВУД), по мнению авторов методического конструктора Д.В.

Григорьева и П.В. Степанова,

возрастает не только при разностороннем раскрытии

индивидуальных

особенностей

ребёнка,

в

содействии

интеллектуальному,

духовно-

нравственному и физическому развитию,

но и в достижении личностных результатов

образования – формировании ценностей, ориентиров, мотивов, накоплении субъективного

опыта участия и организации совместной деятельности.

ФГОС реализуется в МАОУ СОШ №43 г. Томска с 2011 года, где педагоги через

изучение и совместные обсуждение вырабатывают понимание внеурочной деятельности,

изучают её влияние на достижение новых образовательных результатов. Организация

ВУД – новое дело для педагогов, поэтому

для успешной её реализации необходим контроль,

корректировка и анализ достигнутых результатов.

Во ВУД, как и

в любом виде деятельности,

существует

необходимость

измерения

и

оценки

её

эффективности.

На

выявление

истинного уровня организации процесса внеурочной деятельности и её результативности

направлена диагностическая процедура, в процессе которой происходит изучение, как

личности ученика, так

и

создаваемых во внеурочной деятельности условий развития

личности. В качестве показателей эффективности внеурочной деятельности выделены два

основных

критерия:

продуктивности

деятельности

и

удовлетворённость

участников

деятельности её организацией и результатами.

Педагоги

начальной

школы

провели

мониторинговые

исследования,

в

процессе

которых

проанализировали

удовлетворённость

всех

участников

процесса

внеурочной

деятельности: педагогов, детей и родителей (лиц их заменяющих). Так, через устный

опрос

изучена

удовлетворённость

педагогов,

которые

по

всем

пяти

направлениям

реализуют

программы

внеурочной

в

школе.

Опрос

показал,

что

все

педагоги

(100%

опрошенных)

удовлетворены

отношением

с

воспитанниками,

с

коллегами

и

администрацией,

они

считают,

что

имеют

условия

для

профессионального

роста

и

творческого самовыражения. Но только 26% респондентов удовлетворены ресурсным

обеспечением процесса, а 74% - нет. В ходе изучения удовлетворённости обучающихся,

которое проходило через анкетирование и тестовые рисунки, выявлено, что чувствуют

себя

счастливыми

и

испытывают

интерес

97%

опрошенных,

сложились

дружеские

отношения в группе у 100% детей, 63% респондентов считают, что у них появились новые

качества. Больше общаться с другими, слушать музыку, играть в новые игры, правильно

себя вести и расширили словарный запас

94 % участников ВУД. Через анкетирование

(методика

неоконченных

предложений)

проводилось

изучение

удовлетворённости

родителей, которое показало, что самое важное, по мнению родителей, чему учатся дети

на занятиях ВУД, - это адаптации в социуме, что выделяют 80 % опрошенных,

о

патриотизме говорят 100% респондентов. Родители выделяют такие ключевые моменты,

как добро (97%) и любовь к прекрасному (86%).

Одним из важных предметов диагностики ВУД является её продуктивность, которая

включает вовлечённость учащихся в систему внеурочной деятельности и те ЗУН, которые

формируются в процессе ВУД, направленные на развитие личности, а именно самооценку,

смыслообразование и нравственно-этические ориентиры.

Изучение продуктивности ВУД позволило изучить включенность обучающихся во

ВУД. Через выбор предложенных программ и направлений, который родители ( законные

представители)

осуществляли

в

начале

учебного

года,

определено

приоритетное

направление ВУД в этом учебном году. Это общеинтеллектуальное направление, которое

выбрали

83%

обучающихся,

выбор

спортивно-оздоровительного

направления

сделали

65%, эстетического 45%, духовно-нравственного 44% и социального 40% обучающихся

начальной школы.

В ходе диагностики включённости во

ВУД мы подсчитали не только количество

предложенных занятий по параллелям, минимальное и максимальное количество занятий,

которые посещает один ученик, но и общее количество занятий, посещаемых всеми

обучающимися класса за неделю. Каждый учитель заполнил табель посещаемости, из

которого видны включение во ВУД как отдельного ученика, так и всего класса. Видно, что

есть классы, где дети за неделю посещают 178, 163, 159, 156 занятий, а есть классы (таких

всего два в школе), которые «выпадают» из внеурочной деятельности, у них

15, 24

посещения занятий всеми детьми класса за неделю. Исходя из этого, мы посмотрели связь

развития УУД с посещением занятий ВУД. Выявлено, что в этих классах меньший процент

развития познавательных УУД высокого уровня, он ниже среднего по параллели на 15%,

28%.

Непрерывный

процесс

мониторинга

позволил

педагогам

начальной

школы

проанализировать внеурочную деятельность с разных сторон, дать оценку организации

этого процесса и прогнозировать эту деятельность в дальнейшем. Сделаны выводы:

удовлетворённость

участников

деятельности

её

организацией

и

результатами

высокая;

неудовлетворённость

педагогов

ресурсным

обеспечением

носит

объективный

характер (наполняемость образовательного учреждения превышена в два раза);

в

среднем

по

учреждению

включённость

обучающихся

в

процесс

ВУД

высокая, что позволяет предположить о приобретении обучающимися тех ЗУН,

которые

формируются в процессе ВУД и направлены на развитие самооценки, смыслообразования

и нравственно-этических ориентиров.

Литература:

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,

2010.

2.

Воспитательный

процесс:

изучение

эффективности.

Методические

рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001

3.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от

действия

к

мысли:

пособие

для

учителя

/

[А.Г.

Асмолов,

Г.В.

Бурменская,

И.А.

Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

4.

Д.В.

Григорьев,

П.В.

Степанов

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический

конструктор:

пособие

для

учителя.

-М.:

Просвещение,

2011.-223с.-

(Стандарты второго поколения).

5.

Ратанова,

Т.А.,

Психодиагностические

методики

изучения

личности/

Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с.

6.

Сафонцев,

С.А. Контроль качества образовательного процесса на основе

тестовой диагностики// Школьные технологии.- 2002.- №5.



В раздел образования