Напоминание

Оригами как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста


Автор: Целищева Наталия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 195
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Оригами как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Оригами как средство развития логического мышления детей

дошкольного возраста.

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с

орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого

взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с

общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих

возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое

внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.

Cуществует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги,

поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и

ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать

интерес к работе с бумагой, используя возможности ДОУ и ближайшего

социума.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу

воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов

деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими

навыками: обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием и

складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными

эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности;

усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению

друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к

работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании

соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и

развивающий эффект.

Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной

ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию

в целом, учитывать её пространственные характеристики,

взаиморасположение частей и деталей. Работа с бумагой является мощным

средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для

самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности,

фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от

сложности, включение в процесс конструирования других видов

деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок).

Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние

1

на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов

успешного обучения ребёнка в школе.

Оригами - искусство складывания бумаги - пустило корни в японскую

культуру много веков назад. Оно состоит из двух слов ору (складывать) и

ками (бумага). В Японии оригами очень тесно связано с религией. Согласно

вере японцев, бумага и её складывание наделены особым значением.

Японцы передавали искусство из поколения в поколение, от родителей к

детям. Япония остаётся страной самого широкого распространения этого

искусства.

Оригами всегда считалось игрой, в которой рождаются простые фигуры,

которые похожи на живые существа. Размеры фигурок бываю большие и

маленькие.

Гипотеза: используя технику оригами, дети самостоятельно научаться

работать по схемам, изготавливать различные поделки, что способствует

различным мыслительным операциям.

Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности

у детей формировались особые качества: логическое мышление,

самостоятельность, наблюдательность, любознательность,

коммуникабельность. В плане подготовки детей к школе, мы предположили,

что дети, используя технику оригами , самостоятельно научаться работать по

схемам, изготавливать различные поделки, что способствует различным

мыслительным операциям.

Цель: развитие технических навыков складывания бумаги, сенсорных

эталонов, формирование навыков поисковой деятельности, воспитание

творческого отношения к работе детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создание условий для развития технических навыков детей

дошкольного возраста с использованием техники оригами.

2.Развитие логического мышления.

3.Обучение детей технике оригами.

4.Формирование элементарных математических представлений

посредством ознакомления дошкольников со схемами.

5.Воспитание художественно-эстетических чувств, творческого

воображения.

6.Развитие познавательных способностей.

В нашей работе используются следующие принципы.

2

Принцип коллективизма. Работа строится во взаимодействии ребенка со

взрослым.

Принцип самостоятельности заключается в том , что ребенок имеет право

принятия самостоятельного решения, право выбора.

Принцип интеграции. Это взаимодействие художественного труда оригами с

другими видами детской деятельности. Такими как игровая, трудовая,

совместная.

В своей работе используем разнообразные формы работы.

1.Семинары-практикумы, где мы с родителями проводим беседы,

знакомим с техникой изготовления оригами.

2.Творческие посиделки. Интересно проходят творческие посиделки.

Родителям необходимо принести с собой бумагу разного цвета. За кружкой

чая вспомним ,как было раньше. За беседой мы делаем различные поделки.

Так рождается сюжет к сказке, как вид театра оригами. Дети учатся не только

складывать, но и сочинять.

3. Клуб «Умелые ручки».

Это кружок для самых заинтересовавшихся. Мы занимаемся модульным

оригами, как разновидностью оригами.

Взаимосвязь оригами с образовательными областями в соответствии с

ФГОС

Познавательное развитие: знакомство с растительным и животным миром,

знакомство со схемами, рекомендации по работе с ножницами (техника

безопасности), знакомство с базовыми формами.

Художественно – эстетическое развитие: знакомство с живописью, с

архитектурой, скульптурой, использование музыкального сопровождения,

знакомство с техникой изготовления из бумаги.

Социально-коммуникативное развитие: экскурсии, наблюдения в природе,

посещение выставок, театра, игра, использование в работе дидактических и

сюжетно-ролевых, театрализованных и других видов игр.

Речевое развитие: развитие мелкой моторики рук, развитие диалогической и

монологической речи.

Этапы работы: теоретический и практический.

3

Теоретический: на данном этапе происходило знакомство детей со страной

Япония-Родина оригами. Были приобретены карты, глобус. Так же были

созданы тематические альбомы. Знакомство с красочными костюмами

Японии. Знакомство с другими видами культуры: нецке, искусство экибаны,

кусудама, знакомство с особенностями природы, рассмотрели сады сакуры.

Нас заинтересовала техника складывания оригами. Подходит для детей

данного возраста и очень интересна и познавательна. В результате данной

работы, мы сделали картотеки пооперационных карт-схем, образцы работ.

Для того чтобы заняться работой по оригами мы подобрали методическую

литературу, разработали перспективный план и разработали игры-занятия в

работе с детьми.

Практический: на данном этапе проводились игры-занятии в творческой

мастерской, проведение сладких часов.

Структура проведения игр-занятий:

1.Введение в тему

2.Использование сюрпризного момента

3.Решение проблемной ситуации, которая мотивирует детей к последующим

творческим действиям

4.Работа со схемами

5.Продуктивная детская деятельность, сопровождающаяся творческим

процессом

6.Сюжетная и режиссерская игра подразумевает объединение поделок в

единый сказочный сюжет. В результате чего рождается сказка история,

рассказ.

7.Рефлексия

При проведение сладких часов, с использованием поделок оригами, дети

принимают на себя роли различных сказочных персонажей. Сложив из

бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой

сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир

цветов и т.д.

На играх-занятиях по оригами дети получают большие возможности для

творчества. В этом возрасте дети начинают стремиться к конечному

результату, т.е. изготовлению изделия, а также его оформлению. Им

свойственно желание внести что-то новое, украсить вещь по – своему,

ощутить результат собственного творческого поиска. Ярким примером

4

служат выставки по оригами, где можно увидеть множество удивительного,

неожиданного, красивого в поделках, аппликациях.В группе создаются

тематические выставки работ детей: наши любимые сказки, птички-

невелички, золотые рыбки, в гостях у царевны-лягушки и т. д.

Так же в группе создан мини-музей «Оригами» .Особенно привлекает

детей возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем

будут использовать в играх, инсценировках, оформлении уголков группы и

подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям,

друзьям. Как радуются дети тому, что сделанная собственными руками

игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке,

самолетик и змей взлетает ввысь.

При проведении диагностики на результаты были такие: мышление-35%,

ФЭМП-30%, воображение-45%,познавательные способности – 50%. Через

два года при диагностике дети показали следующие результаты:

мыслительные способности детей увеличились в два раза, математические

способности-69%, воображение-79%, познавательные способности-73%.

Таким образом, работу по изготовлению поделок в технике оригами считаем

эффективной, плодотворной и нужной. Так как конструирование из бумаги

развивает у детей пространственное мышление, наблюдательность,

восприятие цвета, формы, величины, количества, творческие и логические

способности, что в свою очередь в значительной мере способствует

подготовке детей к школьному обучению. Способствует всестороннему

развитию детей. Дети, осваивая технику оригами учатся изготавливать

различные поделки, игры-занятия по оригами благотворно сказываются на

развитии детей, помогают в развитии речи, способствуют развитию

логического мышления. В дальнейшем планируем познакомить детей с

такими техниками как квилинг и кусудама.

5



В раздел образования