Автор: Целищева Наталия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 195
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Оригами как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема: Оригами как средство развития логического мышления детей
дошкольного возраста.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с
орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с
общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих
возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое
внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.
Cуществует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги,
поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и
ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать
интерес к работе с бумагой, используя возможности ДОУ и ближайшего
социума.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу
воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов
деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими
навыками: обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием и
складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными
эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности;
усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению
друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к
работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании
соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и
развивающий эффект.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной
ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию
в целом, учитывать её пространственные характеристики,
взаиморасположение частей и деталей. Работа с бумагой является мощным
средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для
самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности,
фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от
сложности, включение в процесс конструирования других видов
деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок).
Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние
1
на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов
успешного обучения ребёнка в школе.
Оригами - искусство складывания бумаги - пустило корни в японскую
культуру много веков назад. Оно состоит из двух слов ору (складывать) и
ками (бумага). В Японии оригами очень тесно связано с религией. Согласно
вере японцев, бумага и её складывание наделены особым значением.
Японцы передавали искусство из поколения в поколение, от родителей к
детям. Япония остаётся страной самого широкого распространения этого
искусства.
Оригами всегда считалось игрой, в которой рождаются простые фигуры,
которые похожи на живые существа. Размеры фигурок бываю большие и
маленькие.
Гипотеза: используя технику оригами, дети самостоятельно научаться
работать по схемам, изготавливать различные поделки, что способствует
различным мыслительным операциям.
Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности
у детей формировались особые качества: логическое мышление,
самостоятельность, наблюдательность, любознательность,
коммуникабельность. В плане подготовки детей к школе, мы предположили,
что дети, используя технику оригами , самостоятельно научаться работать по
схемам, изготавливать различные поделки, что способствует различным
мыслительным операциям.
Цель: развитие технических навыков складывания бумаги, сенсорных
эталонов, формирование навыков поисковой деятельности, воспитание
творческого отношения к работе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создание условий для развития технических навыков детей
дошкольного возраста с использованием техники оригами.
2.Развитие логического мышления.
3.Обучение детей технике оригами.
4.Формирование элементарных математических представлений
посредством ознакомления дошкольников со схемами.
5.Воспитание художественно-эстетических чувств, творческого
воображения.
6.Развитие познавательных способностей.
В нашей работе используются следующие принципы.
2
Принцип коллективизма. Работа строится во взаимодействии ребенка со
взрослым.
Принцип самостоятельности заключается в том , что ребенок имеет право
принятия самостоятельного решения, право выбора.
Принцип интеграции. Это взаимодействие художественного труда оригами с
другими видами детской деятельности. Такими как игровая, трудовая,
совместная.
В своей работе используем разнообразные формы работы.
1.Семинары-практикумы, где мы с родителями проводим беседы,
знакомим с техникой изготовления оригами.
2.Творческие посиделки. Интересно проходят творческие посиделки.
Родителям необходимо принести с собой бумагу разного цвета. За кружкой
чая вспомним ,как было раньше. За беседой мы делаем различные поделки.
Так рождается сюжет к сказке, как вид театра оригами. Дети учатся не только
складывать, но и сочинять.
3. Клуб «Умелые ручки».
Это кружок для самых заинтересовавшихся. Мы занимаемся модульным
оригами, как разновидностью оригами.
Взаимосвязь оригами с образовательными областями в соответствии с
ФГОС
Познавательное развитие: знакомство с растительным и животным миром,
знакомство со схемами, рекомендации по работе с ножницами (техника
безопасности), знакомство с базовыми формами.
Художественно – эстетическое развитие: знакомство с живописью, с
архитектурой, скульптурой, использование музыкального сопровождения,
знакомство с техникой изготовления из бумаги.
Социально-коммуникативное развитие: экскурсии, наблюдения в природе,
посещение выставок, театра, игра, использование в работе дидактических и
сюжетно-ролевых, театрализованных и других видов игр.
Речевое развитие: развитие мелкой моторики рук, развитие диалогической и
монологической речи.
Этапы работы: теоретический и практический.
3
Теоретический: на данном этапе происходило знакомство детей со страной
Япония-Родина оригами. Были приобретены карты, глобус. Так же были
созданы тематические альбомы. Знакомство с красочными костюмами
Японии. Знакомство с другими видами культуры: нецке, искусство экибаны,
кусудама, знакомство с особенностями природы, рассмотрели сады сакуры.
Нас заинтересовала техника складывания оригами. Подходит для детей
данного возраста и очень интересна и познавательна. В результате данной
работы, мы сделали картотеки пооперационных карт-схем, образцы работ.
Для того чтобы заняться работой по оригами мы подобрали методическую
литературу, разработали перспективный план и разработали игры-занятия в
работе с детьми.
Практический: на данном этапе проводились игры-занятии в творческой
мастерской, проведение сладких часов.
Структура проведения игр-занятий:
1.Введение в тему
2.Использование сюрпризного момента
3.Решение проблемной ситуации, которая мотивирует детей к последующим
творческим действиям
4.Работа со схемами
5.Продуктивная детская деятельность, сопровождающаяся творческим
процессом
6.Сюжетная и режиссерская игра подразумевает объединение поделок в
единый сказочный сюжет. В результате чего рождается сказка история,
рассказ.
7.Рефлексия
При проведение сладких часов, с использованием поделок оригами, дети
принимают на себя роли различных сказочных персонажей. Сложив из
бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой
сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир
цветов и т.д.
На играх-занятиях по оригами дети получают большие возможности для
творчества. В этом возрасте дети начинают стремиться к конечному
результату, т.е. изготовлению изделия, а также его оформлению. Им
свойственно желание внести что-то новое, украсить вещь по – своему,
ощутить результат собственного творческого поиска. Ярким примером
4
служат выставки по оригами, где можно увидеть множество удивительного,
неожиданного, красивого в поделках, аппликациях.В группе создаются
тематические выставки работ детей: наши любимые сказки, птички-
невелички, золотые рыбки, в гостях у царевны-лягушки и т. д.
Так же в группе создан мини-музей «Оригами» .Особенно привлекает
детей возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем
будут использовать в играх, инсценировках, оформлении уголков группы и
подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям,
друзьям. Как радуются дети тому, что сделанная собственными руками
игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке,
самолетик и змей взлетает ввысь.
При проведении диагностики на результаты были такие: мышление-35%,
ФЭМП-30%, воображение-45%,познавательные способности – 50%. Через
два года при диагностике дети показали следующие результаты:
мыслительные способности детей увеличились в два раза, математические
способности-69%, воображение-79%, познавательные способности-73%.
Таким образом, работу по изготовлению поделок в технике оригами считаем
эффективной, плодотворной и нужной. Так как конструирование из бумаги
развивает у детей пространственное мышление, наблюдательность,
восприятие цвета, формы, величины, количества, творческие и логические
способности, что в свою очередь в значительной мере способствует
подготовке детей к школьному обучению. Способствует всестороннему
развитию детей. Дети, осваивая технику оригами учатся изготавливать
различные поделки, игры-занятия по оригами благотворно сказываются на
развитии детей, помогают в развитии речи, способствуют развитию
логического мышления. В дальнейшем планируем познакомить детей с
такими техниками как квилинг и кусудама.
5