Напоминание

Создание условий для детей с ОВЗ по формированию сенсорных представлений.


Автор: Нещерет Татьяна Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МбДОУ № 84 " Серебряное копытце"
Населённый пункт: г. Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для детей с ОВЗ по формированию сенсорных представлений.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание условий для детей с ОВЗ

по формированию сенсорных представлений.

Нещерет Т.Ю.

учитель-дефектолог

МБДОУ № 84 г. Набережные челны

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой

психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и

практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в

развитии.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и

психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних

воздействий. В этом возрасте дети отличаются повышенным уровнем реагирования и

обостренной восприимчивостью к внешним проявлениям. Педагогическое воздействие

должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог

учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет

способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В

противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут

сложности, которые компенсировать будет сложно. Практика показывает, что математика

как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно

cамостоятельно преодолеть ребенку. Постоянные неудачи рождают неуверенность в себе,

боязнь предмета, потерю самоуважения. Все это ребенок может пытаться компенсировать

полным неприятием предмета

.

Математическое развитие является мощным инструментом:

– для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов,

группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);

– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);

– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-

грамматических конструкций;

– подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций:

произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной

инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)

Математические представления формируются по следующим разделам:

– развитие и совершенствование сенсорных представлений;

– формирование представлений о форме и размере предметов; о геометрической форме;

– формирование представлений о множестве;

– обучение сравнению совокупностей предметов;

– обучение сравнению по величине;

– развитие пространственных и временных представлений;

– формирование количественных представлений и отношений;

– обучение счету в пределах 10-ти;

– формирование счетных операций (в пределах 10-ти);

– формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение

суммы и остатка.

Помимо основных образовательных задач на образовательной деятельности по ФЭМП у

детей формируют познавательную активность, развивают важнейшие мыслительные

операции: анализ, синтез, сравнение, обобщении. Формируют и развивают способность

конструировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают

воображение.

Важнейшей задачей является развитие речи: развитие умений задавать вопросы и

отвечать на них; сопровождение собственных действий речью; расширение и уточнение

словаря; тренировка в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже и т.д.

Коррекция и компенсация недостатков развития ребенка происходит в процессе

усвоения необходимых знаний, умений и навыков по математике, а не только в процессе

отдельно проводимых коррекционно-развивающих ОД, но и в режимных моментах, на

прогулке, в играх, так, же этому должна способствовать предметно – пространственная

среды группы ежедневно окружающая ребенка.

Математическая подготовка детей имеет практическую важность, поскольку человеку в

обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями.

Формирование представлений и понятий о величине и форме является пропедевтическим

периодом и формировании дочисловых количественных представлений и создание

предпосылок для развития представлений о числе и счете. Поясним этот момент.

Проводимая работа по усвоению понятий о величине и форме помогает детям научиться

уверенно, выделять и называть свойства предметов. Например, понятия «длинный»,

«короткий» и группировка их по признакам помогает детям понимать, что некоторые

предметы могут быть более длинными или менее длинными, то существуют длинные и

короткие пути, длинные и короткие промежутки времени и т.д. Сравнивая предметы друг с

другом, дети учатся выстраивать их в упорядоченной последовательности. Такой ряд,

построенный по какому – либо определенному признаку (например, длины, ширины,

величины, толщины) и по определенному правилу (например, от длинного к короткому, от

большому к маленькому), называют сериацией по признаку качества. Сериация является

одной из предпосылок для формирования понятия о числе, а именно для образования

понятия о порядковом числительном, о числе и счете. В дальнейшем на уровне чисел эти

отношения выражаются так: 3 больше чем2; 2 больше чем 1, и наоборот.

Основная форма работы по формированию понятий и представлений о величине и

форме должна строится с учетом как общедидактических, так и методических,

коррекционных принципов: частая смена видов деятельности, большое количество

повторений на разнообразном материале, перенос усвоенных знаний в новые условия,

игровой характер обучения, организация предметно – практической деятельности каждого

ребенка.

Поскольку дошкольники с ЗПР отстают от своих сверстников по уровню развития

элементарных математических знаний и умений, необходим пропедевтический период.

Его основная задача – восполнение пробелов в математическом развитии детей,

накопление опыта действий с предметами. Действуя с разнообразными предметами, дети

учатся выделять их свойства (форму, размер и т.п.), группируют их по определенным

признакам. Выкладывая предметы, сначала по наглядному показу педагога, а затем по

словесной инструкции, они выделяют существенные и несущественные признаки,

сравнивают и уравнивают группы предметов, располагают их в определенной

последовательности.

Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить

мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия

целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект

(фигуру, число), выявление его свойств, признаков (величина, форма).

2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом,

сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.

3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми

свойствами.

4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону,

штриховка, черчение.

5. Закрепление материала во время прогулки, игры и т.д.

6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями

(подготовка к работе с книгой, учебником).

Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять

умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.

Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений,

так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к ОД

следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том числе

связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, хлопкам и т.д. Игровая форма

заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное

отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные

упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.

Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых

ситуациях при смене наглядного материала, варьировании приемов работы, развивающая

предметно-пространственная среда группы и кабинета дефектолога Это необходимо для

того, чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, а их знания и умения становились

более прочными и обобщенными.

Ввиду особенностей психического развития детей с ЗПР обучение носит наглядно –

практический характер, т.е. ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в

процессе собственных практических действий с реальными предметами.

В процессе формирования важно активно подключать ребенка как важнейшее

познавательное средство. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру)

способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений о

величине и форме ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и

тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и

зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Широко используются

также практические приемы сравнения как наложения и приложения. При первоначальном

выделении того или иного признака сопоставляются контрастные предметы,

отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие

«короткий -длинный» подбирают два предмета одинакового цвета, равные по толщине и

ширине, отличающиеся только длинной.

Опыт практических действий ребенка четко должен фиксироваться в речи педагога, а

затем и в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи в образовательной

деятельности по ФЭМП должно уделяться большое внимание, так как четкие

представления формируются тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в

словесной форме.

При формировании понятий и представлений: большой – маленький; много – мало;

короткий – длинный и т.д. –ребенок должен не только видеть и слышать названный

признак, но и тактильно, чувственно ощущать его.

Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить

мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия

целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект

(фигуру, число), выявление его свойств, признаков (величина, форма).

2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом,

сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.

3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми

свойствами.

4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону,

штриховка, черчение.

5. Закрепление материала во время прогулки, игры и т.д.

6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями

(подготовка к работе с книгой, учебником).

Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять

умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.

Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений,

так как любой навык формируется у них очень медленно.Поддерживать интерес к

заданиям следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том

числе связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, хлопкам и т.д. Игровая

форма заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное

отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные

упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается максимальным использованием

предметно – практических действий и игровых предметов. Занятия в пропедевтический

период начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов. В задания включаются

дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций.

Формирование понятий проводит учитель – дефектолог, ведущая роль принадлежит

взрослому. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов

обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об

отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей.

Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание,

заинтересовывают каждого ребенка. Дети с задержкой психического развития пассивны и

не проявляют желания действовать активно с предметами. Взрослым необходимо

постоянно создавать для детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой

деятельности. Этой цели служит коррекционно-развивающая работа и предметно-

пространственная среда кабинета дефектолога, специально разработанная для детей

нашей группы.



В раздел образования