Автор: Нещерет Татьяна Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МбДОУ № 84 " Серебряное копытце"
Населённый пункт: г. Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для детей с ОВЗ по формированию сенсорных представлений.
Раздел: дошкольное образование
Создание условий для детей с ОВЗ
по формированию сенсорных представлений.
Нещерет Т.Ю.
учитель-дефектолог
МБДОУ № 84 г. Набережные челны
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой
психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и
практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в
развитии.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и
психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних
воздействий. В этом возрасте дети отличаются повышенным уровнем реагирования и
обостренной восприимчивостью к внешним проявлениям. Педагогическое воздействие
должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог
учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет
способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В
противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут
сложности, которые компенсировать будет сложно. Практика показывает, что математика
как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно
cамостоятельно преодолеть ребенку. Постоянные неудачи рождают неуверенность в себе,
боязнь предмета, потерю самоуважения. Все это ребенок может пытаться компенсировать
полным неприятием предмета
.
Математическое развитие является мощным инструментом:
– для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов,
группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и
обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-
грамматических конструкций;
– подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций:
произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной
инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)
Математические представления формируются по следующим разделам:
– развитие и совершенствование сенсорных представлений;
– формирование представлений о форме и размере предметов; о геометрической форме;
– формирование представлений о множестве;
– обучение сравнению совокупностей предметов;
– обучение сравнению по величине;
– развитие пространственных и временных представлений;
– формирование количественных представлений и отношений;
– обучение счету в пределах 10-ти;
– формирование счетных операций (в пределах 10-ти);
– формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение
суммы и остатка.
Помимо основных образовательных задач на образовательной деятельности по ФЭМП у
детей формируют познавательную активность, развивают важнейшие мыслительные
операции: анализ, синтез, сравнение, обобщении. Формируют и развивают способность
конструировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают
воображение.
Важнейшей задачей является развитие речи: развитие умений задавать вопросы и
отвечать на них; сопровождение собственных действий речью; расширение и уточнение
словаря; тренировка в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже и т.д.
Коррекция и компенсация недостатков развития ребенка происходит в процессе
усвоения необходимых знаний, умений и навыков по математике, а не только в процессе
отдельно проводимых коррекционно-развивающих ОД, но и в режимных моментах, на
прогулке, в играх, так, же этому должна способствовать предметно – пространственная
среды группы ежедневно окружающая ребенка.
Математическая подготовка детей имеет практическую важность, поскольку человеку в
обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями.
Формирование представлений и понятий о величине и форме является пропедевтическим
периодом и формировании дочисловых количественных представлений и создание
предпосылок для развития представлений о числе и счете. Поясним этот момент.
Проводимая работа по усвоению понятий о величине и форме помогает детям научиться
уверенно, выделять и называть свойства предметов. Например, понятия «длинный»,
«короткий» и группировка их по признакам помогает детям понимать, что некоторые
предметы могут быть более длинными или менее длинными, то существуют длинные и
короткие пути, длинные и короткие промежутки времени и т.д. Сравнивая предметы друг с
другом, дети учатся выстраивать их в упорядоченной последовательности. Такой ряд,
построенный по какому – либо определенному признаку (например, длины, ширины,
величины, толщины) и по определенному правилу (например, от длинного к короткому, от
большому к маленькому), называют сериацией по признаку качества. Сериация является
одной из предпосылок для формирования понятия о числе, а именно для образования
понятия о порядковом числительном, о числе и счете. В дальнейшем на уровне чисел эти
отношения выражаются так: 3 больше чем2; 2 больше чем 1, и наоборот.
Основная форма работы по формированию понятий и представлений о величине и
форме должна строится с учетом как общедидактических, так и методических,
коррекционных принципов: частая смена видов деятельности, большое количество
повторений на разнообразном материале, перенос усвоенных знаний в новые условия,
игровой характер обучения, организация предметно – практической деятельности каждого
ребенка.
Поскольку дошкольники с ЗПР отстают от своих сверстников по уровню развития
элементарных математических знаний и умений, необходим пропедевтический период.
Его основная задача – восполнение пробелов в математическом развитии детей,
накопление опыта действий с предметами. Действуя с разнообразными предметами, дети
учатся выделять их свойства (форму, размер и т.п.), группируют их по определенным
признакам. Выкладывая предметы, сначала по наглядному показу педагога, а затем по
словесной инструкции, они выделяют существенные и несущественные признаки,
сравнивают и уравнивают группы предметов, располагают их в определенной
последовательности.
Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить
мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия
целесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект
(фигуру, число), выявление его свойств, признаков (величина, форма).
2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом,
сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.
3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми
свойствами.
4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону,
штриховка, черчение.
5. Закрепление материала во время прогулки, игры и т.д.
6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями
(подготовка к работе с книгой, учебником).
Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять
умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.
Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений,
так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к ОД
следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том числе
связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, хлопкам и т.д. Игровая форма
заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное
отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные
упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.
Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых
ситуациях при смене наглядного материала, варьировании приемов работы, развивающая
предметно-пространственная среда группы и кабинета дефектолога Это необходимо для
того, чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, а их знания и умения становились
более прочными и обобщенными.
Ввиду особенностей психического развития детей с ЗПР обучение носит наглядно –
практический характер, т.е. ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в
процессе собственных практических действий с реальными предметами.
В процессе формирования важно активно подключать ребенка как важнейшее
познавательное средство. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру)
способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений о
величине и форме ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и
тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и
зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.
Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Широко используются
также практические приемы сравнения как наложения и приложения. При первоначальном
выделении того или иного признака сопоставляются контрастные предметы,
отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие
«короткий -длинный» подбирают два предмета одинакового цвета, равные по толщине и
ширине, отличающиеся только длинной.
Опыт практических действий ребенка четко должен фиксироваться в речи педагога, а
затем и в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи в образовательной
деятельности по ФЭМП должно уделяться большое внимание, так как четкие
представления формируются тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в
словесной форме.
При формировании понятий и представлений: большой – маленький; много – мало;
короткий – длинный и т.д. –ребенок должен не только видеть и слышать названный
признак, но и тактильно, чувственно ощущать его.
Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить
мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия
целесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект
(фигуру, число), выявление его свойств, признаков (величина, форма).
2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом,
сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.
3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми
свойствами.
4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону,
штриховка, черчение.
5. Закрепление материала во время прогулки, игры и т.д.
6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями
(подготовка к работе с книгой, учебником).
Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять
умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.
Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений,
так как любой навык формируется у них очень медленно.Поддерживать интерес к
заданиям следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том
числе связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, хлопкам и т.д. Игровая
форма заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное
отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные
упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.
Коррекционная направленность обучения обеспечивается максимальным использованием
предметно – практических действий и игровых предметов. Занятия в пропедевтический
период начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов. В задания включаются
дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций.
Формирование понятий проводит учитель – дефектолог, ведущая роль принадлежит
взрослому. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов
обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об
отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей.
Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание,
заинтересовывают каждого ребенка. Дети с задержкой психического развития пассивны и
не проявляют желания действовать активно с предметами. Взрослым необходимо
постоянно создавать для детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой
деятельности. Этой цели служит коррекционно-развивающая работа и предметно-
пространственная среда кабинета дефектолога, специально разработанная для детей
нашей группы.