Напоминание

Игровые приёмы в формировании коммуникативных навыков у дошкольников


Автор: Тростина Ольга Всеволодовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - "Детский сад № 458"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые приёмы в формировании коммуникативных навыков у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена

означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок

обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Что,

в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не

дружу».

Но детей интересует не одна игра, они хотели бы общаться между собой и со

взрослыми. Все дошкольное детство ребенка построено на том, что бы завоевать

внимание взрослого и сверстников, показать свою уникальность.

Также, согласно ФГОС ДО, содержание образовательных областей

Программы дошкольного учреждения может реализовываться в различных видах

деятельности, а для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) в том числе в

таких, как игровая и коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми

и сверстниками).

Для полноценного игрового общения детей используем формы речевой работы

как игровые образовательные ситуации. Существует 4 вида таких ситуаций: -

ситуации - иллюстрации

- ситуации - упражнения

- ситуации – проблемы или ситуации - партнерского взаимодействия

- ситуации - оценки

Игровая образовательная ситуация – одна из форм совместной деятельности и

может быть использована на протяжении всего образовательного процесса, т. е.

во всех режимных моментах и в режиме всего пребывания в детском саду, будь то

организованная или совместная деятельность. Навыки игрового общения,

которые будут приобретены в игровой образовательной ситуации, дети свободно

перенесут и в самостоятельную деятельность. Участие детей в ситуациях

партнерского взаимодействия способствует освоению ими векторов социальных

отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире

людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему

эмоциональному состоянию и состоянию других людей, используя для того

ситуации упражнения. Например: Упражнение «Улыбка» используется для

приветствия с применением невербальных средств, дети упражняются, что бы

посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, что бы партнер понял, что рады

именно ему и приветствует именно его.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение

распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей,

детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными

способами. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен

научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Моя тема по самообразованию: «Формирование коммуникативных навыков

старших дошкольников в процессе игры».

Цель: Развивать положительную эмоциональную среду детей, способствовать

преодолению барьера в общении, лучшему пониманию себя и

других. Сформировать у детей навыки общения,

посредством коммуникативных игр.

Игры проводились в определенной последовательности.

В самом начале работы были предложены игры, направленные на преодоление у

детей замкнутости, скованности, пассивности. Учились представлять себя

коллективу сверстников, воспитывали доброжелательное отношение детей друг к

другу, активизировали в речи детей ласковые, нежные слова. Можно погладить,

обнять, поцеловать.

Игры: «Позови ласково», «Медвежата», «Путаница», «Волшебный стул».

Затем проводились игры на развитие языка жестов, мимики, пантомимики: детям

давались понятия, что кроме языка существуют и другие средства общения.

Учились передавать различные эмоциональные состояния, перевоплощались в

животных, птиц, развивали умения невербально «описывать» предметы. Дети

понимали, что выразительные движения и жесты – помощники общения.

Игры: «Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем», «Отгадай, кого

изображаю», «Передача чувств» «Подарок другу», «Лесные

звери», «Утята», «Муравьишки», «Злой дракон».

Следующие игры знакомили с эмоциями человека, учили распознавать

эмоциональное состояние других людей, изучали эмоции и чувства свои и

окружающих.

Игра «Определи эмоции» (по схемам, Изучение мимики своего лица – работа с

зеркалом. Описание собственного чувственного состояния. Игра «Барометр

настроения». Символическое изображение различных настроений детей,

соотнесение его с фразеологическими оборотами (слезы градом,

сравнениями (надулся как пузырь). Игры «Мимическая гимнастика», «Музыка и

эмоции». «Рисуем эмоции пальцами» 1. Какое чувство выражает та эмоция?

2. Какие эмоции у вас вызывает та музыка?

На заключительном этапе проводились игры, способствующие развитию

сплоченности в группе, умению сотрудничать. Развивали умение понимать друг

друга, вникать в суть получаемой информации, подчиняться правилам,

воспитывали доверие, чувство ответственности за другого. Учились

взаимодействовать друг с другом, устанавливать контакты, получая от того

радость и удовольствие, развивали коммуникативные способности.

Игры «Менялки», «Связующая нить», «Разноцветный

букет», «Волшебники», «Пирамида любви» «Солнечный зайчик» «Зеркало

движений»

Мы проводили игровую ситуацию «Путешествие на корабле» в средней группе,

путешествовали в Африку. На корабле было детское кафе «Морская звезда», был

свой повар, т. е. кок, официанты, был врач, который оказывал медицинскую

помощь, работала сувенирная лавка, комната отдыха, где можно почитать книгу и

сделать прическу. Всех детей надо было обучить навыкам общения в различных

ситуациях, а так же речевым навыкам связанных с профессиями.

Игры с педагогами

Игра «Зеркало» - Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда повторяет

то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет

показывать какие то движения, а все остальные будут зеркалом, которое будет

повторять все показанные движения.

Игра «Чем мы все похожи» - надо разделиться на 3 команды, и каждой команде

придумать по 10 слов чем мы все похожи.

Игра «Радио» - ведущий загадывает ребенка, описывает его внешность, а другие

должны угадать по внещним особенностям, про кого идет речь.

Игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить

умения и навыки. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая

цель – развитие коммуникативных навыков.

При проведении и организации игр придерживаюсь следующих правил: не

стараюсь использовать за один раз несколько игр (у 6-7 летних детей

работоспособность еще невелика, быстро утомляются и на том фоне может

сложиться негативное отношение к игре). Использую время для игр до обеда и

после сна, в течении 20 -25 минут, не говорю, что ребенок сделал что то не

правильно, иначе в дальнейшем будет бояться давать искренние ответы.

Закончить наше общение хотелось бы словами Антуана де Сент –Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь – то роскошь человеческого общения.



В раздел образования