Автор: Тростина Ольга Всеволодовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - "Детский сад № 458"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые приёмы в формировании коммуникативных навыков у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена
означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок
обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Что,
в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не
дружу».
Но детей интересует не одна игра, они хотели бы общаться между собой и со
взрослыми. Все дошкольное детство ребенка построено на том, что бы завоевать
внимание взрослого и сверстников, показать свою уникальность.
Также, согласно ФГОС ДО, содержание образовательных областей
Программы дошкольного учреждения может реализовываться в различных видах
деятельности, а для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) в том числе в
таких, как игровая и коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми
и сверстниками).
Для полноценного игрового общения детей используем формы речевой работы
как игровые образовательные ситуации. Существует 4 вида таких ситуаций: -
ситуации - иллюстрации
- ситуации - упражнения
- ситуации – проблемы или ситуации - партнерского взаимодействия
- ситуации - оценки
Игровая образовательная ситуация – одна из форм совместной деятельности и
может быть использована на протяжении всего образовательного процесса, т. е.
во всех режимных моментах и в режиме всего пребывания в детском саду, будь то
организованная или совместная деятельность. Навыки игрового общения,
которые будут приобретены в игровой образовательной ситуации, дети свободно
перенесут и в самостоятельную деятельность. Участие детей в ситуациях
партнерского взаимодействия способствует освоению ими векторов социальных
отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире
людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему
эмоциональному состоянию и состоянию других людей, используя для того
ситуации упражнения. Например: Упражнение «Улыбка» используется для
приветствия с применением невербальных средств, дети упражняются, что бы
посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, что бы партнер понял, что рады
именно ему и приветствует именно его.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение
распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей,
детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными
способами. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен
научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Моя тема по самообразованию: «Формирование коммуникативных навыков
старших дошкольников в процессе игры».
Цель: Развивать положительную эмоциональную среду детей, способствовать
преодолению барьера в общении, лучшему пониманию себя и
других. Сформировать у детей навыки общения,
посредством коммуникативных игр.
Игры проводились в определенной последовательности.
В самом начале работы были предложены игры, направленные на преодоление у
детей замкнутости, скованности, пассивности. Учились представлять себя
коллективу сверстников, воспитывали доброжелательное отношение детей друг к
другу, активизировали в речи детей ласковые, нежные слова. Можно погладить,
обнять, поцеловать.
Игры: «Позови ласково», «Медвежата», «Путаница», «Волшебный стул».
Затем проводились игры на развитие языка жестов, мимики, пантомимики: детям
давались понятия, что кроме языка существуют и другие средства общения.
Учились передавать различные эмоциональные состояния, перевоплощались в
животных, птиц, развивали умения невербально «описывать» предметы. Дети
понимали, что выразительные движения и жесты – помощники общения.
Игры: «Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем», «Отгадай, кого
изображаю», «Передача чувств» «Подарок другу», «Лесные
звери», «Утята», «Муравьишки», «Злой дракон».
Следующие игры знакомили с эмоциями человека, учили распознавать
эмоциональное состояние других людей, изучали эмоции и чувства свои и
окружающих.
Игра «Определи эмоции» (по схемам, Изучение мимики своего лица – работа с
зеркалом. Описание собственного чувственного состояния. Игра «Барометр
настроения». Символическое изображение различных настроений детей,
соотнесение его с фразеологическими оборотами (слезы градом,
сравнениями (надулся как пузырь). Игры «Мимическая гимнастика», «Музыка и
эмоции». «Рисуем эмоции пальцами» 1. Какое чувство выражает та эмоция?
2. Какие эмоции у вас вызывает та музыка?
На заключительном этапе проводились игры, способствующие развитию
сплоченности в группе, умению сотрудничать. Развивали умение понимать друг
друга, вникать в суть получаемой информации, подчиняться правилам,
воспитывали доверие, чувство ответственности за другого. Учились
взаимодействовать друг с другом, устанавливать контакты, получая от того
радость и удовольствие, развивали коммуникативные способности.
Игры «Менялки», «Связующая нить», «Разноцветный
букет», «Волшебники», «Пирамида любви» «Солнечный зайчик» «Зеркало
движений»
Мы проводили игровую ситуацию «Путешествие на корабле» в средней группе,
путешествовали в Африку. На корабле было детское кафе «Морская звезда», был
свой повар, т. е. кок, официанты, был врач, который оказывал медицинскую
помощь, работала сувенирная лавка, комната отдыха, где можно почитать книгу и
сделать прическу. Всех детей надо было обучить навыкам общения в различных
ситуациях, а так же речевым навыкам связанных с профессиями.
Игры с педагогами
Игра «Зеркало» - Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда повторяет
то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет
показывать какие то движения, а все остальные будут зеркалом, которое будет
повторять все показанные движения.
Игра «Чем мы все похожи» - надо разделиться на 3 команды, и каждой команде
придумать по 10 слов чем мы все похожи.
Игра «Радио» - ведущий загадывает ребенка, описывает его внешность, а другие
должны угадать по внещним особенностям, про кого идет речь.
Игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить
умения и навыки. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая
цель – развитие коммуникативных навыков.
При проведении и организации игр придерживаюсь следующих правил: не
стараюсь использовать за один раз несколько игр (у 6-7 летних детей
работоспособность еще невелика, быстро утомляются и на том фоне может
сложиться негативное отношение к игре). Использую время для игр до обеда и
после сна, в течении 20 -25 минут, не говорю, что ребенок сделал что то не
правильно, иначе в дальнейшем будет бояться давать искренние ответы.
Закончить наше общение хотелось бы словами Антуана де Сент –Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь – то роскошь человеческого общения.