Напоминание

Психологический контакт.Умение влиять на людей в любом режиме общения


Автор: Баисова Менгли-Хан Исмаиловна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: открытый урок
Тема: Психологический контакт.Умение влиять на людей в любом режиме общения
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)

Открытое занятие

Объедение «Лидер + »

Тема: Психологический контакт.

Умение влиять на людей в любом режиме общения.

Баисова Менгли-хан Исмаиловна

педагог- организатор.

2017г.

Форма: открытое занятие.

Методы и приемы:

-словесный прием; практическое выполнение задания.

Форма организации детского коллектива:

- групповая

Материалы:

ручки, бумага.

Ситуационные задачи;

Предварительная работа:

- Составление плана конспекта;

- Работа с литературой;

- Подбор наглядного материала;

Литература:

1.

Зверева Н. «Я говорю - меня слушают». Уроки практической риторики. М. ООО

«Альбина Паблишер- 2015г.

2.

Кипнис М. «Тренируем умение влиять на людей в любом режиме общения» М.

ООО Издательство АСТ- 2010г.

3.

Ковалев А.; Морев Б. «Арсенал оратора» Альпина Паблишер

М.-2012г.

4. Ментцель Вольфганг «Риторика. Искусство говорить свободно и

убедительно» Из - во «Омега» 9 изд. М.-2014г.

Характеристика группы:

группа первого года обучения, возраст 11-12 лет, численный состав 10 человек.

Дата: 19.01.2017 года.

Место проведения: МБУ ДО ДТТЮ «Дружба»

Продолжительность занятия: 40 минут

План занятия:

1. Вводная беседа- 5 минут

2. Практическая работа- 25 минут

3. Подведение итогов- 10 минут

Педагог: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Ребята мы с вами

уже изучили тему: «Роль лидера в управлении конфликтами в группе». Некоторые

из вас проводили мастер-класс в разных аудиториях - это Садко, это Милосердие,

это пенсионеры и инвалиды детства. Предварительно я постаралась вам

объяснить специфику этих аудиторий и вы постарались провести мастер - классы

избегая конфликтных ситуации. Вспомните, какие моменты вы запомнили.

Тема нашего занятия: «

Психологический контакт. Умение влиять на

людей в любом режиме общения».

Цели и задачи занятия

- научить строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на

чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и

этико-психологические правила поведения;

-помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

-снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию

«здесь» и «сейчас»;

-обратить внимание участников друг на друга, объединив их партнерским

соревнованием.

В ходе занятия мы прослушаем теоретическую часть и постараемся

выполнить практические задания. Я приглашаю вас, ребята к активному

сотрудничеству.

Как всегда начинаем с упражнения «Знакомство».

(упражнение).

Закрепление пройденного материала, переход к новой теме.

Ребята, кто помнить картину восточного рынка в музыкальной сказке

«Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы

словосочетание «восточный рынок»?

Ответы обучающихся.

Крики, запах пряностей, яркость, буйство красок, бойкая торговля,

попытки купить дешевле, продать дороже…

*** Замечательно! Через несколько минут мы попадем с вами на настоящий

рынок. В разных культурах, в разных странах рынки отличаются друг от

друга. Но везде рынок является символом общения, деятельности, активной

жизни.

Итак, каждый получает лист бумаги, ручку. Складываем лист пополам и

разрываем на две части. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и

разрываем. Получили по 4 куска. Их тоже складываем и тоже разрываем.

Теперь у каждого восьмушки. На каждой из восьмушек разборчиво, крупно

пишете свое имя и фамилию. Теперь каждую записку отдельно сложим,

текстом внутри. Все подготовили. Молодцы. А теперь подготовленные

записки со своими именами, пожалуйста, сложите в центре нашего кабинета.

(Перемешать)

Вот теперь все приготовления закончены, мы с вами отправляемся в

восточный рынок. По моему хлопку все имеют право подойти к горке, взять

записки с именами, затем в течение 5 минут, вам придется уговорами,

спорами, путем обмена… найти и вернуть – все восемь листков с вашим

именем. Первые три «покупателя», которым удастся быстрее всех вернуть

дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет? Все

понятно. Внимание. Начали!

Вопросы играющим в завершение игры.

1. Что вам понравилось, а что нет в этой игре?

2. Какую тактику вы использовали во время «торга»; активный поиск,

ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный

обмен, попытку обмануть партнера…?

Спасибо ребята!

I

- часть

Вводная беседа.

А теперь предлагаю вам небольшую беседу. И хочу начать свое словами

нашего современника Феликса Кирсанова- педагога по ораторскому

искусству - псевдоним Скилеф - «Научиться говорить можно, только

говоря»…

1. Умению выступать публично и влиять на людей в любом режиме

общения необходимо каждому современному человеку. Мы презентуем себя

учителю, когда рассказываем пройденный материал, преподавателю, сдавая

экзамен, работодателю – во время интервью, сотрудникам, коллегам в

процессе работы, партнерам при заключении сделок. Говорить на публике

нелегко, многие испытывают страх и неуверенность.

Но тот, кто намерен выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию,

первым делом должен выяснить, почему он говорит и чего хочет добиться.

В зависимости от круга слушателей можно выделить три типичных вида

речи:

-речь убеждение (также речь высказывание мнения)

- речь- информирование (также речь сообщение по теме)

- речь по случаю.

Естественно названные формы сочетаются друг с другом. Но вы перед

выступлением должны выяснить, какой из видов речи будет преобладать,

только в этом случае возможно соответствующим образом подготовиться.

Речь – убеждение важный вид речи в профессиональной, деловой,

политической и социальной сфере. Этот вид речи применяется, когда перед

вами стоит задача изменить мнение или побудить их выполнить какое-то

действие. Речь – убеждение имеет определенную цель, которой подчинено

все выступление. При этом для достижения данной цели, как правило,

используется односторонняя аргументация. Речь – убеждение заканчивается

призывом.

Речь - информирование – это представление и разъяснение положений

вещей, а также передача информации или опыта. Содержание речи в

большинстве случаев подается без оценки; говорящий должен стремиться

четко различать свое и чужое мнение.

Речь по случаю. В центре внимания речи по случаю находится который-

то случай, о котором говорит повествующий. Речь по случаю - нацелена

прежде всего на сердце и чувства слушателей и в меньшей мере – на

интеллект. От того, кто произносит речь по случаю, то есть по поводу чего-

либо, требуется выражение соответствующих эмоций (печаль, радость).

Поэтому возникает опасность, что многие речи по случаю могут

превратиться в подборку шаблонных фраз. В любом случае речь по случаю

должен быть достаточно краткой. При этом, за некоторым исключением

юмор приветствуется.

Есть еще одна форма речи. Это экспромты. Экспромт не является

самостоятельным видом речи. Применятся тогда, когда у кого-то возникает

необходимость произнести речь совершенно спонтанно, то есть без

предварительной подготовки. Соответственно речи всех трех видов, о

которых я рассказала, могут быть произноситься экспромтом. И в личной

жизни, и на работе, и в школе порой возникают ситуации, когда вам

совершенно неожиданно по какой-то причине приходится брать слово. При

этом инициатива может исходит как от вас лично- если вы хотите заявить о

свой позиции, так и от других лиц.

Структура - как основа речи, является непременным условием успеха

любого выступления.

Трехчастная композиция речи:

-введение

-основная часть

-заключение.

Подведя итоги, нашей вводной беседы, я хочу сказать: «Смысл общения

- в его результате. Как и любая другая сфера человеческой деятельности,

общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить,

предупредить и т.д. Но одним из основных условий любого общения,

независимо от его конкретных целей и содержания, является

психологический контакт».

Практическая работа

Ребята я предлагаю вам ситуации, где могут использоваться речь –

убеждение, речь- информирование, речь по случаю. Пожалуйста, выберите

любой лист (ситуационная задача), определите к какой форме речи

относиться и напишите короткий свой вариант выступления.

*** Ситуационные задачи:

Пример речь убеждение.

1. В производственной практике - ответственный за соблюдение техники

безопасности, замечает во время обхода, что некоторые сотрудники не

пользуются защитными шлемами. Написать речь.

2. Вы политик - вы готовитесь к предвыборной компании написать речь.

Речь информирование

3. Вы научный руководитель. Вам надо подготовить доклад по

специальности вниманию аудитории.

4. Вы преподаватель или учитель. Вам необходимо убедить своих

подопечных сделать что-нибудь полезное для школы.

5. Вы участник выставки- ярмарки. Вам подготовить итоговый отчет.

Речь по случаю

6. К вам пришли гости. Подготовить речь приветствия.

7. Вы ведущий юбилейного мероприятия. Подготовить речь.

8. У вас торжественное событие. Подготовить выступление.

9. Подготовить речь спонтанно.

Выступают обучающиеся.

Спасибо. Ребята! Какую ошибку мы допустили?

II- часть

2. Всегда начинайте свое выступление с обращения к слушателям. Поначалу

между вами и слушателем возникает невидимый барьер, который вам

необходимо как можно скорее преодолеть. В этом вам поможет удачное

обращение. Каждый раз выбор обращения зависит от повода выступления и

круга слушателей. Например: «Уважаемые дамы и господа» звучит несколько

отстраненно, однако всегда конкретно. В любом случае такая формулировка

лучше, чем переход к теме выступления без обращения. Обращение должно

быть всегда, а приветствие может и не быть. Хорошее впечатление

производит на слушателей обращение, которое непосредственно связано с

присутствующими.

«Дорогие сотрудники!»; «Дорогие коллеги!»; «Дорогие гости!»; «Уважаемые

члены клуба»; и т.д.

Помимо обращения у вас есть еще одна возможность преодолеть

психологический барьер между вами и слушателем - это вступление. Это

первое предложение и именно от него зависит заинтересованность и

концентрация внимания слушателей далее по ходу вашего выступления.

Неудачное, скучное вступление чревато тем, что слушатели сразу утратят

интерес, сразу заскучают.

Поскольку вступление играет особую, важную роль в успехе выступления,

мы этот вопрос рассмотрим основательно на следующем занятие.

А теперь я предлагаю выступить перед аудиторией с обращением.

*** Задания:

Вы ученик обращаетесь к своим одноклассникам……

Вы учитель обращаетесь к родителям…..

Ваши друзья пришли на день рождение, обращение к друзьям…..

Вы пришли к первоклассникам…..

Вы пришли в гости….

Вам надо уговорить маму отпустить вас на новогодний огонек, обращение к

маме.

Вы выступаете перед студентами первокурсниками…..

Вы выступаете перед студентами пятого курса….

Спасибо. Следующий этап нашей работы.

*** Работа для всей команды. Вы члены одной семьи. Выберите себе роль.

Итак, задача: Семья никак не может определиться, куда ехать отдыхать в

отпуск. Каждый из членов семьи отстаивает свою позицию.

Как выйти из этой ситуации и сохранить хорошие взаимоотношения в семье.

III- часть

3. Сейчас вы обыграли ситуацию повседневной жизни. А общение

ежедневно, ежечасно отличается от общения на аудиторию. В чем различие?

В обычной жизни вы ищите некие инструменты, чтобы научиться

преодолевать кризисы. Вам хочется помогать себе и близким бесконфликтно

решать проблемы. Все больше вопросов уделяется «психологической

экологии»: то есть научиться очищаться от шлаков раздражительности,

усиливать ток положительной энергии, освобождаться от мусора мелочных

обид.

Демокрит ( древнегреческий философ) считал: «Хорошими людьми

становятся больше от упражнения, чем от природы..»

Соответственно ежедневно вы должны работать над своим характером,

корректировать, то есть исправлять те или иные черты, которые мешают вам

быть яркой, притягательной личностью. Психически и физически здоровый

человек может изменить свою жизнь к лучшему, взять на себя

ответственность за преодоление личных психологических проблем, «сбоев»

в общении с другими. Все мы говорим, двигаемся и чувствуем по - разному.

Поэтому к различным людям, в разных ситуациях могут применять

различные подходы.

*** Вам сейчас необходимо в этом помещение выбрать место, где больше

всего вы почувствуете себя уютно. Где угодно. Молча. По моей команде как

можно быстрее достичь этого места и пробыть там до 3-5 секунд. Все

понятно. Внимание. Начали.

Расскажите, где вы находились, какие впечатления.

А теперь предлагаю проделать то же задание, только сейчас я вам позволяю

пообщаться. Внимание. Общаемся. Готовы. Начали.

Расскажите, где вы находились, какие впечатления. Лучше одному или все-

таки с ребятами?

*** Следующее задание. Задание на психологическую поддержку.

Я предлагаю одному из вас исполнить роль испуганного ежика. Сесть,

свернувшись, выставить «иголки», спрятать мордочку, как бы «отдалиться

от внешнего мира». Я предлагаю всем желающим поочередно или группой

попробовать успокоить ежика, тихонько пообщаться с ним, погладить,

пошептаться.

Почувствовав ваше теплое к нему отношение ежик, скорее всего уберет

иголки, распрямится и вы увидите его улыбку.

Спасибо!.

IV- часть- Закрепление.

Для закрепления нашей темы я попрошу вас выполнить еще одно задание.

*** Перед вами несколько афоризмов, которые, так или иначе, связаны с

темой нашего занятия. Как вы можете прокомментировать слова великих?

Считаете ли вы, что они сегодня звучат современно?

«Острый язык - единственное режущее оружие, которое от постоянного

употребления становиться еще острей». Вашингтон Ирвиг.

«Аудитория - лучший учитель красноречия» Скилеф

«Спорить умеют многие, мало кто умеет просто беседовать» Амос Олкот

«Говорить не думая - все равно что стрелять не целясь» Мигель де

Сервантес

«Заговори, чтобы я тебя увидел» Сократ

«Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими

словами, чтобы дурь видна была каждого» Петр 1

Рассуждение обучающихся.

4. Ребята! Знайте. Красноречие – это одна из важнейших составляющих

процесса убеждения окружающих. Если человек не обладает умением

правильно подобрать слова в речи, то и его убедительность можно поставить

под сомнение. Дар красноречия всегда выручит в ситуации, когда следует

много говорить. Особенно в тех случаях, когда обсуждаемая тема не очень

близка человеку. А для этого, я рекомендую много читать и желательно

вслух.

Ребята! Почаще улыбайтесь людям и разговаривайте с ними. Чтобы

нахмуриться, нужно задействовать 72 мускула, а чтобы улыбнуться -14.

Вспомните: улыбка- первое, что вы замечаете у других.

V- часть Подведение итогов

Ребята. Какие вопросы. (вопросы обучающихся)

Сложно ли были задание?

Что нового для себя вы узнали?

И последнее. Насколько в вашей жизни передача той или иной информации

совпадает с его восприятием и пониманием. Умеете ли вы слышать и

слушать. Я предлагаю вам прослушать стихотворную притчу и вспомнить

жизненные ситуации.

Внимание.

Человек шептал: «Господь, поговори со мной!»

И луговые травы запели.

Но человек не слышал!

Человек вскричал тогда: «Господь поговори со мной!»

И гром с молнией прокатилось по небу.

Но человек не слушал!

Человек оглянулся кругом и сказал: «Господь позволь мне увидеть тебя!»

И звезды ярко засияли….

Но человек не видел.

Человек вскричал снова: «Бог, яви мне видение!»

И новая жизнь была рождена весной.

Но человек этого не заметил!

Человек плакал в отчаянии:

«Дотронься до меня, Господь и дай мне знать, что ты здесь!»

И после этого господь спустился и дотронулся до человека!

Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь.

Спасибо!

Ребята! Буду рада, если была вам чем-то полезна. Я готова выслушать

замечания, в том числе критику. Это всегда интересно. Только так можно

расти - всегда слушаешь и тех, кто хвалит, и тех, кто критикует. Успехов вам!

И не огорчайтесь, если что-то не получиться сразу. Могу по секрету сказать:

нет ни одного оратора в мире, который бы не имел опыта неудачных

выступлений. Неудачи - это прекрасный повод подумать, сделать выводы. И

идти дальше!

Наше занятие подошло к концу. Цели поставленные в начале занятия: это.

умение адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать

собственную позицию, соблюдать речевые и этико-психологические правила

поведения; вести диалог, помочь участникам лучше узнать друг друга,

сократить дистанцию в общении; снизить чувство напряженности «здесь» и

«сейчас»; умение работать группой достигнуты. Ребята были активны,

заинтересованы в происходящем - ребята освоили данный материал.

Спасибо!



В раздел образования