Автор: Киселева Лилия Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Евдаковская ООШ" Каменского муниципального района
Населённый пункт: с.Евдаково Воронежской области Каменского района
Наименование материала: статья
Тема: Технология критического мышления на уроках географии
Раздел: среднее образование
Технология развития критического мышления на уроках географии.
Важнейшей задачей современной системы образования, отраженной в тексте ФГОС,
является формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться»
Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Развитие
критического мышления» позволяет мне как педагогу создать на своем занятии
атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций
логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия,
умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные
результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и
проблемам.
В последнее время проблема развития критического мышления анализируется
российскими
исследователями
(Е.В.Волков,
Е.О.Галицких,
Р.М.Грановская,
С.И.Заир-Бек, А.В.Федоров и др.).
Сущность
применения
элементов
технологии
критического
мышления
заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского,
А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова,
Уроки географии способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу
и интерактивным подходам.
Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с
различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности
ТРКМ
представляет
собой
совокупность
приемов,
направленных
на
то,
чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для
обобщения
информации,
способствовать
развитию
критического
мышления,
навыков самоанализа, рефлексии.
Эта технология учит современного школьника:
критически мыслить;
проявлять активность в познании окружающего мира;
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки
информационного сообщения;
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже
немаловажно), но и на представления собеседника;
чувствовать уверенность в работе с различными типами информации, может
эффективно использовать самые разнообразные ресурсы;
эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
добывать информацию из различных источников, определять причины
возникновения проблем, разрешать конфликты.
Признаки технологии критического мышления:
- Самостоятельное и носит индивидуальный характер;
- Информация – отправной, а не конечный путь мышления;
- Убедительная аргументация утверждений;
- Существует в ситуации полилога или дискуссии;
- Осуществляется в реально значимой для человека ситуации
Условия :
- Наличие времени и возможности для приобретения опыта критического
мышления;
- Наличие возможности высказывания своего мнения;
- Помощь учителя в умении задавать вопросы, осуществлять рефлексию своей
деятельности;
- Возможность обмена мнениями в ситуации дискуссии;
- Обстановка доброжелательности и взаимоуважения
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет
собой структуру урока, состоящую из трех этапов:
- стадия вызова;
- смысловой стадии;
- стадии рефлексии.
Приемы и формы технологии критического мышления
В
технологии
критического
мышления
существует
множество
приемов
и
различных форм.
Я применяю
приемы данной технологии, которые развивают
умение:
воспринимать информацию;
прогнозирование;
работать с текстом;
формирования понятий;
осуществлять самоконтроль и самооценивание.
1
стадия - «Вызов».
Функции стадии вызова:
1. Мотивационная
(пробуждение интереса и побуждение к работе)
1.
Информационная
(актуализация (вызов «на поверхность»)
уже имеющихся знаний)
2.
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается,
обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учитель
использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому
вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает
предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе
работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это
значит для меня?”, “Зачем это мне нужно? Ученик задаёт вопросы, на
которые хотел бы получить ответ.
Приём №1 «Свободное письмо»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной
теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и
выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Приём №2 “Ассоциация”.
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “Ветер”?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также
записывает на листе бумаги или доске.
Например: на доске записана тема урока: «Вулканы». Каждый ученик записывает в
свой лист ассоциации, связанные со словом «Вулканы», а далее эти фразы по
цепочке зачитываются вслух и фиксируются на экране (учитель на доске записывает
фразы учащихся «Вулканы - это…»). Заслушиваются все фразы.
Прием №3 «Кластеры» (гроздь).
Кластер
–
это
способ
графической
организации
материала,
позволяющий
сделать
наглядными
те
мыслительные
процессы,
которые
происходят
при
погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения
учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является
отражением
нелинейной
формы
мышления.
Иногда
такой
способ
называют
«наглядным мозговым штурмом».
Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в
определенном порядке в виде грозди. Разбивку на кластеры можно использовать как
на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это педагогическая стратегия, которая
помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот
прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как
определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования
появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений.
Это
письменный
род
деятельности
служит
инструментом
обучения
письменной
речи,
дает
доступ
собственным
знаниям,
пониманию
или
представлениям
об
определенной теме.
Правила очень простые:
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или
словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это
н а ш а
т е м а .
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.
Учащиеся записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с
данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них
соответствующие
термины,
понятия.
Многие
учителя
сравнивают
этот
приём
с
моделью солнечной системы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или
словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «хаос»).
3
этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы,
в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное
понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются
«спутники»,
устанавливаются
новые
логические
связи.
В
итоге
получается
структура,
которая
графически
отображает
наши
размышления,
определяет
информационное поле данной темы.
Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии
«Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения
темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В
зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу
учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную
работу,
чтобы
этот
прием
стал
технологичным.
Ученики
с
удовольствием
используют кластеры.
Приём №4 «Верно – не верно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак
«-» там где по их мнению оно не верно
Пример :
Урок 9 класс «Транспорт России»
•
Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта
•
Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между
портами одной страны
•
Метро относится к наземным видам транспорта
•
Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт
•
В России очень много незамерзающих портов
•
В восточной части России густота транспортной сети больше чем в западной
Приём №5 «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и
некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи
Пример: урок в 7 классе «Воздушные массы и климатические пояса»
Задание: построить логический ряд климатических поясов северного полушария.
2 стадия -
«Осмысление материала».
На
стадии
осмысления
содержания
осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм,
лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.
Прием №1«Инсерт» (пометки на полях).
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения
текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу
кратко заносятся сведения из текста.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и
внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать
собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной
информации.
Учитель фиксирует на доске утверждения, известные ученикам прежде, новые
знания, вопросы, утверждения, вызывающие сомнения. Педагог обращает внимание
на общие позиции и особые точки зрения. Он предлагает учащимся объяснить свою
позицию и ответить на вопросы той группы, у которой подобных вопросов не
возникло.
Приём №2 «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают
друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя –
показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала
3 стадия - «Рефлексия».
Функции стадии рефлексии:
1.
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)
2.
Мотивационная
(побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля)
3.
Информационная
(приобретение новых знаний)
4.
Оценочная
(выработка собственной позиции)
На этой стадии решаются следующие задачи:
- корректировка и систематизация знаний;
- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем
изучении материала;
- закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих
представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.
этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность
расширить
свой
выразительный
словарь,
а
также
познакомиться
с
различными
представлениями.
Приём №1 «Кластер»
1. Выписывается ключевое слово;
2. Записываются слова и предложения по теме;
3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;
4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками
(используется как средство для подведения итогов,
как стимул для возникновения новых ассоциаций
и графических изображений новых знаний)
Приём №2 «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в
кратких выражениях
Правила написания:
1.
Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
2.
Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или
причастия)
3.
Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
4.
Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к
теме
5.
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Пример:
Карта
Крупномасштабная, мелкомасштабная
Изображает, обозначает, выделяет
Очень удобное изображение поверхности
Чертёж местности
География
Физическая, экономическая
Описывает, исследует, прогнозирует
Очень интересный предмет
Наука
Приём №3 «Эссе»
Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет
учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
Что узнал и чему научился на уроке?
Что хотел бы узнать?
Пример: Урок 6 класс «Рельеф суши»
- На уроке я познакомился с понятием рельеф; узнал, какие горы называют
низкими, средними, высокими, а какие высочайшими; узнал чем отличаются
низменности от возвышенностей; научился находить различные формы рельефа на
физической карте и называть их в зависимости от высоты территории над уровнем
моря.
Домашнее задание дается на выбор.
Заключение
Используя метод наблюдения, я определила что большинство обучающихся с
желанием
выполняют
творческие
задания,
вместо
стандартного
выполнения
предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Поэтому в основе
моей работы использованы элементы критического мышления.
География
–
интереснейший
предмет,
позволяющий
учащимся
не
только
узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал.
Считаю, что необходимо создавать на уроках и внеурочных занятиях по
географии предпосылки формирования критического мышления обучающихся, т.е.
создавать условия для осуществления успешной осмысленной деятельности.