Напоминание

"Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе как одна из составляющих воспитания школьников"


Автор: Романенко Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №50"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: доклад
Тема: "Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе как одна из составляющих воспитания школьников"
Раздел: полное образование





Назад





Доклад

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 50 г. Владивостока» Романенко Г.И.

«Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе как одна из

составляющих воспитания школьников»
Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе - важные составляющие образования и воспитания учащихся. При ведении этой работы я преследую следующие цели: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. ( Слайд 2) Принципы, которыми я руководствуюсь в во внеклассной работе: • принцип целостности (обучение и воспитание должны стать единой системой; то, что мы читаем на уроках внеклассного чтения, должно найти отражение в жизни); • принцип гуманизации (он помогает учащимся правильно ориентироваться в системе ценностей); • принцип развития творческих способностей (этот принцип предполагает выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей в различных направлениях творческой деятельности); • принцип субъективности (учащийся осознает свое “Я” в связях с другими людьми и миром, осмысливает свои поступки, предвидит их последствия). (Слайд 3) Все вы прекрасно знаете, что если при подготовке к традиционным урокам по программе можно опереться на методические пособия в случае затруднения, то уроки по внеклассному чтению приходится разрабатывать самим, потому что методической литературы практически не существует, а между тем мы должны знакомить учащихся с новинками современной литературы, тем более, что есть много книг современных авторов, дающих пищу для размышления, очень интересных и полезных в плане воспитания школьников. С одним из таких произведений я познакомилась сама и провела урок внеклассного чтения. Это повесть московской писательницы Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Повесть вышла в издательском доме «Компас-гид». Книга - удивительная. Главный герой – ребенок, чье детство превратилось в испытание. Эта книга стала ярким литературным событием, особенно на фоне дефицита серьезной и в то же время захватывающей литературы для юношества. (Слайд 4) Учащихся особенно поразило то, что повесть написана по воспоминаниям реальной героини Стеллы Нудольской. За строками книги Ольги Громовой
так и слышится рассказ конкретного человека о том, что такое сталинские репрессии, какие лишения и несчастья на примере одной семьи постигли многих людей вроде бы счастливой Советской страны. Дети сами нашли фотографии семьи Нудольских. (Слайд 5) Осознать весь трагизм описываемых событий им помогли иллюстрации художницы Марии Пастернак, стилизованные под детские рисунки. (Слайд 6) На уроке я использовала следующие стратегии работы над литературным произведением:  Стратегия предтекстовой деятельности. Учащимся даются опережающие задания: найти подлинные фотографии семьи Нудольских; проанализировать заголовок «Сахарный ребенок»; определить круг проблем, затронутых в произведении.  Стратегия текстовой деятельности. На уроке используется прием «чтение с остановками», когда читается эпизод и к нему задаются вопросы, или форма урока- диалога.  Послетекстовая деятельность. В качестве домашнего задания учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что значит фраза «Не позволяй душе бояться»? или выписать из текста 5-6 афоризмов на нравственную тему. ( Слайд 7) Для работы с текстом этого произведения в десятом классе я выбрала урок- диалог, потому что непринужденная беседа, когда дети пытаются осмыслить, проанализировать прочитанное, пропустить через свою душу и сердце, больше отвечает требованиям воспитания, чем просто знакомство с произведением через лекцию учителя. Самым важным этапом урока была работа над проблематикой повести. Кстати, эта работа способствует и подготовке к экзаменационному сочинению по литературе, а также к сочинению на ЕГЭ. Дети получили опережающее задание: определить круг проблем, затронутых в произведении После уточнения теоретического понятия «проблема» все вместе обобщили и записали проблемы повести: • проблема семейного воспитания и образования; • проблема человеческого достоинства и личной свободы ; • проблема поведения людей в сложной житейской ситуации; • проблема дружбы; • проблема межнациональных отношений; • проблема исторической справедливости. ( Слайд 8 ) Затем учащиеся были разбиты на группы по количеству проблем. Каждая группа работала над комментарием проблемы, подыскивая аргументы в тексте. Наиболее полными оказались комментарии к проблеме семейного
воспитания и образования: « Родители оба работали.., но когда они были дома.., все их время принадлежало мне. Ни разу я не слышала: «отойди», «займись своими игрушками», «мне некогда», «поговорим потом». Благодаря родителям, к пяти годам Эля свободно говорила на трех языках, читала с четырех лет, знала много стихов, песен и сказок, знала, кто такие Жанна Д Арк, Кутузов, Барклай де Толли, декабристы, Коперник, где находится Африка и кто ее населяет. Ее умная, интеллигентная мама во время прогулок с дочкой декламирует стихи обо всем, что видит, ни разу не повторяясь. Для многих учеников явилось откровением, что в семье может быть приоритетным не материальное обеспечение ребенка, а его духовное и интеллектуальное развитие. Дети сами выделили и записали главные принципы семьи Нудольских: • Если по твоему лицу видно, что у тебя плохое настроение, значит, ты дурно воспитана. • Хороший человек всё делает сам. • Хороший человек ничего не боится. • Хороший человек развязывает все узлы сам. • Хороший человек умеет терпеть. ( Слайд 9 ) Не менее успешно десятиклассники проанализировали проблему человеческого достоинства и личной свободы: «— Нас продали в рабство, что ли? — спросила я. — Мы теперь рабы? — Ну что ты, моя хорошая. Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя». Этот разговор дочери с мамой состоялся в лагере для членов семьи изменников Родины. Маленькая героиня хорошо усвоила урок, поняла, как сохранить в себе свободного человека и, самое главное, для чего это делать. Несмотря на все лишения, голод, болезни и нечеловеческие условия, Эля и ее мама не падают духом, поют, читают стихи, рассказывают истории, шутят, опасаясь больше всего расстроить или ранит друг друга. Учащиеся находят в тесте повести доказательства, что героини не сломались, не потеряли внутренний стержень, с достоинством прошли все испытания. Дети выписывают и комментируют высказывания героев: • Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя. • Не позволяй себе бояться. • Умный человек не спорит зря, а поступает, как считает нужным.
• Ничего не принимать на веру, никакие громкие слова, лозунги, обвинения и славословия, а думать своей головой и слушать своё сердце. Сердце не обманывает.( Слайд 10 ) Конечно, невозможно за один урок рассмотреть все проблемы, но все-таки мы успели записать цитаты, которые показались нам наиболее запоминающимися: • Ведь только поговорив с человеком и посмотрев ему в глаза, ты можешь понять, какой он на самом деле. • Конечно, человек обо всём сначала должен подумать сам. Но если что- то неясно, пожалуй, стоит поговорить с кем-то, кому ты доверяешь. Иногда это помогает. • Когда люди сами перенесли много тяжёлого в жизни, они помогают другим молча и не ожидая благодарности. • Хороших людей вокруг всё равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла. ( Слайд 11 ) В конце урока подводим итоги: Это книга светлая и дающая надежду, каждая строчка в ней пропитана добром, верой в чудо, любовью к жизни. В страшном, непонятном мире девочка встречает много хороших людей, даже за колючей проволокой восхищается она прекрасной далью киргизской степи, цветами, совершенной красотой жеребенка. Эта подлинная история, невероятная по силе воздействия, поможет современным читателям задуматься и найти нравственные ориентиры. Не менее важным фактором воспитания является и внеклассная работа по литературе. При подготовке к внеклассным мероприятиям я столкнулась с тем, что дети мало знают творчество писателей и поэтов, писавших о войне. Поэтому в 7 и 10 классах я провела два мероприятия, объединенных военной тематикой. В декабре прошлого года литературный мир отмечал столетний юбилей Константина Симонова. ( Слайды 12,13 ) В связи с этим мы с десятиклассниками провели внеклассное мероприятие, посвященное его творчеству. Одна группа детей подготовила презентацию о жизни и творчестве поэта, остальные – выучили стихи, преимущественно на вое6нные темы, из которых потом была составлена литературно- музыкальная композиция, прозвучавшая взволнованно и приподнято. ( Слайды 13,14 ) Особое внимание мы уделили музе поэта актрисе Валентине Серовой и посвященному ей стихотворению «Жди меня». ( Слайды 15,16) Это стихотворение было очень популярно в годы войны. Оно было переведено
на многие языки, положено на музыку. В нашей композиции оно прозвучало на русском и английском языках, также был исполнен романс «Жди меня» на русском и украинском языках. Внеклассное мероприятие способствовало формированию у учащихся правильному представлению о важнейших человеческих ценностях: самопожертвовании во имя Родины, любви, дружбе, взаимопонимании, уважении к другим народам. С целью воспитания патриотических чувств у школьников на ярких примерах из жизни их сверстников в годы войны мной был проведен классный час «Дети войны». В моем 7 классе я провела анкету на знание событий Великой Отечественной войны и пришла к выводу, что на фоне обострившейся политической обстановки, когда в мире пытаются предать забвению победу русского народа, очень важно пополнять знания школьников о войне, не дать им забыть, какие ужасы принесла война. Я выбрала для этого мероприятия не форму монтажа со стихами, а презентацию «Дети войны», чтобы современные дети наглядно увидели и остро прочувствовали, что не всегда их сверстников было счастливое, беззаботное детство. ( Слайд 18) На классном часе было продемонстрировано множество фотосвидетельств фашистских зверств над детьми. ( Слайды 19-22) Показ слайдов сопровождался чтением стихов Мусы Джалиля « Их расстреляли на рассвете», «Варварство», отрывка из поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги». ( Слайды 23,24,26) Были подобраны и материалы современных военных событий, которые заставляют задуматься о недопустимости каких-либо войн. ( Слайд 25) Думается, что подобное знакомство с историей и с художественными произведениями о недавнем прошлом нашей страны помогут школьникам расширить кругозор, сформировать свою гражданскую позицию, способствуют воспитанию у них неприятия агрессии, насилия и войны, развитию чувства национального достоинства.


В раздел образования