Автор: Романенко Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с.Арзгир Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Место интерактивных методов в образовательном процессе
Раздел: начальное образование
Тема: «Место интерактивных методов в образовательном процессе».
1. Введение в занятие
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни чтение, что ни русский -
Он взлетает в облака.
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
- Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд,
чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в
процесс преподавания интерактивных методов обучения. Слайд (Цели,
задачи)
- Почему именно интерактивные методы?
- Сегодня моим первоклашкам 7 лет, через 20-25 лет они будут руководить
страной. Александр Кондаков, президент Института образовательных систем
в статье « Сценарий будущего» написал, что в 2019 году бионический глаз
вернем слепым зрение, в 2023 машины научатся думать. В 2032 3D принтеры
заменят авиаперевозки, игра станет нормой жизни и стандартом реальности.
- Так ли это будет? Мы сейчас не можем сказать уверенно, но уже понятно,
что будут новые профессии, появиться новый рынок занятости.
- Что остается учителю? Он должен с достоинством принять эти вызовы
времени. Возможно, что научные знания, которые мы даём сегодня, в
будущем будут не актуальные, но те качества и компетенции, которые мы
сможем сформировать сегодня, станут основой их жизни
- А. Кондаков в этой же статье, говорит, что в будущем человеку кроме
умений читать, писать, работать с компьютером, будут нужны творческое
мышление, умение общаться, договариваться, сотрудничать, работать в
коллективе. На первый план выйдут такие черты характера, как
любознательность, инициативность, настойчивость, лидерские качества.
Интерактивные методы как нельзя лучше способствуют формированию
поставленных задач.
Слайд Возможно поэтому, основные методические инновации связаны с
применением интерактивных методов обучения. Они является непременной
составляющей инновационных педагогических систем и технологий. (На
слайде список технологий)
Я стала изучать литературу по этому вопросу, мне довелось участвовать в
конкурсе «Мастера интерактивных педагогических технологий» в рамках
Международного проекта «Интерактивные технологии Северного Кавказа»
под руководством Молодиковой И.Н. г. Будапешт. Стала применять эти
методы в своей практике. И довольно быстро поняла, что с помощью этих
методов возможно каждого ребёнка вовлечь в работу, обычный урок сделать
необычным, неинтересный материал представить интересным.
Слайд
Слово «интерактивный» происходит от английского (inter – «между»,
«взаимный»; act — «действие»).
На сегодня на конкурсе давала урок «Для чего нужна экономика». Тема не
лёгкая, изучаются абстрактные понятия и термины, только использование
интерактивных методов помогли достичь цели урока.
Ребята работали в фокус-группах. Фокус-группа – это группа людей, которая
собирается вместе для обсуждения определенной темы, в которой каждый
заинтересован в той или иной степени. «Работа в фокус – группе» - это
общеизвестный метод, но по логике он на данном этапе урока был к месту, да
и опыта использования работы в группе у меня достаточно большой.
Например….
Ролевая игра – это творческий метод. Это разыгрывание участниками
группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения
определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных
ситуаций. Участники получили задание на карточках, распределяют роли, и
отправились в магазин за покупками. В моей педагогической копилке есть
ролевая игра «Учимся брать интервью». Сначала на классном часе
научились, как нужно начинать и заканчивать разговор, какие вопросы
задавать. А потом уже провела урок «Как я встречался с Колобком».
«Активное голосование или голосование «ногами». Его цель – вовлечь
всех учащихся в процесс принятия решений или высказать своё отношение.
Я хотела показать, что даже домашнее задание может быть
интерактивным. Дети должны сами организоваться в фокус- группы,
договориться и выполнить задание. А затем представить его.
Роль учителя в интерактивных уроках, как правило, сводится к направлению деятельности
учащихся на достижение целей урока. Для этого необходимо тщательно разработать план
урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы
над которыми ученик изучает материал), но на одном уроке можно использовать не более 2-3
методов.
Итог занятия
Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу —
научить ребенка учиться.
«Если ждать достаточно долго и терпеливо, то … ничего не случится». Не
будем ждать, давайте будем взаимодействовать. Создавать на уроке условия,
при которых дети будут, общаясь узнавать. Я желаю Вам и себе этого
взаимодействия.