Напоминание

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО


Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО.

Цветикова Т.В. – преподаватель

специальных дисциплин

ГБПОУ КО «Калужский колледж

народного хозяйства и

природообустройста»

Современная доктрина построения образовательного процесса в средних и

высших профессиональных учебных заведениях ориентирована на подготовку

высококвалифицированных специалистов, способных не только теоретически

освоить

азы

будущих

специальностей,

но

и

овладеть

основными

компетенциями,

т.е.

умениями

и

навыками,

необходимыми

в

определенной

деятельности.

Для ознакомления с производственным процессом

предназначены

практики, которые включаются администрацией учебных заведений в планы

ежегодной педагогической нагрузки преподавателей специальных дисциплин и

профессиональных модулей.

Разберем особенности прохождения обучающимися учебной и

производственной практик и оценим их значение в рамках образовательной

деятельности в настоящее время.

Среди особенностей организации учебной практики можно выделить

следующие положения:

- она проходит зачастую в стенах соответствующих образовательных

организаций;

- руководителями учебных практик являются, как правило, сами педагоги,

которые преподают конкретных дисциплины и профессиональные модули;

- цель проведения учебной практики является закрепление в углубленной

форме

тех

умений

и

навыков,

которые

обучающиеся

приобретают

в

ходе

выполнения текущих практических работ;

- данная форма обучения предполагает использование приборов и средств

ИКТ-технологий,

которыми

располагает

конкретная

образовательная

организация;

-

по

окончании

прохождения

учебной

практики

обучающиеся

предоставляют отчеты, сдают дифференцированные зачеты или экзамены.

Таким образом, по содержанию и структуре учебная практика является

неотъемлемой частью практических занятий по дисциплинам и модулям и

полностью находится в введении конкретной образовательной организации.

В последнее время произошли отдельные изменения в организации учебных

практик: графики их проведения предполагают теперь не только выполнения

заданий в условиях учебных аудиторий, но и выход на предприятия, на которых

впоследствии

обучающиеся

проходят

производственную

и

преддипломную

практики.

Подобные нововведения вызваны рядом причин:

- недостаточная материально-техническая база ряда образовательных

организаций

не

позволяет

на

должном

уровне

подготавливать

и

внедрять

высокотехнологичные задания;

- поскольку наблюдается существенное различие условий организации

учебной и производственной практик на предприятия обучающиеся приходят с

нулевой степенью освоения основных компетенций, что зачастую не устраивает

специалистов подшефных структур;

- если же ограничивать образовательный процесс СПО только учебной

практикой,

то

выпускники

соответствующих

образовательных

организаций

встанут перед фактом освоения будущей специальности с нуля, что потребует

от

администрации

дополнительных

расходов

на

внутреннее

обучение

специалиста;

в

условиях

длительного

экономического

кризиса

подобная

ситуация практически исключается.

При полном или частичном совмещении прохождения учебной и

производственных

практик

обуч ающие ся

нач инают

о с в а и в а т ь

профессиональные компетенции уже на первом этапе ознакомления с будущей

деятельностью, до начала производственной и преддипломной практик.

В связи с изменениями в функциональном назначении учебной практики

преобразуется

и

деятельность

обучающихся

по

прохождению

программы

производственной и преддипломной практик.

Целью организации производственной практики является ознакомление

обучающихся

с

профессиональными

компетенциями,

применяемыми

в

деятельности специалистов на предприятиях и в организациях. Если профиль

образовательной

организации

связан

с

медициной,

то

з а д а н и я

производственной практики связаны с определением правильных диагнозов у

пациентов, ведением учетной документации, применением методик лечения,

используемых

на

современном

этапе.

Когда

будущая

работа

связана

с

образовательной

деятельностью,

то

профессиональные

компетенции

затрагивают

особенности

преподавания

отдельных

дисциплин

и

профессиональных

модулей,

составление

тестовых

заданий

и

организации

объективного оценивания результатов учебного труда.

Наконец, затронем сферы землеустроительной деятельности и земельно-

имущественных отношений.

Профессиональные модули, относящиеся к первой из них включают

компетенции по проектированию хозяйств, установлению и уточнению границ

земельных

участков

на

местности,

составлению

картографического

и

документированного материала, ведению баз АИС (ГКН) – автоматизированной

информационной системы Государственного кадастра недвижимости.

Что касается сферы земельно-имущественных отношений, то здесь

формируются компетенции, касающиеся составления основных документов на

земельные участки и объекты капитального строительства, как на бумажных

носителях, так и в электронной форме; проведение кадастровых съемок на

местности;

закрепление

их

результатов

в

натуре

и

в

графической

форме;

перенесение данных об объектах кадастрового учета в централизованную базу;

организация работ по кадастровой оценки объектов недвижимости.

На предприятиях и в организациях все практические задания

выполняются с использованием современного оборудования и с привлечением

показаний космической спутниковой системы, что лишний раз свидетельствует

о

необходимости

налаживания

взаимодействия

между

учебной

и

производственной практиками в образовательных организациях.

Результатом прохождения производственной практики, в отличие от

учебной

является

проведение

квалификационного

экзамена,

который

носит

комплексный

характер

и

включает

несколько

компетенций

по

ряду

профессиональных

модулей.

Каждый

модуль

оценивается

отдельно,

затем

выводится

средняя

отметка,

которая

идет

в

аттестационную

документацию

обучающегося.

Мониторинг организации учебных и производственных практик

показывает, что серьезный подход образовательной организации к обучению на

первом этапе и заинтересованность самих обучающихся в высоком качестве

освоения

знаниями

демонстрирует

в

дальнейшем

достойный

уровень

подготовки не только к выполнению производственных заданий, но и к их

реализации в будущем дипломном проекте и при выходе на работу уже в

качестве специалиста.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие

для студ.высш.учеб.заведений/И.Г. Захарова. – М., 2008.- Сс. 154-168.

2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования:

учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. – М.:

Издательский центр «Академия», 2008.

3.Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед.

вузов / Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с

(Педагогическое образование).



В раздел образования