Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО
Раздел: среднее профессиональное
ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО.
Цветикова Т.В. – преподаватель
специальных дисциплин
ГБПОУ КО «Калужский колледж
народного хозяйства и
природообустройста»
Современная доктрина построения образовательного процесса в средних и
высших профессиональных учебных заведениях ориентирована на подготовку
высококвалифицированных специалистов, способных не только теоретически
освоить
азы
будущих
специальностей,
но
и
овладеть
основными
компетенциями,
т.е.
умениями
и
навыками,
необходимыми
в
определенной
деятельности.
Для ознакомления с производственным процессом
предназначены
практики, которые включаются администрацией учебных заведений в планы
ежегодной педагогической нагрузки преподавателей специальных дисциплин и
профессиональных модулей.
Разберем особенности прохождения обучающимися учебной и
производственной практик и оценим их значение в рамках образовательной
деятельности в настоящее время.
Среди особенностей организации учебной практики можно выделить
следующие положения:
- она проходит зачастую в стенах соответствующих образовательных
организаций;
- руководителями учебных практик являются, как правило, сами педагоги,
которые преподают конкретных дисциплины и профессиональные модули;
- цель проведения учебной практики является закрепление в углубленной
форме
тех
умений
и
навыков,
которые
обучающиеся
приобретают
в
ходе
выполнения текущих практических работ;
- данная форма обучения предполагает использование приборов и средств
ИКТ-технологий,
которыми
располагает
конкретная
образовательная
организация;
-
по
окончании
прохождения
учебной
практики
обучающиеся
предоставляют отчеты, сдают дифференцированные зачеты или экзамены.
Таким образом, по содержанию и структуре учебная практика является
неотъемлемой частью практических занятий по дисциплинам и модулям и
полностью находится в введении конкретной образовательной организации.
В последнее время произошли отдельные изменения в организации учебных
практик: графики их проведения предполагают теперь не только выполнения
заданий в условиях учебных аудиторий, но и выход на предприятия, на которых
впоследствии
обучающиеся
проходят
производственную
и
преддипломную
практики.
Подобные нововведения вызваны рядом причин:
- недостаточная материально-техническая база ряда образовательных
организаций
не
позволяет
на
должном
уровне
подготавливать
и
внедрять
высокотехнологичные задания;
- поскольку наблюдается существенное различие условий организации
учебной и производственной практик на предприятия обучающиеся приходят с
нулевой степенью освоения основных компетенций, что зачастую не устраивает
специалистов подшефных структур;
- если же ограничивать образовательный процесс СПО только учебной
практикой,
то
выпускники
соответствующих
образовательных
организаций
встанут перед фактом освоения будущей специальности с нуля, что потребует
от
администрации
дополнительных
расходов
на
внутреннее
обучение
специалиста;
в
условиях
длительного
экономического
кризиса
подобная
ситуация практически исключается.
При полном или частичном совмещении прохождения учебной и
производственных
практик
обуч ающие ся
нач инают
о с в а и в а т ь
профессиональные компетенции уже на первом этапе ознакомления с будущей
деятельностью, до начала производственной и преддипломной практик.
В связи с изменениями в функциональном назначении учебной практики
преобразуется
и
деятельность
обучающихся
по
прохождению
программы
производственной и преддипломной практик.
Целью организации производственной практики является ознакомление
обучающихся
с
профессиональными
компетенциями,
применяемыми
в
деятельности специалистов на предприятиях и в организациях. Если профиль
образовательной
организации
связан
с
медициной,
то
з а д а н и я
производственной практики связаны с определением правильных диагнозов у
пациентов, ведением учетной документации, применением методик лечения,
используемых
на
современном
этапе.
Когда
будущая
работа
связана
с
образовательной
деятельностью,
то
профессиональные
компетенции
затрагивают
особенности
преподавания
отдельных
дисциплин
и
профессиональных
модулей,
составление
тестовых
заданий
и
организации
объективного оценивания результатов учебного труда.
Наконец, затронем сферы землеустроительной деятельности и земельно-
имущественных отношений.
Профессиональные модули, относящиеся к первой из них включают
компетенции по проектированию хозяйств, установлению и уточнению границ
земельных
участков
на
местности,
составлению
картографического
и
документированного материала, ведению баз АИС (ГКН) – автоматизированной
информационной системы Государственного кадастра недвижимости.
Что касается сферы земельно-имущественных отношений, то здесь
формируются компетенции, касающиеся составления основных документов на
земельные участки и объекты капитального строительства, как на бумажных
носителях, так и в электронной форме; проведение кадастровых съемок на
местности;
закрепление
их
результатов
в
натуре
и
в
графической
форме;
перенесение данных об объектах кадастрового учета в централизованную базу;
организация работ по кадастровой оценки объектов недвижимости.
На предприятиях и в организациях все практические задания
выполняются с использованием современного оборудования и с привлечением
показаний космической спутниковой системы, что лишний раз свидетельствует
о
необходимости
налаживания
взаимодействия
между
учебной
и
производственной практиками в образовательных организациях.
Результатом прохождения производственной практики, в отличие от
учебной
является
проведение
квалификационного
экзамена,
который
носит
комплексный
характер
и
включает
несколько
компетенций
по
ряду
профессиональных
модулей.
Каждый
модуль
оценивается
отдельно,
затем
выводится
средняя
отметка,
которая
идет
в
аттестационную
документацию
обучающегося.
Мониторинг организации учебных и производственных практик
показывает, что серьезный подход образовательной организации к обучению на
первом этапе и заинтересованность самих обучающихся в высоком качестве
освоения
знаниями
демонстрирует
в
дальнейшем
достойный
уровень
подготовки не только к выполнению производственных заданий, но и к их
реализации в будущем дипломном проекте и при выходе на работу уже в
качестве специалиста.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие
для студ.высш.учеб.заведений/И.Г. Захарова. – М., 2008.- Сс. 154-168.
2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования:
учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. – М.:
Издательский центр «Академия», 2008.
3.Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед.
вузов / Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с
(Педагогическое образование).