Автор: Деева Эмма Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №1 г.Горно -Алтайска"
Населённый пункт: г. Горно -Алтайск, Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Организация работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ
(выступление на педсовете)
Деева Эмма Константновна,
учитель начальных классов, ВКК
Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека.
Она играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений.
Основная
социальная
функция
семьи
–
воспитание
и
развитие
детей,
социализация
подрастающего
поколения.
В
особо
трудных
условиях
оказываются
семьи,
воспитывающие
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья. Появление на свет больного ребенка всегда является
трагедией
для
семьи.
Изменяется
нормальный
цикл
семейной
жизни
и
психологический климат в семье. Проблемы воспитания «особого» ребенка
чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной
дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они
испытывают
боль,
горе,
чувство
вины
за
то,
что
родился
такой
ребенок,
нередко
впадают
в
отчаяние.
Семья
чаще
всего
отдаляется
от
друзей,
знакомых, родственников. Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю
тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму
трудно его принять. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется
достаточно
большое
внимание.
Для
таких
детей,
контакт
которых
с
окружающим
миром
сужен,
неизмеримо
возрастает
роль
семьи.
Семье
принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов:
воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление
детей с ОВЗ как активных членов общества.
Были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми
с ограниченными возможностями здоровья.
1.
Умышленное
ограничение
в
общении: родители
детей
с
ОВЗ
ограничивают
круг
общения
(как
свой,
так
и
ребёнка).
Таким
образом,
социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это
отрицательно сказывается на социализации ребёнка
.
2.
Гиперопека: часто
гиперопека
является
единственным
способом
самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети
часто
окружены
излишней
заботой
и
начинают
использовать
свою
ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка,
настаивают
на
проведении
самых
неразумных
методов
«лечения»,
которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к
выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к
нему каких-либо знаков внимания,
5
.
Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка
не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные)
условия для ребёнка дома.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях,
где
воспитываются
дети
с
ОВЗ,
определена общую
цель психолого-
педагогической работы с родителями таких детей: воспитания ребенка с ОВЗ,
помощь
семьям
по
социальной
адаптации
и
интеграции
детей
с
ОВЗ
в
общество.
4 Для решения данной цели в работе поставлены ряд задач:
1.
научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2.
вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и
психологии развития;
3.
сформировать адекватную самооценку.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без
наличия
широких
сознательных
контактов,
постоянного
общения
с
различными
людьми.
Максимально
возможного
уровня
развития
ребенка
можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:
- раннее начало коррекционной работы,
- благоприятная семейная обстановка,
- взаимодействие школы с семьей,
- медицинское сопровождение.
Психолого-педагогическая работа с
родителями
детей
с
ОВЗ проходит
поэтапно.
1.
Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое
знакомство
родителей
со
специалистами,
которые
в
дальнейшем
будут
проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание
доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в
участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.
2.
Более
глубокое
знакомство
специалиста
с
родителями,
налаживание
тесного
контакта.
На
этом
этапе
происходит
ознакомление
родителей
с
формами работы школы с семьёй.
3.
Составление программ индивидуального сопровождения для каждого
ребёнка
с
ОВЗ.
В
данной
программе
специалистами
определяется
индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
4.
Составление плана работы педагогов с родителями детей с ОВЗ.
5.
Обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями.
6.
Повышение
педагогической
компетентности
родителей
в
области
психической и познавательной сфер развития ребенка.
Используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.
1.
Беседы: коллективные и индивидуальные.
Консультации:
Данные
формы
работы
преследуют
цель
информирования
родителей
об
этапах
психологического
развития
ребёнка,
организации
предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье.
Важным
звеном
является
посещение
семьи. Основная
цель
визита
–
познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
Информирования родителей об успехах их детей ЧЕРЕЗ электронную систему
«Дневник.ру»..
1.
Родительские
собрания
в
форме: тренинга,
«круглых
столов»,
«Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и
выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение
самооценки
участников
и
т.д.
Участие
в
тренинге
помогает
родителям
приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться
эффективному
взаимодействию
с
ним,
решить
некоторые
личностные
проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме
того, во время таких встреч родители детей с ОВЗ имеют возможность
встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу
поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки
2.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
3.
Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. Родители
в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят
успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
Демонстрация
родителям фото/видео
фрагментов
занятий в
школе,
праздников.
Педагог,
принимая
учеников
с
ОВЗ,
как
любых
других
детей
в
классе,
выступает
посредником
между
ребёнком
и
взрослым,
ребёнком
и
его
окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с
ребёнком
или
его
окружением.
Именно
от
работы
учителя
зависит,
насколько такие семьи понимают огромную работу, проводимую школой по
отношению
к
воспитанию,
обучению
детей
с
ОВЗ,
и
участвуют
в
ее
реализации.
Именно
в
условиях
партнерских
отношений
между
участниками
образовательного
процесса
и
родителями
можно
определить
правильный
маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Будущее
ребенка
с
ОВЗ
во
многом
зависит
от
того,
насколько
он
социализирован, адаптирован в обществе. Школа вместе с семьей должны
сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом
не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о
помощи.