Напоминание

"Работа с родителями детей с ОВЗ"


Автор: Деева Эмма Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №1 г.Горно -Алтайска"
Населённый пункт: г. Горно -Алтайск, Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ

(выступление на педсовете)

Деева Эмма Константновна,

учитель начальных классов, ВКК

Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека.

Она играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений.

Основная

социальная

функция

семьи

воспитание

и

развитие

детей,

социализация

подрастающего

поколения.

В

особо

трудных

условиях

оказываются

семьи,

воспитывающие

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья. Появление на свет больного ребенка всегда является

трагедией

для

семьи.

Изменяется

нормальный

цикл

семейной

жизни

и

психологический климат в семье. Проблемы воспитания «особого» ребенка

чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной

дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они

испытывают

боль,

горе,

чувство

вины

за

то,

что

родился

такой

ребенок,

нередко

впадают

в

отчаяние.

Семья

чаще

всего

отдаляется

от

друзей,

знакомых, родственников. Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю

тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму

трудно его принять. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется

достаточно

большое

внимание.

Для

таких

детей,

контакт

которых

с

окружающим

миром

сужен,

неизмеримо

возрастает

роль

семьи.

Семье

принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов:

воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление

детей с ОВЗ как активных членов общества.

Были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми

с ограниченными возможностями здоровья.

1.

Умышленное

ограничение

в

общении: родители

детей

с

ОВЗ

ограничивают

круг

общения

(как

свой,

так

и

ребёнка).

Таким

образом,

социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это

отрицательно сказывается на социализации ребёнка

.

2.

Гиперопека: часто

гиперопека

является

единственным

способом

самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети

часто

окружены

излишней

заботой

и

начинают

использовать

свою

ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка,

настаивают

на

проведении

самых

неразумных

методов

«лечения»,

которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к

выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к

нему каких-либо знаков внимания,

5

.

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка

не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные)

условия для ребёнка дома.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях,

где

воспитываются

дети

с

ОВЗ,

определена общую

цель психолого-

педагогической работы с родителями таких детей: воспитания ребенка с ОВЗ,

помощь

семьям

по

социальной

адаптации

и

интеграции

детей

с

ОВЗ

в

общество.

4 Для решения данной цели в работе поставлены ряд задач:

1.

научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2.

вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и

психологии развития;

3.

сформировать адекватную самооценку.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без

наличия

широких

сознательных

контактов,

постоянного

общения

с

различными

людьми.

Максимально

возможного

уровня

развития

ребенка

можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:

- раннее начало коррекционной работы,

- благоприятная семейная обстановка,

- взаимодействие школы с семьей,

- медицинское сопровождение.

Психолого-педагогическая работа с

родителями

детей

с

ОВЗ проходит

поэтапно.

1.

Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое

знакомство

родителей

со

специалистами,

которые

в

дальнейшем

будут

проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание

доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в

участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.

2.

Более

глубокое

знакомство

специалиста

с

родителями,

налаживание

тесного

контакта.

На

этом

этапе

происходит

ознакомление

родителей

с

формами работы школы с семьёй.

3.

Составление программ индивидуального сопровождения для каждого

ребёнка

с

ОВЗ.

В

данной

программе

специалистами

определяется

индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

4.

Составление плана работы педагогов с родителями детей с ОВЗ.

5.

Обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями.

6.

Повышение

педагогической

компетентности

родителей

в

области

психической и познавательной сфер развития ребенка.

Используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.

1.

Беседы: коллективные и индивидуальные.

Консультации:

Данные

формы

работы

преследуют

цель

информирования

родителей

об

этапах

психологического

развития

ребёнка,

организации

предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье.

Важным

звеном

является

посещение

семьи. Основная

цель

визита

познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Информирования родителей об успехах их детей ЧЕРЕЗ электронную систему

«Дневник.ру»..

1.

Родительские

собрания

в

форме: тренинга,

«круглых

столов»,

«Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и

выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение

самооценки

участников

и

т.д.

Участие

в

тренинге

помогает

родителям

приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться

эффективному

взаимодействию

с

ним,

решить

некоторые

личностные

проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме

того, во время таких встреч родители детей с ОВЗ имеют возможность

встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу

поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки

2.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.

3.

Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. Родители

в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят

успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

Демонстрация

родителям фото/видео

фрагментов

занятий в

школе,

праздников.

Педагог,

принимая

учеников

с

ОВЗ,

как

любых

других

детей

в

классе,

выступает

посредником

между

ребёнком

и

взрослым,

ребёнком

и

его

окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с

ребёнком

или

его

окружением.

Именно

от

работы

учителя

зависит,

насколько такие семьи понимают огромную работу, проводимую школой по

отношению

к

воспитанию,

обучению

детей

с

ОВЗ,

и

участвуют

в

ее

реализации.

Именно

в

условиях

партнерских

отношений

между

участниками

образовательного

процесса

и

родителями

можно

определить

правильный

маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными

возможностями здоровья.

Будущее

ребенка

с

ОВЗ

во

многом

зависит

от

того,

насколько

он

социализирован, адаптирован в обществе. Школа вместе с семьей должны

сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом

не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о

помощи.



В раздел образования