Напоминание

"Роль публичных выступлений в формировании исполнительского мастерства юных музыкантов"


Автор: Раскатова Галина Сергеевна
Должность: преподаватель вокала, фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития детей и молодежи." СП "Грязовецкая школа искусств"
Населённый пункт: г. Грязовец Вологодской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль публичных выступлений в формировании исполнительского мастерства юных музыкантов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Центр развития детей и молодежи»

СП «Грязовецкая школа искусств»

Методическая разработка

«Роль публичных выступлений в формировании

исполнительского мастерства юных музыкантов»

Автор: Раскатова Галина Сергеевна,

преподаватель по классу вокала и фортепиано

Грязовецкой школы искусств

Как известно, в процессе обучения музыкантов формирование их профес-

сионального мастерства в наиболее концентрированной форме осуществляется

в условиях публичных выступлений, которые предоставляют учащимся уни-

кальную возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в

музыкально-исполнительской деятельности.

К публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения

в присутствии одного или нескольких слушателей. Поэтому каждому обучаще-

муся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталки-

ваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, эк-

заменов, зачетов, прослушиваний или конкурсов.

Речь не идет о том, что по окончании учебного заведения все выпускники

ДШИ станут музыкантами, концертными исполнителями. Сегодня как раз речь

пойдет о том, какие качества личности могут сформироваться у ребенка благо-

даря публичным выступлениям.

В свое время знаменитый актер, режиссер и педагог К.С. Станиславский

писал о том, что «публичные выступления обладают свойством закреплять,

фиксировать то, что происходит на сцене и внутри самого артиста. Всякое дей-

ствие или переживание, проделанное с творческим или иным волнением, вызы-

ваемым присутствием толпы, запечатлевается в эмоциональной памяти сильнее,

чем в обычной, репетиционной, или в домашней обстановке. Поэтому как

ошибки, так и удачи, совершенные на сцене, закрепляются прочнее на публи-

ке».

Бесспорно, качественная подготовка к выступлению является основой

профессионализма музыканта-исполнителя и одним из главных условий

успешности концертного выступления. Однако помимо профессиональных за-

дач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный ас-

пект – психологический. Психологическая подготовка

означает способность

исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой

ситуации выступления перед аудиторией.

По своим характеристикам публичные выступления музыкантов, впрочем,

как и выступления актеров, ораторов и спортсменов, относятся к стрессовым

ситуациям. Главным стрессором для них является зрительный зал, осознание

того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми.

Поэтому в любой сфере человеческой деятельности, которая осуществляется в

присутствии публики и для нее, перед выступающим возникают трудности пси-

хологического порядка. Выступление музыканта перед аудиторией также сопря-

жено с особыми условиями, проистекающими из

публичности и итоговости данного мероприятия, из самого факта, что ис-

полнитель находится в фокусе внимания слушателей.

Зачастую публичные выступления становятся настоящим испытанием «на

прочность» даже для концертирующих исполнителей, признанных мастеров

сцены, не говоря уже о воспитанниках ДШИ.

Для успеха публичных выступлений ребенок должен научиться

владеть

механизмами саморегуляции и самоконтроля, быть способным адаптироваться

к экстремальным условиям. Успешная саморегуляция имеет следствием то, что

стресс «оборачивается» с благоприятной стороны, оказывает

позитивное воздействие на выполняемые действия. В то же время не-

способность владеть навыками саморегуляции и самоконтроля дает, как прави-

ло, сугубо отрицательный эффект, вплоть до разрушительного влияния на дея-

тельность.

Можно выделить основные, генетически первичные причины сценического

волнения учащихся-музыкантов, имеющего деструктивные последствия. Во-

первых, как уже было сказано, действия исполнителя происходят «на публике»,

подобная ситуация почти всегда сопряжена с волнением, с сильным нервно-

психическим напряжением.

К причинам, ощутимо влияющим на нервно-психическое состояние

музыканта,

относится и группа так называемых «эгофакторов», то есть

факторов, имеющих отношение к таким качествам и свойствам человека, как

самолюбие, амбициозность и т.п. Музыкант-исполнитель не может оста-

ваться безразличным к тому, как его оценивают педагоги. сверстники, какова

его собственная самооценка – и все это вместе взятое вызывает, естественно,

соответствующие реакции со стороны психики.

Существуют и другие факторы, обусловленные спецификой

публичного

выступления и повышающие градус нервно-психической напряженности ис-

полнителя как до выхода на сцену, так и в процессе музицирования. Осознание

того, что он, исполнитель, не имеет права на ошибку, на технический сбой дей-

ствует угнетающим образом на внутреннее состояние музыканта. Боязнь забыть

текст, остановиться во время игры также выступает в качестве стрессора, имею-

щего следствием соответствующее нервно-психическое состояние.

Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно мо-

жет обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансфор-

мироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои

силы

и

т.д.

В

других

случаях,

напротив,

волнение

вызывает

в

человеке

празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также рез-

кие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты

эмоциональных красок.

Волнуются практически все люди, выходящие «на публику», но одни рас-

полагают достаточными волевыми ресурсами для решения поставленных задач,

другие же, по причине слабой, ненатренированной воли теряются и терпят неу-

дачу.

Работать над закалкой воли необходимо с такой же последовательностью и

настойчивостью, с которыми ведется работа над развитием технических умений

и навыков, убеждены опытные мастера. Неудачи и срывы на эстраде зачастую

происходят не столько от недостатка «исполнительской техники», сколько от

недостатка «исполнительской воли», по утверждению известного пианиста Г.Р.

Гинзбурга .

Необходимо

отметить,

что

факторы,

способствующие

усилению

или,

напротив,

ослаблению сценического волнения учащегося, имеют достаточно

разнообразные предпосылки. Сказывается и то, как построена программа вы-

ступления, и какова сложность исполняемых произведений, и особенности вре-

мяпрепровождения в преддверии концерта, и предварительная «обыгранность»

программы. Музыкант должен учитывать эти обстоятельства заранее, уже в

ходе подготовки к выступлению.

Таким образом, стресс, возникающий в концертной обстановке, относится

к числу планируемых и ожидаемых состояний, поэтому у большинства опыт-

ных артистов при его появлении моментально включаются специфические при-

емы реагирования и адаптации.

Что касается юных музыкантов, только осваивающих азы исполнительско-

го искусства, то им необходима профессиональная помощь и поддержка. В свя-

зи с этим возрастает значимость педагога, который, помимо творческого настав-

ничества, должен быть способен повлиять на положительное отношение к пуб-

личным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь учени-

ку в выборе средств психологической подготовки к концерту. Так, по мнению

Г.Г. Нейгауза, «влияние педагога-артиста-исполнителя простирается обычно го-

раздо дальше, чем «чистого» педагога». Во всяком случае, результат будет более

эффективным в тесном творческом контакте с преподавателем, знающим тонко-

сти концертно-исполнительской деятельности.

Конечно, выступления на очередных мероприятиях учебного плана с пси-

хологической стороны приближаются к открытым концертным мероприятиям.

Однако здесь, как правило, на первый план выходят строгие академические тре-

бования, усиленные страхом перед высоким уровнем оценивающей комиссии и

боязнью получить низкую оценку за исполнение своей программы. Поэтому,

находясь в ситуации экзамена, зачета

Или контрольного урока многие дети, подчас, не имеют возможности в

полной мере проявить свои способности. Таким образом, контрольные испыта-

ния часто оказываются стимулом с неоднозначным воздействием и не всегда

способствуют внутренней положительной мотивации обучающихся и поддер-

жанию у них интереса к исполнительской деятельности.

Напротив, привлечение начинающих музыкантов к публичным выступле-

ниям в концертных условиях, не обремененных экзаменационными требования-

ми, в большей степени способствует их творческому росту и пробуждает в них

желание выступать.

В учебной практике нередко встречаются ситуации, когда по тем или иным

причинам

некоторые

учащиеся

отказываются

от

выступлений

в

концертах,

ограничиваясь лишь исполнением на зачетах и экзаменах. Хотя именно

они

имеют важное и порой даже решающее значение для юного музыканта.

Разумеется, приобщение к исполнительской деятельности не должно но-

сить рутинный характер, предполагается личная заинтересованность учащегося

в возможности выхода на сцену в качестве артиста. Отчасти пробудить интерес

начинающих музыкантов к публичным выступлениям помогают концерты с их

участием в роли ансамблистов вместе с педагогом. Играя в ансамбле,

имея

перед глазами ноты, многие исполнители чувствуют себя гораздо спокойнее.

Подобного рода выступления, если они практикуются

с относительной регулярностью, способны в некоторой степени облегчить

решение проблемы сценического стресса.

Отсутствие или недостаток возможности полноценной самореализации

учащихся в открытых публичных выступлениях, свободных от академических

рамок, существенно снижает результативность всей учебно-воспита-тельной

деятельности. Поэтому преподавателю необходимо создавать обширное поле

для творческой деятельности учащихся, где с успехом могут быть применены

различные формы публичных выступлений. При этом важно, чтобы динамика

профессионального роста каждого учащегося непрерывно фиксировалась педа-

гогом – от выступления к выступлению на протяжении всего периода обучения.



В раздел образования