Автор: Раскатова Галина Сергеевна
Должность: преподаватель вокала, фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития детей и молодежи." СП "Грязовецкая школа искусств"
Населённый пункт: г. Грязовец Вологодской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль публичных выступлений в формировании исполнительского мастерства юных музыкантов"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Центр развития детей и молодежи»
СП «Грязовецкая школа искусств»
Методическая разработка
«Роль публичных выступлений в формировании
исполнительского мастерства юных музыкантов»
Автор: Раскатова Галина Сергеевна,
преподаватель по классу вокала и фортепиано
Грязовецкой школы искусств
Как известно, в процессе обучения музыкантов формирование их профес-
сионального мастерства в наиболее концентрированной форме осуществляется
в условиях публичных выступлений, которые предоставляют учащимся уни-
кальную возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в
музыкально-исполнительской деятельности.
К публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения
в присутствии одного или нескольких слушателей. Поэтому каждому обучаще-
муся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталки-
ваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, эк-
заменов, зачетов, прослушиваний или конкурсов.
Речь не идет о том, что по окончании учебного заведения все выпускники
ДШИ станут музыкантами, концертными исполнителями. Сегодня как раз речь
пойдет о том, какие качества личности могут сформироваться у ребенка благо-
даря публичным выступлениям.
В свое время знаменитый актер, режиссер и педагог К.С. Станиславский
писал о том, что «публичные выступления обладают свойством закреплять,
фиксировать то, что происходит на сцене и внутри самого артиста. Всякое дей-
ствие или переживание, проделанное с творческим или иным волнением, вызы-
ваемым присутствием толпы, запечатлевается в эмоциональной памяти сильнее,
чем в обычной, репетиционной, или в домашней обстановке. Поэтому как
ошибки, так и удачи, совершенные на сцене, закрепляются прочнее на публи-
ке».
Бесспорно, качественная подготовка к выступлению является основой
профессионализма музыканта-исполнителя и одним из главных условий
успешности концертного выступления. Однако помимо профессиональных за-
дач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный ас-
пект – психологический. Психологическая подготовка
означает способность
исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой
ситуации выступления перед аудиторией.
По своим характеристикам публичные выступления музыкантов, впрочем,
как и выступления актеров, ораторов и спортсменов, относятся к стрессовым
ситуациям. Главным стрессором для них является зрительный зал, осознание
того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми.
Поэтому в любой сфере человеческой деятельности, которая осуществляется в
присутствии публики и для нее, перед выступающим возникают трудности пси-
хологического порядка. Выступление музыканта перед аудиторией также сопря-
жено с особыми условиями, проистекающими из
публичности и итоговости данного мероприятия, из самого факта, что ис-
полнитель находится в фокусе внимания слушателей.
Зачастую публичные выступления становятся настоящим испытанием «на
прочность» даже для концертирующих исполнителей, признанных мастеров
сцены, не говоря уже о воспитанниках ДШИ.
Для успеха публичных выступлений ребенок должен научиться
владеть
механизмами саморегуляции и самоконтроля, быть способным адаптироваться
к экстремальным условиям. Успешная саморегуляция имеет следствием то, что
стресс «оборачивается» с благоприятной стороны, оказывает
позитивное воздействие на выполняемые действия. В то же время не-
способность владеть навыками саморегуляции и самоконтроля дает, как прави-
ло, сугубо отрицательный эффект, вплоть до разрушительного влияния на дея-
тельность.
Можно выделить основные, генетически первичные причины сценического
волнения учащихся-музыкантов, имеющего деструктивные последствия. Во-
первых, как уже было сказано, действия исполнителя происходят «на публике»,
подобная ситуация почти всегда сопряжена с волнением, с сильным нервно-
психическим напряжением.
К причинам, ощутимо влияющим на нервно-психическое состояние
музыканта,
относится и группа так называемых «эгофакторов», то есть
факторов, имеющих отношение к таким качествам и свойствам человека, как
самолюбие, амбициозность и т.п. Музыкант-исполнитель не может оста-
ваться безразличным к тому, как его оценивают педагоги. сверстники, какова
его собственная самооценка – и все это вместе взятое вызывает, естественно,
соответствующие реакции со стороны психики.
Существуют и другие факторы, обусловленные спецификой
публичного
выступления и повышающие градус нервно-психической напряженности ис-
полнителя как до выхода на сцену, так и в процессе музицирования. Осознание
того, что он, исполнитель, не имеет права на ошибку, на технический сбой дей-
ствует угнетающим образом на внутреннее состояние музыканта. Боязнь забыть
текст, остановиться во время игры также выступает в качестве стрессора, имею-
щего следствием соответствующее нервно-психическое состояние.
Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно мо-
жет обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансфор-
мироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои
силы
и
т.д.
В
других
случаях,
напротив,
волнение
вызывает
в
человеке
празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также рез-
кие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты
эмоциональных красок.
Волнуются практически все люди, выходящие «на публику», но одни рас-
полагают достаточными волевыми ресурсами для решения поставленных задач,
другие же, по причине слабой, ненатренированной воли теряются и терпят неу-
дачу.
Работать над закалкой воли необходимо с такой же последовательностью и
настойчивостью, с которыми ведется работа над развитием технических умений
и навыков, убеждены опытные мастера. Неудачи и срывы на эстраде зачастую
происходят не столько от недостатка «исполнительской техники», сколько от
недостатка «исполнительской воли», по утверждению известного пианиста Г.Р.
Гинзбурга .
Необходимо
отметить,
что
факторы,
способствующие
усилению
или,
напротив,
ослаблению сценического волнения учащегося, имеют достаточно
разнообразные предпосылки. Сказывается и то, как построена программа вы-
ступления, и какова сложность исполняемых произведений, и особенности вре-
мяпрепровождения в преддверии концерта, и предварительная «обыгранность»
программы. Музыкант должен учитывать эти обстоятельства заранее, уже в
ходе подготовки к выступлению.
Таким образом, стресс, возникающий в концертной обстановке, относится
к числу планируемых и ожидаемых состояний, поэтому у большинства опыт-
ных артистов при его появлении моментально включаются специфические при-
емы реагирования и адаптации.
Что касается юных музыкантов, только осваивающих азы исполнительско-
го искусства, то им необходима профессиональная помощь и поддержка. В свя-
зи с этим возрастает значимость педагога, который, помимо творческого настав-
ничества, должен быть способен повлиять на положительное отношение к пуб-
личным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь учени-
ку в выборе средств психологической подготовки к концерту. Так, по мнению
Г.Г. Нейгауза, «влияние педагога-артиста-исполнителя простирается обычно го-
раздо дальше, чем «чистого» педагога». Во всяком случае, результат будет более
эффективным в тесном творческом контакте с преподавателем, знающим тонко-
сти концертно-исполнительской деятельности.
Конечно, выступления на очередных мероприятиях учебного плана с пси-
хологической стороны приближаются к открытым концертным мероприятиям.
Однако здесь, как правило, на первый план выходят строгие академические тре-
бования, усиленные страхом перед высоким уровнем оценивающей комиссии и
боязнью получить низкую оценку за исполнение своей программы. Поэтому,
находясь в ситуации экзамена, зачета
Или контрольного урока многие дети, подчас, не имеют возможности в
полной мере проявить свои способности. Таким образом, контрольные испыта-
ния часто оказываются стимулом с неоднозначным воздействием и не всегда
способствуют внутренней положительной мотивации обучающихся и поддер-
жанию у них интереса к исполнительской деятельности.
Напротив, привлечение начинающих музыкантов к публичным выступле-
ниям в концертных условиях, не обремененных экзаменационными требования-
ми, в большей степени способствует их творческому росту и пробуждает в них
желание выступать.
В учебной практике нередко встречаются ситуации, когда по тем или иным
причинам
некоторые
учащиеся
отказываются
от
выступлений
в
концертах,
ограничиваясь лишь исполнением на зачетах и экзаменах. Хотя именно
они
имеют важное и порой даже решающее значение для юного музыканта.
Разумеется, приобщение к исполнительской деятельности не должно но-
сить рутинный характер, предполагается личная заинтересованность учащегося
в возможности выхода на сцену в качестве артиста. Отчасти пробудить интерес
начинающих музыкантов к публичным выступлениям помогают концерты с их
участием в роли ансамблистов вместе с педагогом. Играя в ансамбле,
имея
перед глазами ноты, многие исполнители чувствуют себя гораздо спокойнее.
Подобного рода выступления, если они практикуются
с относительной регулярностью, способны в некоторой степени облегчить
решение проблемы сценического стресса.
Отсутствие или недостаток возможности полноценной самореализации
учащихся в открытых публичных выступлениях, свободных от академических
рамок, существенно снижает результативность всей учебно-воспита-тельной
деятельности. Поэтому преподавателю необходимо создавать обширное поле
для творческой деятельности учащихся, где с успехом могут быть применены
различные формы публичных выступлений. При этом важно, чтобы динамика
профессионального роста каждого учащегося непрерывно фиксировалась педа-
гогом – от выступления к выступлению на протяжении всего периода обучения.