Напоминание

Урок по ФГОС в 10 классе (базовый уровень) "Алкадиены"


Автор: Лебедевская Екатерина Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Гимназия № 1925"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по ФГОС в 10 классе (базовый уровень) "Алкадиены"
Раздел: полное образование





Назад




Современное учебное занятие по химии в основной школе (урочная

деятельность)

Учитель:

Лебедевская Екатерина Юрьевна

ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1925»

Класс: 10

Тема: Алкадиены

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель:

Создать

условия

для

формирования

знаний о

новом

классе

непредельных углеводородов – алкадиенах.

Задачи урока:

1. личностные:

- выстраивание целостного мировоззрения;

- формирование уважительного отношения к чужому мнению;

- развитие самостоятельности и познавательной активности;

- приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям.

2. метапредметные (УУД):

- регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и оценивание результатов

своей и чужой деятельности; формулирование результатов своей деятельности в устной и

письменной форме; умение вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой

деятельности; развитие волевой саморегуляции;

коммуникативные: умение вести диалог, аргументировать и доказывать свое мнение;

критично относиться к мнению оппонентов и к своему мнению, формировать навык

активного слушания;

познавательные: умение работать с предложенными источниками информации,

преобразовывать информацию из одного вида в другой, осознавать конечный результат,

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, строить

логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, создавать

обобщения, сравнивать, делать выводы.

3. предметные:

- формировать представления о многообразии веществ и возможности их использования в

жизни человека;

- сформировать знания о новом классе непредельных углеводородов – алкадиенах;

- учиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.

Ход урока

Вызов. Индивидуальная работа. Учащимся предлагается ответить на вопросы. Все ответы

учащихся заносятся в таблицу в колонку «Знаю»

1)

Как вы думаете, какие вещества называются алкадиенами?

2)

Каковы состав и строение алкадиенов?

3)

С какими веществами алкадиены сходны по свойствам? Почему?

4)

Какие химические свойства имеют алкадиены?

Знаю

Дополняю

Исправляю

По ходу обсуждения заполняется первая графа таблицы (название таблицы «Алкадиены»),

в которой высказываются предположения о составе, строении, свойствах и применении

алкадиенов.

Осмысление

1.

Коллективная работа. Рассказ учителя о строении алкадиенов, прежде всего об

алкадиенах с сопряженными двойными связями. О сигма- и пи-связях, о sp

2

-

гибридизации, о валентных углах и форме молекулы, о прочности связи (этот

материал слишком сложный, чтобы ученики могли сами разобраться, во время

объяснения используется интерактивная доска, проектор, демонстрируются

изображения, чтобы было понятно).

Форма работы: коллективная.

2.

Индивидуальная работа. Ученикам предлагается прочитать текст параграфа

учебника или текст (текст прилагается ниже). Они его читают и заполняют вторую

и третью графу таблицы. Ученики должны дать характеристику алкадиенам по

плану: состав, строение, физические свойства, химические свойства, способы

получения, применение.

Рефлексия

1. Коллективноя обсуждение. Учащиеся озвучивают новую информацию (дополняю),

вносят исправления в третью графу таблицы.

2. Парная работа с последующим коллективным обсуждением. Ученикам предлагается

задание: сравнить алкадиены и алкены по тому же плану (то есть найти сходство и

различие между двумя классами веществ).

Домашнее задание: пользуясь конспектом и материалом параграфа «Алкадиены»

обобщить знания по теме и выполнить письменно упражнения после параграфа на

составление химических формул и химических уравнений по данной теме.

ТЕКСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Алкадиены

Алкадиены (диеновые углеводороды) – это углеводороды с общей формулой С

n

H

2n-2

, в

молекулах которых содержатся две двойные связи.

Для алкадиенов характерна изомерия: углеродного скелета, положения кратных связей,

межклассовая и геометрическая.

Классификация алкадиенов

Алкадиены с

кумулированными

двойными связями

Алкадиены с

изолированными

двойными связями

Алкадиены с

сопряженными двойными

связями

Две двойные связи

находятся при одном атоме

углерода

СН

2

=С=СН

2

пропадиен-1,2

Неустойчивы, мало

изучены и не имеют

практического применения

Две двойные связи

разделены двумя и более

одинарными связями

СН

2

=СН-СН

2

-СН=СН

2

пентадиен-1, 4

Их свойства аналогичны

свойствам алкенов

Две двойные связи

разделены одной

одинарной связью

СН

2

=СН-СН=СН

2

бутадиен-1,3 (дивинил)

СН

2

=С-СН=СН

2

I

СН

3

2-метилбутадиен-1,3

(изопрен)

Имеют особые строение и

свойства и чрезвычайно

большое практическое

применение

Бутадиен — газ с характерным неприятным запахом. Малорастворим в воде, хорошо

растворим в бензоле и диэтиловом эфире.

Изопрен - бесцветная летучая жидкость с характерным запахом, плохо растворимая в воде.

Способы получения алкадиенов:

1.

Реакция Лебедева - пропускание этилового спирта через катализатор (A

l2

O

3

,ZnO):

2CH

3

-CH

2

-OH → CH

2

=CH-CH=CH

2

+ 2H

2

O + H

2

2.

Дегидрирование бутана (катализатор Cr

2

O

3

):

3

-СН

2

-СН

2

-СН

3

→ CH

2

=CH-CH=CH

2

+ 2Н

2

3.

Дегидрогалогенирование дигалогеналканов:

CH

2

Br-CH

2

-CHBr-CH

3

+ 2КОН → CH

2

=CH-CH=CH

2

+ 2KBr + 2H

2

O

Химические свойства алкадиенов.

Алкадиены обладают высокой реакционной способностью. Горят. Наиболее характерны

реакции присоединения, полимеризации и окисления. Рассмотрим некоторые химические

свойства алкадиенов на примере бутадиена – 1, 3:

nCH

2

= CH – CH=CH

2

→ (– CH

2

– CH = CH – CH

2

–)

n

Применение алкадиенов.

Основное применение в промышленности — синтез синтетических каучуков, некоторых

медицинских препаратов, ароматизаторов.



В раздел образования