Автор: Лебедевская Екатерина Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Гимназия № 1925"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по ФГОС в 10 классе (базовый уровень) "Алкадиены"
Раздел: полное образование
Современное учебное занятие по химии в основной школе (урочная
деятельность)
Учитель:
Лебедевская Екатерина Юрьевна
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1925»
Класс: 10
Тема: Алкадиены
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель:
Создать
условия
для
формирования
знаний о
новом
классе
непредельных углеводородов – алкадиенах.
Задачи урока:
1. личностные:
- выстраивание целостного мировоззрения;
- формирование уважительного отношения к чужому мнению;
- развитие самостоятельности и познавательной активности;
- приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям.
2. метапредметные (УУД):
- регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и оценивание результатов
своей и чужой деятельности; формулирование результатов своей деятельности в устной и
письменной форме; умение вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой
деятельности; развитие волевой саморегуляции;
коммуникативные: умение вести диалог, аргументировать и доказывать свое мнение;
критично относиться к мнению оппонентов и к своему мнению, формировать навык
активного слушания;
познавательные: умение работать с предложенными источниками информации,
преобразовывать информацию из одного вида в другой, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, строить
логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, создавать
обобщения, сравнивать, делать выводы.
3. предметные:
- формировать представления о многообразии веществ и возможности их использования в
жизни человека;
- сформировать знания о новом классе непредельных углеводородов – алкадиенах;
- учиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
Ход урока
Вызов. Индивидуальная работа. Учащимся предлагается ответить на вопросы. Все ответы
учащихся заносятся в таблицу в колонку «Знаю»
1)
Как вы думаете, какие вещества называются алкадиенами?
2)
Каковы состав и строение алкадиенов?
3)
С какими веществами алкадиены сходны по свойствам? Почему?
4)
Какие химические свойства имеют алкадиены?
Знаю
Дополняю
Исправляю
По ходу обсуждения заполняется первая графа таблицы (название таблицы «Алкадиены»),
в которой высказываются предположения о составе, строении, свойствах и применении
алкадиенов.
Осмысление
1.
Коллективная работа. Рассказ учителя о строении алкадиенов, прежде всего об
алкадиенах с сопряженными двойными связями. О сигма- и пи-связях, о sp
2
-
гибридизации, о валентных углах и форме молекулы, о прочности связи (этот
материал слишком сложный, чтобы ученики могли сами разобраться, во время
объяснения используется интерактивная доска, проектор, демонстрируются
изображения, чтобы было понятно).
Форма работы: коллективная.
2.
Индивидуальная работа. Ученикам предлагается прочитать текст параграфа
учебника или текст (текст прилагается ниже). Они его читают и заполняют вторую
и третью графу таблицы. Ученики должны дать характеристику алкадиенам по
плану: состав, строение, физические свойства, химические свойства, способы
получения, применение.
Рефлексия
1. Коллективноя обсуждение. Учащиеся озвучивают новую информацию (дополняю),
вносят исправления в третью графу таблицы.
2. Парная работа с последующим коллективным обсуждением. Ученикам предлагается
задание: сравнить алкадиены и алкены по тому же плану (то есть найти сходство и
различие между двумя классами веществ).
Домашнее задание: пользуясь конспектом и материалом параграфа «Алкадиены»
обобщить знания по теме и выполнить письменно упражнения после параграфа на
составление химических формул и химических уравнений по данной теме.
ТЕКСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Алкадиены
Алкадиены (диеновые углеводороды) – это углеводороды с общей формулой С
n
H
2n-2
, в
молекулах которых содержатся две двойные связи.
Для алкадиенов характерна изомерия: углеродного скелета, положения кратных связей,
межклассовая и геометрическая.
Классификация алкадиенов
Алкадиены с
кумулированными
двойными связями
Алкадиены с
изолированными
двойными связями
Алкадиены с
сопряженными двойными
связями
Две двойные связи
находятся при одном атоме
углерода
СН
2
=С=СН
2
пропадиен-1,2
Неустойчивы, мало
изучены и не имеют
практического применения
Две двойные связи
разделены двумя и более
одинарными связями
СН
2
=СН-СН
2
-СН=СН
2
пентадиен-1, 4
Их свойства аналогичны
свойствам алкенов
Две двойные связи
разделены одной
одинарной связью
СН
2
=СН-СН=СН
2
бутадиен-1,3 (дивинил)
СН
2
=С-СН=СН
2
I
СН
3
2-метилбутадиен-1,3
(изопрен)
Имеют особые строение и
свойства и чрезвычайно
большое практическое
применение
Бутадиен — газ с характерным неприятным запахом. Малорастворим в воде, хорошо
растворим в бензоле и диэтиловом эфире.
Изопрен - бесцветная летучая жидкость с характерным запахом, плохо растворимая в воде.
Способы получения алкадиенов:
1.
Реакция Лебедева - пропускание этилового спирта через катализатор (A
l2
O
3
,ZnO):
2CH
3
-CH
2
-OH → CH
2
=CH-CH=CH
2
+ 2H
2
O + H
2
2.
Дегидрирование бутана (катализатор Cr
2
O
3
):
CН
3
-СН
2
-СН
2
-СН
3
→ CH
2
=CH-CH=CH
2
+ 2Н
2
3.
Дегидрогалогенирование дигалогеналканов:
CH
2
Br-CH
2
-CHBr-CH
3
+ 2КОН → CH
2
=CH-CH=CH
2
+ 2KBr + 2H
2
O
Химические свойства алкадиенов.
Алкадиены обладают высокой реакционной способностью. Горят. Наиболее характерны
реакции присоединения, полимеризации и окисления. Рассмотрим некоторые химические
свойства алкадиенов на примере бутадиена – 1, 3:
nCH
2
= CH – CH=CH
2
→ (– CH
2
– CH = CH – CH
2
–)
n
Применение алкадиенов.
Основное применение в промышленности — синтез синтетических каучуков, некоторых
медицинских препаратов, ароматизаторов.