Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Автор: Кунилова Наталия Игорьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ гимназия №14
Населённый пункт: г.о. Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: полное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они

составляют

значительную

часть

нашего

общества,

их

число

продолжает

увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

наравне

с

другими

должен

развиваться

и

получать

образование.

Опыт

организации

дистанционного

обучения

для

детей

с

ОВЗ

показывает

успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается

достаточно большое количество детей-инвалидов.

Обучение

детей-инвалидов, детей с ОВЗ на дому с использованием

дистанционных

образовательных

технологий

(ДОТ)

организуется

во

всех

видах общеобразовательных учреждений, располагающих руководящими и

педагогическими

работниками,

учебно-вспомогательным

персоналом,

имеющими

соответствующий

уровень

подготовки,

и

специально

оборудованными помещениями с соответствующей техникой, позволяющими

реализовать

образовательные

программы

с

использованием

ДОТ,

научно-

методическим обеспечением для организации обучения детей-инвалидов на

дому.

1. Организация электронного обучения в СДО

При

организации

электронного

обучения

(ЭО)

в

СДО

необходимо

учитывать следующие характерные особенности этого вида образовательной

деятельности, важные для реализации обучения:

«Гибкость,

адаптивность».

Учет

индивидуального

темпа

работы

обучающегося и его скорости освоения курса на базовом или профильном

уровне, получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

«Модульность».

Модульный

принцип

построения

программ,

реализуемых при помощи ЭО с использованием ДОТ, позволяет из набора

независимых

учебных

модулей

формировать

содержание

учебного

курса,

отвечающего

индивидуальным

или

групповым

образовательным

потребностям.

«Интерактивность».

Возможность

обучаться

в

режиме

диалога

со

всеми участниками образовательного процесса посредством использования

специализированной

образовательной

среды

(форумы,

интернет-

конференции, электронная почта).

«Асинхронность».

Выражает

условие

реализации

образовательного

процесса,

при

котором

педагог

и

обучаемый

могут

реализовывать

технологию обучения и учения независимо во времени, по удобному для них

расписанию.

«Открытость

и

массовость».

Количество

обучающихся

не

является

критичным

параметром

для

эффективности

технологии

обучения.

Обучающиеся имеют доступ ко многим источникам учебной информации

(электронным библиотекам, базам данных и др.).

«Распределенность». Быстрое развитие телекоммуникационной среды

является

предпосылкой

создания

«виртуальных

образовательных

учреждений», объединяющих в единую образовательную систему потенциал

целого

ряда

школ,

вузов,

учреждений

дополнительного,

довузовского

образования и т.д.

Максимальная

индивидуализация

учебного

процесса.

Обучение

с

использованием ДОТ предоставляет возможность для организации обучения

по

индивидуальным

учебным

планам

обучающихся

в

соответствии

с

их

образовательными

пот ребно стями

и

п с и хо л о го-педагогическими

особенностями, с уровнем предшествующей учебной подготовки.

Ориентация

на

самообразование.

Процесс

обучения

направлен

на

развитие

навыка

самостоятельной

активной

учебной

деятельности

и

на

повышение уровня ее эффективности.

Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ.

Образовательные

программы,

реализуемые

с

помощью

обучения

с

использованием

СДО,

предполагают

наличие

особого

субъекта

сопровождения

ребенка

с

ОВЗ

- локального

координатора

(тьютора,

куратора)

-

представителя

учреждения,

которое

зарегистрировало

в

дистанционных классах своих учеников в количестве не менее 5 человек.

Локальный

координатор

(тьютор,

куратор)

помогает

участникам

своей

группы в организации и техническом сопровождении их занятий: готовит и

высылает

регистрационные

заявления,

знакомит

с

инструктивными

материалами,

передает

информацию,

получаемую

от

дистанционного

педагога

и

администратора,

назначает

место

и

время

для

очных

встреч,

собирает и отправляет по электронной почте выполненные обучающимися

работы, сообщает им о достигнутых результатах и полученных оценках за

выполненные виды работ.

2.

Система

психолого-педагогической

помощи

ребенку

с

ОВЗ

в

условиях ДОТ

Основными точками приложения усилий педагогов и психологов, в

зависимости от возраста ребенка, должны стать:

1)

составление

индивидуальной

траектории

развития,

«планирование

жизни», развитие целеполагания учащегося с ОВЗ;

2)

работа,

направленная

на

«обучение»

учащегося

с

ОВЗ

принимать

помощь и оказывать ее другим;

3)

обучение

навыкам

учебной

деятельности

и

саморегуляции,

направленным на фасилитацию физической и личностной автономии этих

учащихся и повышения эффективности учебной деятельности;

4) работа по расширению сети социальной поддержки учащегося с ОВЗ;

5) работа (групповая и индивидуальная) по фасилитации психологического

преодоления травмы, прежде всего, травмы инвалидности и выхода за рамки

инвалидной субкультуры;

6) развитие навыков межличностного взаимодействия у учащихся с ОВЗ;

7)

регулярный

психолого-педагогический

мониторинг,

и

мониторинг

сформированности навыков учебной деятельности в течение всего процесса

обучения.

Психологическая помощь учащимся с ОВЗ предполагает два основных

направления:

1. прямая помощь, оказываемая непосредственно учащемуся с ОВЗ,

2.

опосредованная

помощь –

оказываемая

ему

через

его

ближайшее

окружение и работающих с ним преподавателей (рис. 1).

Объем

и

специфика

опосредованной

помощи напрямую связаны со

степенью тяжести дефекта и возрастом учащегося с ОВЗ.

Опосредованная помощь оказывается учащемуся с ОВЗ через учителей

и через ближайшее окружение: родственников, родителей, опекунов.

Прямая

помощь

ребенку

с

ОВЗ

в

условиях

дистанционного

образования осуществляется через:

создание

и/или

адаптацию

существующих

программ

обучения

к

особым образовательным потребностям каждого ребенка;

• педагогов дистанционного образования;

• технических специалистов сопровождения учебного процесса;

• тьюторов-координаторов дистанционного образования.

Рис.1.

Схема

организации

системы

психолого-педагогической

помощи

ребенку с ОВЗ

3. Тьюторское сопровождение в системе ДОТ

В дистанционном обучении для обеспечения процесса педагогического

сопровождения необходимо введение в процесс нового действующего лица –

тьютора-координатора,

который

отвечает

за организацию

и

осуществление постоянной двусторонней связи учащегося с администрацией

и педагогами дистанционного обучения.

Тьюторское сопровождение в условиях дистанционного образования

имеет свою специфику. Во-первых, оно может осуществляться специалистом-

тьютором

как

при

непосредственном

контакте

с

ребенком,

когда

тьютор

приходит домой к ребенку и помогает ему в учебе, находясь рядом, во-вторых

дистанционно,

через

программное

обеспечение

дистанционного

образования, по скайпу или по телефону.

В дистанционном обучении для обеспечения процесса педагогического

сопровождения необходимо введение в процесс нового действующего лица –

тьютора-координатора,

который

отвечает

за организацию

и

осуществление постоянной двусторонней связи учащегося с администрацией

и педагогами дистанционного обучения.

Тьюторское сопровождение в условиях дистанционного образования

имеет свою специфику.

Во-первых, оно может осуществляться специалистом-тьютором как при

непосредственном

контакте

с

ребенком,

когда

тьютор

приходит

домой

к

ребенку и помогает ему в учебе, находясь рядом,

во-вторых

дистанционно,

через

программное

обеспечение

дистанционного образования, по скайпу или по телефону.

Основные виды деятельности тьютора-координатора:

1. управление учебно-познавательной деятельностью учащихся;

2. контроль за наличием и доступностью средств обучения;

3. рекомендации

по

правильному

и

эффективному

использованию

учебно-методического сопровождения курса;

4. проведение

групповых

и

индивидуальных

консультаций

по

вопросам использования учебно-методического сопровождения курса;

5. обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных

контактов учащихся;

6. мотивация, формирование и развитие самомотивации для осознания

теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

7. рекомендации родителям-тьюторам детей с ОВЗ в ходе учебного

процесса;

8. постоянный контроль прогресса в знаниях и затруднений в учебе;

9. контроль выполнения графика учебного процесса.

Тьютор (координатор) дистанционного обучения решает следующие

задачи:

1) налаживает и поддерживает личностный контакт с дистанционными

обучающимися;

2) организовывает межличностные контакты в учебной группе, в том

числе

неформального

характера,

для

создания

благоприятных

условий

взаимной поддержки и взаимообучения;

3)способствует созданию благоприятного психологического климата в

учебном процессе;

4) формирует и поддерживает мотивацию учебной деятельности;

5)

формирует

и

развивает

способности

учащихся

к

саморегуляции

учебной деятельности;

6)

формирует

чувство

ответственности

учащихся

за

процесс

и

результаты обучения.

4. Цели, задачи и виды психолого-педагогического сопровождения ДО

ребенка с ОВЗ

Цели:

1. организация системы социально-психолого-педагогических условий,

благоприятных

для

реализации

обучающимися

индивидуальной

образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;

2.

обеспечение

психологической

комфортности

всем

субъектам

дистанционного обучения.

Задачи:

• оценка параметров и показателей психолого-педагогического статуса

обучающегося с ОВЗ и особенностей межличностных отношений участников

образовательного

процесса,

значимых

для

обеспечения

эффективности

дистанционного обучения;

изучение

условий

коммуникативной

среды,

ее

реальных

психологических

ресурсов

и

факторов

риска

в

плане

реализации

дистанционного обучения;

оказание

комплексной

помощи

ребенку

с

ОВЗ

в

ситуациях

образовательного взаимодействия;

содействие

развитию

самопознания,

рефлексии,

саморегуляции,

самостоятельности и личностной автономии обучающихся;

• содействие в формировании системы представлений обучающихся в

вопросах культуры здорового образа жизни, психологической грамотности;

• создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых

качеств учащегося и педагога, полноценной адаптации конкретного ребенка с

ОВЗ к условиям обучения и его позитивной социализации;

содействие

развитию

психологической

и

здоровьесберегающей

компетентности взрослых субъектов сопровождения.

Виды психологической помощи:

- психодиагностика,

- психологическое консультирование,

- психокоррекция и развивающая работа,

- психопрофилактика,

- психологическое просвещение,

- реабилитация,

- психолого-педагогический мониторинг.

И так, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно

рассматривать

как

комплексную

технологию

психолого-педагогической

поддержки

и

помощи

ребенку

и

родителям

в

решении

задач

развития,

обучения,

воспитания,

социализации

со

стороны

специалистов

разного

профиля, действующих координировано.



В раздел образования