Автор: Кунилова Наталия Игорьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ гимназия №14
Населённый пункт: г.о. Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: полное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они
составляют
значительную
часть
нашего
общества,
их
число
продолжает
увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
наравне
с
другими
должен
развиваться
и
получать
образование.
Опыт
организации
дистанционного
обучения
для
детей
с
ОВЗ
показывает
успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается
достаточно большое количество детей-инвалидов.
Обучение
детей-инвалидов, детей с ОВЗ на дому с использованием
дистанционных
образовательных
технологий
(ДОТ)
организуется
во
всех
видах общеобразовательных учреждений, располагающих руководящими и
педагогическими
работниками,
учебно-вспомогательным
персоналом,
имеющими
соответствующий
уровень
подготовки,
и
специально
оборудованными помещениями с соответствующей техникой, позволяющими
реализовать
образовательные
программы
с
использованием
ДОТ,
научно-
методическим обеспечением для организации обучения детей-инвалидов на
дому.
1. Организация электронного обучения в СДО
При
организации
электронного
обучения
(ЭО)
в
СДО
необходимо
учитывать следующие характерные особенности этого вида образовательной
деятельности, важные для реализации обучения:
«Гибкость,
адаптивность».
Учет
индивидуального
темпа
работы
обучающегося и его скорости освоения курса на базовом или профильном
уровне, получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
«Модульность».
Модульный
принцип
построения
программ,
реализуемых при помощи ЭО с использованием ДОТ, позволяет из набора
независимых
учебных
модулей
формировать
содержание
учебного
курса,
отвечающего
индивидуальным
или
групповым
образовательным
потребностям.
«Интерактивность».
Возможность
обучаться
в
режиме
диалога
со
всеми участниками образовательного процесса посредством использования
специализированной
образовательной
среды
(форумы,
интернет-
конференции, электронная почта).
«Асинхронность».
Выражает
условие
реализации
образовательного
процесса,
при
котором
педагог
и
обучаемый
могут
реализовывать
технологию обучения и учения независимо во времени, по удобному для них
расписанию.
«Открытость
и
массовость».
Количество
обучающихся
не
является
критичным
параметром
для
эффективности
технологии
обучения.
Обучающиеся имеют доступ ко многим источникам учебной информации
(электронным библиотекам, базам данных и др.).
«Распределенность». Быстрое развитие телекоммуникационной среды
является
предпосылкой
создания
«виртуальных
образовательных
учреждений», объединяющих в единую образовательную систему потенциал
целого
ряда
школ,
вузов,
учреждений
дополнительного,
довузовского
образования и т.д.
Максимальная
индивидуализация
учебного
процесса.
Обучение
с
использованием ДОТ предоставляет возможность для организации обучения
по
индивидуальным
учебным
планам
обучающихся
в
соответствии
с
их
образовательными
пот ребно стями
и
п с и хо л о го-педагогическими
особенностями, с уровнем предшествующей учебной подготовки.
Ориентация
на
самообразование.
Процесс
обучения
направлен
на
развитие
навыка
самостоятельной
активной
учебной
деятельности
и
на
повышение уровня ее эффективности.
Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ.
Образовательные
программы,
реализуемые
с
помощью
обучения
с
использованием
СДО,
предполагают
наличие
особого
субъекта
сопровождения
ребенка
с
ОВЗ
- локального
координатора
(тьютора,
куратора)
-
представителя
учреждения,
которое
зарегистрировало
в
дистанционных классах своих учеников в количестве не менее 5 человек.
Локальный
координатор
(тьютор,
куратор)
помогает
участникам
своей
группы в организации и техническом сопровождении их занятий: готовит и
высылает
регистрационные
заявления,
знакомит
с
инструктивными
материалами,
передает
информацию,
получаемую
от
дистанционного
педагога
и
администратора,
назначает
место
и
время
для
очных
встреч,
собирает и отправляет по электронной почте выполненные обучающимися
работы, сообщает им о достигнутых результатах и полученных оценках за
выполненные виды работ.
2.
Система
психолого-педагогической
помощи
ребенку
с
ОВЗ
в
условиях ДОТ
Основными точками приложения усилий педагогов и психологов, в
зависимости от возраста ребенка, должны стать:
1)
составление
индивидуальной
траектории
развития,
«планирование
жизни», развитие целеполагания учащегося с ОВЗ;
2)
работа,
направленная
на
«обучение»
учащегося
с
ОВЗ
принимать
помощь и оказывать ее другим;
3)
обучение
навыкам
учебной
деятельности
и
саморегуляции,
направленным на фасилитацию физической и личностной автономии этих
учащихся и повышения эффективности учебной деятельности;
4) работа по расширению сети социальной поддержки учащегося с ОВЗ;
5) работа (групповая и индивидуальная) по фасилитации психологического
преодоления травмы, прежде всего, травмы инвалидности и выхода за рамки
инвалидной субкультуры;
6) развитие навыков межличностного взаимодействия у учащихся с ОВЗ;
7)
регулярный
психолого-педагогический
мониторинг,
и
мониторинг
сформированности навыков учебной деятельности в течение всего процесса
обучения.
Психологическая помощь учащимся с ОВЗ предполагает два основных
направления:
1. прямая помощь, оказываемая непосредственно учащемуся с ОВЗ,
2.
опосредованная
помощь –
оказываемая
ему
через
его
ближайшее
окружение и работающих с ним преподавателей (рис. 1).
Объем
и
специфика
опосредованной
помощи напрямую связаны со
степенью тяжести дефекта и возрастом учащегося с ОВЗ.
Опосредованная помощь оказывается учащемуся с ОВЗ через учителей
и через ближайшее окружение: родственников, родителей, опекунов.
Прямая
помощь
ребенку
с
ОВЗ
в
условиях
дистанционного
образования осуществляется через:
•
создание
и/или
адаптацию
существующих
программ
обучения
к
особым образовательным потребностям каждого ребенка;
• педагогов дистанционного образования;
• технических специалистов сопровождения учебного процесса;
• тьюторов-координаторов дистанционного образования.
Рис.1.
Схема
организации
системы
психолого-педагогической
помощи
ребенку с ОВЗ
3. Тьюторское сопровождение в системе ДОТ
В дистанционном обучении для обеспечения процесса педагогического
сопровождения необходимо введение в процесс нового действующего лица –
тьютора-координатора,
который
отвечает
за организацию
и
осуществление постоянной двусторонней связи учащегося с администрацией
и педагогами дистанционного обучения.
Тьюторское сопровождение в условиях дистанционного образования
имеет свою специфику. Во-первых, оно может осуществляться специалистом-
тьютором
как
при
непосредственном
контакте
с
ребенком,
когда
тьютор
приходит домой к ребенку и помогает ему в учебе, находясь рядом, во-вторых
–
дистанционно,
через
программное
обеспечение
дистанционного
образования, по скайпу или по телефону.
В дистанционном обучении для обеспечения процесса педагогического
сопровождения необходимо введение в процесс нового действующего лица –
тьютора-координатора,
который
отвечает
за организацию
и
осуществление постоянной двусторонней связи учащегося с администрацией
и педагогами дистанционного обучения.
Тьюторское сопровождение в условиях дистанционного образования
имеет свою специфику.
Во-первых, оно может осуществляться специалистом-тьютором как при
непосредственном
контакте
с
ребенком,
когда
тьютор
приходит
домой
к
ребенку и помогает ему в учебе, находясь рядом,
во-вторых
–
дистанционно,
через
программное
обеспечение
дистанционного образования, по скайпу или по телефону.
Основные виды деятельности тьютора-координатора:
1. управление учебно-познавательной деятельностью учащихся;
2. контроль за наличием и доступностью средств обучения;
3. рекомендации
по
правильному
и
эффективному
использованию
учебно-методического сопровождения курса;
4. проведение
групповых
и
индивидуальных
консультаций
по
вопросам использования учебно-методического сопровождения курса;
5. обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных
контактов учащихся;
6. мотивация, формирование и развитие самомотивации для осознания
теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
7. рекомендации родителям-тьюторам детей с ОВЗ в ходе учебного
процесса;
8. постоянный контроль прогресса в знаниях и затруднений в учебе;
9. контроль выполнения графика учебного процесса.
Тьютор (координатор) дистанционного обучения решает следующие
задачи:
1) налаживает и поддерживает личностный контакт с дистанционными
обучающимися;
2) организовывает межличностные контакты в учебной группе, в том
числе
неформального
характера,
для
создания
благоприятных
условий
взаимной поддержки и взаимообучения;
3)способствует созданию благоприятного психологического климата в
учебном процессе;
4) формирует и поддерживает мотивацию учебной деятельности;
5)
формирует
и
развивает
способности
учащихся
к
саморегуляции
учебной деятельности;
6)
формирует
чувство
ответственности
учащихся
за
процесс
и
результаты обучения.
4. Цели, задачи и виды психолого-педагогического сопровождения ДО
ребенка с ОВЗ
Цели:
1. организация системы социально-психолого-педагогических условий,
благоприятных
для
реализации
обучающимися
индивидуальной
образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;
2.
обеспечение
психологической
комфортности
всем
субъектам
дистанционного обучения.
Задачи:
• оценка параметров и показателей психолого-педагогического статуса
обучающегося с ОВЗ и особенностей межличностных отношений участников
образовательного
процесса,
значимых
для
обеспечения
эффективности
дистанционного обучения;
•
изучение
условий
коммуникативной
среды,
ее
реальных
психологических
ресурсов
и
факторов
риска
в
плане
реализации
дистанционного обучения;
•
оказание
комплексной
помощи
ребенку
с
ОВЗ
в
ситуациях
образовательного взаимодействия;
•
содействие
развитию
самопознания,
рефлексии,
саморегуляции,
самостоятельности и личностной автономии обучающихся;
• содействие в формировании системы представлений обучающихся в
вопросах культуры здорового образа жизни, психологической грамотности;
• создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых
качеств учащегося и педагога, полноценной адаптации конкретного ребенка с
ОВЗ к условиям обучения и его позитивной социализации;
•
содействие
развитию
психологической
и
здоровьесберегающей
компетентности взрослых субъектов сопровождения.
Виды психологической помощи:
- психодиагностика,
- психологическое консультирование,
- психокоррекция и развивающая работа,
- психопрофилактика,
- психологическое просвещение,
- реабилитация,
- психолого-педагогический мониторинг.
И так, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно
рассматривать
как
комплексную
технологию
психолого-педагогической
поддержки
и
помощи
ребенку
и
родителям
в
решении
задач
развития,
обучения,
воспитания,
социализации
со
стороны
специалистов
разного
профиля, действующих координировано.