Напоминание

Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС


Автор: Мельник Вячеслав Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Наименование материала: Доклад
Тема: Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Доклад

на тему:

Здоровьесберегающие технологии преподавания

физической культуры в условиях реализации ФГОС.

Подготовил: Мельник Вячеслав Владимирович,

учитель физической культуры МБОУ СОШ №6

2017г

Здоровьесберегающие

технологии

преподавания

физической

культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Почему

в

условиях

реализации

ФГОС

необходимо

уделять

внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры?

Современный

этап

развития

образования

отражает

социально-

культурную

ситуацию,

характеризующуюся

множеством

инновационных

изменений

в

сфере

образовательно-воспитательного

процесса.

В

этих

условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения

учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности

и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом

обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях

является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности,

так

как

оно

определяет

будущее

страны,

генофонд

нации,

научный

и

экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими

показателями,

является

чутким

барометром

социально-экономического

развития страны.

В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об

образовании», программы модернизации образования определяют в качестве

решающего

условия

успешности

преобразований

создание

двух

главных

социальных

ориентира

-

развитие

образовательных

систем,

обеспечение

высокого

качества

образования

и

сохранения

и

укрепления

состояния

здоровья

учащихся

и

педагогов,

работающих

в

режиме

инновационных,

экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований

формулируются

задачи

создания

на

всех

уровнях

управления,

обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья

обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.

В

чем

значимость

направленности

образования

на

сохранение

здоровья детей, формирование их здорового образа жизни?

В стране не существует последовательной и непрерывной системы

«обучения здоровью» и его сохранению. На различных этапах возрастного

развития человек получает информацию об этом в семье, в школе и, наконец,

в

лечебном

учреждении.

Информация

отрывочная,

случайная,

не

носит

системного характера, зачастую весьма противоречивая. Отсюда проблема

разработки

таких

здоровьесберегающих

технологий,

которые

в

процессе

преподавания физической культуры могли вооружить растущего человека

методологией здоровья и средствами его формирования.

Учитывая тенденции падения уровня рождаемости и здоровья людей

(прежде всего детей и подростков) и неспособность органов здравоохранения

справиться

не

только

с

профилактикой,

но

и

с

повышением

уровня

заболеваемости,

разработка

технологий,

направленных

на

формирование

здорового образа жизни, сохранение и сбережение здоровья должна стать

приоритетной. Такая система может и должна иметь своей основной задачей

совместную работу учителей физической культуры, врачей, психологов и др.

по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных

форм учебной, социальной и профессиональной дезадаптации.

Что является основанием образовательной деятельности в области

здоровьесбережения?

Методологическим

основанием

образовательной

деятельности,

направленной

на

реализацию

здоровьесберегающих

технологий,

формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход. С

позиции личностного подхода личность должна стать в собственном смысле

слова содержанием воспитания. Развитие внутренней сферы личности в этом

аспекте

происходит

только

в

конкретной

предметной

социально-

утверждающей

деятельности.

Педагогическим

средством

является

личностно-развивающая

воспитательная

ситуация,

т ех н ол о ги я

конструирования которой разработана и изначально соответствует личности

учителя-воспитателя,

принципиально

не

существует

вне

этой

личности.

Конечная

цель

обучения

и

воспитания

развитие

личностных

качеств,

личностной сферы воспитанника.

Личностно-ориентированное образование смещает основные акценты

воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка, что становится

методологической основой здоровьесберегающих технологий. В этом аспекте

воспитание

понимается

как

процесс

формирования

ценно стно-

ориентированных

установок

на

здоровье

и

здоровый

образ

жизни,

построенных

как

неотъемлемая

часть

жизненных

ценностей

и

общекультурного мировоззрения. В процессе воспитания здорового образа

жизни

у

учащихся

развивается

устойчивое

и,

вместе

с

тем,

осознанное

отношение

к

здоровью,

основанное

на

положительных

интересах

и

потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к

бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего

здоровья, творчества и духовного мира.

К а к о в ы

у с л о в и я

э ф ф е к т и в н о с т и

и с п о л ь з о в а н и я

здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры?

Здоровьесберегающие

технологии

в

учебно-воспитательной

работе

учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:

личностный

подход

будет

рассматриваться

как

основной,

приоритетный

(доминирующий)

компонент

в

стратегии

учебно-

воспитательной

здоровьесберегающей

деятельности

учителя

физической

культуры;

в

процессе

работы

учителя

физической

культуры

будет

моделироваться специфическая система способов (структурно-динамическая

модель)

реализации

личностно-ориентированной

здоровьесберегающей

педагогической технологии;

личностно-ориентированный

образовательный

процесс

будет

проектироваться

учителем

физической

культуры

на

основе

диагностики

здоровья

учащихся

и

собственной

профессиональной

готовности

к

реализации здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий.

Данные

условия

состоят

в

том,

чтобы

придать

учебному

процессу

характер

здоровьесбережения,

изменить

его

организационные

формы,

опираясь

на

базовый

комплекс

технологий

личностно-ориентированного

образования.

С п е ц и ф и к а

л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о г о

п о д х о д а

в

здоровьесберегающей

деятельности

учителя

физической

культуры

обусловлена, с одной стороны, формированием потребностей, мотивов и

целей учащихся, а с другой, - эффективному процессу их продвижения к

здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию

в

целом

на

основе

приоритетной

физкультурно-оздоровительной

деятельности.

Здоровьесберегающие

технологии

образовательно-воспитательной

деятельности

учителя

физической

культуры

-

это

комплексный

инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении

к

здоровью

учащихся,

их

учебной

деятельности,

педагогическом

взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Какие

эт апы

нужно

пройти

учителю

для

в н е д р е н и я

здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры?

Выбор

и

освоение

на

теоретическом

и

практическом

уровнях

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

учителем

физической

культуры осуществляется в несколько этапов:

формирование

общей

компетентности

в

области

современных

образовательных технологий;

углубленное

изучение

теоретических

основ

новой

избранной

учителем здоровьесберегающей личностно-ориентированной технологии;

изучение

методических

разработок

на

этой

основе,

и

опыта

реализации данной технологии другими учителями;

методическая разработка собственных учебных занятий на основе

данной технологии, их адаптация к содержанию учебного курса, специфике

своей

педагогической

деятельности

и

возрастным

и

личностным

особенностям учащихся;

экспериментальная

апробация

технологии,

измерение

ее

педагогической

эффективности

и

корректировка;

освоение

технологии

в

практической деятельности.

Наиболее

результативным

подходом

в

реализации

личностно-

ориентированных

здоровьесберегающих

технологий

является

разработка

интегративных

личностно-ориентированных

технологий,

в

которых

в

качестве «ведущих» могут выступать проектные, игровые, исследовательские

(проблемные) технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссионные,

технологии сотрудничества и педагогической поддержки.



В раздел образования