Автор: Мельник Вячеслав Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Наименование материала: Доклад
Тема: Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Доклад
на тему:
Здоровьесберегающие технологии преподавания
физической культуры в условиях реализации ФГОС.
Подготовил: Мельник Вячеслав Владимирович,
учитель физической культуры МБОУ СОШ №6
2017г
Здоровьесберегающие
технологии
преподавания
физической
культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Почему
в
условиях
реализации
ФГОС
необходимо
уделять
внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры?
Современный
этап
развития
образования
отражает
социально-
культурную
ситуацию,
характеризующуюся
множеством
инновационных
изменений
в
сфере
образовательно-воспитательного
процесса.
В
этих
условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения
учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности
и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом
обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях
является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности,
так
как
оно
определяет
будущее
страны,
генофонд
нации,
научный
и
экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими
показателями,
является
чутким
барометром
социально-экономического
развития страны.
В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об
образовании», программы модернизации образования определяют в качестве
решающего
условия
успешности
преобразований
создание
двух
главных
социальных
ориентира
-
развитие
образовательных
систем,
обеспечение
высокого
качества
образования
и
сохранения
и
укрепления
состояния
здоровья
учащихся
и
педагогов,
работающих
в
режиме
инновационных,
экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований
формулируются
задачи
создания
на
всех
уровнях
управления,
обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья
обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.
В
чем
значимость
направленности
образования
на
сохранение
здоровья детей, формирование их здорового образа жизни?
В стране не существует последовательной и непрерывной системы
«обучения здоровью» и его сохранению. На различных этапах возрастного
развития человек получает информацию об этом в семье, в школе и, наконец,
в
лечебном
учреждении.
Информация
отрывочная,
случайная,
не
носит
системного характера, зачастую весьма противоречивая. Отсюда проблема
разработки
таких
здоровьесберегающих
технологий,
которые
в
процессе
преподавания физической культуры могли вооружить растущего человека
методологией здоровья и средствами его формирования.
Учитывая тенденции падения уровня рождаемости и здоровья людей
(прежде всего детей и подростков) и неспособность органов здравоохранения
справиться
не
только
с
профилактикой,
но
и
с
повышением
уровня
заболеваемости,
разработка
технологий,
направленных
на
формирование
здорового образа жизни, сохранение и сбережение здоровья должна стать
приоритетной. Такая система может и должна иметь своей основной задачей
совместную работу учителей физической культуры, врачей, психологов и др.
по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных
форм учебной, социальной и профессиональной дезадаптации.
Что является основанием образовательной деятельности в области
здоровьесбережения?
Методологическим
основанием
образовательной
деятельности,
направленной
на
реализацию
здоровьесберегающих
технологий,
формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход. С
позиции личностного подхода личность должна стать в собственном смысле
слова содержанием воспитания. Развитие внутренней сферы личности в этом
аспекте
происходит
только
в
конкретной
предметной
социально-
утверждающей
деятельности.
Педагогическим
средством
является
личностно-развивающая
воспитательная
ситуация,
т ех н ол о ги я
конструирования которой разработана и изначально соответствует личности
учителя-воспитателя,
принципиально
не
существует
вне
этой
личности.
Конечная
цель
обучения
и
воспитания
—
развитие
личностных
качеств,
личностной сферы воспитанника.
Личностно-ориентированное образование смещает основные акценты
воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка, что становится
методологической основой здоровьесберегающих технологий. В этом аспекте
воспитание
понимается
как
процесс
формирования
ценно стно-
ориентированных
установок
на
здоровье
и
здоровый
образ
жизни,
построенных
как
неотъемлемая
часть
жизненных
ценностей
и
общекультурного мировоззрения. В процессе воспитания здорового образа
жизни
у
учащихся
развивается
устойчивое
и,
вместе
с
тем,
осознанное
отношение
к
здоровью,
основанное
на
положительных
интересах
и
потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к
бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего
здоровья, творчества и духовного мира.
К а к о в ы
у с л о в и я
э ф ф е к т и в н о с т и
и с п о л ь з о в а н и я
здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры?
Здоровьесберегающие
технологии
в
учебно-воспитательной
работе
учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:
личностный
подход
будет
рассматриваться
как
основной,
приоритетный
(доминирующий)
компонент
в
стратегии
учебно-
воспитательной
здоровьесберегающей
деятельности
учителя
физической
культуры;
в
процессе
работы
учителя
физической
культуры
будет
моделироваться специфическая система способов (структурно-динамическая
модель)
реализации
личностно-ориентированной
здоровьесберегающей
педагогической технологии;
личностно-ориентированный
образовательный
процесс
будет
проектироваться
учителем
физической
культуры
на
основе
диагностики
здоровья
учащихся
и
собственной
профессиональной
готовности
к
реализации здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий.
Данные
условия
состоят
в
том,
чтобы
придать
учебному
процессу
характер
здоровьесбережения,
изменить
его
организационные
формы,
опираясь
на
базовый
комплекс
технологий
личностно-ориентированного
образования.
С п е ц и ф и к а
л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о г о
п о д х о д а
в
здоровьесберегающей
деятельности
учителя
физической
культуры
обусловлена, с одной стороны, формированием потребностей, мотивов и
целей учащихся, а с другой, - эффективному процессу их продвижения к
здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию
в
целом
на
основе
приоритетной
физкультурно-оздоровительной
деятельности.
Здоровьесберегающие
технологии
образовательно-воспитательной
деятельности
учителя
физической
культуры
-
это
комплексный
инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении
к
здоровью
учащихся,
их
учебной
деятельности,
педагогическом
взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Какие
эт апы
нужно
пройти
учителю
для
в н е д р е н и я
здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры?
Выбор
и
освоение
на
теоретическом
и
практическом
уровнях
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
учителем
физической
культуры осуществляется в несколько этапов:
формирование
общей
компетентности
в
области
современных
образовательных технологий;
углубленное
изучение
теоретических
основ
новой
избранной
учителем здоровьесберегающей личностно-ориентированной технологии;
изучение
методических
разработок
на
этой
основе,
и
опыта
реализации данной технологии другими учителями;
методическая разработка собственных учебных занятий на основе
данной технологии, их адаптация к содержанию учебного курса, специфике
своей
педагогической
деятельности
и
возрастным
и
личностным
особенностям учащихся;
экспериментальная
апробация
технологии,
измерение
ее
педагогической
эффективности
и
корректировка;
освоение
технологии
в
практической деятельности.
Наиболее
результативным
подходом
в
реализации
личностно-
ориентированных
здоровьесберегающих
технологий
является
разработка
интегративных
личностно-ориентированных
технологий,
в
которых
в
качестве «ведущих» могут выступать проектные, игровые, исследовательские
(проблемные) технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссионные,
технологии сотрудничества и педагогической поддержки.