Авторы: Котельникова Татьяна Васильевна, Шепелева Елена Николаевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Стрелецкое"
Населённый пункт: Белгородская область, Яковлевский район, с. Стрелецкое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД в средней группе "Зимушка-зима"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по речевому развитию
в средней группе.
ОО «Речевое развитие»
Тема: «Зимушка-зима»
Интеграция:
«Познавательное
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
Программное содержание:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки
зимы. Закреплять знания о зимующих птицах
Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее
усвоенных
слов.
Закрепить
умение
образовывать
слова,
обозначающие
названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в
подборе
слов-признаков,
родственных
слов.
Составлять
предложение,
распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным
предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая
их
по
рифме
и
смыслу
(игра
«Доскажи
словечко»).
Упражнять
детей
в
произнесении
звука с и
в
подборе
слов,
начинающихся
на
этот
звук.
Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.
Оборудование: волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы,
картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков; снежинки на ниточках;
серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы.
Ход занятия
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все!
-Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .
Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было
очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.
Представьте
себе
красавицу,
волшебницу,
королеву,
в
белом
наряде
с
длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все
вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья,
кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя
высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта
красавица, волшебница и королева? (Зима).
- А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды,
покрывает землю холодным покрывалом)
- Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.
Ребята, зима она какая? – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из
вас
любит
зиму?
Почему?
(можно
лепить
снеговиков,
делать
снежные
постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).
-Зимой на улице тепло или холодно? (холодно). Что происходит с человеком,
если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).
Мы замёрзли с вами
И стучим зубами,
Хлопаем руками,
Топаем ногами.
Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают
ногами.
-Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы
носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети
имитируют
одевание)
Сначала
мы
надеваем
…(брюки,
штаны,
теплые
джинсы), потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем
сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите,
пошел снежок!
Физкультминутка «Падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг сугробы,
Снегом замело дороги
Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно
ловят снежинки, потягивания – руки в стороны
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон зайчишка в поле скачет,
Словно мягкий белый мячик.
Прыжки на месте
Ну а мы идем, идем
И к себе приходим в дом.
Ходьба на месте.
Дети садятся
-А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте
посмотрим на экран.
А вот и первая ее подружка – сосулька.
-Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная
палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной
палочкой, тот и отвечает.
Дидактическая игра «Подберите признаки» (до кого дотронется палочка,
тот и отвечает) .
Сосулька
(какая?)
–
длинная,
короткая,
холодная,
прозрачная,
звонкая,
круглая, хрупкая…
Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?
(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)
- А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,
то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;
руки под щеку.)
Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -
Дидактическая
игра
«Что
бывает
круглым» (дети
называют
круглые
предметы)
-Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем.
Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На деревья, на лужок –тихо падает… (снежок) .
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки) .
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири) .
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .
-Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно
ласково сказать?
Дидактическая игра «Назови ласково»
Снеговик – снеговичок
Снежинка-снежиночка
Лед – ледок
Ветер-ветерок
Елка-елочка
Дерево- деревце
Мороз-морозец
Шапка-шапочка
Шуба-шубка
Зима-зимушка
- А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.
Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет
друзей; может, на день рождение не получила подарок) .
- Давайте ее развеселим.
- Как же ее развеселить?
-Расскажем о ней .
- Ребята, какая снежинка?
(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все
равно снежинка осталась грустной.
- А может, с ней поиграть (упражнение на дыхание – развитие длительного,
плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку,
щеки не раздувать).
- Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.
- А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик
У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами (корзинка со
снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)
1. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт
(сосулька)
2. Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)
3. Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось
И не кроилось,
С неба на землю свалилось
(снег)
4. Без рук рисует, без зубов кусает
(мороз)
5 Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(зима)
7 Белые звёздочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали
(снежинки)
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок,
сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с).
Произнесем еще раз вместе – сснежок, сссоссулька, сснежинка, сснеговик. А
в
каких
зимних
словах
тоже
есть
звук
с?
(снегирь,
сугроб,
синица,
снегурочка, снегопад, санки).
Воспитатель: ребята, посмотрите, Зима прислала нам письмо, но она все
напутала, чтобы проверить нас, все ли мы о ней знаем.
Игра «Бывает – не бывает»
Письмо:
Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко
светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на
лодках по реке, купаются в море и загорают. Зимой птицам легко добыть
себе корм. Люди ходят без шапок и варежек. Чтобы не простудиться,
нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!
(Дети исправляют неточности в тексте).
-Ребята,
молодцы.
Зиме
понравились
ваши
ответы
и
она
прислала
вам
сладкие «снежки».