Напоминание

Как выявить детей, которые могут испытывать трудности в обучении письму и чтению.


Автор: Хлыбова Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Камчатский край,г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: рекомендации для учителей 1 классов
Тема: Как выявить детей, которые могут испытывать трудности в обучении письму и чтению.
Раздел: начальное образование





Назад




Памятка для учителей первых классов

Уважаемые коллеги! Чтобы выявить детей, которые

могут испытывать трудности в обучении письму и

чтению

и

нуждаются

в

логопедической

помощи,

прислушайтесь,

пожалуйста,

к

следующим

рекомендациям.

Знакомясь с будущими первоклассниками, обратите

внимание

на

ребят,

у

которых

имеется

одно

или

несколько из перечисленных нарушений:

нарушение произношения звуков;

трудности

в

определении

наличия

или

отсутствия

звуков

в

слове,

в

подборе

слов

на

заданный звук (вопросы типа: «есть ли звук [р] в

слове «рак», «сад», «рыба», «миска», «арбуз», «топор» и т.п.»; «придумай

слово, которое начинается на звук [а], [м], [с] и т.п.);

трудности в определении первого и последнего звука, определение

количества и последовательности звуков в простых словах (вопросы типа:

«назови первый звук в слове «мак», последний звук в слове «сын», «скажи,

сколько звуков в слове «лук», «муха», назови первый, второй, третий звук

этих слов и т.п.);

бедный словарный запас у ребенка, когда он затрудняется назвать по

вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных или их детенышей,

посуду, одежду и т.п., а также не может подобрать обобщающее слово к

картинкам или словам типа

«яблоко», «груша», «слива» или «сапоги»,

«туфли», «босоножки»;

трудности и ошибки в словоизменении и словообразовании (вопросы

типа:

«Один

стул,

а

много

чего?»,

«Какой

сок

ты

любишь?»,

«Как

называется сок из яблок, из моркови, из помидоров?», «У тебе большая рука,

а у куклы маленькая…» (нос, нога, дом, стол, стул);

нарушение связной речи, когда затруднены рассказы о себе, о своей

семье, об услышанном или увиденном; трудно составить рассказ по картинке.

При

пересказе

даже

простых

сказок

или

небольших

рассказов

такие

дети

нуждаются

в

дополнительных

вопросах

и

стимулирующей

помощи

типа:

«О

чем

говорилось

в

рассказе?»,

«Как

звали

мальчика?»,

«Вспомни,

что

было

дальше?».

Фраза,

которой

пользуется

ребенок,

простая,

стереотипная,

иногда

с

нарушением согласования, управления. Предложения в

рассказе недостаточно логически связаны между собой;

трудности в определении правой и левой руки,

предметов,

которые

находятся

справа

или

слева,

неправильно е

называние

п р о с т р а н с т в е н н о го

взаиморасположения предметов («карандаш лежит на

коробке» - вместо «под коробкой», «котенок вылез из

дивана» вместо «из – под дивана» и т.п.), смешение понятий «сначала» -

«потом», «сзади» - «спереди», «старше» - «моложе», зеркальное письмо букв

и цифр, а иногда и целых слов.

С

момента

обучения

в

первом

классе

обращайте

внимание

на

детей,

которые:

испытывают

значительные

трудности

в

запоминании

алгоритма

написания букв, т.е. откуда надо начать писать букву – сверху или снизу

строки,

куда

вести

её

следующий

элемент,

и

пишут

буквы,

как

бы

конструируя, собирая их элементов;

не могут вовремя запомнить написание изученных в классе букв. Такой

ребенок не испытывает трудностей при написании самой буквы. Просто во

время диктанта слогов или слов он надолго задумывается, какие же писать,

например, строчную «з» или заглавную «Т», т.е. не соотносит услышанный

звук с соответствующей буквой;

пропускают гласные буквы («рк» - «рак», «бсы» - бусы»), согласные

буквы(«гиб» - «триб», «сег» - «снег»), меняют местами буквы и слоги(«на

гулу» - «на лугу», «рбат» - «брат»);

искажают слова со сложной слоговой структурой, пропускают слоги,

переставляют их местами или добавляют лишние;

не

выделяют

границ

предложений

(заглавная

буква,

точка),

слитно

пишут слова в предложении;

допускают замены букв, звуки которых сходны по артикуляторно –

акустическим

характеристикам:

твердые

мягкие,

звонкие

глухие,

шипящие – свистящие, [р] - [л], [с] - [ц], [ч] - [ш], [ч] - [ц] и т.п.

допускают ошибки на замену букв, сходных по оптико – моторным

свойствам: [о] - [а], [б] - [д], [п] - [т], [в] - [д], [л] - [м], [х] - [ж], [ш] - [и], [и] -

[у], [р] - [п].

Желаю успеха!



В раздел образования