Автор: Силкина Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №9 Структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Организация музыкальной предмметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной оздоровительной работы образовательной области "Музыка"
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
Автор: музыкальный руководитель Силкина Татьяна Николаевна
Название работы: «Организация музыкальной предмметно - развивающей
среды в ДОУ с целью эффективной оздоровительной работы
образовательной области «Музыка»
Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны ми
музыкально-дидактическими материалами.
Музыкальная
среда раскрывает свои возможности в процессе общения
детей
со
взрослым
в
этой среде.
От
компетентности
взрослого,
его
доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет
ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей
деятельности.
Критерии качества музыкальной среды:
Блоки
компонентов среды
соответствуют
логике
развития
детской
музыкальной
деятельности
(восприятие,
воспроизведение,
творчество).
Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов
детской музыкальной деятельности:
во сприятие
музыки - пособия,
помогающие
во с п р и ни м а т ь
произведения
для
слушания,
произведения,
используемые
в
исполнительской
певческой,
танцевальной
и
музыкально-игровой
деятельности, а также произведения, специально созданные для
развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
воспроизведение
музыки - пособия,
побуждающие
к
певческой
деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному
исполнению(младший возраст)
пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к
восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой
выразительности танца и т.п.;(погремушки, гимн. палки и т.д.)
п о со б и я ,
п о б уж д а ю щ и е
к
и г р е
н а
д е т с к и х музыкальных
инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению
игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
(барабаные палочки, а также для игры на металофоне)
музыкально-творческая
деятельность – пособия,
побуждающие
к
песенному, музыкально-игровому,
танцевальному
творчеству
и
импровизации
на
детских музыкальных инструментах.(палки,
ленточки, муляжи, лего – конструктор, флажки и др.)
Содержание музыкальной
среды отражает
принцип
системности
в
овладении музыкальной деятельностью: она должна
соответствовать
возрасту
детей
и
содержанию
их
музыкальной
деятельности, поэтому
следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
В
содержании с р еды должна
быть
представлена
проблемность:
ребенок,
действуя
со
знакомыми
или
малознакомыми
предметами
в
музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по
х о д у м у з ы к а л ь н о й деятельности.
Содержание музыкальной
среды следует
соотносить
с
ведущим
видом деятельности детей определенной возрастной группы.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной
деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Качество структуры
Структура музыкальной
с р е д ы представлена
в
виде
модулей,
включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой
интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были
визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и
были
созданы
условия
для
активного
взаимодействия
детей
с
любыми
п о с о б и я м и , м у з ы к а л ь н ы м и инструментами.
д е т е й .
Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки,
росту ребенка.
Пособия и атрибуты должны быть добротными, эстетически
привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают
желание действовать с ними.
Создавая развивающую среду , очень важно, чтобы окружающая детей
обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка.
Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется
продумать:
1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей,
хранение.
2.Разнообразие оборудования.
3.Учет возрастных особенностей детей.
4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5.Возможность переноса оборудования в другие места.
Таким
образом,
создавая
и
обновляя
условия музыкальной
предметно
-
развивающей среды в ДОУ, осуществляется эффективная оздоровительная
р а б о т а
с
д о ш кол ь н и ка м и .