Напоминание

"Как сохранить ребёнку зрение"


Автор: Рыбина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №183"
Населённый пункт: г Воронеж, Воронежская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как сохранить ребёнку зрение"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«МБДОУ “ЦРР – де6тский сад №183»

Консультация

«Как

сохранить

«Как

сохранить

ребёнку

зрение»

.

ребёнку

зрение»

.

Подготовила воспитатель:

Рыбина

Светлана Викторовна

Воронеж, 2017 год

«Я не боюсь ещё и ещё раз

«Я не боюсь ещё и ещё раз

повторять: забота о здоровье -это

повторять: забота о здоровье -это

важнейший труд воспитания. От

важнейший труд воспитания. От

жизнерадостности, бодрости детей

жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное

мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в

развитие, прочность знаний, вера в

свои силы».

свои силы».

В.А.Сухамлинский.

В.А.Сухамлинский.

Дошкольный возраст

обоснованно считается

наиболее важным периодом в

процессе формирования

личности человека. В этом

возрасте более интенсивно

развиваются различные

способности, формируются

нравственные качества,

вырабатываются черты

характера. Именно в данном

возрастном периоде

закладывается и укрепляется

фундамент здоровья и

развития физических качеств,

необходимых для

эффективного участия

ребенка в различных формах

двигательной активности, что,

в свою очередь, создаёт

условия для активного и

направленного

формирования и развития

психических функций и

интеллектуальных

способностей дошкольника.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это

объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать

которым могут только здоровые дети. Известно, что почти каждый ребёнок, посещающий ДОУ, имеет

те или иные проблемы со здоровьем.

Одна из самых больших ценностей человека - зрение. После

жизни и разума, зрение пожалуй самое необходимое.

Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему

угаснуть и развивать его возможности.

Дети в большинстве рождаются дальнозоркими, по замыслу

природы они должны были сразу видеть далеко, но жизнь

современного человека внесла свои коррективы в

естественный процесс развития организма человека

.

Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема.

Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-

психологическая проблема, потому что около 90% информации

ребенок получает через органы зрения. Вот почему для

качественного восприятия окружающего мира так важно

правильное формирование здорового зрения и постоянный

контроль состояния зрения детей

.

.

Уже с детства они привыкают к длительным просмотрам

телевизора, игр на планшете и компьютере. Глаза постоянно

напряжены, и не успевают отдыхать.

Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно

для детей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда ребёнок

спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду.

Я хочу поделиться с вами опытом работы по здоровьесберегающим

технологиям Базарного Владимира Филипповича. Вкратце скажу, что

Базарный это врач-офтальмолог, доктор медицинских наук,

профессор, который занимается профилактикой близорукости. «Для

того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его

сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как

можно больше внимания, как в детском саду, так и дома».

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий,

позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их

здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000

образовательных учреждений работают по технологии Базарного.

Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности,

их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых

затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими

руками. Изучив основные положения методики В.Ф. Базарного по

профилактике нервно-психического переутомления учащихся, я

пришла к выводу, что в детском саду возможно частичное

использование этих рекомендаций. Воспитательно образовательный

процесс не разрушается, а становится более доступным и

увлекательным. Но, планируя образовательную деятельность

с детьми, нужно тщательно продумывать задания и связывать их

с технологиями.

Выбранная методика позволяет успешно решать следующие задачи:

1. Содействовать нормальному и естественному функционированию

глаз путём снятия психических и физических напряжений;

2. Тренировать глаза с помощью упражнений;

3. Развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту

реакции;

4. Сохранять зрение детей.

К основным методам и приемам, используемым в

здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного

относятся:

Режим динамической смены поз.

Упражнения на зрительную координацию.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных

зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

«Не усади!» – заповедь Базарного. «Движение – это воздух, а

без воздуха мы задыхаемся» - писал Базарный. Суть режима

динамических поз заключается в периодической смене

(ориентировочно через каждые 10-12минут) поз ребёнка:

положения «сидя» и положения «стоя». Поэтому обучение в

режиме постоянного движения позволяет развивать у детей

зрительно - моторную реакцию, в частности ориентацию в

пространстве, в том числе реакцию на экстремальные

ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и

возрастных особенностей детей. Режим «динамической

смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к

инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика

близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное

состояние сердечно-сосудистой системы организма,

стабилизируются процессы возбуждения и торможения в

центральной нервной системе.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие

факторы:

поддержание физической, психической активности

умственной сферы;

имеет высокие показатели физического

развития здоровья;

повышается иммунная система;

улучшаются ростовые процессы;

развивается координация всех органов

(зрительно-ручной, телесно- координаторной, психо-

эмоциональной);

снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он

видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение

слабеет. Нужно стараться учить детей после продолжительной

зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх.

На стенах располагаем силуэтное изображение предметов, игрушек,

героев сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы. Их размер

соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см).

Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее

удаленной парты (стола).

На занятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами

нужную картинку-ответ на вопрос педагога или на загадку.

Мы стараемся, чтобы картинки соответствовали теме занятия и

были объединены общим сюжетом.

Влияние таких упражнений:

данный тренаж оказывает благоприятное влияние на

развитие зрительно-моторной реакции,

скорость ориентации в пространстве, а так

же реакцию на экстренные ситуации в жизни.

у детей развивается зрительно-

двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и

телесная координация.

дети становятся

зоркими, внимательными.

Зрительно - координаторные тренажи.

На ватмане нарисована диаграмма, при этом цвета

соответствуют следующим требованиям:

наружный овал – красный, внутренний – ярко -

голубой, крест коричнево-золотистый, восьмерка -

зелёного цвета.

Тренажер «Видеоазимуд»

Тренажер «Видеоазимуд»

Он выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на

щите из фанеры, на чертежном листе. Его размеры от 30 х 42

см до 140х330 см.

Первый внешний прямоугольник нарисован красным цветом,

рисунок создают красные стрелки, дающие направление по

часовой стрелке. Внутри красного нарисован зеленый

прямоугольник. Стрелки показывают направление движения и

другую сторону. Диагонали синего и голубого цветов и

вертикаль и горизонталь - коричневого. По углам тренажера

целесообразно расположить рисунки фигур героев

мультфильмов, спортивную символику. Это опорные точки для

Фиксации точки взора.

Схема упражнений для тренажера.

Схема упражнений для тренажера.

1.

1.

Оббежать только взором, не двигая головой, красный

Оббежать только взором, не двигая головой, красный

прямоугольник. Дозировка для дошкольников - 4 движения

прямоугольник. Дозировка для дошкольников - 4 движения

полного цикла.

полного цикла.

2.

2.

Оббежать взором зеленый прямоугольник.

Оббежать взором зеленый прямоугольник.

3.

3.

Оббежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно

Оббежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно

каждую.

каждую.

4.

4.

Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

Скорость о бегания каждый, определяет сам. Необходимо темп

Скорость о бегания каждый, определяет сам. Необходимо темп

держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно

держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно

его ширине. Старайтесь не двигать головой.

его ширине. Старайтесь не двигать головой.

Данный тип упражнения заключается в слежении глазами в

положении стоя по заданным направлениям с од

новременным вращением головой и туловищем: все

упражнения выполняются в позе свободного стояния;

каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых сти

мулах; в процессе зрительного поиска дети совершают

сочетанные движения головой, глазами и туловищем.

Продолжительность упражнения, которое проводится в

середине занятия, 1,5-2 минуты.

Упражнение «Часы»

В

В

ыполняется в положении стоя или сидя. Перед детьми на стене

ыполняется в положении стоя или сидя. Перед детьми на стене

расположено большое панно.

расположено большое панно.

1. Поднять глаза вверх, сделать ими круговое движение по часовой

1. Поднять глаза вверх, сделать ими круговое движение по часовой

стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против

стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против

часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз.

часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз.

Вариант.

Вариант.

Можно

Можно

называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем на

называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем на

оборот: 12, 9, 6, 3, 1.

оборот: 12, 9, 6, 3, 1.

2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев,

2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев,

поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, руки

поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, руки

опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

3. «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на

3. «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на

центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети нахо

центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети нахо

дят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.

дят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.

Вариант упражнения со стихами «

Вариант упражнения со стихами «

Часы»

Часы»

Тик-так, тик-так! (

Тик-так, тик-так! (

Движения глазами

Движения глазами

Вот так, вот так!

Вот так, вот так!

вправо-влево.)

вправо-влево.)

Тик-так, тик-так! (

Тик-так, тик-так! (

Движения глазами

Движения глазами

А теперь еще вот так!

А теперь еще вот так!

вверх-вниз.)

вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так! (

Тик-так, тик-так! (

Движения глазами

Движения глазами

Делай с нами, делай так!

Делай с нами, делай так!

по часовой стрелке.)

по часовой стрелке.)

Тик-так, тик-так! (

Тик-так, тик-так! (

Движения глазами

Движения глазами

Стрелки движутся не так!

Стрелки движутся не так!

по кругу против часовой

по кругу против часовой

стрелки.)

стрелки.)

Тренажер "Дорожка"

Тренажер "Дорожка"

Тренажер - лист белого картона размером 18х4- см, на нем

нарисована дорога (вид сверху). Дорога с двухсторонним

движением, постепенно сужается к линии горизонта. На дороге

автомобили, вокруг дороги деревья и дома. Если положить дорогу

на стол перед собой и так, чтобы она уходила от вас, то возникает

возможность "пробежать" глазами по дороге в одну сторону от

себя и к себе. Так нужно делать 20 раз для малыша 4-7 лет.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

Занятие проводится в режиме движения наглядного материала,

постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание

детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в

любой точке группы. Дети ищут их, тем самым переключают

зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

Например, воспитатель показывает дидактический материал

сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от

детей, тренируя тем самым мышцы глаза. Для двигательной

активности на занятиях используются «сенсорные кресты»

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в

группе. На них закрепляются различные учебные

объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры,

буквы, словарные слова и пр.). Воспитатель в ходе

занятий периодически обращает внимание детей на то

или иное пособие, просит что-то найти,

проанализировать, дать характеристику и т.д. Дети ищут

глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение,

устраняя усталость и напряжение с глаз.

Для профилактики близорукости и замедления ее

прогрессирования используем в своей работе

гимнастику для глаз, разработанную Базарным.

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику

проводить регулярно, зрение у человека

восстанавливается полностью и он может отказаться от

очков.

Посадите ребенка в низкое кресло свободно, чтобы он

не напрягался.

Проделайте вместе с ребенком следующие движения

1. Движение зрачками слева - направо; затем справа

налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем

наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод

велосипедного колеса и, наметив на нем определенную

точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну

сторону, потом в другую; повторить 3 раза; и т. д.

Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе

это творческий акт, который требует знаний психологии,

физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей

детей. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-

гигиенические требования к организации воспитательно-

образовательного процесса, но и совершенствовать

педагогические технологии и режим дошкольного обучения.

Хочется подвести итоговую черту словами В.А.Сухомлинского о

том, что к воспитаннику нужно относиться не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией, а как к факелу,

который необходимо зажечь.

Непременным условием при использовании

здоровьесберегающих технологий является постоянное

наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны

выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».

Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку

каждому ребенку, демонстрировать только положительное

эмоционально выраженное отношение к детям.

Коллеги в заключение позвольте дать ряд рекомендаций:

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное

развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены

негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные

нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции,

неблагоприятная экология, и многих других.

Как можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять

подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у

ребенка?

Любая двигательная активность помогает глазкам малыша

лучше работать. Организуйте детей больше двигаться,

играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут им

на пользу.

Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок

сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение

головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует

проблемы со зрением.

Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел

за столом с конструктором или кубиками.

И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу

полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые

вертятся, прыгают и катаются.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз.

Превратите это в ежедневную увлекательную игру « Веселая

неделька!»



В раздел образования