Автор: Королева Раиса Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Иркутский региональный колледж педагогического образования"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Приемы анализа познавательного текста на уроках литературного чтения
Раздел: высшее образование
Приемы анализа познавательного текста на уроках литературного
чтения
Вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе
литературного образования младших школьников приобретает в настоящее
время
особую
актуальность.
Особое
внимание
к
научно-познавательной
литературе
объясняется
установкой
сегодняшней
школы
на
всестороннее
развитие
учащихся
и,
прежде
всего,
на
развитие
самостоятельного,
критического и исследовательского мышления.
В Государственном образовательном стандарте обозначены предметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы.
По
литературному
чтению
выделено
«овладение
приёмами
интерпретации
и
анализа
художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных
литературоведческих
понятий,
умение
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
пользоваться
справочными источниками для получения дополнительной информации» [6,
с.11].
В
современных
программах
по
литературному
чтению
одной
из
предметных задач является обучение умению различать художественный и
познавательный
тексты,
адекватно
читать
литературное
произведение
в
соответствии с его особенностями, а также освоение приемов изучающего
чтения литературы познавательного характера.
Познавательная
литература
делится
на
научно-познавательную
и
научно-
художественную.
По
определению
Н.М.
Дружининой,
«научно-
познавательная
литература
расширяет
кругозор
читателя,
увлекает
его
в
определенную область знания, причем «увлекает» его и при помощи средств
литературы
художественной,
и
благодаря
подробному
рассказу
о
фактах
научных, и используя чисто популяризаторские приемы, методы и элементы,
более свойственные литературе массовой» [2,124]. Научно-познавательная
литература
решает
прежде
всего
образовательную
задачу,
примыкая
к
учебной
литературе.
«Научно-художественная
литература
обращается
преимущественно к человеческой стороне науки, к духовному облику ее
творцов,
к
психологии
научного
творчества,
к
философии,
истокам
и
последствиям
научных
открытий»
[2,
125].
Она
обладает
не
только
интеллектуально-познавательной,
но
и
эстетической
ценностью;
призвана
сочетать
общественный
интерес
с
научной
достоверностью
в
раскрытии
проблем, обратного повествования с документальной точностью жизненного
материала.
Основная
цель
научно-познавательной
детской
книги
–
«воспитать
умственную
активность
читателя,
приобщить
его
к
великому
миру науки» [2, с.126]. Хорошая научно-познавательная книга невозможна
без четкой нравственной направленности, а усвоение новых знаний всегда
связано с воспитанием у читателя определенных точек зрения и человеческих
качеств.
Работа над всесторонним пониманием детьми познавательных
произведений требует от учителя дополнительного внимания, специфических
приемов и способов работы на уроке.
Известный методист М.П. Воюшина в качестве примеров называет
способы
работы
с
познавательной
книгой:
постановка
познавательных
вопросов к тексту, выделение известной и новой информации, определение
темы и основной мысли текста, работа с заглавием текста, составление плана
текста, сопоставительный анализ разных видов текстов, литературные игры
[1,с.181- 187]. Продемонстрируем, как можно реализовать некоторые из них
на уроке литературного чтения.
Постановка познавательных вопросов к тексту. Задать вопрос часто
бывает сложнее, чем ответить на него, чтобы сформулировать вопрос, нужно
выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации
и найти точную формулировку вопроса. Обучение детей формулированию
вопросов к тексту лучше всего начинать с простых («тонких») вопросов,
постепенно обучая задавать сложные («толстые») и, конечно же, вопросы
проблемного
характера.
Ребёнок
должен
понять,
что
простые
вопросы
начинаются
со
слов-вопросов:
«кто»,
«что»,
«где».
Научившись
задавать
вопросы, мы можем приступать к формированию другого умения – умения
видеть
проблему.
А
для
этого
учитель
предлагает
несколько
вопросов,
первый вопрос должен быть самым легким, ответ на него требует только
знания текста. Второй вопрос учитель формулирует так, чтобы дети, отвечая
на него, еще раз обратились к тексту. Третий вопрос еще сложнее – надо не
только
воспроизвести
содержание,
а
понять
причину
явления,
которое
наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Четвертый вопрос самый
трудный, на него нет прямого ответа в тексте, надо размышлять, использовать
дополнительные
сведения.
Так,
например,
предложим
детям
прочитать
вопросы к рассказу М. Пришвина «Ёж»:
1.
Как охотник встретился с ежом?
2.
Как вёл себя ёж в лесу, а как – дома у охотника?
3.
С какой целью человек устраивал ежу «луну», «ручеёк», «озеро»?
4.
Зачем ёж строил себе гнездо?
Имея перед глазами вопросы, дети понимают, что первые два вопроса,
которые начинаются со слов «как», вопросы простые, и это им придаёт
уверенность в ответе. Два следующих вопроса начинаются с других слов, их
принято называть познавательными, проблемными вопросами, они обычно
направлены на выяснение причин, поэтому и начинаются со слов «зачем»,
«почему», «для чего», «с какой целью».
Очевидно, что одного урока для формирования столь сложного умения
недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание
детей на форме вопросов, систематически включать задания на постановку
вопросов в учебной деятельности по другим предметам.
Сопоставительный анализ произведений разных жанров. Цель данного
приема – познакомить детей с видовыми особенностями детской литературы
на примере сравнения художественного, научно-познавательного и научно-
художественного произведений. Сравнивать лучше всего произведения на
близкую тему. Чтобы урок был интересен для детей, его можно выстроить в
игровой форме. Это может быть и круглый стол, и издательский центр, и
детская редакция, те формы, которые близки и интересны детям. На такой
урок можно брать для анализа как все произведение, так и использовать
прием галереи иллюстраций (иллюстрация – отрывок из текста). Тексты
должны быть небольшими по объёму, распечатаны на отдельных листах.
Подробный анализ каждого текста на таком уроке не планируется, идет
сопоставление,
позволяющее
выявить
видовую
принадлежность
текста
с
опорой на пока ещё очень небольшой читательский опыт школьников. Работу
на таком уроке лучше организовать по группам.
Приведем возможные варианты сравнения литературного материала:
В. П. Астафьев « Стрижонок Скрип» (научно-
художественный рассказ);
Ласточки
и
стрижи»
(справочная
статья
из
д ет ской
энциклопедии «Что такое? Кто такой?»).
Для сравнительного анализа возможны следующие вопросы:
В каком рассказе можно узнать что-нибудь об авторе?
В каком рассказе речь идет о конкретном животном, а в каком
говорится о том, что свойственно всем животным?
Какой рассказ вызывает у вас какие-то чувства?
В каком рассказе есть персонажи?
После коллективного восприятия текстов и ответов на предложенные
учителем вопросы,
каждая группа выдвигает свою версию, подтверждая
рассуждения текстами. Для сопоставительного анализа возможны разные
тексты
познавательной
литературы:
художественный
и
научно-
художественный, научно-художественный и научно-познавательный, научно-
познавательный и справочная литература.
На этапе обобщения важно собрать воедино все сведения о специфике
каждого вида литературы и сообщить, что в книгах принято указывать вид и
жанр
произведения.
Есть
еще
одна
важная
деталь
при
работе
с
познавательным текстом – иллюстрация. Это детская книга, а её особенность
еще
и
в
том,
что
у
детской
книги
два
автора
–
писатель
и
художник-
оформитель.
Закончить
урок
целесообразно
вопросом
–
зачем
читателю
знать, к какому виду литературы относится то или иное произведение? Над
этим
же
вопросом
можно
предложить
детям
поразмышлять
и
дома.
Домашним заданием может быть и поиск информации на определенную тему.
Например, прочитай рассказы Геннадия Снегирева из книги «Птицы наших
лесов», соотнеси рассказы по видам познавательной литературы.
Познавательная детская книга – это как раз тот мостик, что объединяет
житейские понятия детей со многими научными понятиями, которыми ему
приходится овладевать в школе. При этом, однако, необходимо постоянно
иметь в виду, что основная задача всех уроков чтения, связанных с работой
по познавательной детской книге, не сообщение учащимся тех или иных
природоведческих или технических знаний, а развитие у них познавательного
интереса вообще и умения удовлетворять этот интерес путем чтения. Детская
познавательная
книга
представляет
собой
не
только
самостоятельную
ценность как литературное произведение, но она – неизменный помощник в
плане
углубления
интереса
и
знаний
учащихся
по
другим
предметам
школьной программы.
С п и с о к
л и т е р а т у р ы
1. Воюшина, М.П. Методика работы с познавательной книгой // Методика
обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.
заведений / М.П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И. Р. Николаева;
под
ред.
М.П.
Воюшиной.
-
М.:
Академия,
2010.
-
С.176-188.
2. Дружинина, Н.М. Проблемы методической оценки научно-познавательной
детской книги / Н.М. Дружинина // Актуальные проблемы методики обучения
чтению в начальных классах / под ред. М.С. Васильевой, М.И. Оморокова,
Н . Н .
С в е тл о в с ко й .
-
М . :
П ед а го г и ка ,
1 9 7 7 .
-
С .
1 2 4 - 1 4 4 .
4.
Рыжкова
Т.В.
Содержание
и
приёмы
работы
с
научно-популярными
произведениями
/
Т.
В.
Рыжкова
//
Теоретические
основы
и
технологии
начального литературного образования. - М.: Академия, 2007. - С.373-384.
6.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я .
-
М . :
П р о с в е щ е н и е ,
2 0 1 0 .
-
3 1
с .