Автор: Черепанова Виктория Михайловна
Должность: старшая вожатая
Учебное заведение: МБОМ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: город Рославль
Наименование материала: программа патриотического воспитания обучающихся 5-8 класс
Тема: "Память сердца"
Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
Программа воспитания
патриотического
«Память сердца»
Автор: старшая вожатая
Черепанова Виктория Михайловна
Рославль
2016-2017
У
педагога
есть
трудная,
но
очень
важная
миссия
-
быть
классным
руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской
работе,
другие
-
наоборот,
самой
главной.
Как
бы
ни
была
трудна
эта
деятельность,
она,
несомненно,
нужна
детям,
поскольку
основное
структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к
учебе,
формируются
социальные
отношения
между
детьми.
Класс
представляет
собой
систему,
которая
помогает
реализовать
заботу
о
социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать
коллектив,
формировать
соответствующую
эмоциональную
атмосферу.
Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий
был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития
учащихся.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное
стремление
к
развитию.
Цель
становящейся
личности
-
утвердить
свое
уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога
помочь ему в этом.
Нормативно - правовые основы Программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства
РФ от 05.10.2010 г. № 795);
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по
ознакомлению с историей и значением официальных государственных
символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо
Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии
образовательного учреждения с семьей (приложение к письму
Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);
- Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об
обороне”;
-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. М.: Просвещение ,2009.
-ФГОСы нового поколения,2010.
Программа
«Память сердца»
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством»
В.Г. Белинский
Социально
–
экономические
преобразования,
происходящие
в
современном обществе,
заставляют нас задуматься о будущем России. В
настоящее
время
нарушены
нравственные
ориентиры,
подрастающее
поколение
можно
обвинять
в
безверии,
бездуховности,
агрессивности.
Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой
интеллект.
Приоритетным
направлением
в
воспитательной
работе
считаю-
информационно-пропагандистскую
работу и
патриотическое
воспитание.
Патриотизм
-
важнейший
духовно-нравственный
фактор
сохранения
общественной
стабильности,
независимости
и
безопасности
государства,
является
перспективным
направлением
в
самостоятельной
учебно-
исследовательской
деятельности
учащихся,
выработке
умения
понимать
ценности прошлого, настоящего.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие
личности,
обладающей
качествами
гражданина
-
патриота
Родины,
способного
успешно
выполнять
гражданские
обязанности,
обладающего
чувством
национальной
гордости,
гражданского
достоинства,
любви
к
Отечеству,
своему
народу
и
готовностью
к
его
защите
и
выполнению
конституционных обязанностей.
Считаю,
что
вопросы
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
должны
решаться
комплексно
и
системно,
руководствуясь
Конституцией
РФ,
Закон «Об образовании», Конвенцией ООН о правах
ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения
проблемы
воспитания
гражданина.
Исходя
из
вышесказанного,
были
определены цели и задачи программы.
Цель программы: совершенствование системы информационного и
образовательного
пространства,
способствующего
формированию
у
школьников гражданственности;
высокого патриотического сознания;
ценностного отношения к Родине Отечеству;
культурно-историческому прошлому России;
готовности к активной жизненной позиции.
Задачи программы:
• углублять и расширять знания по истории своего родного края;
• способствовать развитию навыков учебно - исследовательской
деятельности;
• совершенствовать творческие способности личности;
• воспитывать у учащихся патриотические и нравственные
ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
Программа
разработана
для
обучающихся
7-9
классов.
Срок
реализации-3 года.
Деятельность по программе основывается на следующих принципах:
Принцип
интереса,
основанный
на
эмоционально-ценностном
отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение
народных традиций.
Принцип
единства
воспитательных
воздействий,
предполагающий
совместную
деятельность
педагогов,
родителей
и
других
общественных
организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.
Принцип
совместной
деятельности,
в
процессе
которой
люди
находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.
Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать
высокую
требовательность
к
школьнику
с
уважением
его
человеческого
достоинства.
Принцип
целостности
педагогического
процесса
-
единство,
взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Для реализации программы необходимы следующие условия:
1. Кадровое обеспечение.
К
обязательному
условию
реализации
программы
нужно
отнести
наличие опыта работы педагога в данном направлении, что, несомненно,
будет способствовать более качественной работе. Для эффективной работы
по
программе
необходима
организация
сотрудничества
классного
руководителя
с
администрацией
школы,
классными
руководителями,
родителями, ветеранами, общественными организациями, дополнительными
образовательными учреждениями.
2. Материально – техническое обеспечение.
При
проведении
мероприятий,
программа
предполагает
использование:
учебных
кабинетов,
актовый
зал,
библиотеки,
музей,
информационные
средства
(фотоаппарат,
диктофон,
интерактивный
комплекс), оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс).
3. Информационное обеспечение.
Для успешной работы по реализации программы необходима помощь
библиотекаря
школы,
использование
методической
литературы
по
внеклассной работе, подшивок газет и журналов по воспитанию школьников,
деловые и творческие связи с учреждениями дополнительного образования,
интернет – ресурсов.
Реализация
данной
программы
осуществляется
через
следующие
формы проведения занятий: встречи с ветеранами, викторины, праздники,
конкурсы, экскурсии, экспедиции, походы на раскопки, круглые столы, игры,
работа в архивах и музеях, КТД, участие в митингах, «Бессмертный полк»,
участие в городских акциях и т.д.
Заповеди, на основе которых
строится работа по патриотическому
воспитанию обучающихся:
-цени и оберегай свое Отечество;
-овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
-дорожи историей своего народа;
-свято относись к символике своей страны;
-береги красоту своего края.
Ожидаемые результаты.
В
процессе
реализации
программы
патриотического
воспитания
обучающихся у выпускников к моменту окончания школы должны быть
сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи,
города, Родины;
чувство
патриотизма,
верности
Родине
и
готовности
служения
Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Мероприятия, реализуемые программой.
№
мероприятия
дата
статус
1
Акция
«Память»
Уход
за
одиночной
могилой
в
д .
Михайловка.
25 сентября,
9 мая, ежегодно.
областной
2
Акция «Помним»
8 мая, ежегодно.
школьный
3
Акция «Дети войны»
апрель-май
муниципальный
4
Акция «Поздравь ветерана»
май
муниципальный
5
Участие в митинге
«Бессмертный полк»
9 мая,
ежегодно.
всероссийский
6
Проведение
торжественной
линейки
« Д е н ь
о с в о б о ж д е н и я
Смоленщины»
с е н т я б р ь ,
ежегодно
школьный
7
П р о в е д е н и е
л и н е й к и ,
посвященной Дню Победы «И
помнит мир спасенный»
май,
ежегодно
школьный
8
Уборка памятника по
ул. Шевченко.
сентябрь,
май, ежегодно.
школьный
9
П р о в е д е н и е
л и н е й к и
у
памятника по ул. Шевченко.
май, ежегодно.
школьный
10
Акция «Лес Победы»
апрель,
ежегодно
всероссийский
11
Акция «Дом без одиночества»
посещение
детей
войны
и
ветеранов.
сентябрь,
ежегодно.
муниципальный
12
Акция «Дети войны»
апрель,
ежегодно.
муниципальный
13
У ч а с т и е
в
к о н к у р с е
патриотической песни.
июнь,
ежегодно
муниципальный
14
с.Бородино
(реконструкция
боя 1812 года)
май,
ежегодно.
школьный
15
«По
местам
боевой
славы»
место гибели В.Я. Качалова, д.
май,
школьный
Старинка.
ежегодно.
16
Посещение
краеведческого
ш к о л ь н о г о
м у з е я
д .
Крапивенская.
ноябрь.
школьный
17
П о с е щ е н и е
г о р о д с к о г о
краеведческого музея
г. Рославля
ежегодно.
школьный
18
.
К Т Д
« И с т о р и я
о д н о г о
детства»
2 0 1 5 - 2 0 1 6
учебный год
школьный
19
.
КТД «Есть такая профессия -
Родину защищать»
школьный
20
.
Устный
журнал
«Трагедия
Чернобыля»
апрель,
ежегодно
школьный
21
.
Мероприятие
«Герои интернационалисты»
посвящено
выводу
войск
из
Афганистана.
февраль,
ежегодно.
школьный
22
.
Классный час «Знаете, каким
он парнем был?»
апрель
школьный
23
.
Классный
час
«Гражданином
быть обязан» деловая игра.
школьный
24
.
Классный час «Герои в мирное
время»
школьный
Учет возрастных психолого-педагогических особенностей воспитуемых:
Система патриотического воспитания в классе
строится с учётом
возраста обучающихся, учитывая степень подготовленности
к жизни и
деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и
действовать самостоятельно.
Необходимо стараться привлечь к активному участию в различных
школьных
и
классных
мероприятиях
всех
обучающихся
класса.
Особое
внимание нужно уделять детям «группы риска». Стремиться создать условия
для
развития
у
детей
творческой
инициативы,
гражданской
позиции,
ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараться
добиваться
наилучшего
результата
и
предельной
эффективности
любого
воспитательного дела.
Диагностика
результативности
программы:
с
обучающимися
проводится анкета удовлетворенности
в начале учебного года и в конце,
анкета уровень сплоченности, ведется статистика количества обучающихся,
участвовавших
в
мероприятиях.
С
родителями
так
же
проводится
анкетирование
удовлетворенности
работой
классного
руководителя
(см.
приложение №1).
Работа
классного
руководителя
непроста:
все
педагоги
знают,
что
классный руководитель ответственный «за все», и в идеале должен уметь
выполнять множество дел одновременно. Поэтому необходимо постоянно
повышать свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое
внимание самообразованию.