Напоминание

"Сказкотерапия как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Игнатова Любовь Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: город Похвистнево Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия как средство развития дошкольников

с ограниченными возможностями здоровья.

«В некотором царстве, в некотором государстве город есть славный. Много жителей в том граде

и больших и малых. Детки малые любят терем расписной посещать под названием «Сказка».

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении многих веков. И в

нашем детском саду они обрели свое почетное место. Ведь именно сказки всегда были самым

эффективным средством общения с детьми.

Активное использование сказкотерапевтических приемов помогает мне, как педагогу-психологу,

устанавливать

доброжелательные,

доверительные

отношения

с

дошкольниками

и

их

родителями. Порою загадочный мир детской души, так многолик и разнообразен, что познать

его взрослому человеку бывает очень нелегко. Сказкотерапия выполняет роль проводника

между взрослым и ребенком, раскрывающим грани волшебного мира детства.

Так что же такое сказкотерапия?

Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением?

Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание

сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Люди

перечитывают и интерпретируют религиозную литературу, ищут скрытый смысл в сказках,

легендах, мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно

известно?

Действительно, сказка предоставляет все возможности для приобретения опыта познания,

переживания и преобразования окружающей реальности. Слушая сказки в детстве, человек

накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае

необходимости. И ребенок и взрослый способны благодаря сказке не только менять реальность,

но и самих себя. Поэтому сказка может быть индикатором, так и катализатором личностного

роста и творческих возможностей.

Сказкотерапия - это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в

эмоциональной, поведенческой или физической сфере. Этот метод является всеохватывающим

и открытым для понимания детей. Позволяет решать проблемы эмоционально-волевого

контроля поведения. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также

способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи,

агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие

эмоции и ощущения.

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ строится с использованием пяти

видов сказок:

художественные сказки - авторские и народные;

дидактические сказки – через сказочный образ раскрывается смысл и важность

определенных знаний;

психотерапевтические сказки – раскрывают глубинный смысл происходящих событий;

психокоррекционные сказки – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

(ограничение по возрасту до 11-13 лет);

медитативные сказки – снятие психоэмоционального напряжения, развитие

личностного ресурса.

В своей деятельности использую следующие формы и методы работы по сказкам:

Анализ сказок – помогает осознать и привнести в жизненную практику важнейшую

информацию, построить гармоничную систему ценностей. Без этого анализа многие

смыслы и уроки сказки останутся неосознанными.

Рассказывание

сказок

различные

формы

рассказывания

позволяют

решать

психодиагностические и психокоррекционные задачи.

Сочинение

сказок

отражение

внутренней

реальности,

проблем;

активизируются

бессознательные

процессы,

способствующие

личностному

развитию

и

разрешению

затруднений.

Сказочная

куклотерапия

изготовление

и

использование

кукол–марионеток,

пальчиковых кукол; постановка сказок.

Сказочная имидж-терапия – мгновенное преображение через представление себя в

каком-либо образе, смену костюма или маски.

Сказкотерапия дает множество возможностей для развития дошкольников с ОВЗ, делая этот

процесс зрелищным и увлекательным, с помощью различных арттерапевтических и телесно-

ориентированных техник, а так же песочной терапии.



В раздел образования