Автор: Игнатова Любовь Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: город Похвистнево Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия как средство развития дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья.
«В некотором царстве, в некотором государстве город есть славный. Много жителей в том граде
и больших и малых. Детки малые любят терем расписной посещать под названием «Сказка».
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении многих веков. И в
нашем детском саду они обрели свое почетное место. Ведь именно сказки всегда были самым
эффективным средством общения с детьми.
Активное использование сказкотерапевтических приемов помогает мне, как педагогу-психологу,
устанавливать
доброжелательные,
доверительные
отношения
с
дошкольниками
и
их
родителями. Порою загадочный мир детской души, так многолик и разнообразен, что познать
его взрослому человеку бывает очень нелегко. Сказкотерапия выполняет роль проводника
между взрослым и ребенком, раскрывающим грани волшебного мира детства.
Так что же такое сказкотерапия?
Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением?
Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание
сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Люди
перечитывают и интерпретируют религиозную литературу, ищут скрытый смысл в сказках,
легендах, мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно
известно?
Действительно, сказка предоставляет все возможности для приобретения опыта познания,
переживания и преобразования окружающей реальности. Слушая сказки в детстве, человек
накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае
необходимости. И ребенок и взрослый способны благодаря сказке не только менять реальность,
но и самих себя. Поэтому сказка может быть индикатором, так и катализатором личностного
роста и творческих возможностей.
Сказкотерапия - это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в
эмоциональной, поведенческой или физической сфере. Этот метод является всеохватывающим
и открытым для понимания детей. Позволяет решать проблемы эмоционально-волевого
контроля поведения. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также
способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи,
агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие
эмоции и ощущения.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ строится с использованием пяти
видов сказок:
художественные сказки - авторские и народные;
дидактические сказки – через сказочный образ раскрывается смысл и важность
определенных знаний;
психотерапевтические сказки – раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
психокоррекционные сказки – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка
(ограничение по возрасту до 11-13 лет);
медитативные сказки – снятие психоэмоционального напряжения, развитие
личностного ресурса.
В своей деятельности использую следующие формы и методы работы по сказкам:
Анализ сказок – помогает осознать и привнести в жизненную практику важнейшую
информацию, построить гармоничную систему ценностей. Без этого анализа многие
смыслы и уроки сказки останутся неосознанными.
Рассказывание
сказок
– различные
формы
рассказывания
позволяют
решать
психодиагностические и психокоррекционные задачи.
Сочинение
сказок
– отражение
внутренней
реальности,
проблем;
активизируются
бессознательные
процессы,
способствующие
личностному
развитию
и
разрешению
затруднений.
Сказочная
куклотерапия
–
изготовление
и
использование
кукол–марионеток,
пальчиковых кукол; постановка сказок.
Сказочная имидж-терапия – мгновенное преображение через представление себя в
каком-либо образе, смену костюма или маски.
Сказкотерапия дает множество возможностей для развития дошкольников с ОВЗ, делая этот
процесс зрелищным и увлекательным, с помощью различных арттерапевтических и телесно-
ориентированных техник, а так же песочной терапии.