Напоминание

методика преподавания рисунка


Автор: Ковтунова Галина Сергеевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №3 Батайска
Населённый пункт: город Батаск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: методика преподавания рисунка
Раздел: дополнительное образование





Назад







Введение
Рисунок – источник и основание всякой художественной деятельно- сти, это наука мыслить формой, он позволяет понимать конструктивную основу любого изображения. Чтобы овладеть этим знанием в полной мере, прочувствовать технику учебного рисунка, приобрести необходимые навыки, ученику с самого раннего возраста даётся пласт информации о правильной постановке корпуса и рук при рисовании. Это необходимый фундамент для всей его дальнейшей успешной деятельности в изобразительном искусстве. Карандашный рисунок требует серьёзного подхода и к используе- мым материалам и далее изучения техники академического рисунка как си- стемы правил «изобразительной речи». Введение профессиональных понятий и терминов для развития дет- ского мышления и правильной организации процесса обучения. Что пробуждает творческую активность детей?
Цель: систематизировать материал по данной теме, его примене-

ние в образовательном процессе, всегда применять его на уроках рисун-

ка в младших и старших классах.

Задача
: Изучить педагогическую литературу и педагогический опыт в этой области.
1.

Постановка корпуса и рук при рисовании.

Прежде всего надо научиться глядеть

на натуру – это самое основное

и довольно трудное.
(П.П. Чистяков) Постановка корпуса и рук при рисовании должна отвечать задаче це- лостного охвата изображаемого предмета зрением рисовальщика. Правильная постановка обеспечивает возможность постоянного сравнения рисунка изоб- ражаемого предмета с его моделью (гипсовый слепок, предмет), проверку верности избранного перспективного построения, выбранных пропорций и
особенностей светотеневого решения. Глаз рисовальщика остро воспринима- ет очертание натуры, изучает её пластическую форму. Этому ничего не долж- но мешать. Обычно мольберт располагают не слишком близко к модели, рассто- яние до которой должно составлять не менее трёхкратного, а то и четырёх- кратного её размера. Как можно раньше приучаем детей к тому, что расстоя- ние от глаза рисующего до мольберта должно соответствовать длине вы- тянутой руки. Рисунок должен располагаться под прямым углом к централь- ному лучу зрения рисовальщика, то есть находиться на самом коротком рас- стоянии от исполнителя. Дети важно объяснить, что
выбранная точка зре-

ния должна быть постоянной.
Сидеть за мольбертом или стоять за ним необходимо так, чтобы, изучая натуру, не менять выбранную точку обзора, дабы не допустить потом в работе путаницы и сбоя. Корпус рисовальщика остаётся в неизменном положении, основные конструктивные особенности формы изображаемого предмета отслеживаются лишь глазами (не нужны и неудобны повороты и наклоны корпуса). Не менее важной конечно является и правильная
постановка руки

рисовальщика.
Это нужно не упустить на первых порах обучения. Карандаш обычно держат не так, как дети привыкают держать ручку при письме, а так, как дирижер держит свою палочку. Я наблюдаю, как малы- ши упорно стараются держать инструмент рисунка, как приучены, и им не- легко быстро понять, что нажим на карандаш не всегда верный приём в рабо- те. Рисовальщик должен держать карандаш за неотточенный конец между ногтевыми фалангами большого, указательного и среднего пальцев. Такое по- ложение карандаша позволяет видеть рисунок, не закрывая его рукой, избе- гать касания рисунка всей рукой, при этом даёт ученику возможность начер- тания не только вертикальных и горизонтальных, но и круговых линий. Длин- ные линии проводят всей рукой, более короткие – кистью, а короткие линии и штриховку наносят, двигая лишь пальцами, держащими карандаш. По моему опыту на освоение этих важнейших моментов у детей уходит до полугода, иногда больше и позже уже переходит в правильный навык. Если сразу на по-
становку руки не обратить должного внимания со временем появляется проблемы зажатости запястья, пятна от ладони на рисунке - следовательно теряется качество и аккуратность рисунка. Поэтому учим стараться не опи- раться рукой на поверхность листа во время работы. А если и опираться, то только мизинцем, оставляя работающей кисти свободу и достаточную по- движность. Рисунокдолжен быть хорошо освещён, но таким образом, что- бы тень от руки не падала на него. Учитель рекомендует периодически вставать со своего рабочего ме- ста и оценивать исполнение рисунка на расстоянии, пока это не перерастёт у ребёнка в привычку. Особенно важно наблюдать и оценивать свою работу из- дали на завершающих стадиях выполнения рисунка. Далее
остановим внимание на материалах и технике учебного и

академического

рисунка.
Техника учебного и академического рисунка, средства выразительности и методы исполнения изображения определяются исходя из авторского замысла. Осуществить авторский замысел во всей его полноте – главная задача рисунка, ей подчинён весь арсенал его лаконичных средств изобразительности. Иногда я помогаю сформировать и осознать за- мысел в связи с задачей и определиться в средствах, ученик устанавливает для себя технику (линейный рисунок, штриховка по форме или прямыми штришками) необходимую для достижения цели. Существуют различные виды техник учебного и академического ри- сунка, в частности рисунок карандашом. Наряду с ним, к графике, включаю- щей рисунок как её неотъемлемую часть, относятся: рисунок углём, пером, сангиной, кистью и т.д., всевозможные виды одноцветного (и многоцветного) эстампа, то есть всевозможные гравюрные техники. Карандашный же рису- нок, являясь наиболее массовым видом рисования, остаётся и самой вырази- тельной его техникой. Особенно удобен карандашный рисунок на начальной стадии обучения рисованию, поэтому используется во всех образовательных программах ДХШ, ДШИ, ДМШ и др. учреждениях. Карандаш как материал широко используется в учебной практике, поскольку графит хорошо ложится и держится на бумаге, не осыпается, легко стирается мягкой резинкой (она
должна быть белого цвета и предназначена специально для графитного стержня). Качество графита зависит от степени однородности его массы, плохой графит царапает бумагу и для учебных целей не пригоден (на моём опыте – это дешёвые китайские карандаши в ярком оформлении плёнкой). Графит- ный карандаш обладает характерным тоном – серым или серо-чёрным (по сравнению с угольным тоном). В учебном и художественном отношении тех- ника графитного карандаша универсальна: с его помощью выполняются как линейные, так и тональные-живописные рисунки, он приспособлен и к черче- нию, и к письму. С появлением определённого опыта дети понимают, что ис- пользуя карандаш, можно моделировать объём как с помощью штрихового исполнения, так и ретушью. Рабочие плоскости карандаша также задейство- ваны в работе: моделировка осуществляется не только кончиком грифеля, но и его боковой стороной. Техника карандашного рисунка предполагает дифференцированное использование карандашей различной мягкости и твёрдости. Диапазон мяг- кости и плотности (твёрдости) грифельного материала тесно связан с задачей исполняемого рисунка и характером работы (начальная стадия, эскиз, набро- сок, прогнозирование стадий длительного рисунка и этапы его исполнения, финальная проработка деталей и целостного образа). Для длительного учебного рисунка поначалу используют не очень мягкие карандаши, преимущественно Т, ТМ, М, 2М. Силу тона карандашей пробуют на уголке листа бумаги, чтобы определить тот, который отвечает по- ставленной цели рисунка. В европейской системе в стиле «Кохинор» суще- ствует рекомендованные для рисунка карандаши VF, HB, B, 2B, 3B, то для набросков подходят более мягкие карандаши – 3B, 4B, 5B и т.д. Работа над длительным рисунком предполагает переход от твёрдых грифелей к мягким. Более твёрдые грифели используют на начальном этапе построения рисунка, а также на завершающей стадии, при конечной прора- ботке объёма в светотеневой моделировке. Мягкие карандаши необходимы при светотеневой проработке объёма и тональном решении фона и объёма
преимущественно в теневой зоне. В зависимости от поставленной задачи выбирают и бумагу. Для дли- тельного линейно-штрихового рисунка лучше брать плотную бумагу со слег- ка шероховатой поверхностью, как правило, это стандартный ватман («Гос- знак»). Обычно бумагу выбирают с фактурной поверхностью, она не должна быть гладкой. Более опытным ученикам можно использовать слегка тониро- ванную бумагу, причём последняя может быть как приобретена в готовом виде, так и изготовлена вручную, при помощи табака, чая, акварели. На ней работают в художественных училищах, университетах (направления архитек- туры, дизайна и искусств) Все эти нюансы обговариваются с учениками на теоретической части уроков, акцентируется внимание на том, что красота ри- сунка – его конкретность. Виртуозное знание техники и материалов рисунка позволяет пластически понимать тон и свет, приобретающие вид предметно пространственного единства. В школе именно рисунок – основа приобрете- ния профессионального мастерства. Полное осознание того, что форма и про- странство в рисунке взаимоперетекают, обнажая принцип «строить целое, ис- ходя из целого» к ученикам приходит уже за пределами школы, когда способ- ность упорно трудиться над рисунком умножается трижды. Сразу на первых занятиях необходимо объяснить детям, что рисунок выполняют только на одной стороне листа бумаги и далее, приступая к рабо- те, прямоугольный лист бумаги прикрепляют к мольберту, рисовальной доске или планшету, по её окончании бумагу обычно хранят в специальной папке, стараясь не скручивать её в рулон: листы после этого плохо крепятся и теря- ют свою плотность. В течении первого этапа процесса обучения педагог контролирует и форму заточки карандаша, объясняя и показывая почему и для чего конец гра- фита должен быть тонким и острым. Позже это уходит из рамок инструктив- ного материала. Педагог, естественно, уделяет много внимания техническому разви- тию. Различные типы штриховки, не являются одним лишь формальным средством: внешне это механические операции за которыми лежит изобрази-
тельная суть предмета. Преподаватель призван довести до учащихся именно эти моменты искусства рисунка, помочь охватить рисунок в широком диапа- зоне его пластических возможностей, продемонстрировать основные «эпи- центры» его художественной выразительности и представить то, что в рисун- ке является наиболее информационно важным и формально (технически) на- сыщенным. «Формула рисунка» - «своеобразная живопись черным и белым» - и система правил «изобразительной речи», при помощи которой рисунок гово- рит нам о нас самих и мире, в котором мы живём. Осознанный и умелый вы- бор техники исполнения рисунка и последовательный характер ведения рабо- ты обеспечивают более прогнозируемый, качественный её результат. В конеч- ном итоге все подчинено синтезу элементов в едином композиционно- содер- жательном целом, созданию выразительного образа при помощи линии, све- та, тени и композиционно-пространственного решения. Для прогресса в учёбе
огромное значение имеет овладение поня-

тиями.
Преподаватель вводит новые понятия, термины
дозированно,
как об- разные характеристики, позднее давая терминологические названия, которые лучше подать детям в стихотворных текстах. Этот метод вызывает интерес у учащихся и помогает преодолеть волнение, запомнить материал. Необходимо расчленять сложные явления, понятия, действия на простые элементы и вы- страивать освоения от простого к сложному. Объяснения должны быть до- ступны детскому мышлению (применять бытовые, игровые ситуации).
Перед педагогом стоит задача поддержать творческую актив-

ность детей на высоком уровне.
Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в рисунке, испытывал радость творчества и проявлял познаватель- ную активность, конечно следует обратить его внимание на разнообразный иконографический, иллюстративный материал, дающий представление о наи- более выразительных возможностях этой техники. Это и рисунки Ж.-Д. Эн- гра, карандашные рисунки К. Брюллова, рисунки И. Репина, В. Серова, В. Фаворского, Н. Фешина, великолепной школой рисунка является творчество М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, Ф. Малявина и конечно-же таких титанов
искусства как Леонардо-да-Винчи, Питера Пауля Рубенса, рисунок которого олицетворяет само прекрасное, Рафаэля Санти и Альбрехта Дюрера, Мике- ланджело Буаноротти и других художников. Формированию творческой ини- циативы также способствует созерцание картин мастеров непосредственно в музеях, причем последнее намного глубже проникает в духовный мир учени- ка, способствуя формированию художественного идеала.
Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.
(Уильям Блейк)
Используемая литература
: 1. Ю.И. Кузнецов «Рисунки Рубенса» 1974 г. 2. В. Сенин, О. Коваль «Школа рисунка карандашом» 2006 г. 3. Н.Н Ростовцев «Учебный рисунок» 1971 г. 4. В. А. Королёва «Материалы и техника рисунка» 1983 г.



В раздел образования