Автор: Потапова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №143"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Хлеб"
Раздел: дошкольное образование
Проект «ВСЕ О ХЛЕБЕ».
Актуальность.
Актуальность этой темы состоит в том, что у современных детей нет понимания
ценностного отношения, к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле.
Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине
или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского
человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы
решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное
в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли
человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное
отношение к результату его деятельности.
Гипотеза:
Если дети будут знать сколько затрачено труда людей разных профессий для того, чтобы
пришел хлеб к нам на стол, то будут бережнее относится к нему.
Цель:
Сформировать у детей знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и
хлебобулочных изделий.
Задачи:
1.Формировать
у
детей
знания
о
труде
хлебороба,
комбайнера,
тракториста,
пекаря,
агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из
муки хлеба), представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
2. Способствовать речевому общению детей, развитию умения вступать в диалог,
выразительности речи.
3.Формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоса.
4. Уточнить знания о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого
продукта для жизни человека.
5. Развивать основные психические процессы: память, внимание, образное и логическое
мышление и эмоциональную сферу ребёнка.
6. Обогатить кругозор, поддерживая естественный интерес и любознательность детей и
совершенствовать системы обследовательских действий.
7. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, согласованности движений со словами.
8. Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям
сельскохозяйственного труда;
воспитывать умение сотрудничать, планировать индивидуальную и коллективную работу
и навыки совместной деятельности;
воспитывать внимание, терпение, трудолюбие, доводить порученное дело до конца.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников, психолог,
учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-
эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты: у детей сформировано целостное представление о процессе
выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети знают,
как изменился труд людей, выращивающих хлеб в настоящее время. Насколько этот
процесс стал механизированным.
Сроки реализации проекта: 6 месяцев.
Подготовительный этап: (Октябрь)
1.Выявление знаний детей о хлебе, его производстве, профессиях людей, задействованных
в производстве хлеба, а также о технике, помогающей человеку.
2.Подбор художественного слова по теме: стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки,
приметы , чистоговорки : подбор физкультминуток.
3.Подбор иллюстративного материала.
4.Подбор музыкальных произведений.
5.Составление бесед (вопросов).
Основной этап:(4 месяца)
Ноябрь
Формы работы
1неделя
Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Что лишнее?». Рассматривание
репродукции И.И. Шишкина «Золотая рожь». Беседа: «Что такое хлеб?».
Продуктивная деятельность: рисование «Колосок». Презентация «Хлеб -
всему голова!». Анализ пословицы «Хлеб - всему голова».
2 неделя
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови признаки».
Рассматривание репродукции Г. Мясоедова «Жатва». Беседа: «Ценность
хлеба!». Продуктивная деятельность: (изготовление соленого теста), лепка
«Чудо-пирог»(коллективная работа).Чтение сказки «Теплый хлеб».
3 неделя
Дидактические игры: «Доскажи словечко», « Четвертый лишний».
Разгадывание загадок по теме: «Хлеб». Рассматривание репродукции Т. Н.
Яблонского «Хлеб». Разучивание физкультминутки «Подрастает зернышко».
Слушание песенки - загадки о хлебе. Беседа «Что было - что стало?».
4 неделя
Дидактические игры: «Назови ласково», «Так ли это?». Рассматривание
репродукции М.В. Данцига «Золотая земля». Анализ и беседа по пословицам:
«Пот на спине - так и хлеб на столе», «Не велик кусок пирога, а стоит много
труда». Презентация «Виды хлеба». Разучивание стихотворения Я. Аким
«Пшеница». НОД «Хлеб - всему голова!» (интеграция образовательных
областей).
Декабрь
Формы работы
1неделя
Дидактические игры: «Кто назовет больше блюд», «Да-нет». Рассматривание
репродукции М. Клодт «На пашне» Беседа: «Если бы я был пекарем».
Просмотр фильма «Процесс приготовления хлебобулочных изделий».
Взаимодействие с родителями: выставка рисунков «Хлеб».
2 неделя
Дидактические игры: « Угадай, что это?», « Сломаный телефон».
Рассматривание репродукции И. И. Шишкина «Уборка хлеба». Беседа:
«Сельскохозяйственная техника». Слушание муз. произведения П.И.
Чайковского «Август. Жатва».
3 неделя
Дидактические игры: «Узнай по запаху». Рассматривание репродукции И.
Левитана «Рожь». Беседа: «Важные профессии». Разучивание
физкультминутки «Колобок». Стихотворение И. Токмаковой «Пахнет
хлебом».
4 неделя
Дидактические игры: « Опиши». Разучивание артикуляционной гимнастики
«Тесто». Чтение: Г.Х. Андерсен: «Девочка, которая наступила на хлеб». НОД
«Путешествие зернышка».
Январь
Формы работы
2неделя
Чт
ение: Украинской народной сказки «Колосок». Слушание и разучивание
песни «Колосок» сл. В .Орлова. Чтение стихотворения Я. Дягутите «Руки
человека». Создание и рассматривание коллекции зерен. Разбор и анализ
пословицы: «Одно зерно горсть дает».
3 неделя
М. Пришвин « Лисичкин хлеб». Беседа: «Хлеб-от земли, сила-от хлеба».
Консультация для родителей о хлебе. Игра: «Волшебный мешочек».
Разгадывание загадок.
4 неделя
Экскурсия в хлебный магазин. Чаепитие детей и родителей с хлебо –
булочными изделиями. Беседа: «От зерна до булки». Театрализованная
деятельность «Колобок». Разучивание скороговорок по теме: «Хлеб».
Февраль
Формы работы
1неделя
Игры: « Я знаю…», « Доскажи словечко». Просмотр мультипликационного
фильма «По секрету всему свету»(как получается хлеб).Стихотворение
Г.Ладонщикова «Рождение караваев». Игра: «Я начну, а ты продолжи».
2 неделя
Проращивание зерен в прозрачных лотках(наблюдение).Игра: «Хлеборобы».
Взаимодействие с родителями: составление рассказов и сказок о хлебе.
Беседа: «Важность профессии агронома».
3 неделя
Слушание песни «Шумят хлеба». Экскурсия на пищеблок детского сада
(замешивание кислого теста).Стихотворение С. Михалкова «Булка».
Пословицы и поговорки: «Пока есть хлеб да вода-все не беда», «Горька
работа, да хлеб сладок».
4 неделя
Беседа: «Какой хлеб вкуснее?». Игра «Парочки»(Использование
интерактивной доски).Изготовление схемы-алгоритма «От зерна до хлеба».
Просмотр мультфильма : «Чудо-мельница». Разучивание стихотворения О.
Стратонович «Хлеб».
Заключительный этап:(март)
1.Анкетирование детей и родителей.
2.Викторина: « Все о хлебе».
3.НОД «Символ жизни»(интеграция образовательных областей).