Напоминание

развитие мелкой моторики


Автор: Провоторова Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ Дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: г.Уфа, Башкортостан
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: развитие мелкой моторики
Раздел: дошкольное образование





Назад




У детей, воспитывающихся в доме ребёнка, довольно низок уровень нервно – психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов ). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном и интеллектуальном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. У детей различные отклонения в поведении. Это касается сна, аппетита малышей. Эти дети гипервозбудимые, неуравновешенные. Свои просьбы, желания выражают жестами, движениями, криком. Есть мало эмоциональные дети, с которыми трудно установить контакт. Поэтому дети требуют к себе повышенного внимания, особого отношения. В нашей группе большинство детей находится на уровне эмоционального общения. В своей работе мы считаем главным: полное принятие ребёнка таким, каков он есть, пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша. Для развития сенсорной культуры у нас есть всё. Пирамидки, бусы, шнуровки, кубики, камушки, бумага всегда под рукой и всегда доступно. Самым важным и необходимым на начальном этапе являются упражнения развития мелкой моторики. Начинаем с массажа пальчиков рук. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Установлено, что массаж большого пальца повышает фукциональную активность головного мозга; указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего - на кишечник; безымянного - на печень и почки; мизинца – на сердце. Крайние фаланги пальчиков рефлекторно влияют на развитие высших корковых функций мозга, поэтому как можно чаще « раздражаем» их: похлопываем, разминаем. Постукиваем по подушечкам своим пальцем, берём детскую руку, начав с мизинца, постукиванием ими о стол, приговаривая «тук – тук – тук» Для начала занятий выбираем более простые упражнения: 1. «Ты, утёнок, не пищи, Сжимание и разжимание Лучше маму поищи». Пальцев рук 2. « Водичка - водичка Умой моё личико. Движения в соответствии С текстом. Занимаясь с ребёнком, используем потешки, например:
« В прятки пальчики играли Энергично сжимаем и И головки убирали разжимаем кулачки, Вот так , вот так показываем ладошки. Так головки убирали». Во время проговаривания потешки необходимо крутить, двигать пальцами в разных направлениях. Если ребёнок затрудняется выполнять движение самостоятельно, помогаем ему. Такие занятия укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Для развития мелкой моторики рук используем разнообразный материал: - различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов и др.; - мозаика ( для детей раннего возраста – крупная ); - бусы и пуговицы разной величины; - катушки для наматывания на них верёвочек; - дощечки с множеством отверстий; - различные виды застёжек: молнии, пуговицы, шнуровки; - наборы палочек; - разнообразные мелкие игрушки. Упражнения с пальчиками нужно проводить не более 5 минут, проводить их нужно эмоционально. Ребёнок любое упражнение выполняет только по образцу. Проведенные учёными исследования и наблюдения показали, что степень развития пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. У говорящих детей пальцы свободны, легко выполняют изолированные движения, и если ребёнок не говорит, пальцы его руки вялые, негибкие. Поэтому сразу с поступлением ребёнка в группу проводим с ним упражнения по развитию мелкой моторики. Дети любят собирать пирамидки. Сначала они нанизывают кольца на стержень без учёта величины и цвета, затем постоянно добиваемся, чтобы собирали по убывающей величине и одного цвета. Упражнения на развитие тактильных ощущений. Хорошим раздражителем кистей рук,пальцев, ладоней являются различные поверхности. Для этого используем дощечки, обтянутые разной
тканью. Ребёнок с удовольствием касается разных поверхностей, испытывает разные ощущения ( мягкие, гладкие, шершавые, грубые). Эффективным раздражителем рук являются предметы разного качества. Проводим игру «Сухой бассейн». Ребёнок сидит за столом, ставим перед ним ёмкость, наполненную разноцветными крышками от пластиковых бутылок, двигаем пальцами вместе с ребёнком, затем ребёнок делает это сам, захватывает крышку, сжимает их в кулачке, выпускает из рук. «Игра с водой» Во время умывания ( используем режимные моменты) брызгаем на руки ребёнка воду, объясняем, что руки стали мокрые, затем растираем руки махровым полотенцем, побуждая к этому и ребёнка. Дети очень любят такие упражнения. Знакомство с качеством малериалов. Уже в раннем возрасте знакомим с тем что предметы бывают разного качества: одни – мягкие, другие – жёсткие, твёрдые, третьи – сухие, некоторые - липкие и тд. Твёрдые материалы. Для знакомства с этим качеством используем деревянные пирамидки, геометрические игрушки - круг , квадрат, треугольник. Обследуя геометрические фигуры ,ребёнок проводит пальчиком по краю границы, чувствуя при этом фиксированную линию. Для сравнения ребёнок берёт в руки меховую игрушку или резиновую. Ообъясняем ему, что кольца пирамидки твёрдые, а зайка мягкий. Жидкие материалы. С детьми старшей подгруппы проводятся упражнения с водой. Ставим перед ребё1нком тарелку и пустую ёмкость. Сначала ложкой переливаем воду из одной ёмкости в другую, слушаем вместе, как журчит вода, затем ребёнок, делает сам. При этом развивается слуховое восприятие.
Сухие материалы. Сидя с ребёнком за столом, пересыпаем из одной ёмкости в другую крупу ( рис, гречку) или горох. Ребёнок слушает. Затем кладём руки ребёнка на насыпанную крупу, плавно двигаем, ребёнок ощущает это прикосновение. Чаще всего используем в работе пособия, изготовленные своими руками. Например, ребёнок сидит за столом, перед ним на подносе крышки от пластиковых бутылок с отверстиями посредине, шнурок. Ребёнок нанизывает на шнурок эти крышки через отверстия,» собирает бусы». Занятие требует усидчивости, внимания и точного движения пальцев. Не менее усидчивым и кропотливым является занятие по заполнению пластиковой бутылки мелкими предметами: через прорезанное сбоку в бутылке отверстие ребёнок заполняет её крышками одного цвета. При этом развивается мелкая моторика рук, слуховое восприятие( ребёнок слушает звук падающей крышки), цветовое чувство. Упражнение «вставь палочки в отверстия» так же требуется от ребёнка большого напряжения, внимания и сосредоточенности. Ручка ребёнка при этом действует с особой точностью Все описанные выше мероприятия, проводимые с детьми, дают положительные результат, так как проводятся систематически в доступной форме, с использованием яркого, наглядного материала, индивидуально с каждым ребёнком. Мы видим положительные изменения, происходящие с нашими детьми.



В раздел образования