Автор: Провоторова Валентина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУЗ Дом ребёнка специализированный Населённый пункт: г.Уфа, Башкортостан Наименование материала: статья (из опыта работы) Тема: развитие мелкой моторики Раздел: дошкольное образование
У детей, воспитывающихся в доме ребёнка, довольно низок уровень нервно –
психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье,
так и с биологическими факторами (течение беременности, родов ).
Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном и
интеллектуальном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее
становление маленького человека. У детей различные отклонения в
поведении. Это касается сна, аппетита малышей. Эти дети гипервозбудимые,
неуравновешенные. Свои просьбы, желания выражают жестами, движениями,
криком. Есть мало эмоциональные дети, с которыми трудно установить
контакт. Поэтому дети требуют к себе повышенного внимания, особого
отношения.
В нашей группе большинство детей находится на уровне эмоционального
общения. В своей работе мы считаем главным: полное принятие ребёнка
таким, каков он есть, пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах
деятельности малыша.
Для развития сенсорной культуры у нас есть всё. Пирамидки, бусы,
шнуровки, кубики, камушки, бумага всегда под рукой и всегда доступно.
Самым важным и необходимым на начальном этапе являются упражнения
развития мелкой моторики. Начинаем с массажа пальчиков рук.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие.
Установлено, что массаж большого пальца повышает фукциональную
активность головного мозга; указательного - оказывает благотворное влияние
на состояние желудка; среднего - на кишечник; безымянного - на печень и
почки; мизинца – на сердце. Крайние фаланги пальчиков рефлекторно влияют
на развитие высших корковых функций мозга, поэтому как можно чаще «
раздражаем» их: похлопываем, разминаем. Постукиваем по подушечкам
своим пальцем, берём детскую руку, начав с мизинца, постукиванием ими о
стол, приговаривая «тук – тук – тук»
Для начала занятий выбираем более простые упражнения:
1.
«Ты, утёнок, не пищи, Сжимание и разжимание
Лучше маму поищи». Пальцев рук
2.
« Водичка - водичка
Умой моё личико. Движения в соответствии
С текстом.
Занимаясь с ребёнком, используем потешки, например:
« В прятки пальчики играли Энергично сжимаем и
И головки убирали разжимаем кулачки,
Вот так , вот так показываем ладошки.
Так головки убирали».
Во время проговаривания потешки необходимо крутить, двигать
пальцами в разных направлениях. Если ребёнок затрудняется выполнять
движение самостоятельно, помогаем ему. Такие занятия укрепляют
мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более
точными, быстрыми и ловкими.
Для развития мелкой моторики рук используем разнообразный
материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков,
косточек от фруктов и др.;
- мозаика ( для детей раннего возраста – крупная );
- бусы и пуговицы разной величины;
- катушки для наматывания на них верёвочек;
- дощечки с множеством отверстий;
- различные виды застёжек: молнии, пуговицы, шнуровки;
- наборы палочек;
- разнообразные мелкие игрушки.
Упражнения с пальчиками нужно проводить не более 5 минут, проводить
их нужно эмоционально. Ребёнок любое упражнение выполняет только по
образцу.
Проведенные учёными исследования и наблюдения показали, что
степень развития пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.
У говорящих детей пальцы свободны, легко выполняют изолированные
движения, и если ребёнок не говорит, пальцы его руки вялые, негибкие.
Поэтому сразу с поступлением ребёнка в группу проводим с ним
упражнения по развитию мелкой моторики.
Дети любят собирать пирамидки. Сначала они нанизывают кольца на
стержень без учёта величины и цвета, затем постоянно добиваемся,
чтобы собирали по убывающей величине и одного цвета.
Упражнения на развитие тактильных ощущений.
Хорошим раздражителем кистей рук,пальцев, ладоней являются
различные поверхности. Для этого используем дощечки, обтянутые разной
тканью. Ребёнок с удовольствием касается разных поверхностей,
испытывает разные ощущения ( мягкие, гладкие, шершавые, грубые).
Эффективным раздражителем рук являются предметы разного
качества.
Проводим игру «Сухой бассейн».
Ребёнок сидит за столом, ставим перед ним ёмкость, наполненную
разноцветными крышками от пластиковых бутылок, двигаем пальцами
вместе с ребёнком, затем ребёнок делает это сам, захватывает крышку,
сжимает их в кулачке, выпускает из рук.
«Игра с водой»
Во время умывания ( используем режимные моменты) брызгаем на руки
ребёнка воду, объясняем, что руки стали мокрые, затем растираем руки
махровым полотенцем, побуждая к этому и ребёнка.
Дети очень любят такие упражнения.
Знакомство с качеством малериалов.
Уже в раннем возрасте знакомим с тем что предметы бывают разного
качества: одни – мягкие, другие – жёсткие, твёрдые, третьи – сухие,
некоторые - липкие и тд.
Твёрдые материалы.
Для знакомства с этим качеством используем деревянные пирамидки,
геометрические игрушки - круг , квадрат, треугольник. Обследуя
геометрические фигуры ,ребёнок проводит пальчиком по краю границы,
чувствуя при этом фиксированную линию.
Для сравнения ребёнок берёт в руки меховую игрушку или резиновую.
Ообъясняем ему, что кольца пирамидки твёрдые, а зайка мягкий.
Жидкие материалы.
С детьми старшей подгруппы проводятся упражнения с водой. Ставим
перед ребё1нком тарелку и пустую ёмкость. Сначала ложкой переливаем
воду из одной ёмкости в другую, слушаем вместе, как журчит вода, затем
ребёнок, делает сам. При этом развивается слуховое восприятие.
Сухие материалы.
Сидя с ребёнком за столом, пересыпаем из одной ёмкости в другую крупу
( рис, гречку) или горох. Ребёнок слушает. Затем кладём руки ребёнка на
насыпанную крупу, плавно двигаем, ребёнок ощущает это прикосновение.
Чаще всего используем в работе пособия, изготовленные своими
руками. Например, ребёнок сидит за столом, перед ним на подносе крышки
от пластиковых бутылок с отверстиями посредине, шнурок. Ребёнок
нанизывает на шнурок эти крышки через отверстия,» собирает бусы».
Занятие требует усидчивости, внимания и точного движения пальцев.
Не менее усидчивым и кропотливым является занятие по заполнению
пластиковой бутылки мелкими предметами: через прорезанное сбоку в
бутылке отверстие ребёнок заполняет её крышками одного цвета. При этом
развивается мелкая моторика рук, слуховое восприятие( ребёнок слушает
звук падающей крышки), цветовое чувство.
Упражнение «вставь палочки в отверстия» так же требуется от ребёнка
большого напряжения, внимания и сосредоточенности. Ручка ребёнка при
этом действует с особой точностью
Все описанные выше мероприятия, проводимые с детьми, дают
положительные результат, так как проводятся систематически в доступной
форме, с использованием яркого, наглядного материала, индивидуально с
каждым ребёнком. Мы видим положительные изменения, происходящие с
нашими детьми.